ПОНЯТИЕ И ОСНОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ПРАВА
|
как отдельный человек, так и все общество только и могут выполнить стоящие перед ними нравственные задачи. Задачи же эти состоят в дальнейшем развитии культуры, в совершенствовании человеческого общения и всего человеческого рода 2 в направлении высшей справедливости для всех. Предполагая эту нравственную задачу человека известной, можно цель права обозначить как «обеспечение жизненных задач отдельного лица и общества» или как «обеспечение действительных человеческих интересов»3 и, тем самым, осуществление справедливости на земле.
Нельзя однако признать правильным включение, как это часто делается, цели права (как бы она ни определялась) в юридически-техническое определение права; ибо мыслимы правовые нормы—и подобные нормы существовали во все времена, — которые не соответствуют высшей цели права. Наша задача, разумеется, в том, чтобы отменить такого рода нормы или, путем их изменения, согласовать их с этической целью права; но в данное время их положительную юридическую природу нельзя оспаривать. Однако всякое ли право положительно? Или наряду или даже над правом, основанным на общей воле и фактически действующим (положительным правом), существует еще право, независимое от человеческих установлений?
II. Углубленное, испытавшее на себе влияние философии исследование права почти всегда приводит к тому воззрению, что из природы человека и вещей, равно как из природы самого права и из разума, вытекает право, независимое от человеческих установлений, непоколебимое «естественное право», или, если возобладает последняя точка зрения, — «право разума» *.
Это воззрение уже было выражено в греческой философии 4, оно неоднократно высказывалось римскими юристами 5, господствует с особым богословским оттенком (ссылка на божественное провидение) в схоластической
|
покоится оно на сознании подчинения высшему порядку, нарушение которого мы воспринимаем как вину.
3 Из существования закона развития, проявляющегося в физической и психической природе человека, мы можем заключить о существовании нравственного долга, состоящего в том, чтобы содействовать этому развитию; впрочем, здесь не место для подробного рассмотрения этого вопроса. Гуманность отнюдь не есть идея права (М Е. Mayer).
3 Менее удачно, потому что чересчур узко, определяет Jhenng (Zweck im Recnt,
i, S. 217) цель права как «обеспечение условий жизни в обществе», ибо не все, конечно,
чего требует нравственная задача общества, можно назвать его «жизненным условием».
Если Рюмелин (цат. соч., т. П, стр. 194) определяет пелью права «благосостояние обще
ства», то ято было бы правильно тольковтомслучае, если бы под «благосостоянием» можно
было понимать выполнение нравственной задачи.
* См. предисловие редакторов.
4 Так Аристотель отличает cpvuxov &хаюч от -jofuxov <5ixaiov.
,5 Gaj, I, 1: «Quod naturaha ratio inter omnes homines constituit» — то, что естественный разум установил между всеми людьми; § 1 и 2 J. de jure naturali, 1, 2, «jure natural! ab imtio omnea homines liberi nascebantur»—согласно естественному праву все людп с самого начала рождаются свободными. Иногда примешивается даже совершенно отводящее в сторону представление о праве, общем для людей и животных, рг J..1, 2, L. 1, § 3 D, 1, 1 (interpolverd). См. также Sachsenspiegel (Саксонское зерцало), III, 42, § 3; «Do man-ouch recht erst satze, do en was mechem.dinstmanu, und waren alien lute Trie, da цпзе, vordern her zu lande quamen. Ал mmen smnen en tan ica es nicht uf genemen — uah der wtoheit — duz feinan des anderen sulle sin».
|
философии средневековья 6, приобретает особое заачение и влияние на преобразование права в так называемую эпоху естественного права XVII и XVIII веков 7 и до сих пор еще не совсем заглохло 8 и даже, в известной мере, находится в полосе возрождения.
Нередко утверждают, что это непоколебимое право, предуказанное судьбой, имеет преимущество перед положительным правом, так что последнее действует лишь постольку, поскольку оно соответствует естественному праву 9; но в большинстве случаев за естественным правом признавалп непосредственную практическую значимость лишь постольку, поскольку оно могло бы восполнить положительное право, иначе говоря — не противоречило бы последнему; либо его рассматривали только как путеводную нить для дальнейшего развития положительного права.
Но какое бы из ятих воззрений ни иметь в виду, признание непоколебимого права, даже идеальное представление о таком праве, таит в себе внутреннее противоречие; ибо право есть порядок жизненных отношений общества; но сама общественная жизнь подвержена постоянному изменению и развитию; ее строй, следовательно, нельзя мыслить как неизменно установленный. Право, пригодное для периода скотоводческого, не пригодно для периода земледельческого, а право последнего не удовлетворит
•и и не будет достаточным для народа торгового и промышленного; точно так же изменение других хозяйственных или духовных эле-
' ментов культуры необходимо связано с изменениями регулирующего их права. Сущность человека, из которой стремятся вывести естественное право, подвержена развитию (хотя оно и происходит медленно).
|
' Так говорит, например, Gra'tian: «Jus naturale eat: quod in lege et Evangelic *ontiuetur (естественное право — это то, что содержится в ветхом и новом завете)^ «Divinae leges natura constant» (божественные законы известны от природы). «Adversus aaturale jus null! quidquam agere licet» (ниьому не дозволено поступать вопреки естественному праву). «Dei veritatem non hominum consuetudmem sequi oportet» (необходимо следовать божественной истине, а не человеческим обычаям). «Quod autem constl-tutio naturali jun cedat, multiplici autontate probatur» (то, что даже установленный закон уступает естественному праву, доказывается многочисленными авторитетами). См. Dist. i sq. Сведение естественного права к «Dlvina quaedam providentia» (некоему божественному провидению) встречается, впрочем, уже у Юстиниана, § 11, J de jure nat., 1, 2.
• См. выше, § 20.
' См., например, Krause, System der Philosophic, 1874,3 4 «Естественное право должно познать,что есть само по себе право как следствие разумной природы человека, совершенно независимо от истории... и, тем самым, что справедливо вечное право» и т. д. Ad. Schmidt (Z. L. v. Gewohnheitsrecht, 1881) противопоставляет положительному праву право разума, которое, однако, способно подняться до высшего принципа, но не до требуемых жизнью норм. Ahrens (Naturrecht, § 1) также говорит о независимом от произвольных постановлений праве, основанном аа высшем нравственном укладе жизни, которое слу. шит мерилом для оценки отдельных учреждений и путеводной нитью для дальнейшего их развития.
9 Так в схоластической философии, но так же и у некоторых теоретиков естественного права,
ОБЩАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ I. ПРАВО
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ПРАВА
& |
| Поделиться: |
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд