Принцип органичности творчества актера; 12 глава




Пассажир (обезумев). Ладно! Согласен! Вот вам моя путев­ка, только поехали. (Отдает путевку.)

Беглец. Ишь ты! «Согласен»! А ты спроси у меня: я согла­сен?

Пассажир (заплетающимся языком). Вы... согласны?..

Беглец. Не-а...

Пассажир. Пп-поч-чему?

Беглец. Я и отпускных не получал... Куда же я без денег поеду?

Пассажир. Вот деньги. (Отдает кошелек.) Теперь поедем?

Беглец. У меня вещи не собраны…

Пассажир. По дороге ко мне за чемоданом заедем.

Беглец. А билет?

Пассажир. Вот билет. (Отдает билет.) Все?!

Беглец (проверяя, все ли у него есть). Та-ак... Путевка, день­ги, билет... чемодан по дороге... (Пассажиру). Теперь все. Поехали.

Пассажир садится в машину. Беглец заводит двигатель, раздается короткое тарахтение, и мотор глохнет.

Беглец. Приехали. (Выскакивает из машины, торопливо от­крывает капот.) Эй, друг, подсоби-ка, а то я на самолет опаздываю.

Пассажир быстро устраняет неполадку, сам садится за руль.

Стр. 165

Пассажир. Садитесь быстрее!

Машина трогается с места.

Беглец. Машину в конце смены на мойку подашь!

Пассажир. Ничего не выйдет.

Беглец. Это почему же?

Машина развивает сумасшедшую скорость.

Пассажир. Нечего мыть будет...

Беглец. Как это нечего?!

Пассажир (радостно, обезумев окончательно). А так! Сейчас развалится твоя машина!!

Беглец. К-ка-ак... эт-то разва-ва...

Пассажир. А так. Ррраз — и нету. (Лукаво.) Я там кое-что отвинтил!..

Беглец (в панике). Отвинтил?! Стой! Стой, говорю! Пассажир (веселясь все больше). Не могу! Спешу в аэро­порт!

Беглец. Гражданин! Вы что?! Вы же интеллигентный человек. Мы же разобьемся!

Пассажир (восторженно). Разобьемся!!!

Беглец (кричит). Но я не согласен!!!

Пассажир. А тебя и не спрашивают!!!

Еще громче заревел мотор.

Беглец (кричит). А-а-а! (Раскрывает дверцу и на полном хо­ду выпрыгивает из машины.)

С жутким ревом уносится в машине Пассажир.

Смена эпизода. Вой сирены «скорой помощи». К неподвижно лежащему Беглецу подходят санитары с носилками.

Первый с а н и т а р. Ну что?

Второй санитар. Странное дело... Пульс не прощупывает­ся, но дыхание ровное...

Первый санитар. Давай в больницу... Там разберемся... (Кладут Беглеца на носилки). Осторожнее!.. (Уносят.)

Больничная палата. Беглеца только привезли, на какое-то время оставив его одного. Он приподнимается на своем ложе. Замечает неподалеку женщину у телефона, по которому, видно, вызывают «скорую помощь». (Звонок)

Женшина-диспетчер (снимает трубку). «Скорая»... Воз­раст... Температура... Адрес... (Подзывает кого-то). Доктор Филаре­тов, возьмите вызов.

Некто в белом халате берет протянутый листок и уходит. Вбегает

Стр. 166

Автор, видимо, напавший на след Беглеца. Тот замечает его, хватает висящий на вешалке халат, быстро надевает. Раздается

новый звонок.

Ж е и щ и н а-д н с п е т ч е р. «Скорая»... Возраст... Температура... Адрес... Чья очередь на выезд?

Беглец (подбегает к окошку). Моя. (Хватает листок и исче­зает.)

Рев сирены оповещает нас о том, что наш «герой» на машине «скорой помощи» благополучно отбыл по вызову. Смена эпизода.

Звонок в дверь. Взволнованный хозяин квартиры — это Муж — бежит открывать дверь. Входит Беглец в белом халате с докторским чемоданчиком.

М у ж. Здравствуйте, доктор, ждем не дождемся вас.

Беглец. Фамилия? (Сверяет с бланком вызова.)

М у ж. Петров... Раздевайтесь, проходите.

Беглец. Это вы раздевайтесь!

М у ж. Но зачем?

Беглец. Раздевайтесь, раздевайтесь! Ваше дело болеть, мое — лечить.

Муж. Я же здоров! Как бык!

Беглец. Пока.

Муж. Что значит «пока»?

Беглец. Пока здоров. Сегодня здоров, завтра — покойник.

М у ж. Но я жене неотложку вызывал.

Беглец. Жене?! А что с ней?! »

М у ж. Не знаю. Температура высокая, тошнота...

Беглец. Нс знаете, а людей беспокоите.

Муж. Так это же ваше дело — диагноз поставить.

Беглец. Вы меня не учите, я свои обязанности знаю.

М у ж. Пойдемте скорее, ей плохо.

Беглец. Ничего, не помр... гм... (Садится, достает новый бланк, авторучку, пишет.) Фамилия жены, естественно, Петрова?

М у ж. Нет. Сидорова.

Беглец. Так это жена гражданина Сидорова? А где же он

сам?

Муж (еле сдерживаясь). Да нет никакого Сидорова! Это моя жена, понимаете, моя! Просто она оставила себе девичью фами­лию — Сидорова.

Беглец (заполняя бланк). Ну-ну, предположим. Так какая там у нее температура?

М у ж. 39,6°.

Беглец (пишет). 39,6°... Может, градусник неисправный?! Женский голос. Митя-я-а-а... Воды...

Стр. 167

М у ж. Сейчас, сейчас... (Засуетившись, наливает воду.) Пой­демте же, прошу вас...

Б е г л е ц. Быстрый вы какой, однако. Как зовут?

М у ж (со слезами). Дмитрий Васильевич.

Беглец. Да не вас! Умирающую...

М у ж (схватившись за сердце). Доктор!.. Она умирает?!

Беглец. Откуда я знаю?.. Все там будем.

М у ж (заплетающимся языком). Феодосия Николаевна.

Беглец. Я спрашиваю имя, а не место рождения.

М у ж (нервно). А это и есть имя. Феодосия.

Беглец. На придумывают черт-те что, голову сломаешь... (Пи­кет.) Феодосия...

М у ж. Матушка ее так назвала.

Беглец. Веселая, видать, старушонка.

М у ж. Да. Веселая... была.

Беглец. Царство ей небесное. Отчего померла?

Муж. Не смогли определить. Температура была высокая, тошнота... Что бы это могло быть?

Беглец. А черт его знает.

Женский голос. Митя-я-а-а.

М у ж. Иду... Доктор, пойдемте же! (Вскакивает.)

Беглец. Куда-а?! А год какой?!

Муж (ошалело). Год? 1988-й...

Беглец. 88-й?! Она что, новорожденная?! И замужем?!

Муж (кричит). Новорожденная?! Вы про какой год спраши­ваете?!

Беглец. Про какой, про какой! Про Феодосьин!

М у ж. 31-й! (Жене.) Иду! (Хочет бежать.)

Беглец (властно). Сидеть! (Муж плюхается на стул.) Место работы Феодосии Николаевны?

Муж (почти в истерике). Ну зачем вся эта канцелярия, зачем?! Там человеку плохо!!! При чем здесь место работы?!

Женский голос. Мнтя-а-а! Пи-и-ть(

Муж (почти бессознательно наливает воду в другой стакан). Пить... Пить... Сейчас... (Садится, залпом выпивает всю воду.)

Беглец. Э-э... милочка моя... Что с вами?! (Трогает лоб.) Да у вас температура!

Муж. Пой-дем-те... Пло-хо... Же-на... Фео-до-сия... Скоре-е-е... Беглец. Нате вам пожалуйста... А еще хвастался!.. Здоров! «Как бык»! Вот тебе и бык — с копытцев брык!

Входит нетвердой походкой Жена, в халате, с намотанным на голову полотенцем.

Жена. Митя-я... Ты не слышал, я просила... (Замечает без­жизненное тело супруга, вскрикивает.) Митя?!

Стр. 168

Беглец. Слышал, слышал.

Жена. А-а! (Закусывает губу.) Вы доктор?! Из неотложки?!

Беглец. Доктор.

Жена. Что с ним?!

Беглец. Откуда я знаю. Надо посмотреть.

Жена. Так смотрите скорее! Митя-я!!1

Беглец. Посмотрим. Обязательно посмотрим. Фамилия.

Жена (вне себя). Какая фамилия?!

Беглец. Этого... покойни... гм...

Жена. Никаких фамилий! Ему нужна помощь!!!

Беглец. А мне нужно заполнить. А потом уже.*

Жена. Сейчас! (Угрожающе идет на Беглеца.)

Беглец. Потом! (Испуганно отступает.)

Жена (кричит). Сейчас!!! (Хватает его за лацканы халата).

Беглец (пытаясь вырваться). Бальная! Вы не бережете себя!

Жена. А вы сейчас!!! Сейчас!!!

Беглец. По-то-м... По-то-о-о...

Жена с криком наваливается на Беглеца, душит его, увлекая на пол. Три неподвижные фигуры застыли в безжизненных позах. Пауза.

Из кучи тел выбирается наш «герой». Покрутив шеей, он на дрожащих ногах идет к выходу.

Беглец. Ну и хватка... Хорошо еще, что я механизм, а если

бы...

Он оглядывает комнату, открывает шкаф, достает костюм хозяина, переодевается. Появляется Автор. Беглец прячется в больших старинных напатьных часах, где помещение для маятника вполне может вместить человека...

Автор (чуть не плачет.) Опять сбежал. (Не увидев Беглеца, покидает квартиру.)

Беглец удовлетворенно раскачивается вместе с маятником.

Беглец. Какое прекрасное помещение пустует. Тихое, уют­ное... Это местечко мне по душе: вжик-вжик, вжик-вжик... Вправо- влево, вправо-влево. Качайся себе в удовольствие, совершай колебания — и все. (Медленно и равномерно качается.) Вжик-вжик, вжик- вжик... Колебания — это самое надежное, что может быть. И самое спокойное. Кое-кто полагает, что лучше вообще не двигаться — де­шевле будет. На первый взгляд оно вроде бы и так: стоишь, не ше­лохнувшись, ухом- не ведешь, силы не расходуешь. И окружающих впечатляет. Все вокруг ходят, языками цокают: дескать, вот это глыба, вот это человек, все на одном стоит, принципиальный, твер­дый. Только ведь это поначалу. А потом один раз с этой глыбой столкнуться, другой — и пошло-поехало...

Сначала подчиненные из глыбы в стенку переименуют, о

Стр. 169

которую лоб разбить можно, потом начальство негибким назовет, а по­том и того хуже — дураком прослывешь. И поделом. Не экономь зазря, не ленись —под лежачий камень вода не течет. Да и не так уж много сил на колебания уйдет — они же постоянные, равномер­ные... Вправо-влево, вправо-влево... Без рывков, без нервотрепки... Хоть спи круглые сутки, только колебаний не прерывай.

Пришел утром, как положено, на службу, видишь, в приемной народ дожидается по разным там горящим делам, — р-раз — впра­во — и уезжай в главк на совещание. Съездил, посидел на совеща­нии или в кино на двухсерийный фильм сходил—твое дело, вернул­ся, видишь, все еще сидят, ждут, — р-раз — влево — и на объект, то бишь на обед — твое дело. Только не останавливайся, колебаться не забывай... Вжик-вжик... Вправо-влево.

А то тяжелого больного привезли — нужно срочно операцию делать, а шансов — один на сотню. Тут знай не зевай, а то потом за год не расхлебаешь. Ты хирург, ты специалист, у тебя голова на плечах, понимаешь, чем все это может кончиться? Ты знай свое дело —не останавливайся. Собери консилиум, потяни время, прове­ди дополнительные исследования, — в общем, делай что хочешь... кроме операции. Потому как ты колеблешься — делать или не де­лать. Вправо-влево... На всякий случай домой его, болезного, вы­пиши, чтобы на процент в отчетности не повлиял. Поколеблешься недельку-другую, глядишь — и операция уже не нужна. Разве что вскрытие. А это какая операция! Пустяки. Тут риск нулевой Ты только не останавливайся. Колебаться не забивай. Вжик-вжик... Вправо-влево...

Пли, скажем, принимаешь ты экзамен в институт. Сидит перед тобой будущий инженер: на голове — густо, а в голове — пусто. Ты ему — вопрос, он тебе — ни бельмеса, ты ему — другой, он тебе сно­ва ни бельмеса. Выходит так, что выгонять его надо. Но ты мень­ше всего о нем заботься, ты о себе подумай. Ты в его фамилию вглядись, она у него, между прочим, папина, а папину фамилию в городе все знают. Зачем тебе это надо? Ты свое дело помни. Ко­лебаться не забывай! Не останавливайся! Вжик-вжик... Вправо-вле­во... Без рывков, без нервотрепки, равномерно. Хоть спи круглые сутки, только колебаний не прерывай.

А то принесли тебе изобретение — работать в сто раз легче бу­дет, патент на весь мир разойдется, экономии миллиард, прибыли — тысячи миллиардов, а твое какое дело? Это же все перестраивать надо, в одном направлении долбить, а у тебя колебания. Тебе в од­ном направлении двигаться — смерти подобно. Он изобретатель, ему слава и почет, ты его похвали, приласкай, и пусть себе дерга­ется, в сарае из отходов свой синхрофазотрон колупает. Пока он его доколупает — двадцать лет пройдет, а ты тем временем за гра­ницу на годик съездишь, для ознакомления с тамошними

Стр. 170

фазотронами, купишь гам парочку на валюту, они здесь лет через десять заржавеют — еще раз туда сгоняешь — за запчастями. Равномерно. Без рывков, без нервотрепки. Только не останавливайся. Колебать­ся не забывай. Вжик-вжик... Вправо-влево...

А вот артист новый номер приготовил: острый, смешной, нуж­ный. Пришел на худсовет, показывает кому надо... Нельзя, говорят, остро очень, как бы чего не вышло... Р-раз — вправо, пожалте, уже не остро, уже тупо. А тебе то, что тупо, хорошо, надо эту тупость сохранить, но чтобы при этом и остро было, иначе зрители билеты не купят... Р-раз — влево, пожалте — и тупо, и остро, и вообще не поймешь что! Потому ты знаешь свое дело, не останавливаешься. Колеблешься себе равномерно, без рывков, без нервотрепки. Вжик - вжик. Вправо-влево.

И не забивай себе голову всякими дурацкими мыслями, что так нельзя, надо дерзать, выдумывать, пробовать. (С иронией.) «Чело­век — это звучит гордо!» Считай, что ты маятник, — и все. Оно проще. И спокойнее. Вжик-вжик... Вправо-влево. Вжик-вжик... Вправо-влево.

Слышен скрип часового механизма, и маятник, замедлив ход, останавливается.

Беглец (с беспокойством). Эй! В чем дело?! Почему остано­вились? Мне колебаться надо, у меня режим!!! Помогите!!! Эй, кто-нибудь! Заведите пружину, я без завода не могу. Я же маятник. Для меня остановка — гибель! (Прислушивается.) Никого... (Выле­зает из часового футляра.) Тогда мне здесь больше делать нечего. Поищу другую пристань. Вжик-вжик... Вправо-влево... Хорошее бы­ло местечко, да только не постоянное... А жаль. Вжик-вжик.. Впра­во-влево... (Покидает свой тайник.)

Смена эпизода.

По улице бредет угрюмый, усталый Беглец. Прямо над его головой неожиданно распахивается окно, и четыре руки хватают его и поднимают наверх.

Беглец (испуганно). Пустите! Пусти...

Первый (злорадно). Как бы не так!..

Беглец. Куда вы меня тащите?!

Второй. Куда надо!

Первый (Второму). Держи крепче!

Второй. На этот раз не сбежит!

Первый. Сразу на лифт — и наверх!

Второй. Переверни его! Он же на голове стоит!

Первый. Веревку давай, веревку!

Второй. На лифте поедем! Хорошо! Покатаемся!

Стр. 171

Звук поднимающегося лифта, хлопает дверь. Беглец оказывается в каком-то помещении вроде вестибюля. Рядом двое в странных нарядах.

Первый (развязывая Беглеца). Наконец-то. Давно вас ждем! Беглец [удивленно). Меня?!

Второй. Здравствуйте, здравствуйте. (Не переставая кланяться.) Может быть, сбегать за боржомом? Я в момент, только миг­ните.

Беглец (пытаясь вырваться). За каким боржомом?! Я…

Первый (Второму). Хватит подхалимничать! Времени нет! Через десять минут защита!

Второй. Кто подхалимничает? Я?! Нет уж, увольте!

Первый. И уволят. Дай срок! (Беглецу.) Поторопись, нель­зя терять ни минуты.

Беглец. Какая защита? Куда вы меня тянете?! Пустите!..

Первый. Зашита проекта! Забыл?! Сегодня последний срок! Комиссия уже в сборе, а у пас ничего не сделано!

Беглец. А я здесь при чем?

Второй (кланяясь). Как вам сказать. Вы все-таки начальник бюро, так сказать, отец — всему венец...

Первый. Да что там рассусоливать. Два миллиона потрати­ли, три года ковырялись, а отдуваться мы без вас будем?! Дудки! Пошли! (Тянет Беглеца за собой.)

Беглец. Какой я вам отец?! Я вас н в глаза-то никогда не видел.

П е р в ы й. Это ничего... Вас тоже в лицо мало кто помнит.

Второй. И правильно. Чтобы руководить не обязательно гла­за мозолить. Извините...

Беглец. Послушайте, граждане! При чем здесь я? Вы напаха­ли, вы н отвечайте... И вообще, с чего вы взяли, что я ваш началь­ник, вы же его в лицо не помните?!

Первый. Если я и сомневался, то сейчас мне все ясно. Вы — это и есть он! Узнаю родного!..

Беглец (ища поддержки у Второго). И вы меня узнаете?!

Второй (стеснительно). Как нее вас не узнать? Вы всегда так говорите: «Сами напахали — сами отвечайте!» Хе-хе. И правильно.

В сумасшедшем по темпу танце мимо проскакивает группа людей с рейсшинами в руках.

Беглец. Кто это?

Второй (с готовностью) Ваши сотрудники!

Беглец. А что с ними?!

Первый Не догадываетесь? Авралят! Три года не знали, что делать, вот и авралят!

Стр. 172

Беглец. Значит, теперь знают?!

П е р в ы й. Откуда?! Им еще не сказали, что делать!

Беглец. А кто должен сказать?

Второй (ласково). Вы...

Беглец (помявшись). Я. пожалуй, пойду...

Первый. В окно!

Беглец. Почему в окно?!

Первый. Потому! Или будете сами отвечать за работу, или я вас... фьюить... в окно... Хватит! Три года терпел! Или — или...

Беглец. Какой этаж?

Второй. Пятый.

Беглец. Это даже для меня высоко.

Первый (радостно). Высоко!

В т о р о й (сочувственно). Высоко!..

Беглец. Минуточку. Я подумаю. В конце концов быть началь­ником конструкторского бюро совсем неплохо. Защита — это чепу­ха, и не такое с рук сходит. Зато стабильность, уважение, премии... (Приняв решение. Первому и Второму сердечно.) Здравствуйте, то­варищи!

Первый (Второму). То-то же. А то: «Не я!., не я!..»

Второй (кланяясь). Здравствуйте.

Беглец. Ну, что там у вас?

Первый (подчеркивая слова у нас). У нас зашита про­екта.

Беглец. Тема?

Первый (в сторону). Орел! Узнаю! Даже название не пом­нит...

Второй. Судно-банановоз.

Беглец. Назначение?

Первый (раздраженно). Бананы возить!

Беглец (садится в кресло). Что же стоите? Садитесь, сади­тесь... (Первый и Второй оглядываются, но кресел больше нет, и они остаются стоять.) Стоя накрыли?

Первый. Какой стол?!

Беглец. Ляфуршет.

Первый. При чем здесь стол?

Беглец (снисходительно). У кого.хороший стол, у того хоро­ший шанс! На видном месте — бананы — для ознакомления с ха­рактером груза, а чуть подале — коньячок, семга, икорка...

Второй. Лимончик порезать. (Проглатывает слюну.)

Беглец. Макет надо сделать. Красочный. Из фанеры.

Второй (удивленно). Макет лимона?!

Беглец. Какого лимона?! Этого... Про что проект!.. Которое судно...

Первый (свирепо). Судно!

Стр. 173

Беглец. Какая разница.

Второй. Сей момент! Сбегаю распоряжусь! (Убегает.)

Беглец. Подать надо красиво.

Первый. Буфетчицу попросим, она сделает.

Беглец. При чем здесь буфетчица?! Я о проекте! Диаграммы повесить. Сравнить с зарубежными образцами. В нашу пользу. Приборы не забудьте поставить.

Первый. Какие именно? Навигационные или...

Беглец. Какие еще навигационные?! Столовые! Ножи, вилки, тарелки...

Первый. Буфетчицу попросим, она сделает.

Мимо снова проносится в «танце с рейсшинами» группа странно одетых людей, которую замыкает Второй.

Беглец. Это кто такие?

Второй (с готовностью). Сотрудники. Красочный макет авралят, как вы велели! Я пм премию пообещал.

Первый. «Премию»! Кто нам ее даст?!

Беглец. Дадут, никуда не денутся. Вот сдадим тему...

Первый (кричит). Что мы будем сдавать?! Макет из фанеры?! Что?!

Беглец. Какое имеет значение — что? Главное — как! С блес­ком! Уверенно! Красиво! Чтобы заслушались все! Можно даже в стихах! Шестистопным ямбом! Или, еще лучше, с песней, под ор­кестр.

Второй (восторженно). Гениально!

Первый. У меня слуха нет.

Беглец. Я сам спою.

Второй. А можно я подпевать буду? Кой-где, кой-где...

Беглец (величественно). Можно. (Звучит музыкальное вступ­ление.)

Пароход наш океанский!

Вложен труд в него гигантский!

Первый (ехидно). Труд пятнадцати минут!

Беглец (не обращая на него внимания).

Много в нем идей прекрасных!

Чертежи все первоклассны —

Тут большой всем виден труд!

Второй (подпевая). Тут большой всем виден труд!

Первый. Красивые слова. А где факты?! Новизна? Экономия? Оригинальность?!

Беглец. Оригинальность?! Пожалуйста! (Поет дальше.)

Стр. 174

He приделав дна стального,

Без железа дорогого Экономим мы везде...

Опустил трубу я в воду,

Не коптила чтоб природу,—

Пусть дымит себе в воде!..

Второй (подпевая). Пусть дымит себе в воде! (Восторжен­но.) Гениально!!!

Авральщики проносят ярко раскрашенный макет «банановоза» из фанеры, без дна, труба загибается вниз.

А вот и макет готов!

Беглец (любовно разглядывая его). Красавец. Ты посмотри, какой красавец!

Первый. Утонет, ваш красавец на первой минуте.

Беглец. Л мы его в волу окунать не будем.

Первый А если потребуют? У нас здесь, между прочим, бас­сейн есть.

Второй. Мы там каждый день с вышки ныряем. Вчера в него даже воду налили...

Беглец (строго). Распустились!.. С вышки! В рабочее время! Погодите, сдадим тему!.. (Второму.) Воду из бассейна вылить!

Второй. Сен момент! (Убегает, но тут же возвращается, ис­пуганно шепчет.) Поздно! Комиссия! (Прячется под кресло)

Входит человек в белом халате, как выяснится в дальнейшем,—

Врач.

Беглец (одернув пиджак). Рад приветствовать дорогого гос­тя! Здравствуйте! Прошу! (Указывает на кресло.)

Врач. Здравствуйте... (Пристально вглядывается в Беглеца.) Что-то я вас не припомню?..

Беглец. Странно! Я каждый день на работе... Мотаюсь много, вот н не встретились: то там, то здесь, то в командировке.,,

Первый (незаметно). То на хоккее...

Беглец (стрельнув в Первого взглядом). Да вы садитесь, сейчас образцы груза принесут... (Подмигивает Второму, тот хочет незаметно улизнуть, чтобы выполнить распоряжение, но его оста­навливает Врач.)

Врач (удивленно). Какие еще образцы?

Второй (замявшись). Да так... по мелочи... Бананы... Семга... (Замечает свирепый взгляд Беглеца, замолкает.)

Врач. Семга? Где же это вы ее интересно, раздобыли?

Беглец (победно глядя на Первого). Места знаем. И семга,

и икорка, и еще кое-что...

Врач (улыбаясь). Ну-ну, перестаньте. Знаю я вас, вы народец

Стр. 175

фантазией... Но не до такой же степени! (Замечает макет.) А это что за пароход?

Беглец (гордо). Макет!

Врач (не скрывая восхищения). Здорово!

Беглец (Первому). Ну, что я говорил?

Врач. Правда, какой-то он у вас... не такой, что лн...

Беглец. Оригинальное решение!

Врач. Ну да, я понимаю... Когда это вы успели?

Второй (радостно). Только что!.. Я нм премию пообещал! (Замолкает, заметив на себе суровый взгляд Беглеца.)

Врач. Молодцы!.. Только почему именно пароход? Вы ведь обещали заниматься только своими делами. Обещали?

Первый и Второй (вместе, как-то сразу сникнув). Обе­щали.

Врач (Первому). Вот вы до больницы кем были?

Первый (уныло). Прорабом на стройке.

Врач. Вот и стройте себе на здоровье. Вам и кирпичи во дво­ре приготовлены, и песочек. (Второму.) А вы...

Второй. А я не хочу! Неинтересно!

Первый. Да!

Второй. Целый месяц баклуши бьешь — тоска зеленая, потом в последний день наломаешься — ни встать, ни сесть!

Первый. Да!

В р а ч. А вы постепенно, с первого дня!..

Первый и Второй (вместе). Пробовали! Не получается! Привыкли авралить в конце месяца!

Первый. Вот мы и придумали... банановоз. Дело новое...

Второй. Чтоб все как надо... С первого дня... С толком...

Врач. И опять на старое потянуло?! Нет, друзья, так у нас ничего не выйдет...

Беглец (до сих пор не может разобраться в происходящем). Как это не выйдет, когда вышло! Вот он, красавец!.. (Распалив­шись, поет.)

Пароход наш океанский,

Вложен труд в него гигантский!

Врач (вглядываясь в Беглеца). Нет, я вас определенно не мо­гу вспомнить.

Беглец (с обидой). Я начальник этого бюро!

Врач (успокаивая). Начальник, начальник, я же не спорю. Не вы один... У нас тут несколько начальников... Два короля есть... Даже Наполеон... Вы недавно в больнице?

Беглец. В какой больнице?.. Ха-ха... Забавная шутка! (Про­должает «доклад».)

Опустил трубу я в воду,

Не коптила чтоб природу...

Стр. 176

Врач. Судя по тому, что вы оказались в этом отделении, ди­агноз тот же, что у них. (Кивает на Первого и Второго.) Авральный стресс... Вы только не волнуйтесь...

Беглец (наконец-то догадываясь, куда он попал). Стресс?! Больница?! Так я, значит, попал в... (Крутит рукой у виска, наме­кая на характер учреждения.)

Первый. Ну, ты, начальник, не очень. На себя лучше по­смотри.

Второй. Да! (Врачу.) Он еще и показушник!

Врач. О-о! Это серьезно. (Беглецу.) Но вы не огорчайтесь. Если все пойдет хорошо, через пару месяцев будете нормальным человеком.

Беглец (кричит). Не-ет! Я не хочу! Я и так нормальный!

Первый. Ну да, нормальный! Семгу вместо проекта!.. Орел!..

Второй (врачу). Не верьте ему! Псих он! Самый натураль­ный псих!..

Врач (посуровев). Похоже на то... (Зовет.) Санитары!..

Беглец (в панике). Нет! Ни за что! (Вскакивает на подокон­ник. Все кидаются к нему.) Не подходите!!! (Подозрительно огля­дывает всех, внезапно догадывается о чем-то, отчего лицо его про­ясняется.) Больница, говорите? Шутники! Хотели на меня ответ­ственность спихнуть?! Ну нет, не на того напали! Сами напахали — сами н расхлебывайте. (Отворяет окно, смотрит вниз, потом на «кол- лег». Деловито спрашивает.) Какой этаж?

Все (хором). Пятый!

Беглец. Ничего, авось пронесет... Я в командировку. К зар­плате буду-у-у!.. (Прыгает вниз. Все с криком бросаются к окну.)

Смена эпизода.

Распластавшись на асфальте, неподвижно лежит Беглец. Но вот он зашевелился, садится, трясет головой. Звучит сирена милицейской машины. Появляются Автор и Следователь.

Автор. Вот он, не упустите! Стой!

Следователь. Теперь не уйдет.

Беглец. Вы это мне?

Пауза.

Автор. Ты... Вы меня не узнаете?

Беглец. Что-то припоминаю. Но смутно... (Пытается вспом­нить). Лаборатория, испытательный стенд...

Следователь. Хитрит!

Беглец (Автору). Вы автор гомоморфной модели!

Автор. Верно!

Беглец. А я и есть эта самая модель!

Стр. 177

Следователь. Наконец-то вспомнил! (Автору.) А вы говорили, что он обладает фантастической памятью...

Автор. Может, с ним что-то случилось?

Беглец. Случилось? Кажется, да... Удар! Был сильный удар! Но что было до этого?

Следователь. До этого вы ускользали от нас...

Беглец. Да-да!.. Такси, маятник, врач...

Автор. Значит, невольный эксперимент удался?! Вы смогли ассимилироваться?!

Беглец. Как сказать... По-моему, это была цепь неудач...

Автор (радостно). Это потому, что в вас заложены худшие человеческие качества... Мы специально создали такую модель... (Беглецу.) То есть вас... чтобы отработать на ней... то есть на вас... методы защиты и борьбы.

Беглец. Неужели среди людей есть еще такие?1

Следователь. Как вам сказать... Вчера, во всяком случае, были...

Беглец. Что же мы здесь стоим? В лабораторию! Немедлен­но в лабораторию! Нельзя терять ни минуты!

Звучит заключительный гонг «от театра»,


Беседа пятая

О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ

И ХУДОЖЕСТВЕННОМ

Документ на клубной сцене. В чем же особая, не­повторимая острота документальной драматургии, а чем специфика ее поразительного воздействия на зри­теля?

Откроем «Литературную газету» от 22 июля 1929 го­да и прочтем частное письмо, опубликованное в ней под заголовком «Ответ В. Маяковского» вслед за «От­крытым письмом В. Маяковскому» Вадима Баяна (Б. Сидорова). В своем письме Баян, указывая на «на­личие слишком откровенных параллелей и других «признаков», адресованных к моей биографии» в пьесе В. Маяковского «Клоп», требовал от автора объяснения, безосновательно упрекая его в высокомерии и чванстве. А вот фрагмент из ответа В. Маяковского:

«Вадим Баян!

Сочувствую вашему горю.

Огорчен сам.

О чванстве не может быть речи.

Объясняю...

... 17 лет назад, организуя, главным образом для са­морекламы, чтение стихов Северянина (с которым не­ожиданно для вас приехал и я), вы отрекомендова­лись — Сидоровым, по стихам — Баяном, на вопрос о причинах такой тенденциозной замены вы сообщили: «К Сидорову рифмы не подберешь, а к Баяну сколько угодно — например, находясь в гостях у Тэффи, я сразу пискнул в альбом:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: