Могут рассматриваться как датчики, но правильнее считать их анализаторами, состоящими из обычных фотоэлектрических или лазерных сканирующих устройств соединённых с таймерами и счётчиками. Последовательность полос различной ширины (рис.11.4) сканируется и досчитывается в этих системах. Каждому объекту соответствует свой набор полосок или букв.
Сканирование производится в направлении, перпендикулярном полоскам, после чего импульсы принятые фотодатчиком сравниваются для определения ширины каждой из полосок. Затем сочетание полученных сигналов анализируются, чтобы расшифровать код и перевести его в буквенно-цифровой вид, воспринимаемый автоматизированной системой.
Рис. 11.4 Считывание штрих-кодов:
1 - лазер; 2 - система линз; 3 - полупрозрачное зеркало; 4 - вращающиеся зеркало; 5 - фотодетектор; 6 - преобразователь сигнала; 7 - декодер; 8 - управл. ЭВМ; 9 - клавиатура; 10 – штрих- код; 11 - табло
Лазерное считывающее устройство сканирует табличку с штрих-кодом, обрабатывает сигнал и выдает его в цифровой форме, используемой в автоматизированных системах обработки данных: 1 - лазер; 2 - система линз; 3 - полупрозрачное зеркало; 4 - вращающиеся зеркало; 5 - фотодетектор; 6 - преобразователь сигнала; 7 - декодер; 8 - управляющая ЭВМ; 9 - клавиатура; 10 – штрих-код; 11 - табло.
Сканирование полосковых кодов - обычно производится с помощью лазеров т.к. концентрированный коогерентный луч лазера имеет большую рабочую зону по глубине поля резкости. При этом нет необходимости в точной фиксации таблички с кодом на определённом расстоянии от сканирующего устройства.
Зигзагообразный путь сканирующего луча позволяет лазерному устройству отыскать ярлык с полосковым кодом при любой его ориентации. Другие коды, отличные от полосковых, может быть, легче воспринимаются человеком, но представляют проблему для автоматизированных систем (буквенно-цифровой код).
|
Оптические датчики положения
Концентричное расположение тёмных и светлых полос на диске вместе с возможностью быстрого их считывания открывают новые возможности для автоматизации. На рис.11.5 изображён диск, который можно жёстко закрепить на полу и снабдить оптическими датчиками для каждого кольца. Это устройство называется оптическими датчиками для каждого кольца. Это устройство называется оптическим датчиком положения и применяется для определения углового положения вала. Подобное устройство применяются в конструкциях роботов и станков с ЧПУ. Оптические датчики могут быть двух типов работающие в абсолютной или относительной системы (в приращениях), последние подают серии импульсов напряжений, пропорциональных углу поворота вала. Чтобы рассчитать новое положение вала управляющая ЭВМ должна знать предыдущее. Датчики, работающие в абсолютной системе координат, передают набор напряжения, соответствующий положению вала в каждый момент времени. На кольце, расположенном ближе всего к центру, тёмные и светлые полосы чередуются через 180°, на следующем - через 90°, затем 45° и т.д., в зависимости от количества колец на диске. На выходе выдаётся сигнал в двоичной форме с количеством знаков, равным количеству колец (10110010).
Рис. 11.5 Вращающийся датчик положения
Реле
Реле – электромагниты включающие и выключающие эл. цепи. Цепи управления обычно работают при пониженном напряжении со значительно меньшей силой тока, чем силовые. Реле являются основой для построения логических цепей, при решении задач автоматического управления.
|
Реле бывают с блокировкой или без. Если реле с блокировкой, то достаточно подать в цепь одиночный импульс, если без блокировок, то необходимо наличие тока в цепи на протяжении всего времени, требуемого для работы цепи. Особенно необходимо реле для коммутации силовых цепей эл. двигателей.
Приводы в АПП
Общие понятия о приводах. Привод представляет собой двигательную систему, которая состоит из:
· силового двигателя (цилиндр, мотор);
· передаточного механизма;
· исполнительного механизма.
Кроме того, в комплект входят:
· делительно-преобразующие механизмы;
· датчики перемещений исполнитнительных звеньев.
Выбор типа привода зависит от назначения и условий эксплуатации оборудования, от вида системы управления, динамических характеристик, конструкций и т.д.
К любому виду приводов предъявляются конструктивные и эксплуатационные требования, например:
· минимальные габариты и масса;
· высокие энергетические показатели (мощность к массе);
· высокую удельную мощность и КПД;
· широкий диапазон регулирования скоростей;
· обеспечение безопасности;
· низкий шум;
· экономичность расхода энергоносителя;
· и т.д.
Приводы в зависимости от используемых энергоносителей, могут быть пневмо, гидро, электрические комбинированные, а в зависимости от используемого вида движения:
|
· возвратно-поступательные;
· вращательными;
· возвратно-вращательными.
При реализации поступательно-вращательного движения используются гидро и пневмоцилиндры, реже линейные электродвигатели.
При реализации вращательного движения используют в качестве двигателей: электродвигатели или гидромоторы, а в качестве передаточного механизма: кулисные, кривошипно-шатунные, цепные, ремённые, зубчатые редукторные механизмы.
При реализации возвратно-вращательного движения используют любые виды двигателей, а в качестве передаточного механизма: пластинчатые, реечные, кривошипные, и т.п. устройства.
Пневмо-гидроцилиндры обычно применяют, когда требуется автоматически осуществить прямолинейное возвратно-поступательное движение. Наиболее распространены пневмоцилиндры. Управление пневмоцилиндрами осуществляется клапанами, приводимыми в действие электрическими импульсами или пневматическими логическими устройствами.
Когда процесс требует приложение сил свыше 890 Н предпочтение отдаётся гидроцилиндрам. Преимуществами гидроцилиндра, кроме большой мощности, можно отнести удобство управления ходом. Недостатки – высокая стоимость, сложность обслуживания, и устранение утечек из цилиндров.
При выборе пневмо или гидроцилиндра необходимо учитывать одновременно требование к давлению и расходу рабочего тела (жидкость, воздух). Системы, способные обеспечить давление, достаточное для приведения в действие цилиндров или других исполнительных механизмов, может оказаться не в состоянии поддерживать это давление постоянным во время быстрых переключений.
Электромагниты. Они применяются, когда требуется осуществить небольшое, ненагруженное, быстрое линейное перемещение. Принцип действия основан на втягивании металлического сердечника в катушку при прохождении в ней электрического тока. При отсутствии тока в катушке сердечник может автоматически возвращаться в исходное положение под действием пружин. Однако движение сердечника в отличии от штока цилиндра плохо поддаётся контролю. Как правило можно реализовать дискретное перемещение, а не медленный контролируемый ход. Используются как правило для включения приводов.
Двигатели. К двигателям относятся не только электродвигатели, но и пневмо и гидромоторы, являющимися обратными по действию насоса.
Шаговые электродвигатели – управляются дискретно подаваемыми импульсами напряжения постоянного тока. Эти импульсы являются обычным выходом цифровых ЭВМ и других систем управления.
Шаговый двигатель идеален для осуществления точных угловых перемещений. Они хорошо зарекомендовали себя в устройствах без обратной связи, где система управления только выдаёт команду, не проверяя её отработки. Они применяются в приводах ПР и станков с ЧПУ. В большинстве случаев эти приводы не имеют обратной связи, однако, она может быть осуществлена путём контроля положения приводимого узла.
Устройство в цепи обратной связи сравнивает действительное положение узла с заданным, определяет рассогласование. Устройство управления выдаёт импульсы на шаговый двигатель до тех пор, пока рассогласование не будет сведено к нулю.
Серводвигатели постоянного тока – применение, что и шаговые эл. двигатели. Имеется контур обратной связи. Когда рассогласование сведено к нулю, напряжение также снижается до нуля. Более развитые сервопривода могут регулировать напряжение пропорционально скорости изменения рассогласования или результатом суммирования накопленного рассогласования по времени.
Важной особенностью серводвигателей постоянного тока и шаговых эл. двигателей является способность сохранять вращающий момент в неподвижном состоянии.