частных лиц), то мы называем их публичными организациями (см. ниже, § 97, 112). Они являются носителями публичной власти. К ним относятся:
а) Государство, т. е. организация, которой на определенной
территории принадлежит самостоятельное (не производное от дру
гой высшей власти) владычество.
Государственная организация имеет, таким образом, территориальную основу, это — территориальное объединение. Оно обладает самостоятельной господствующей властью, которая не основана на постановлении другой, вышестоящей власти. То, что эта господствующая власть в определенных отношениях ограничена другой, вышестоящей властью (союзного государства), не исключает понятия государства, если только в пределах очерченных границ сохраняется самостоятельное господство1, покоящееся на собственной организации, а не на правовых предписаниях вышестоящего целого2. Поэтому германские «земли» (Lander) являются государствами, несмотря на многочисленные ограничения, которыми по имперской конституции 1919 г. нормируется их право господства 3. Но суверенитетом они не обладают.
б) Коммунальные союзы, т. е. включенные в государство тер
риториальные объединения (Gebietskorperschaften), обладавшие
лишь несамостоятельным (основанным на предписаниях госу
дарства) правом господства, каковы общины, округа, про
винции.
в) Ряд покоящихся на правовых предписаниях союзов (Ver-
bande), образованных для определенных публичных целей, как
школьные, благотворительные союзы, союзы по поддержанию
дорог, университеты, торговые и сельскохозяйственные палаты,
промысловые объединения (Innungen) и т. д.
г) Церкви, т. е. организованные христианские религиозные
общества (Religionsgeseljischaften).
|
2. Публичным правом мы называем право, которое регулирует
отношение между собой публичных организаций как таковых,
а также отношение организаций к своим членам. Наоборот, в тех
случаях, когда подобная организация вступает в отношения,
сходные с отношениями между отдельными людьми (например,
в качестве кредитора, должника, собственника, наследника), —
речь должна идти не о публичном, а о частном праве.
3. Частное право регулирует правоотношения, в которых отдель
ные лица выступают именно как отдельные лица (а не как чле
ны публичной организации), как уже выше указано. Но отноше
ния публичных организаций также принадлежат к частному пра
ву, поскольку они не покоятся на их положении в качестве власти
2 Об иных взглядах см. выше, § 29, прим. 8.
8 В имперской конституции 1919 г. нельзя не признать явного.сдвига в сторону единого государства.
и не заключаются в выполнении задач этих организаций как публичных объединений *.
II. То, что в теории расчленяется в виде понятий, в жизни (в жизненных отношениях, в законах, в правовых институтах) часто тесно переплетается друг с другом 1а. Из частных прав возникают публичные права и обязанности(избирателъноеправо землевладельцев, налоги земельные, со строений, с имущества); частные права связаны с публичным требованием к государству о правовой защите, устанавливаются по предписаниямпубличного права (в судебном порядке) и осуществляются принудительно. За нарушение частных прав следует публичная угроза наказанием; нарушение публичных обязанностей может вызвать частноправовую обязанность возмеще-ния вреда (нарушение служебного долга). Далее, правопорядок часто может достигнуть той же цели установлением как частноправовых, так и публичных обязанностей. Поэтому нередко разрешение вопроса о публичноправовой или частноправовой природе отдельного правоотношения или правовой нормы представляет затруднения.
|
1. Решающим в этих случаях является не то, может ли спорное отношение быть разрешено судом в порядке гражданского процесса 5; это — только нормальное следствие существования частного права вообще. Кроме того, хотя защита при помощи гражданскоправового иска большей частью связана с частными правами, но по особым соображениям в ней может быть отказано или она может быть предоставлена также разрешению в порядке н публичного права. - Равным образом, наличие или отсутствие имущественного интереса не является определяющим признаком, ибо существуют частные права, не представляющие имущественной ценности (семейные права, право на имя и некоторые обязательственные права) и бывают публичные права, обладающие высокой имущественной ценностью (налоги, таможенные пошлины) 6. Так же мало решает само по себе и основание приобретения
* Римляне дают мало пригодное определение- Publlcum jus est quod ad statum ret " Romanae spectat, privatum, quod ad smgulorum utilitatem (L I § 2 D. de J. et J, I; § 4 D. <le J. et J I, 1) (публичное право — то, которое относится к статусу римского государства, а частное — которое касается интересов отдельных лиц). У римлян даже право, касавшееся государственных имуществ и сношении, во многом регулировалось особыми нормами (Permce, Zeitschrift t. Rechtsgescnichte, 18 Rom. Abt., S. 1 И), а муниципии и прочие публичные организации настолько представлялись им частями государства, что до их сознания не доходило, что правила, регулирующие эти отношения, не могут. относиться к государству, по крайней мере непосредственно.
U Интересную, но только частично удавшуюся попытку изложения совместно общего учения о публичном и частном праве предпринял Fnednchs, Der allgememe Teil <les Recnts, 1927.
5 Это точка зрения Гона, цит. соч., особенно стр. 133 ел; против этого — Бирлияг, Гирке, Вах и др.
9 Требования по пошлинам и налогам не стали бы частными правами, даже если бы Сыл иск в гражданскоправовом порядке. Требования процентов по займам кредитных учреждений не становятся публичноправовыми от того, что они подлежат взысканию в административном порядке. Примеры Wach, Handb. Ziv. Рг., 1, S. 113, Anm. 85.
9 Л. Эннекцерус