Назначение:
· доставка со склада в требуемый момент времени к требуемому производственному участку грузов;
· доставка, ориентирование и установка заготовок, полуфабрикатов или изделий в требуемый момент времени на требуемое технологическое оборудование;
· съём полуфабрикатов или готовых изделий с оборудования и последующее транспортирование их в заданный адрес;
· отправка в накопитель грузов и выдача их из накопителя в требуемый момент времени;
· доставка полуфабрикатов или готовых изделий с производственных участков на склад.
При выборе средства и способа транспортирования необходимо ориентироваться прежде всего на классификацию грузов и транспортных систем.
Грузы подразделяются:
· по массе;
· по способу загрузки (в таре, без тары, ориентированные, навалом);
· по форме (вал, корпус, диск, цилиндр и т.д.);
· по виду материалов (металл, неметалл и т.д.);
· по свойству материала (твёрдый, хрупкий, пластич.).
В свою очередь транспортные средства подразделяются:
· по назначению (внутрицеховые, межоперационные);
· по способу перемещения (в таре, без тары, в навал, ориентированные, в спутниках);
· по способу движения (периодические и непрерывные);
· но направлению движения (прямоточные, возвратные);
· по принципу работы (несущие, толкающие, тянущие);
· по схеме движения (линейные, замкнутые, ветвящиеся, неветвящиеся);
· по конструктивному исполнению (рельсовые и безрельсовые);
· по принципу маршрутослежения (механические, по приборам с обратной связью, индуктивные, оптоэлектронные, радиоуправляемые);
Оптимальная ТС должна обеспечивать:
1 – минимальное число действительно необходимых операций;
2 – минимальное расстояние транспортирования и число перевалов грузов;
|
3 – автоматизацию каждой операции и всего процесса транспортирования;
4 – максимально возможное совмещение подъёмно-транспортных операций с технологическими;
5 – использование для автоматизации процессов прогрессивных высокопроизводительных средств;
6 – однотипность средств автоматизации процессов транспортирования;
7 – малое число пересечений и разветлений;
8 – требования охраны труда;
9 – экономическая эффективность;
10 – ремонтопригодность.
При выборе типов, грузоподъёмности и количества транспортных средств необходимо учитывать разделение транспортных средств на основные и вспомогательные.
Основные транспортные средства проектируются централизованно и выпускаются серийно, а вспомогательные средства зачастую изготавливают по месту, т.к. их типоразмеры многообразны.
К основным транспортным средствам относят:
· конвейеры;
· транспортные роботы;
· устройства пневмо-гидротранспорта и т.д.
· К вспомогательным транспортным средствам относят:
· ориентирующие устройства;
· фиксаторы;
· адресователи;
· отсекатели;
· толкатели;
· сбрасыватели;
· подъёмные столы;
· поворотно-координатные столы;
· подъёмники;
· производственную тару и т.д.
Количество транспортных средств каждого типа определяют исходя из машиноёмкости (Тм Е) транспортных операций.
где Q – грузопоток (т.);
Тц – средняя длительность одного рейса или одного цикла работы транспортных средств (мин.);
qn – средняя транспортная партия (кол-во грузов, переведённых за рейс) (т);
|
ZT – грузопоток, единица тары. Для определённого груза:
где ZТ.А. – величина транспортной партии, единица тары;
Zt.i. – грузопоток, единица тары, по определённой группе изделий;
Qi – грузопоток (т.) по определённой группе;
Q – средняя грузовместимость тары.
Время движения транспортного средства определяют исходя из длины транспортного пути и скорости перемещения, которые не должны превышать: 80 м./мин. - для напольного транспорта и 50 м./мин. - для подвесного транспорта.
Для непоточного производства время движения транспортных средств может быть рассчитано по средней длине транспортного пути.
Количество транспортных средств определяют по формуле (4.1):
(4.1)
где К =1,2 … 1,6 – коэффициент спроса, учитывающий неравномерность поступления требований на обслуживание в ед. времени; К = 0,7… 0,8 – коэффициент загрузки транспортного средства;
Ф – эффективный годовой фонд времени работы принятого оборудования, ч.;
N – число грузопотоков, обслуживаемых данным типом транспорта. Общее количество единиц тары одного наименования:
Zr.0.= 1,15-(Zt.c+Zp.m. + Z3), (4.2)
где 1,15 – коэффициент, учитывающий тару, находящуюся в ремонте и на транспортной системе;
ZT.C – количество единиц тары, находящейся на цеховых складах;
ZP.M. – количество единиц тары на рабочих местах;
Z3 – количество единиц тары для хранении на межоперационных и складских участках.
Рис. 4.1. Классификация транспортных роботов
Время на транспортное обслуживание. При разработке транспортной системы в АПП необходимо добиваться такого автоматического перемещения инструмента, заготовки и детали, между элементами оборудования, при котором минимизируются простои систем обработки, измерения и достигается экономическо-целесообразное соотношение между стоимостью этих простоев и потерями из-за простоев самой ТС при отсутствии заявок на обслуживание.
|
Таким образом, необходимо не только выбрать конструкцию ТС, обеспечивающую перемещение инструмента, детали или заготовки, согласовать по времени её работу с работой технологического оборудования, а также подтвердить это экономическим расчётом.
Независимо от вида трансп. устройства, общим и одним из основных видов расчёта является расчёт времени обслуживания:
Тоб = Тз+Тт+Тв, (4.3)
где Т3 - время загрузки транспортного средства;
ТТ - время транспортирования;
ТВ- время выгрузки.
Как правило: (Т3 + Тв) < 10% от Т0Б (4.4)
Следовательно, основным резервом повышения производительности трансп. устройств является уменьшение ТТ:
TT = tp + tM + tT + tn, (4.5)
где tP – время разгона;
tM – время движения с установившейся скоростью VM;
tT – время торможения до пониженной скорости VП;
tП – время движения со скоростью VП до полной остановки.
tp = VM / аР, где аР - ускорение разгона (4.6)
tМ = SM / VM, где SM - путь с установившейся скоростью VM
tТ = (VM - VП) / aT; tП = SП / VП; SП - путь полной остановки.
tР и tП – зависят от динамических характеристик транспортного механизма.
Для перевода транспортного модуля в режиме торможения используют путёвые датчики, которые устанавливают на расстоянии SТ.П. от элементов оборудования технологической системы.
Тогда: Sn = ST.n. – ST = ST.n. – (VM2 – Vn2) / 2a,; (4.7)
где S – путь проходимый при торможении. Тогда путь с установившейся скоростью V оценивается:
SM = S – Sp - Sx.n.; (4.8)
где S – расстояние, которое проходит транспортное устройство при выполнении одноадресной операции;
Sр – перемещение при разгоне.
Для случая – S2 = Sp+SТ.П.
Для случая – S3 < Sp+SТ.П.
Для случая – S1 > Sp+SТ.П.
Где VP – скорость достигаемая при разгоне:
Для любой транспортной операции (многоадресной):
где d1,2,3 – доля транспортной операции 1,2 и 3 вида в общем числе транспортных операций.
Для конкретной номенклатуры деталей с известным маршрутом обработки, когда известно Аi – частота появления всех необходимых i-ых одноадресных операций, время транспортирования определяется:
где R – общее количество транспортных операций.
Для транспортной операции j-го вида (j=1.. …j) средний пробег при выполнении одноадресной операции j-го вида определим:
Где Sy – пробег при выполнении i-ой операции j-го вида; Аj - количество транспортных операций j-го вида. Тогда время обслуживания определим:
Лекция 6