Источники инвестиционных ресурсов фирмы (самофинансирование, кредиты, эмиссия ценных бумаг).




Самофинансирование: Существует два основных источника финансировании инвес­тиций за счет собственных средств: амортизационные отчислении и прибыль.

Собственные средства предприятии традиционно являются ба­зовыми источниками инвестиционных ресурсов. Как привило, на их долю в странах с развитой рыночной экономикой приходится поряд­ка 50—80% всех финансовых ресурсов. Примерно также обстоит дело в нашей стране, где доля самофинансирования колеблется во­круг 50% и примерно в равных долях распадается на реинвестиру­емые прибыли и амортизационные отчисления.

Главным достоинством самофинансирования как источника инвестиций является отсутствие внешних издержек.

Используя собст­венные ресурсы, фирма ни перед кем не несет финансовых обяза­тельств, что существенно увеличивает степень свободы ее повеле­ния. Для осуществления инвестиционного проекта в этом случае достаточно внутреннего убеждения руководства фирмы в его целе­сообразности. Это существенное преимущество в реальных услови­ях неопределенности и риска.

Главный недостаток самофинансирования состоит в ограничен­ности имеющихся у фирмы средств. Она существенным образом сдерживает темпы роста и масштабы инвестиционной деятельности и заставляет прибегать к внешним источникам финансирования.

Центральной проблемой инвестиционного кредитования для предприятия является получение средств по приемлемым ставкам. Уровень ставки процента по кредитам для конкретной фирмы зависит от ряда факторов, важнейшими среди которых являются следующие,

1. Срок кредитования. Различают краткосрочные и долгосрочные кредиты. Краткосрочные кредиты выдаются на непродолжительный срок, как правило, на несколько месяцев. Они необходимы предприятию для осуществления текущей производственной деятельности. Заем шик направляет их на пополнение временного недостатка оборотных средств: для приобретения сырья, материалов, выдачи заработной платы своим работникам.

Необходимость получения долгосрочного кредита возникает в связи со стратегическими целями предприятия, прежде всего инвестиционного характера. Долгосрочный кредит предоставляется для обслуживания долговременных потребностей, связанных с техническим перевооружением предприятия, модернизацией производства, осуществлением капитальных затрат по расширению произ­водства на срок, превышающий год.

Процентная ставка по краткосрочным кредитам устанавливается на более высоком уровне, чем по долгосрочным, что демонст­рирует заинтересованность банка в поддержании стабильных про­должительных связей со своими контрагентами,

2. Сумма предоставляемого кредита. По крупным ссудам ставки обычно ниже, чем по мелким. Дифференциация процентных ставок обусловлена в первую очередь расходами банка по обслуживанию клиентов-заемщиков. Чем меньше абсолютный размер кредита, тем большая доля постоянных административных издержек будет при­ходиться на каждую денежную единицу небольшой ссуды. Поэтому по мелким ссудам банк взимает высокий процент.

3. Уровень кредитного риска, который в свою очередь зависит:

а) от деловой репутации заемщика, включая его кредитную историю и кредитный рейтинг;

б) от обеспечения кредита.

Основным методом зашиты от возникновения кредитного риска является анализ банком деловой репутации заемщика, про­верка его кредитной истории, составление кредитного рейтинга кли­ента. Эта деятельность банка направлена на получение объективной информации о клиенте и уменьшение возможностей мошенниче­ства с его стороны.

Кредитная история — своеобразная финансовая биография компании, ее имидж и репутация, характеризующая исполнение финансовых обязательств. Она включает в себя данные по различ­ным займам, арендным сделкам, финансовым обязательствам, взя­тым на себя предприятием, а также информацию о том, каким об­разом эти обязательства им выполнялись, а именно: о выплате в срок, наличии просроченное выплаты, отказе от выплат, проведении су­дебного процесса по делам о неуплате и т.д.

Анализ подобной информации имеет определяющее значение для банка, рассматривающего заявку на получение кредита. Стоит заемщику хоть раз проявить склонность к сознательному мошенни­честву, и ставка кредита для него возрастет многократно. Возмож­но и полное отлучение» подобного заемщика от доступа к к рели­там в любом банке. Банку кредитная история клиента дает возможность получить информацию о надежности своего потенци­ального партнера, а значит, позволяет существенно снизить риски кредитования. Как правило, банки самостоятельно формируют кре­дитные истории своих клиентов, организуя единую базу данных по заемщикам. Аналогичная работа осуществляется также и специали­зированными компаниями — кредитными агентствами или кредит­ными бюро.

Наряду с созданием кредитной истории клиентов кредитные агентства (а иногда и собственные службы банка) рассчитывают кре­дитный рейтинг, с помощью которого можно провести быструю комплексную опенку кредитоспособности заемщика. Суть кредитного рейтинга состоит в объединении всех заемщиков в несколько групп по степени надежности: от практически безупречных и вплоть до заслуживающих лишь ограниченного доверия. Каждой группе присваивается определенное буквенное или цифровое обозначение (например, ААА — для высшей группы, ААВ — для следующей}. Далее кредитное агентство всесторонне оценивает фирму, включает ее а одну из групп и присваивает соответствующий рейтинг, По мере поступления новая информации рейтинг может меняться в ту или иную сторону. Теперь кредитору достаточно знать рейтинг заемщика, чтобы без дополнительных исследований составить общее представление о его надежности.

4. Тип кредита (коммерческий или банковский}. Коммерческий, или товарный, кредит предоставляется одним небанковским предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. В основе коммерческого кредита находится вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Процент по товарному кредиту включается в иену товара и в сумму векселя. Он значительно ниже, чем по банковскому кредиту. Это связано с определенными ограничениями в существовании коммерческого кредита. Размеры этого кредита ограничены величиной свободных капиталов, которыми располагают предприниматели. Коммерческий кредит обслуживает исключительно обращение товаров.

Процентная ставка по банковскому кредиту, предоставляемому кредитно-финансовыми институтами юридическим и физическим лицам, как правило, превышают ставку по коммерческому кредиту. Банковский кредит превосходит границы коммерческого кредита по размерам, срокам, направлениям, сферам применения.

Второй, составной частью кредитно-финансового рынка явля­ется рынок ценных бумаг, с помощью которого становится возмож­ным организовать приток инвестиции, к действующим и экономике компаниям и организовать эффективный перелив капитала между отраслями В настоящее время рынок ценных бумаг завоевывает позиции одного из наиболее перспективных инструментов привлече­ния компаниями финансовый средств для будущего развития. Выпуская акции и облигации, компании получают возможность привлекать денежные средства множества поставщиков капитала, аккумулировать большие суммы на продолжительный срок. В данном случаев качестве механизма, с помощью которого проводится передача денежных средств от собственников капитала к лицам, нуждающимся в нем, выступает не фирма-посредник (банк), а рынок ценных бумаг. Акционерные общества аккумулируют капитал для начала сво­ей деятельности или ее расширения с помощью эмиссии акций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: