ПОНЯТИЕ И ОСНОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ПРАВА




 

['в то время как публичное право, по общему правилу , не может I быть осуществлено в порядке гражданского судопроизводства f («Допустимость разбора дела общими судами»; см. § 13 Закона ',о судопроизводстве),

2. Частными правами по большей части можно распоряжатъ-- ". ся, публичными — нельзя. Но в отношении и тех и других имеют­ся важные исключения. Брак, право на имя и некоторые другие tчастные права изъяты из пределов свободного распоряжения имиг I а от некоторых процессуальных прав, несмотря на их публично- ', правовую природу, можно отказаться.

; 3. Частное право земель, если оставить в стороне оговорки, |полностыо отменено ст. 55, публичное право — лишь постольку, |поскольку оно противоречит Г, У. (см. выше, § 14, 1, 4).

W

- IV. В публичном праве мы различаем следующие разделы:

1. Государственное право; оно регулирует отношения государства и
|других политических организаций 8 к своим членам, т» е. внутренние отно-
|шення. К государственному праву относятся также'

| а) административное право, совокупность правовых норм, регулирую-|щпх публичное управление;

* б) уголовное право и уголовный процесс;

в) гражданско-процессуальное право; ибо защита частных прав также I относится к задачам государства (иначе — французская точка зрения, при-Бчисляющая гражданский процесс к частному праву); I г) остающийся за выделением этих частей основной стержень государ-ственного права мы называем государственным правом в тесном смысле |.слова. В него входят конституция государства и общие принципы осуще-I ствления государственного господства над членами его.

2. Церковное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих
|,отношения христианских религиозных обществ.

I 3. Международное право, которое регулирует отношения между суве­ренными государствами, не подчиненными никакой стоящей над ними госу-| дарственной власти. Здесь речь идет не о господстве и подчинении (Ueber-land Unterordnung), как в государственном праве; наоборот, государства |все между собой равноправны. Международное право также относится к Г праву публичному 9. Оно регулирует положение государств в общении на-Iродов, в то время как государственное право регулирует отношения внутри |государства.

, V. Разграничение между публичным и частным правом не |жсключает того, что, при известных обстоятельствах, цивилисти-|'ческие по содержанию принципы применяются, даже иногда и в | измененном виде, в качестве публичноправовых к публичнопра-

Ц —___:

\

7» Исключения например, притязания чиновников на уплату им жалования, при­тязания на возмещение за отчуждение, притязания на возмещение вреда вследствие на-ррушения служебного долга.

(8 Под политическими организациями нужно понимать все публичные, за исключе­нием церковных

i 9 Некоторые авторы рассматривают его как особую отрасль права, не относящуюся [ни к публичному, ни к частному праву. Церковное право также иногда считают самостоя-.тельным Таким образом, имеется четыре главных раздела- частное право, публичнее, шерковное и международное право, а выражение «публичное право» обозначает то дав, pro обозначено выше как «государственное право в широком смысле». *



общая часть. раздел: г. право


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ 133


 


вовым отношениям. Это относится, например, к § 618 Г. У., кото­рый имеет руководящее значение для служебных отношений госу­дарственных служащих10, Оно относится к ответственности по § 278 Г. У., которая имеет место и при публичноправовом поль-еовании услугами учрежденияи. Особенно следует обратить внимание на то, принадлежал ли на более ранней ступени разви­тия права правовой институт к частному праву, а теперь причис­ляется к публичному праву. Тогда, может" быть, уместно, за от­сутствием публичного регулирования, применение, по существу, частноправовых норм. В остальном, при умолчании закона, пуб­личное право следует пополнять путем нахождения права, исходя из принципов jus publicum которые, однако, могут частично сов­падать с частноправовыми принципами 12.

П. ВОЗНИКНОВЕНИЕ Ж ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ1

(УЧЕНИЕ 0В ИСТОЧНИКАХ ПРАВА)

ЗАКОНОД 4ТЕ ЛЬСТВО

Laband, Staatsrecht, I, S 540 И, П, S 544 ff, Haenel, Staatsrecht, I, S 238 ff, G Meyer-Anschutz, Staatsrecht § 155 It, Pfaff u Hofmann, Komm I, S 126 ff Regelsber-ger, I, § 18 ff, Gierfce, D Pr В,1, § 18 ff, Jellmek, Gesetz u Verordnung, 1887, Haenel, Das Geaetz im. formellen und materiellen Sinne, 1888, Ehrenzweie/, § 10, Pisho в KI<mg, I, S 39 ff,Boss,Theone der Rechtso;uellen,1929, S 371ff, Wenzel, Juristische Grundprobleme <Begnff des Gesetzes), 1920, Tnepel, Der Weg der Gesetzgebung nach der neuen E V, Arch off E, 39, S 456 ff, Я Я Lammers, в статье «Gesetz und Gesetzgebung>, HWB d BW, Bd II, S» 857 ff, Fleiner, Instltutionen, 8 Aufl, S 67 ff, Anschutz, Beichsverfassung, 10 Aufl, S 312 ff О понятии закона в имперсьои конституции 1919 г см также Die Veroffentlichungen der Vereinigung der deutschen Staatsrechtslebre, Bd 4, S 98 ff 136 ff, 168 ff, с сообщениями Heller u Wenzel, затем Colin Capitant, I, p 10 suns, 42 suns

§ 32. Понятие и необходимые условия. I. О законе говорят в трояком смысле- 1. Закон'(в материальном смысле) есть правовая норма, или совокупность правовых норм, которая установлена и опубликована государственными органами, образованными в соответствии с конституцией.

2. Закон (в формальном смысле) есть всякое распоряжение,
изданное законодательными органами государства в нормально
предусмотренной конституцией форме постановления законода­
тельных органов (см, II, 4).

3. Наконец, понятие закона, в виде исключения, употреб­
ляется в смысле, равнозначном понятию права (правовой нормы),

10 Доказательства — см Staudmger-Nipperdey, § 618, S 290

" BGE, 112, S 290

13 См Fleiner, Instltutionen, 4, 1, 2, Meyer, Die Anwendung privatrechtlieher Normen tra Verwaltungsrecht, Arch off R, N F, 11, S 230

1 Общее обоснование этого учения дано уже выше, в § 29 В дальнейшем рассма­триваются основания возникновения в отдельности


как, например, в ст. 2 Вводного закона, в §1 Закона о судоустрой­стве, в ст. 102 имперской конституции 1919 г., в § 549, 550 Устава гражданского судопроизводства. Оно охватывает в таком слу­чае не только автономно установленное право, но и обычное право.

II. Прежде всего, здесь речь должна идти о понятии закона в первом смысле. Оно требует более подробных пояснений.

1. Закон основан на государственном распоряжении. Право­
творческую деятельность других общественных организаций, как
церковь, общины, поскольку она вообще признается, мы назы­
ваем автономией (см. ниже, § 40).

2. Закон исходит от органов, облеченных по конституции пра­
вом устанавливать правовые нормы. Следует различать:

а) Законодательство в обычном порядке. В германской импе»
рии до революции 1918 г. оно принадлежало союзным правитель­
ствам, которые,) однако, могли издать закон только после пред­
варительного одобрения его рейхстагом. По имперской конститу­
ции И августа 1919 г. имперские законы возникали в результате
решения рейхстага или, в определенных случаях, посредством
референдума (см. ниже, § 33, III).

б) В известных случаях, однако, правовые нормы могут быть
установлены и без участия народного представительства, самими
правительственными органами. Такие правовые нормы мы называем
административными распоряжениями («Verordnung») или, в тех
случаях когда нужно отличить их от актов подчиненных органов
управления, «правовыми административными распоряжениями»
(«Rechtsverordnungen»). Они по своей силе не отличаются от пра­
вовых норм, созданных обычнымп законодательными органами;
они — настоящие законы в указанном выше, I, 1 (материальном),
смысле.

Право издания административных распоряжений может основываться на общей норме яли быть предоставлено особо. Первое большей частью имеет место в отношении

аа) полицейских распоряжений, т е. распоряжений органов полиции, которые под угрозой штрафа запрещают известные действия или повелевают их совершение,

бб) чрезвычайных распоряжений, т. е. при распоряжениях, которые издаются, вследствие неотложной нужды, в перерыве между сессиями народ­ного представительства и которые должны быть затем представлены на утверждение народного представительства и в случае неутверждения теряют силу;

вв) инструкций по проведению в жизнь законов, т. е при таких рас­поряжениях, которые содержат подробные указания о проведении в жизнь и исполнении [законов.

3. Закон нуждается в опубликовании, ибо только оно содер­жит обращенное к каждому веление закона. Первоначально опуб­ликование было устным; затем оно стало производиться путем печати; в настоящее время оно происходит путем помещения в



ОБЩАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ I. ПРАВО


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ 135


 


издаваемом государством официальном собрании законов и выпуска этого издания в свет.

- 4. Содержанием закона является правовая норма или комплекс правовых норм. Впрочем, в силу особых предписаний, некоторые административные акты и распоряжения, которые не создают правовой нормы, также должны издаваться в формах, установлен-( ных для нормального законодательства; но в силу этого они все же ни в коем случае не становятся законами (в материальном смысле). Они являются распоряжениями в форме закона и подпа­дают под понятие закона в формальном смысле (пример: бюд­жет империи, ст. 85 имперской конституции).

5. Правовые нормы, которые составляют содержание закона, в большинстве случаев представляют собой абстрактные правила, т. е. они связывают с фактическим составом, определенным в общей форме, правовые последствия, также определенные в общей форме. Таким образом, они регулируют нв) отдельные кон­кретные правоотношения, а целые категории их (leges gene-rales).

Правовая норма может, однако, в виде исключения, содер­жать нормирование только одного определенного конкретного случая (или нескольких перечисленных конкретных случаев); например, гражданину А предоставлено освобождение от нало­гов, железнодорожному обществу дается право отчуждения земли для определенной железнодорожной линии (lex specialis). Такую индивидуальную правовую норму (а также основанное на ней правоотношение) мы называем привилегией (в узком или соб­ственном смысле). Она также является настоящей правовой нор­мой, и ее нельзя смешивать с распоряжением, имеющим форму закона 2. Однако для предоставления определенного рода приви­легий не требуется законодательной формы (подробнее см. § 43).

1* Различие между законом в материальном а формальном смысле разъяснено (вслед за Пфицером) Лабандом (цит. соч.) и признается большинством представителей государ­ственного и частного права, например: Jelhnek, op. cit., S. 226 ff.; G. Meyer, Grunhut, 8, S. 10 It.; Staatsrecht, 155; Anschutz, Kntische Studien zur L. von Rechtsatzl. und fonnellen Gesetz, 1891; Reichsverfassung, S. 312, Stobbe, I, S. 124; Gierke, I, S. 129, и мн. др. Иначе — Martitz, Zeitschrift t. ges. Staatswissenschaft, 63, S. 241; Zorn, Staats­recht, I, S. 404 ff.; Arnut, Das Verordnungsrecht des Deutacheu Reicns, 1884, прежде — Baenel, op. cit.; в последнее время — Beller u. Werael, op. cit.

2 Различие заключается в том, что распоряжение относится к собственной правовой сфере государства, дающего распоряжение, и следовательно, его мо<кно сравнить с право­вой сделкой, хотя, разумеется, постановления о (частноправовых) сделках к нему не при­меняются. Привилегия, наоборот, содержит, точно так же как и другие законы, объек­тивную правовую норму, но только она распространяется на единичный случай; см. Gwrhe, I, S. 123. Впрочем, некоторые авторы считают, что распоряжение, действие кото­рого с самого начала ограничено определенным единичным фактическим составом, не является правовой нормой: Otto Mayer, Verw. R. I, S. 74, Anm. 1, Jelhnek, Gesetz u. Verordnung, S. 238; Jacobi, Grundlehren d. Arbeitsrecnts, S. 76 Изложение соответствует господствующему учению.


% 33. Продолжение: Имперские законы в частности. I. В ста­рой Германской империи (прекратившей свое существование в 1806 г.) имперское законодательство принадлежало императору совместно с рейхстагом. Германскому союзу (1815—1866) не при­надлежало право издавать законы.

П. В Германской империи по конституции 1871 г. законода­тельство осуществлялось союзным советом и рейхстагом. Требо­вались и были достаточны для имперского закона согласные реше­ния большинства обоих собраний * (имперская конституция, ст. 5). Опубликование принадлежало императору (имперская конститу­ция, ст. 2, 17), но не зависело от его усмотрения, а должно было последовать, если были налицо согласные решения союзного со­вета и рейхстага 2. Оно происходило путем напечатания в Импер­ском вестнике узаконений (Reichsgesetzblatt) 3 и издания его (выхода его в свет).

III. По имперской конституции 1919 г. имперские законы при­нимались рейхстагом (ст. 68).

Для 1несения законопроектов имперское правительство нуждалось в согласии имперского совета (Reichsrat). Если согласного решения между имперским правительством и имперским советом не удавалось достигнуть, имперское правительство могло все-таки внести проект, но должно было при этом изложить не согласную с ним точку зрения имперского совета (ст. 69).

- В известных случаях требовался референдум (общенародное решение), который и являлся решающим (ст. 73; проведение ре­ферендума регулировалось законом о референдуме 27 июня

1921 г."):

1. если президент принятый рейхстагом закон до истечения одного ме­
сяца после принятия передавал на референдум;

2. если опубликование принятого рейхстагом закона приостанавлива­
лось по предложению не менее одной трети рейхстага и одна двадцатая име­
ющих право голоса граждан требовала референдума;

3. если одна десятая имеющих право голоса граждан требовала внесе­
ния определенного выработанного законопроекта (желание народа), а рейхс­
таг этот внесенный 4 проект не принимал без изменений;

4. бюджет, налоговые законы и законы об окладах служащих (Besol-
dungsordnung) могли быть переданы на референдум только президентом (ст.
73 конституции).

^ Это нужно было понимать таким образом, что закон исходил от совокупности всех о бъединенных правительств как носителей имперской власти и, следовательно, получал санкцию решением союзного совета, но мог быть санкционирован только после предвари­тельного согласия рейхстага. Из правила, что достаточно решения простого большинства были некоторые исключения, касавшиеся решений союзного совета (но не рейхстага) - (имперская конст., ст. 5, 7, 78, Закоа о налоге на водочные изделия 24 июня 1887, § 39, 47).

з В этом отношении господствовало почти полное единомыслие. См. G. Meyer, Anteil <i Reichsorgane an der Reicnsgeset/gebung, 1889, S. 6, 79, см. также Bismarck, Gedanken «i Emnerungen, II, S. 306. Иначе думает Dernburg, BR, I, 22, II.

з Но это было предписано только для имперских законов, а не для имперских адми­нистративных распоряжений- RGE, 40, S. 76, 48, S. 88.

4! 4 Правительство обязано внести такой законопроект со своим заключением в рейхс­таг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь