Менеджер проекта. Роль менеджера проекта уникальна, так как он управляет временной, уникальной деятельностью и часто действует в рамках созданной под конкретный проект организационной структуры. Менеджеру проекта необходимо распорядиться ресурсами так, чтобы завершить данный проект в заданных временных рамках, уложиться в смету и не нарушить всех условий, а главное — достигнуть необходимого результата. Проектные менеджеры (РМ — project managers) являются связующим звеном между компанией, реализующей проект и заказчиком и должны уметь сочетать требования заказчика и возможности своей команды (уметь увязать ожидания и требования заказчика со своими возможностями, не упустив своих интересов). РМ должны добиваться разумного баланса между всеми ресурсами и требованиями к проекту. Очевидно, что управление проектом — это уникальная и увлекательная профессия.
РМ осуществляет руководство, координацию и объединение усилий проектной команды. Участники проектной команды часто персонала, временно объединенного в рамках данного проекта, структурно относящегося к своим функциональным отделам.
Вообще говоря, наиболее важными обязанностями менеджера проекта являются координация работ участников проекта, руководство взаимосвязанными работами различных подразделений в рамках проекта, ведение переговоров, разрешение конфликтов. Если проект масштабный, то ведение документации, ввод информации в систему о проекте, расчет графиков работ, анализ рисков, подготовку отчетов и т. д. разумно поручить помощникам (возможно, в рамках проектного офиса). Такую помощь, например, может оказывать аналитик из проектного офиса.
Участники проекта. Проектная концепция управления заключается в делегировании власти и возложении ответственности за достижение целей на определенных руководителях — менеджере проекта и ключевых членах команды. Но при практической реализации данной концепции возникают сложности создания эффективной временной системы управления, которая вынуждена функционировать параллельно с постоянной системой управления в компании.
|
Таким образом, оптимальная организация команды проекта, эффективная организационная структура проекта, включающая как руководителей проекта, так и исполнителей (охватывая все подразделения и специалистов, оказывающих поддержку проекту), позволяет разумно определить роли и ответственность и повысить эффективность управления и избежать проблем.
На рис. 3.1 представлена организационная структура проекта, где менеджер проекта обеспечивает интеграцию основных участников. Группа контроля целей осуществляет проверку и согласование целей проекта со стратегическими целями организации. Группа технического контроля проверяет соответствие технических решений и используемых технологий стандартам различных уровней. Офис проекта и администратор и оказывают поддержку менеджеру проекта в ведении документации и реализации управленческих функций.
Рис. 3.1. Пример организации проекта
Роли ведущих членов команды проекта могут различаться в зависимости от типа проекта. Для промышленного проекта, например, в ядро команды, кроме менеджера проекта, можно включить главного инженера проекта, который будет отвечать за спецификации и качество конечного продукта.
|
Администратор проекта — специалист, отвечающий за все официальное делопроизводство внутри проекта, ведущий документацию, деловую переписку по проекту. Администратор протоколирует вносимые изменения, вопросы, связанные с контрактом. Зачастую администратор отвечает также за ведение архива проекта.
Контролер проекта осуществляет сбор, обработку и учет информации о ходе выполнения работ и соответствии фактических работ, затрат плановым.
Если проект масштабный, то в команду могут быть включены:
Руководитель служб поддержки отвечает за функционирование служб и поддержки общеуправленческих функций информационной поддержки.
Офис проекта. Офис управления проектом (ОУП). Для небольших проектов наличие ОУП бывает неосмотрительно затратным. Но для крупномасштабных проектов офис, а зачастую просто необходим. Офис или штаб проекта является центром, где собирается информация по проекту, проводятся совещания, встречи. У постоянных членов команды проекта рабочие места, по возможности, следует располагать в штабе.
Координатор проекта. Осуществляет отслеживание и сопоставление текущего состояния проекта с запланированным по ресурсам, срокам и др. Сигнализирует руководству о необходимости внесения изменений в детальный план и расписание, а также напоминает о необходимости «поторопить» поставщиков, партнеров и др.
В каждом проекте возможно указать участников, деятельность которых будет решающей для успеха всего проекта. Например, члены высшего руководства организации (осуществляющие общее руководство проектом); члены совета проекта (принимающие решения по проекту); лица, контролирующие проект; специалисты, обладающие специфической квалификацией, особо значимой в достижении результатов проекта и т. п. Организационная структура управления должна способствовать наилучшему взаимодействию менеджера проекта с данными специалистами.