Могут рассматриваться как датчики, но правильнее считать их анализаторами, состоящими из обычных фотоэлектрических или лазерных сканирующих устройств соединённых с таймерами и счётчиками. Последовательность полос различной ширины (рис.11.4) сканируется и досчитывается в этих системах. Каждому объекту соответствует свой набор полосок или букв.
Сканирование производится в направлении, перпендикулярном полоскам, после чего импульсы принятые фотодатчиком сравниваются для определения ширины каждой из полосок. Затем сочетание полученных сигналов анализируются, чтобы расшифровать код и перевести его в буквенно-цифровой вид, воспринимаемый автоматизированной системой.
Рис. 11.4 Считывание штрих-кодов:
1 - лазер; 2 - система линз; 3 - полупрозрачное зеркало; 4 - вращающиеся зеркало; 5 - фотодетектор; 6 - преобразователь сигнала; 7 - декодер; 8 - управл. ЭВМ; 9 - клавиатура; 10 – штрих- код; 11 - табло
Лазерное считывающее устройство сканирует табличку с штрих-кодом, обрабатывает сигнал и выдает его в цифровой форме, используемой в автоматизированных системах обработки данных: 1 - лазер; 2 - система линз; 3 - полупрозрачное зеркало; 4 - вращающиеся зеркало; 5 - фотодетектор; 6 - преобразователь сигнала; 7 - декодер; 8 - управляющая ЭВМ; 9 - клавиатура; 10 – штрих-код; 11 - табло.
Сканирование полосковых кодов - обычно производится с помощью лазеров т.к. концентрированный коогерентный луч лазера имеет большую рабочую зону по глубине поля резкости. При этом нет необходимости в точной фиксации таблички с кодом на определённом расстоянии от сканирующего устройства.
Зигзагообразный путь сканирующего луча позволяет лазерному устройству отыскать ярлык с полосковым кодом при любой его ориентации. Другие коды, отличные от полосковых, может быть, легче воспринимаются человеком, но представляют проблему для автоматизированных систем (буквенно-цифровой код).
Оптические датчики положения
Концентричное расположение тёмных и светлых полос на диске вместе с возможностью быстрого их считывания открывают новые возможности для автоматизации. На рис.11.5 изображён диск, который можно жёстко закрепить на полу и снабдить оптическими датчиками для каждого кольца. Это устройство называется оптическими датчиками для каждого кольца. Это устройство называется оптическим датчиком положения и применяется для определения углового положения вала. Подобное устройство применяются в конструкциях роботов и станков с ЧПУ. Оптические датчики могут быть двух типов работающие в абсолютной или относительной системы (в приращениях), последние подают серии импульсов напряжений, пропорциональных углу поворота вала. Чтобы рассчитать новое положение вала управляющая ЭВМ должна знать предыдущее. Датчики, работающие в абсолютной системе координат, передают набор напряжения, соответствующий положению вала в каждый момент времени. На кольце, расположенном ближе всего к центру, тёмные и светлые полосы чередуются через 180°, на следующем - через 90°, затем 45° и т.д., в зависимости от количества колец на диске. На выходе выдаётся сигнал в двоичной форме с количеством знаков, равным количеству колец (10110010).
Рис. 11.5 Вращающийся датчик положения
Реле
Реле – электромагниты включающие и выключающие эл. цепи. Цепи управления обычно работают при пониженном напряжении со значительно меньшей силой тока, чем силовые. Реле являются основой для построения логических цепей, при решении задач автоматического управления.
Реле бывают с блокировкой или без. Если реле с блокировкой, то достаточно подать в цепь одиночный импульс, если без блокировок, то необходимо наличие тока в цепи на протяжении всего времени, требуемого для работы цепи. Особенно необходимо реле для коммутации силовых цепей эл. двигателей.
Приводы в АПП
Общие понятия о приводах. Привод представляет собой двигательную систему, которая состоит из:
· силового двигателя (цилиндр, мотор);
· передаточного механизма;
· исполнительного механизма.
Кроме того, в комплект входят:
· делительно-преобразующие механизмы;
· датчики перемещений исполнитнительных звеньев.
Выбор типа привода зависит от назначения и условий эксплуатации оборудования, от вида системы управления, динамических характеристик, конструкций и т.д.
К любому виду приводов предъявляются конструктивные и эксплуатационные требования, например:
· минимальные габариты и масса;
· высокие энергетические показатели (мощность к массе);
· высокую удельную мощность и КПД;
· широкий диапазон регулирования скоростей;
· обеспечение безопасности;
· низкий шум;
· экономичность расхода энергоносителя;
· и т.д.
Приводы в зависимости от используемых энергоносителей, могут быть пневмо, гидро, электрические комбинированные, а в зависимости от используемого вида движения:
· возвратно-поступательные;
· вращательными;
· возвратно-вращательными.
При реализации поступательно-вращательного движения используются гидро и пневмоцилиндры, реже линейные электродвигатели.
При реализации вращательного движения используют в качестве двигателей: электродвигатели или гидромоторы, а в качестве передаточного механизма: кулисные, кривошипно-шатунные, цепные, ремённые, зубчатые редукторные механизмы.
При реализации возвратно-вращательного движения используют любые виды двигателей, а в качестве передаточного механизма: пластинчатые, реечные, кривошипные, и т.п. устройства.
Пневмо-гидроцилиндры обычно применяют, когда требуется автоматически осуществить прямолинейное возвратно-поступательное движение. Наиболее распространены пневмоцилиндры. Управление пневмоцилиндрами осуществляется клапанами, приводимыми в действие электрическими импульсами или пневматическими логическими устройствами.
Когда процесс требует приложение сил свыше 890 Н предпочтение отдаётся гидроцилиндрам. Преимуществами гидроцилиндра, кроме большой мощности, можно отнести удобство управления ходом. Недостатки – высокая стоимость, сложность обслуживания, и устранение утечек из цилиндров.
При выборе пневмо или гидроцилиндра необходимо учитывать одновременно требование к давлению и расходу рабочего тела (жидкость, воздух). Системы, способные обеспечить давление, достаточное для приведения в действие цилиндров или других исполнительных механизмов, может оказаться не в состоянии поддерживать это давление постоянным во время быстрых переключений.
Электромагниты. Они применяются, когда требуется осуществить небольшое, ненагруженное, быстрое линейное перемещение. Принцип действия основан на втягивании металлического сердечника в катушку при прохождении в ней электрического тока. При отсутствии тока в катушке сердечник может автоматически возвращаться в исходное положение под действием пружин. Однако движение сердечника в отличии от штока цилиндра плохо поддаётся контролю. Как правило можно реализовать дискретное перемещение, а не медленный контролируемый ход. Используются как правило для включения приводов.
Двигатели. К двигателям относятся не только электродвигатели, но и пневмо и гидромоторы, являющимися обратными по действию насоса.
Шаговые электродвигатели – управляются дискретно подаваемыми импульсами напряжения постоянного тока. Эти импульсы являются обычным выходом цифровых ЭВМ и других систем управления.
Шаговый двигатель идеален для осуществления точных угловых перемещений. Они хорошо зарекомендовали себя в устройствах без обратной связи, где система управления только выдаёт команду, не проверяя её отработки. Они применяются в приводах ПР и станков с ЧПУ. В большинстве случаев эти приводы не имеют обратной связи, однако, она может быть осуществлена путём контроля положения приводимого узла.
Устройство в цепи обратной связи сравнивает действительное положение узла с заданным, определяет рассогласование. Устройство управления выдаёт импульсы на шаговый двигатель до тех пор, пока рассогласование не будет сведено к нулю.
Серводвигатели постоянного тока – применение, что и шаговые эл. двигатели. Имеется контур обратной связи. Когда рассогласование сведено к нулю, напряжение также снижается до нуля. Более развитые сервопривода могут регулировать напряжение пропорционально скорости изменения рассогласования или результатом суммирования накопленного рассогласования по времени.
Важной особенностью серводвигателей постоянного тока и шаговых эл. двигателей является способность сохранять вращающий момент в неподвижном состоянии.