По вопросам приобретения книг «Эксмо» зарубежными оптовыми 17 глава




Или что где-то в звездной скорлупе, которая не так уж от­далена от этой Земли, не одна Миссисипи обратила течение к жаждущей Земле и ее рукава милостиво прошлись катастро­фами от Австралии до Канады.

15 000 погибших в Джонстауне. «Chicago Tribune» (10 июня 1889 года): «Жители Джонстауна больше не верят в Провиде­ние. Многие выбросили свои Библии или открыто сожгли их после катастрофы».

Под провиденциальным я понимаю органически предус­мотренное.

Под Богом я понимаю автоматического Иегову.


ЧАСТЬ III

В

ыбросы рук — бурление лиц в расселинах — огонь и дым, и лава голых тел. Излияние из кратера голых тел, засты­вающих в фантастические формы...

Или — пять утра 28 декабря 1908 года — жестокое земле­трясение на Сицилии. Город Мессина обращается в руины, тут же охваченные пламенем. У сицилийцев в обычае спать без ночных сорочек, и вот из пылающих обломков изливают­ся голые тела. Их густые тучи развеиваются тонкими струйка­ми пара.

В Мессине содрогалась земля и лил проливной дождь. По сведениям «Nature» 31 декабря 1908 года из Испании, за не­сколько дней до землетрясения, сообщали о падении метео­ритов. По мнению мудрецов нашего более или менее дикого племени ливень в Мессине во время землетрясения — не бо­лее чем совпадение. Ни один мудрец даже не обсуждал возмож­ной взаимосвязи с падением метеоров.

В то же время возмущение охватило всю Землю — или, по меньшей мере, всю эту зону Земли — Малую Азию, Грецию, Си­цилию, Испанию, Канарские острова, Мексику. Но всякий муд­рец, писавший на эту тему, вырезал все прочее и писал, что в Сицилии имело место опускание суши. Все то же старое част­ное объяснение. Ученые и священники во многом не схожи, но те и другие в равной степени ограничены делами своего прихода.

3 декабря 1887 года — с подножия руин взывает к небу обе­лиск горя.

Это случилось в Роджиано, Италия. Землетрясение обруши­ло 900 домов. В вопле, поднимавшемся из руин, не скоро уда­лось различить отдельные голоса. Затем их колонна распалась на вой и мольбы.


ВУЛКАНЫНЕБЕС 243

Выжившие рассказывали, что видели огонь в небесах. В «Cosmos» (69-422) нам сообщают, что профессор Агамем­нон изучил вопрос о мнимых небесных вспышках. Но это был новый блеск, наведенный на старые объяснения. Пылающее небо не могло иметь никакого отношения к местным геоло­гическим возмущениям. Ортодоксальное объяснение гово­рит, что соскользнул слой пород. Что общего между слоем по­род и огнями в небе? Нам сообщают, что профессор свел все свидетельства о свечении небес к показаниям одного очевид­ца, который «рассказывал об этом не слишком серьезно». Что именно вызвало в нем легкомыслие среди сцен гибели и раз­рушений, никто не спрашивал; однако его рассказ записан как шутка, и тем более тонкая, что соль ее не очевидна.

Около 6 утра 23 февраля 1887 года в Генуе, Италия, рухну­ла плотина догматических устоев. Ее прорвало людским по­током. Землетрясение выбросило на улицы тысячи людей. Небо пылало. Людская река рвалась из города. Пылающий по­ток. Если в отблесках лесного пожара вспыхивают красным тысячи бревен, проломивших плотину на реке, они подобны этому кипению человеческих тел под огненным небом. Зем­летрясение захватило и другие районы Ривьеры. И в других районах звучало утверждение^ не признанное ортодоксаль­ной наукой, — что небо горело. Этого не признавали или на­зывали простым совпадением. См. «EAstronomie» (1887): в Апте (Вокяюз) наблюдались огненные явления, а затем появился огромный огонь, подобный бенгальскому огню — «безуслов­но, совпадение».

1 б августа 1906 года — и вдруг люди, жившие вдоль дороги в Вальпараисо, Чили, потеряли город из вида. Наступила «ужас­ная тьма». С ней пришло землетрясение. Раскалывалась земля, и с ревом рушились горы — непроницаемая тьма — и в этом хаосе возник голос. Это был пронзительный вопль. Люди вдоль дороги слышали, как он приближался.

Чили вспыхнул. Под пылающим небом выбегали из гибну­щего города жители Вальпараисо — люди, красные как огонь под гневным пламенем небес, кричали, и падали, и перепры­гивали через тела упавших — вспышка тел-огоньков, вырвав­шихся из города и тут же потушенных. Этот окрашенный крас­ным прорыв Вальпараисо — поднимающиеся и падающие фи-


244 чарльз форт

гуры — лица на миг и руки на мгновенье — так, глядя в боль­шой костер, воображаешь его язычки настоящими живыми су­ществами.

В «Nature» (90-550) сказано, что 136 сообщений о свече­нии неба в Вальпараисо рассмотрены графом де Баллором, сейсмологом. Одним ударом он срезал 98 из них, объявив не­определенными. Он признал, что оставшиеся 38 более или ме­нее подробны, но относятся к району, где в то время лил дождь. Их он тоже обрезал. Как ни странно, появились возражения: в «Scientific American» (107-67) один из авторов указал, что де Бал-лор таким образом закрыл вопрос, не поинтересовавшись, нет ли связи между землетрясением и ливнем.

Признай он возможную связь, догма соскользнула бы на догму, и на поверхности этой Земли мог образоваться провал невежества.

«Свет, виденный в небе, — заявил де Баллор, — по всей ве­роятности, был всего лишь лучом прожектора с военного ко­рабля».

«Все небо словно пылало» («Scientific American», 10б-4б4). Уильям Гоу из Сантьяго, описывая пылающие небеса, говорит, что казалось, взбунтовались трезвые законы физики.

«Иди, — добавляет де Баллор, — люди могли видеть искры трамвайных проводов».

Не важно, сколь смехотворны наши собственные гипоте­зы. Они не могут оказаться менее согласны с событиями, не­жели объяснение вспыхнувшего над целым народом неба про­жектором или огоньками трамваев. Если бы мне вздумалось доказывать, что звезды не дальше тридцати-сорока миль от нас, мне не пришлось бы оболванивать факты сильней, чем подоб­ным цирюльникам, чьи ножницы называются научными. Мо­жет быть, они и научные. Хотя по большей части цирюльники числятся художниками, кое-кто из них в самом деле полагает себя ученым.

11 июля 1856 года на Кавказе вставало красное солнце. См. «Lloyd's Weekly Newspaper» (Лондон, 21 сентября 1856 года). В пять часов вечера в местах, где солнце все еще было крас­ным, произошло землетрясение, разрушившее 300 домов. Вто­рое землетрясение случилось 23 июля. Через два дня в Ирлан-


ВУЛКАНЫНЕБЕС 245

дии пролилась с неба черная вода («News of the World», 10 ав­густа 1856 года).

И что общего между той частью чего-то и другой частью чего-то? Если где-то заметят рыжеволосую девицу и красную юбку, вывешенную после стирки, ортодоксальная наука уви­дит между ними не больше связи, чем между красным солн­цем и землетрясением. Черный дождь льется в Ирландии — кто-то в Канзасе пролил чернила.

Луна стала зеленой.

Два наблюдения зеленой луны см. в «Englishman» (Калькут­та, 14 и 21 июля 1897 года). Одно наблюдение сделано за шесть дней до, а второе через день после землетрясения в Ассаме 12 июня 1897 года. В Индии в это время были засуха и голод.

Сейсмологам неизвестна связь между зеленой луной или красным солнцем и землетрясениями, а вот вулканологи зна­ют много случаев, когда луна и солнце принимают такую ок­раску из-за вулканической пыли и дыма, известных под на­званием «сухой дымки». Похоже на то, что «сухая дымка» вул­канического извержения появлялась в небе Индии за шесть дней до и через день после катастрофы.

Тайна.

Если вулканическое извержение происходило в другом ме­сте, почему признаьси извержения не проявлялись в Италии, или в Патагонии, или в Калифорнии — почему только в тех местах, где надвигалось землетрясение?

Совпадение.

11 июня в Верхнем Ассаме, которому 12-го предстояло ока­заться эпицентром землетрясения, внезапно прошел ливне­вый дождь. Корреспондент «Englishman» (14 июля) пишет, что такого чудовищного ливня он никогда не видел ни в Верхнем Ассаме, ни в других местах.

В 5:15 пополудни 12 июня в Шиллонге состоялось зрели­ще, которое могло бы поразить кое-кого из наиболее просто­душных авторов учебников. Я так много говорю о ножницах, урезке и стрижке, но ведь вполне возможны и случаи невин­ности. Ни облачка в небе — из чистой голубой пустоты опро­кидывается целое озеро. Это падение массы воды, или пере­нос, или телепортация ее, совпало с одним из самых катает-


246 чарльз форт

рофических землетрясений, центр которого лежал севернее, в Ассаме.

Это было не землетрясение, а шторм на суше. Холмы гуля­ли, как волны, и носили на себе обломки домов. Бурей выбро­сило в поля жителей деревень, и их длинные вереницы в лет­них белых одеждах полосой пены окаймляли прибой. Бараш­ки волн пенились младенцами. В людской буре валы людей разбивались об утесы скота. Не только в метеорологии наблю­даются метеорологические явления. Когда люди опомнились и стали оглядываться по сторонам, ландшафт изменился, как сцена перед новым действием драмы. Они видели поля, озера и дороги, которые до землетрясения были скрыты в складках земли. Не только в театрах можно увидеть представление. Все бывает не только там, где бывает, если мы существуем в орга­низме, где все продолжает друг друга.

Многие ливни не вписываются в ортодоксальные объясне­ния. Аллахабадский «Pioneer» (23 июня 1897 года): чрезвычай­ная засуха — землетрясение — сильнейший ливень.

Данные позволяют думать, что где-то произошел вулкани­ческий выброс. Согласно другим данным в Калькутте после землетрясения наблюдалось «послесвечение». «Послесвече­ние» — это необычный закат, напоминающий порой северное сияние, когда лучи солнца, отраженные вулканической пылью высоко в небе, видны примерно на час дольше, чем при обыч­ном закате.

«Friend of India» (15 июня): «Весь запад пламенел густым баг­рянцем, и цвета его стали гаснуть лишь через час после того, когда пора было наступить полной темноте».

Я отметил еще то обстоятельство, что во многих места в Ассаме во время землетрясения, кажется, зарождались вулка­ны. Множество маленьких кратеров открывались в земле и выбрасывали пепел.

Однако мне не удалось найти сообщений об извержении вулканов на этой Земле, которыми можно было бы объяснить перечисленные эффекты.

Я снова указываю, что извержение вулкана вне этой Зем­ли или на ней должно бы, если не мыслить особой связи, про­являться в «послесвечении» в Англии или Южной Африке с той же вероятностью, что и в Индии. Я предполагаю, что где-


ВУЛКАНЫНЕБЕС 247

то вне этой Земли — коль скоро земные вулканы не дают объяснения — произошло вулканическое извержение, и зем­летрясение в Индии было откликом на него, а массы воды и другие выбросы обрушились именно на тот участок земли, который ответно или функционально содрогался, потому что между двумя центрами возмущения возникла связь, воз­можно электрической природы, направлявшая поток теле-портации.

25 июня под Калькуттой осела с неба пыль («Englishman», 3 июля). В номере тойже газеты за 14 июля метеоролог из Каль­куттской обсерватории описывает «очень странный туман», похожий на вулканический дым, наблюдавшийся в районах землетрясения. По его мнению, то была «космическая пыль» или пыль, выпавшая на эту Землю из внешнего пространства. Он ничего не говорит о возможной связи с землетрясением. Возможно, он назвал бы это «простым совпадением». Затем он рассказывает о грязевых осадках в Тургрейне (Мидапур) 27 ию­ня. В ночь на 29 июня грязь падала в Джессорском районе Бен-галии. «Она падала с безоблачного неба, где сияли звезды» («Madras Mail», 8 июля).

Предположим, это была «космическая пыль». Предположим вместе с ортодоксами, что эта Земля — быстро движущаяся планета, попавшая в облако «космической пыли», висящей в пространстве. Через одну минуту Земля окажется более чем в тысяче миль от точки контакта — вследствие орбитального движения — и повернется вокруг своей оси.

Но новое выпадение пыли случилось в Индии, где продол­жались толчки, как будто ее выбросило из некоего вулкана в мир, который не мчится по орбите и не обращается вокруг оси каждые сутки.

Через пять дней после первого выпадения пыли «субстан­ция, напоминающая грязь», выпала в Гаттале («Friend of India», 14 июля). Описание «сухой дымки», точно такой же, какая бы­вает в Италии при извержениях Везувия, см. в «Madras Mail» (5 июля) и в «Friend of India» (14 июля) — «постоянная пелена, затянувшая горизонт во всех направлениях. Небо затянуто густым слоем пыли, напоминающей дымку в атмосфере». Около 1 июля грязь, по сообщению «Times», выпала в Хетам-форе (Бирхум).


248 чарльз форт

Я перечисляю эти выпадения пыли и грязи, но не придаю им такого значения, как феноменам, предшествовавшим зем­летрясению. Я не нашел ни одного утверждения, что это были вулканические вещества. Но возможно, наблюдались и другие осадки, состоявшие из вещества, неизвестного на этой Земле.

В «Englishman» (Калькутта, 7 июля) корреспондент пишет, что несколько дней назад в Курдахе ночью прошел дождь, на­полнивший воздух ароматом сандалового дерева. На следую­щее утро все вокруг оказалось покрыто «цветным веществом, издававшим запах сандала». Примерно в то же время кто-то другой писал в «Madras Mail» (8 июля), что в Надиа с неба выпа­ла субстанция, «более или менее напоминавшая сандал, кото­рый туземцы используют для своих религиозных церемоний».

Луна перед землетрясением стала зеленой.

Перед землетрясением прошли проливные дожди.

Мы только начали список феноменов, предшествующих ка­тастрофам. В них можно увидеть предупреждение. Выстрижен­ное из науки щелчком ножниц парикмахера.

Ассамский феномен изучили. Научно — в том смысле, в ка­ком научна работа парикмахера. Доктор Олдхэм крупно при­уменьшил катастрофу до приемлемых размеров. Он намылил ее пеной объяснений и чисто сбрил неудобные подробности. Это обращение — «Следующий!» — к катастрофам радует кра­сотой аккуратные маленькие умы, как волны парикмахерской завивки, в которые астрономы уложили лохматые факты. Об­зор доклада доктора Олдхэма см. в «Nature» (62-305). Там не упомянуто ни что-либо, замеченное в небе, ни что-либо, па­давшее с неба, ни происшествия в других местах. Доктор Чарльз Дэвисон в «Обзоре недавних землетрясений» уделяет 57 страниц описанию этой катастрофы, и он тоже не упоми­нает ничего, виденного в небе или падавшего с неба. Не упо­минает он и феноменов, проявившихся в то же время в других местах. Это подстриженный, приглаженный отчет, но судя по запаху, который он издает, мне сдается, что мастер перебор­щил с одеколоном.

Синхронные феномены, которые всегда выпадают из ор­тодоксальных описаний землетрясений, — один из сильней­ших в истории толчков случился в Мексике, когда в Индии еще дрожала земля. Небо светилось, и мексиканцы сочли это све-


ВУЛКАНЫНЕБЕС 249

чение вулканическим. Если и так, в Мексике не нашлось ни одного действующего вулкана («New Orlean Daily Picayune», 22 июня). Содрогающуюся Землю заливало проливными дож­дями. Один из ливней, утопивший несколько жителей мекси­канского городка, описан в «San Francisco Chronicle» (17 июня).

Эту часть нашей работы противники давят, не столько от­рицая факты, сколько уверяя, что связь, которая нам видится между ними, — простое совпадение. Если я приму хотя бы одно подобное объяснение, я буду вынужден распространить его на все. Мы придем к теории, что наше существование — не что иное, как совпадение: и, как показывает мне опыт знакомства с теоретиками, мы вполне разумно аргументируем эту теорию. Химические реакции, якобы хорошо известные и понятные, не всегда происходят так, как им следовало бы происходить согласно формулам. Отклонения приписывают нечистому со­ставу химикатов, но возможно, появление воды при соедине­нии кислорода с водородом — это все то же надоедливое со­впадение, подобное упорно появляющемуся во время земле­трясений свечению неба. Метеориты частенько падают на эту Землю во время землетрясений, но и это может оказаться со­впадением, как и частое появление отпрысков после женить­бы — вовсе не указывающее на существование связи, поскольку все мы слышали о случаях якобы самостоятельного воспро­изводства. Феминисткам еще самую малость недостает фана­тизма, чтобы опубликовать длинные списки доказательств женской независимости. Или наши данные — не совпадение, или все вообще — простое совпадение.

В некоторых случаях ливни во время землетрясений не относят ни к совпадениям, ни к тайнам. Происходит земле­трясение, и с неба льется вода. Затем выясняется, что некий вулкан — на этой Земле — извергался, и что вследствие этого Земля сотрясалась, и масса воды, иногда черной, а иногда не окрашенной, выброшенная этим вулканом, потоками или ливням выпала на содрогающуюся Землю. Иной раз небо во время землетрясений темнеет, и в том не видят ни совпаде­ния, ни тайны. Например, 11 марта 1875 года огромная чер­ная туча появилась в Гвадаладжара в Мексике. Произошло землетрясение. См. «LAnnee Scientifique» (1876-322). В этом случае небу, потемневшему во время землетрясения, нашлось


250 чарльз форт

объяснение, так как оба феномена были вызваны извержени­ем вулкана Каборукуко. Случались во время землетрясений и не таинственные метеоритные дожди, или огненные шары, похожие на метеоры. На этой Земле происходили изверже­ния, и огненные шары или метеоры были выброшены вулка­нами. Особенно зрелищные дожди вулканических бомб, если то были не метеоры, случились при извержении на Яве в авгу­сте 1883 года, в Новой Зеландии в июне 1886 года, в Вест-Ин­дии в мае 1902 года.

Но наши данные относятся к небесным феноменам во вре­мя землетрясений, которые происходили тогда, когда не на­блюдалось активности ни одного земного вулкана, способно­го вызвать подобные явления.

Мы пока не установили связи с чем-либо, что можно рас­сматривать как вулканическое извержение во внеземных ре­гионах. Теперь мы обращаемся к данным, касающимся не только возможности вулканических извержений в близлежа­щей звездной скорлупе, но и к наблюдениям, в которых мож­но увидеть признаки активной вулканической деятельности в небесах.


Э

та Земля в гневной вспышке судорожным жестом смяла картину — или, в монистическом понимании, в Перу произошла катастрофа, вызванная ужасной и величе­ственной эмоцией. Возможно, при сильнейших порывах чувств в мозгу образуется рана...

Кровавая корчащаяся земля и кровавый вздымающийся океан — а между ними, от Эквадора до Чили, — багровая пена прибоя...

Или так это видится с вершины самоанализа.

Взглядом ортодоксальной мошкары эту картину не охва­тить. См. школу критики, возглавляемую малюткой де Балло-ром. Но сотрясения были работой весьма независимого худож­ника-Снег, белизной красивший горные вершины, — катаклизм срывает пики — снежные лавины в багровом сиянии хлынули с обезглавленных гор. Отблески огненного неба — земля и море расшвыривают блестки домов и кораблей. Огненные бичи хлещут по лесам, выбивая искры горящих зверей и птиц.

13 августа 1868 года — перуанцы, выбегая из обваливаю­щихся домов на уходящие из-под ног улицы, видя полыхаю­щие небеса, кричали: «El Vulcan!»

В том далеком 1868 году научной наглости еще не давали спуску, и не было ученых клоунов, высмеивающих пылающие небеса байками о трамвайных искорках. Таинственность это­го явления состоит в том, что все Перу верило, будто где-то в это время происходило извержение вулкана.

Целые города сбрасывало в море. Море набрасывалось на руины городов. Двойная катастрофа — на обломках домов гро­моздятся обломки кораблей. Поля стекали со скал в залив Ари-


252 чарльз форт

ка. Луга вздымались гребнями. Мы далеко зашли в своем дока­зательстве непрерывности, которая связывает дожди из лягу­шат с бурями на лугах.

Огромные массы воды падали с неба. Действовала беспо­щадная рука Провидения — вода была нужна. Вода пропиты­вала жаждущую землю, а избыток милостыни сливался в но­вые реки. Потоки украсились кошмарными рюшами трупов, а побережье океана — оборками трепещущих тел. Едва ли не Аб­солютное зло могло быть вызвано подобной «lingerie». Этими складками мертвых тел, колыхавшимися в волнах, задрапиро­валось Провидение.

19 августа произошло еще одно жестокое землетрясение, и небо снова загорелось. Оба раза объяснить это зрелище было нечем, если не предполагать, что где-то в Перу извергался вул­кан. «New %rk Herald» (29 сентября) заподозрил вулкан Мок-веква. В лондонской «Times» (21 октября) — письмо человека, который видел светящееся небо и слышал, будто Кандераве — вулкан. Говорили, что извергался Аквалонга, потом — что не Аквалонга, а Кахамба. Свечение неба, длившееся несколько ча­сов, описано в «Compte Rendus» (67-1066), и автор высказы­вает мнение, что этим вулканом был Саахама. Другие, наблю­давшие свечение, считали, что это был Котопакси. «Cosmos» (3-3-367) предполагает, что Котокачи — вулкан. Но в учебни­ках вы не найдете и следа этой разноголосицы: все они едино­гласно называют одного виновника — Маунт-Мисти.

«New York Herald» (30 октября 1868 года): Маунт-Мисти не пробуждался к активности.

См. «Compte Rendus» (69-262) — результат расследования мсье Гая — в указанный период ни один из заподозренных вул­канов не действовал.

Иногда действующие вулканы этой Земли издали светят­ся, как звезды. Я намерен допустить, что новые звезды — это новые вулканы, пробудившиеся в звездных странах. Описа­ние земного вулкана, сиявшего, как звезда, см. в «American Jour­nal of Science» (2-21-144). В «New York Times» (23 сентября 1872 года) см. описание извержения Мауна-Лоа, светившего­ся издали, как звезда.

4 сентября в 12:30 дня — явление, которое часто наблюда­ется в Неаполе при извержении Везувия. И похожее на упомя-


ВУЛКАНЫНЕБЕС 253

нутый нами вулканический выброс в Гвадалахаре, Мексика. Плотное, подобное горе облако появилось в небе на западе над Кальяо в Перу. Земля вздымалась с той же яростью, как и 13 ав­густа.

«New York Tribune» (7 октября): в небе на юго-востоке вид­на звезда.

Я полагаю, эта самая звезда расколола Перу.

Ночь 4 февраля 1872 года — новая вспышка в небе — что загорелось созвездие Ориона — что начало трагедии этой Зем­ли—в небе, в зрелище, взволновавшем людей от Южной Аф­рики до Норвегии — но что в основе трагедий, написанных людьми или созданными Землей и небом — те же условности, и что Драма Организма не более склонна допустить катастро­фу без предшествующих феноменов, которые можно истол­ковать как предостережение, чем земной сценарист — допус­тить кульминацию фильма, не предупредив зрителя о ее при­ближении.

Что сюрпризу предшествовали предостережения, равные, быть может, по величине пожару всех лесов Северной Амери­ки, — что луна и солнце предостерегали о грядущих разруше­ниях — о нем оповещала пылающая надпись на небесах — лив­ни блестящих листовок — яркая и назойливая реклама...

Но что умы этой Земли скованы догмой — и что ученые мудрецы, подменившие мысль символом веры, правили бой­ней или дивились долгим и ярким объявлениям.

Та ночь 4 февраля 1872 года — вспышка в созвездии Орио­на. Охваченные тревогой центры на этой Земле рассылают телеграммы. Перекликаются города. Людям кажется, что в со­седнем селении — пожар. Острова Вест-Индии окликают друг друга. На каждом острове вспышку в небе приписывают из­вержению на другом острове. В Монкальери, Италия, сейс­мографы зарегистрировали землетрясение, или отклик этой Земли на катастрофу вовне. Возможно, между тем местом и почвой Италии была особая связь.

Вместе со свечением, которое сочли родственным поляр­ному сиянию, хотя само сияние не имеет удовлетворительно­го объяснения, явились метеоры. Денца наблюдал их в Италии и, отметив видимую связь со свечением, объяснил, что эта мни­мая связь — всего лишь совпадение. Так и должно думать каж-


254 чарльз форт

дому противнику всего, что написано в этой книге. Если же это не было совпадением, метеоры попали на эту Землю оттуда, откуда исходило свечение. Если светилось созвездие Ориона, Орион должен быть не дальше от Италии, чем Сан-Франциско.

В ночь 22 февраля в небе замечено еще одно свечение, «по совпадению» во всех отношениях, кроме величины, подобное свечению 4 февраля. Опять же «по совпадению» появляются метеоры.

Через пять дней после этого второго признака извержения в Орионе на Косенцу в Италии с неба выпала пыль. Поток ме­теоров, наблюдавшийся одновременно с первой вспышкой, был необычен. Он наблюдался только в зоне Италии. «Allahabad Pioneer Mail» (12 октября) описывает их как наблюдавшиеся вместе со свечением, в Индии.

Через шестнадцать дней после второй вспышки в Орионе красновато-желтая пыль выпала на Сицилии, продолжала па­дать на второй день и появилась в Италии.

Трепещущие триллионы — или паника бесконечностей — и звезды подмигивают, намекая на близость, — и наши дан­ные стискивают мнимую удаленность в фамильярных объ­ятиях —- потому что если пыль небесного извержения долетает до этой Земли за несколько недель, она проплывает не трил­лионы миль.

Но была ли эта пыль выброшена вулканом?

По мнению профессора Сильвестри, то была вулканиче­ская пыль. Профессор Сильвестри считает, что она выброше­на извержением где-то в Южной Америке. Но я особенно тща­тельно отмечал феномены того, 1872 года, а сообщения об из­вержениях в Южной Америке или в других районах этой Земли, которому можно было бы приписать появление пыли, у меня нет.

Отчеты о потоке событий, начавшем свое течение в это вре­мя, см. «Compte Rendus» (вып. 74, 75) и «Les Mondes» (вып. 28). В Италии с 1 апреля началась серия «сияний» и поток метео­ров. Ночь 7-8 апреля — множество метеоров в Мондови, Ита­лия. Солнечное и лунное гало, которые могут или не могут быть объяснены присутствием вулканической пыли, наблюдалось в Италии б, 7 и 8 апреля. Два дня спустя пробудилась актив­ность Везувия, но извержение было слабым.


ВУЛКАНЫНЕБЕС 255

В Италии было неспокойно. Но в Неаполе объявили, что мудрецы присматривают за Везувием. Легкое извержение за­ставило некоторых крестьян убраться с его склонов. Этих не­доверчивых было немного: прочие верили заверениям мудре­цов, что оснований для тревоги нет. Ночь за ночью под рокот зулкана в небе Италии мелькали метеоры. Не удалось найти сообщений об их появлении в других районах. Они падали только на один участок этой Земли, как если бы эта Земля была неподвижна.

19 апреля — третье появление пыли — большой объем
пыли неизвестного происхождения падает с неба Италии.

Возникла тревога. Везувий рокотал громче, но беззвучное падение пыли само по себе сеяло тревогу.

Мудрецы продолжали изучать Везувий. На появление пы­ли и падение метеоров на землю, где рокотал вулкан, они об­ращали не больше внимания, чем на появление певчих птиц или туристов. Их уверения, что тревожиться не о чем, осно­ванные на изучении исключительно местных условий, заста­вили задержаться на склонах вулкана всех, кроме нескольких неверующих...

20 апреля...
Извержение Везувия.

Шаровидные облака — брызги мозгов подземных гиган­тов-академиков, вздумавших думать своей головой — рву­щихся из-под гнета подземных догм. Но облака и мозги в ос­нове своей едины — схватка скоро растворилась в сплошном тумане. Вулкан и мыслители порождают тьму. Неаполь по­крыл мрак.

Жители Неаполя ощупью продвигались по улицам, каж­дый — в собственной геометрии, замкнутый в круг несколь­ких ярдов в диаметре, ограничивающий их зрение. Общий шум заглушал отдельные звуки уже за несколько ярдов. Реки бежен­цев текли по улицам Неаполя. Люди, замкнутые в кругах, сквозь стены которых прорываются руки, сжимающие образа или вы­рывающие узелки со скарбом. Обрывки звуков в общем воп­ле — геометрия в хаосе — или круги во мгле и некая доминан­та, и все прочее подавлено ею. Топот ног, толчки плеч, перевя­занные головы — мольбы к святым — богохульство, кто-то плевать хотел на Везувий — ноги трупа, который тянут неви-


256 чарльз форт

димки — призывы к господу и шутники, усиливающие смяте­ние криками, что подступает лава.

Взрыв вулкана смел пыль и дым. Высоко на Везувии — из­вилистая огненная струйка. Поток лавы словно застыл в воз­духе. В непрерывном грохоте он напоминал зигзаг молнии — молнии, пронзившей гору.

Сияние, сменившее тьму, — в лавине камней и спотыкаю­щихся беглецов, не отличавших человека от глыбы, грохот камней и молча пробегающие мимо женщины в единой до­минанте рокота вулкана. Когда становилось темно, вспыхивал огненный дождь, в сиянии черным снегом сыпался с неба го­рячий пепел. В ослепительном свете черный дождь обжигал бегущих крестьян. Ужаль меня такими чернилами, и я рвану во весь дух.

Где-то в дыму и пламени на склоне горы погибла какая-то птаха. Если верить ортодоксальным богословам, ее заметили.

На следующий день со склонов Везувия потек новый поток: поток телег, нагруженных телами. Возможно, его не заметили, отвлекшись на птичку. Более продуманное мнение см. ниже.

По крайней мере для одного ума, или квази-ума, или того, что мы на этой Земле называем умом, связь между метеорами и извержением не представлялась простым совпадением. В «Compte Rendus» (74-1183) мсье Сильберман рассказывает о метеорах в Италии и об извержении Везувия, высказывая мнение, что они связаны. Краткий миг подозрительности в прошлом поколении. Много говорить о нем не приходится. Дискуссии не возникло. До сего дня ни один ортодоксальный догматик не признал существования связи. Но есть еще одна связь — связь между догмой и гибелью людей.

В рамках ортодоксального представления о движущейся Земле, пересекающей орбиту метеоритного потока, так что ни одна сторона или часть Земли, как, например, Италия, не от­крыта потоку метеоритов больше других, невозможно объяс­нить повторное появление метеоров исключительно или пре­имущественно в Италии, если только...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: