Стр. 119
за которыми как бы стоят давно знакомые и любимые народом персонажи-маски.
Носителями этих масок нередко являются известные сегодня и в прошлом исполнители хорошо запомнившихся зрителям частушечных мелодий. Так в агитбригаде «Лавина» г. Арсеньева Приморского края вспомнили «Ярославских ребят»:
Нам не нужно балалаек,
Обойдемся и резцом.
Без намеков и утаек,
Ох, обдирку проведем.
Сладко мастер улыбался,
Даже руку крепко жал!
Я, конечно, догадался:
Ох, приглашает на аврал.
Экономию наводим —
Главчермет нас отмечал:
Мы на стружку переводим,
Ох, драгоценнейший металл...
Естественная для частушек природа юмора не противоречит раскрытию в них фактов позитивных, даже героических. Наоборот, возникающий от контрастного сопоставления частушечных строчек юмор предохраняет от ложной патетики, декларативности, славословия.
Вспомним у Маяковского:
Милкой мне на память бурка
И носки подарены!..
Мчит Юденич с Петербурга,
Как наскипидаренный.
Частушка используется во многих программах агитбригад. Действенность ее в том, что после исполнения она благодаря своей легкой запоминаемости может сразу же стать достоянием всех. А это самое суровое наказание тем, чьи недостатки были подмечены, и самая широкая популяризация тех, чьи успехи отражены.
Используются в программах агитбригад и куплеты — одна из наиболее интересных и распространенных форм воплощения главным образом сатирического материала. Здесь большую роль играет рефрен, который в сочетании со всем текстом подчеркивает основную мысль
Стр. 120
куплетов. Им может быть постоянный припев или повторяющаяся строчка.
Как своеобразный рефрен воспринимаются и строчки, подобранные с учетом единства жанрового литературного приема.
Так, например, построены куплеты взяточника в программе агитбригады Ленэнерго «Огонек»:
Я скажу вам просто
В дружеской беседе:
Вы мне — не подмажешь,
Я вам — не поедешь.
А еще яснее
Так могу сказать:
Вы мне — мягко стелешь,
Я вам — крепко спать.
И шуметь не надо,
Мы свои же люди:
Вы мне — тише едешь,
Я вам — дальше будешь.
Кто со мной любезен,
С теми я хорош:
Вы мне — что посеешь,
Я вам — что пожнешь.
(С куплетом связан и сатирический дуэт, получивший широкое распространение в 20-е годы, когда куплеты стали исполнять вдвоем.)
Особое место в ряду выразительных средств агитационно-художественной драматургии, связанных с музыкой, занимают и песни, близкие к так называемым зонтам Бертольда Брехта, которые вводились в драматургический контекст с целью подчеркнуть важнейшие мысли автора, зафиксировать на них внимание зрителя.
Такие песни-зонги характеризуются особой природой контраста. Речь идет о противопоставлении персонифицированного (от лица персонажей) текста, построенного па нарочитости, гротесковости, и отношения к заложенному в нем смыслу со стороны исполнителей. Это отношение может проявиться и буквально в тексте, несколькими фразами — чаще всего в финале зонта. Для примера можно привести первые строчки брехтовской сатирической «Баллады о приятной жизни», прозвучавшей в антивоенной программе ленинградского молодежного агит театра «Темп» «История обывателя, который ни во что не вмешивался»:
Стр. 121
Твердят, что на земле всего прекрасней
Жизнь мудрена, что пустота в желудке
И холод в доме — это предрассудки.
Оставьте при себе такие басни!
Кто хочет жизнью тешиться простой —
Пусть тешится! Увольте лишь меня!
Никто-никто на свете даже дня
Не смог прожить на пище на такой.
Одной свободе разве будешь рад?
Лишь тот живет приятно, кто богат!
Широкое использование музыки в программах агитколлективов закономерно потому, что она воздействует прежде всего на эмоциональную природу человека, способствуя созданию художественного образа и усиливая эффект воздействия всей программы на зрителей.
Разумеется, разговорными и музыкальными видами и жанрами далеко не исчерпываются выразительные средства драматургии агитбригадного представления. Встречающиеся в практике агитационно-художественных коллективов эпизоды, решенные в танце, пантомиме, клоунаде, средствами кукольного или теневого театра и т. п., также имеют сценарную основу (либретто), рожденную конкретным фактом. К сожалению, большинство этих богатейших выразительных средств как драматургии, так и режиссуры незаслуженно забыты многими агитационно-художественным и коллективами.
О штурмовщине, например, в программе агитбригады «Отражатель»
г. Константиновки было рассказано танцем, темп которого все увеличивался, а с календаря слетали листы-даты: 29, 30, 31-е... А потом вдруг (под хохот всего зала) 32-е, 33-е, и, наконец, все танцующие в изнеможении падают. План готов... И люди «готовы». Агитбригада называет имена виновников неритмичной работы и под аплодисменты зрителей приглашает заводских плановиков самим почувствовать минусы штурмовщины в «танце с гайками».
А клоунада? Вот факир. Он легко «глотает» шпагу. Но тут ему подносят котлету из заводской столовой, и знаменитый фокусник в смущении покидает сцену: котлета несъедобна, тверже шпаги — фокус не удался. (Из программы народной агитбригады «Мы — тракторостроители», г. Ташкент.)
Разнообразие тем в программе агитбригады, форм их решения, многожанровость, специфика воплощения
Стр. 122
документального фактического материала требуют и особого подхода к поиску общего решения сценария агитбригады.
Все номера и эпизоды, составляющие программу, могут объединяться посредством:
сквозного хода, связывающего все эпизоды при помощи ведущих участников или постоянных персонажей;
связки, проходящей не только между эпизодами, но и через них (эти функции могут осуществлять сквозные персонажи, участвующие в эпизодах, имеющих самостоятельный, автономный сюжет);
музыкального, пластического, декоративного приемов, причем связь эпизодов может носить как логический, так и внутренний, эмоциональный характер;
сюжета, который требует своего развития внутри составляющих программу эпизодов и номеров, даже если каждый из них будет носить законченный характер.
В более обобщенном виде можно, тоже с определенной степенью условности, говорить о сюжетном, монтажном и сюжетно-монтажном характере драматургии агит программ в целом.
В первом случае прослеживается стремление к цельной, со сквозными персонажами, драматургии, к своеобразным пьесам, которые изредка появляются в репертуаре агиттеатров, располагающих большими исполнительскими и постановочными возможностями.
Во втором случае драматургия лишена сюжетной линии и строится на монтаже законченных отдельных эпизодов (номеров) программы, а ее цельность и непрерывность эмоционального воздействия достигаются постановочными выразительными средствами, точно выстроенным темпо ритмом программы.
И, наконец, сюжетно-монтажный характер драматургии, наиболее распространенный в программах агитационно-художественных коллективов, заключается в существовании сюжетной линии, объединяющей отдельные законченные номера и эпизоды.
Приемов построения сценария (от традиционного каркаса «Живой газеты» до сюжетного развивающегося действия) великое множество. В большинстве своем это различного рода обозрения-путешествия, сны и т. п.
Многие агитационно-художественные коллективы используют в своих представлениях интермедии с телеграммами и приветствиями, часто на них держится
Стр. 123
общий сценарный ход, а почтальон становится своеобразным ведущим программы. И хотя подобная связка имеет нередко более внешний, нежели внутренний, глубокий смысл, она позволяет использовать самые свежие факты, последнюю информацию, привлекать зрителей к соучастию в действии.
Сюжеты сказок с их персонажами, страницы воображаемой перелистываемой книги, путешествие журналиста по предприятию и многое другое — приемы, берущие свое начало еще от сценариев первых агит программ. Насыщая такую программу сценками, куплетами, номерами, необходимо точно соблюдать стройность и художественно-логическую цельность всего сценария, добиваться органичности сочетания различных эпизодов, частей, строгой последовательности действия.
Одним из широко распространенных сценических драматургических приемов в поиске сценарного хода или решения отдельного эпизода стало использование фантасмагорических ситуаций, в которые авторы вводят своих персонажей для созданий максимально острых, необычайных, гротесковых обстоятельств, позволяющих наиболее ярко раскрыть их поступки и характеры, проявить их с неожиданной стороны, умножить накал сатирического воздействия. Герои попадают в прошлое и будущее, на дно морское и за облака, в терем-теремок и на книжные полки. Бракодел запросто общается с Зевсом, нерадивый ученик — с самим собой через тридцать лет, бюрократ — с крокодилом Геной.
Примеров драматургических решений сценарного хода множество, главное — чтобы оптимальным творческим результатом становилось сочетание внешнего, логического, и внутреннего, эмоционального, хода, рождающее в конечном итоге непрерывно развивающееся действие. Все сказанное выше, разумеется, не исчерпывает и небольшой части столь сложной и многогранной области творческой деятельности, каковой является драматургия в агитационно-художественных коллективах. Необходимо еще рассмотреть многие понятия и теоретические положения в процессе практического их освоения, па конкретном материале проследить пути формирования драматургии агит представлений. А диапазон задач, стоящих перед ней, поистине огромен — от сценариев злободневных пятиминуток агитзвеньев с их актуальным, конкретным сегодняшним фактом до сложных по своей драматургии спектаклей агиттеатров, в основе
Стр. 124
которых может лежать, по существу, своеобразная клубная пьеса.
Непритязательно звучащее понятие «сценарий для агитбригады» скрывает в себе специфическое произведение драматургии, основанное на факте, органично использующее все возможности художественного вымысла, продиктованного правдой жизни, и привлекающее выразительные средства драматургии различных видов и жанров литературы и искусства.
Но главное требование, которое оно выставляет сценаристу, — хорошо знать жизнь, обладать воображением и фантазией, вкусом, тактом, чувством меры и — активной потребностью писать во имя определенных мыслей, идей, задач.
Стр. 125
Беседа
Четвертая
О «ТРЕХ КИТАХ»
ДРАМАТУРГИИ
Самое глазное и в драматургии и в режиссуре — процесс срабатывания триединого механизма «факт — замысел — решение». Принцип его действия таков: накопление фактов (напитка)—взрыв творческой интуиции (замысел)—реализация замысла. Различны только исходные данные, характеристики замысла и выразительные средства.
Вот об этом триединстве мы и побеседуем. Начнем с «портфеля фактов», который мы заполняем. Сколь пухлым он должен быть? Что важнее: количество или качество накапливаемых фактов? Я бы сказал — и то, и другое, хотя количественное накопление все равно преследует цели получения качества факта, его точности. От точности факта зависит в конечном итоге и точность результата, то есть точность попадания а цель, действенность нашей работы.
Пример из одной студенческой агитбригадной программы — сцена строительства фонтана (при отсутствии чертежей, стройматериалов и пр.). Решена она предельно лаконично, в основном пластическими выразительными средствами.
Студенческий строительный отряд в работе.
Из рук в руки передается по цепочке тяжеленный кирпич. Так проходит месяц, другой. И вот приезжает комиссия. Аврал. Жонглируя кирпичом, по сцене буквально летает студент. Главный герой, прикрыв недостроенный фонтан могучей фигурой нарисованного на ватмане атланта, сдает комиссии объект. И чудо! Фонтан работает. Тянутся ввысь прохладные струи. Звучит
Стр. 126
туш, гремят аплодисменты и... ватман падает, и за ним мы видим пятерых студентов с... клизмами в руках.
Смешно? Очень! Настолько смешно, что даже не сразу понимаешь, что смеешься «вообще», радуясь задумке исполнителей, молодому задору.
А вот над кем? Где адрес? Что это — гимн студенческой находчивости или разоблачение бесхозяйственности? Если второе, то чьей бесхозяйственности — руководства ССО, снабженцев, представителя строительного управления? Или проектировщиков?
Смешно, эффектно, но... неэффективно, неточно по результату, видимо, из-за неточности исходных данных, из-за несобранного «портфеля фактов».
Отбор фактов — дело скрупулезное, он требует к себе отношения бережного, научного, творческого, аналитического, с четких гражданских, идейных, нравственных позиций!
Факт не допускает насилия, домысла, передергивания. «... В любой научной области — как в области природы, так и в области истории — надо исходить из данных нам фактов... нельзя конструировать связи и вносить их в факты, а надо извлекать их из фактов и, найдя, доказывать их, насколько это возможно, опытным путем» — это слова Ф. Энгельса из его «Диалектики природы», но они справедливы и для нашего творческого процесса.
Отбор фактов — процесс творческий, кропотливый, крайне важный, но предварительный, его задача — подготовить почву для рождения драматургического замысла. И чем лучше подготовлена эта почва, Чем чувствительнее творческая природа художника, тем реальнее надежды в появлении всходов, тем увереннее ожидание всплеска творческой интуиции, рождающей замысел. Но прямой математической зависимости здесь — увы! — нет.
Член-корреспондент АН СССР П. Симонов утверждал, что история науки не знает ни одного примера, когда бы исследователь, накопивший какое-то количество фактов, решил: «Вот сейчас я соберу вместе все эти полученные мной знания, сяду за стол и сделаю открытие». Решение научной задачи или формулировка идеи, влекущей за собой принципиально новое открытие, всегда приходит внезапно, непредсказуемо и непонятным для самого автора образом. Добавим от себя: в искусстве тоже.
Стр. 127
Факт — замысел — решение...
«Три кита» драматургии»
Нет резона выяснять, кто из «китов» важнее, — эта связка неразрывна...
Не заполнив «портфель фактов», не подготовив, не обогатив ими свою творческую природу — эту плодоносную почву возникновения замысла, не сделаешь следующего шага на пути создания драматургического произведения. Но, скрупулезно проделав это и, по разным причинам, не сформировав замысла, тоже не получишь конечного результата. Как не получишь его, даже найдя замысел, но не найдя окончательного его решения из-за отсутствия умения и навыков в выборе или использовании выразительных средств драматургии или просто из-за внезапно возникшего творческого тупика.
И все-таки если первый «кит» — это трудолюбие, тщательность поиска и отбора, скрупулезность анализа затраченное на него время; третий «кит» — это знание техники и технологии ремесла, опыт, навыки и умения, то «кит» второй — творческая интуиция, озарение, даже случай — он более неуловимый, что ли, таинственный и загадочный. Не случайно в теории практически не существует точного определения понятия замысла, хотя различных его толкований великое множество. И среди них наиболее ясное и... ненаучное — описание появления замысла в повести К. Паустовского «Золотая роза», которое очень хочется привести целиком.
«Как рождается замысел?..
... Легче ответить, на вопрос, что нужно для того, чтобы замысел появился, или, говоря более сухим языком, чем должно быть обусловлено рождение замысла. Появление его всегда было подготовлено внутренним состоянием писателя.
Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи...
Замысел — это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается искра — молния.
Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.
Замысел, так же как молния, возникает в сознании
Стр. 128
человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию — замысел.
Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок.
Кто знает, будет ли это случайная встреча, запавшее в душу слово, сон, отдаленный голос, свет солнца в капле воды или гудок парохода.
Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих.
Лев Толстой увидел сломанный репейник и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате.
Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.
Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.
Но в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным...
...Лишь постепенно замысел зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется, но это так называемое «вынашивание замысла» происходит совсем по-иному, нежели представляют себе иные наивные люди. Оно не выражается в том, что писатель сидит, стиснув голову руками, или бродит одинокий и дикий, выборматывая свои думы.
Совсем нет! Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно: каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей «быстротекущей жизни».
Чтобы дать замыслу созреть, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли».
Как ни мало мы знаем о конкретных физиологических механизмах творческой интуиции, кое-что об этом все-таки известно — одним из таких механизмов
Стр. 129
является так называемый механизм доминанты, открытый выдающимся физиологом А. Ухтомским. Это явление состоит в том, что, когда в мозге образуется очаг мощного возбуждения, вызванный какими-то факторами (процесс напитки, сбора фактического событийного материала?!), мы начинаем направленно реагировать на очень широкий круг сигналов, в том числе и не имеющих непосредственного отношения к данным факторам. И толчком к открытию — а в процессе творчества, происходящем даже на самом, казалось бы, скромном по своим возможностям уровне, от нас всегда требуется пусть маленькое, но открытие — может стать что угодно, а не только относящиеся к проблеме факты, события, характеристики различных сторон рассматриваемого явления и т. д. Все, что угодно! От появления нового актера с его специфическими данными до статьи в сегодняшней газете, от найденного случайно на клубном складе неизвестного по своему назначению предмета до улыбки прохожего, от услышанного в автобусе разговора до... Короче, все, что угодно!
Но... при готовой к открытию, напитавшейся, нетерпеливо ожидающей его нашей творческой природе. И тогда это «все, что угодно» станет катализатором открытия, умей только держать свою творческую интуицию всегда начеку.
...И все-таки связка «факт — замысел» из нашего триединства — вещь очень непростая.
Путь формирования замысла на основе накопленных, скрупулезно отобранных и тщательно проанализированных фактов — это путь не только и не столько логический, сколько творческий, проходящий через «магический кристалл» фантазии, воображения, художественного вымысла. Нередко, особенно в работе начинающих руководителей агитбригад, руководителей-общественников, пока еще не оснащенных знаниями, навыками и умениями, не умудренных опытом, который часто успешно возмещает недостаток специального образования, преобладает логический подход к формированию замысла, исключающий художественный вымысел, что ведет потом и к отсутствию художественного образа. Порой факт, минуя напрочь этап формирования замысла, находит свое прямое, иллюстративное решение буквально в конкретных лицах и в абсолютно точно скопированных жизненных обстоятельствах, переносится сначала на бумагу, а потом и на сцену... Особенно явно это
Стр. 130
прослеживается в так называемом позитивном материале, часто никак не обогащенном художественным, творческим его осмыслением, вряд ли таковым можно считать чтение хором или в разбивку, под музыку или без нее, с перестроениями и шагистикой. Впрямую перенесенная на сцену, фактическая информация, украшенная любыми бантиками и рюшами выразительных средств, художественным произведением, рождающим художественный образ, не станет.
И здесь следует, на мой взгляд, сразу сказать об очень важном для агитбригадчиков моменте, чтобы, прочитав строки про факт и замысел, «магический кристалл» и художественный образ, кое-кто не опустил руки, не испугался этих «творческих Эверестов», не сделал вывод о бесполезности своих трудов. Все сказанное выше не означает, что перенос на сцену конкретного фактического материала, не обогащенного яркостью замысла и эмоциональным богатством художественного образа, — дело совсем уж бесполезное.
У агитбригады — общие специфические задачи, но для разных коллективов, отличающихся друг от друга по принципу формирования (цеховой и произвольный), по социально-творческим устремлениям, по обстоятельствам и условиям жизнедеятельности, эти задачи в большей или меньшей степени все-таки различны. И если, скажем, не владеющий еще художественными, творческими основами профессии руководитель цеховой агитбригады сумел точно отобрать и проанализировать факты, сделать верные выводы и, так и не найдя этим фактам и выводам художественного решения, просто перенес их на сцену, украсив по возможности эту информацию музыкой и движением, вряд ли можно безапелляционно говорить о бесполезности этой работы. По высокому счету искусства — наверно, а по счету народнохозяйственному? И если после выступления агитбригады на предприятии, в цехе, в колхозе на глазах начинают происходить перемены: кто-то наказан, кому-то помогли, чем-то обеспечили, что-то починили, поняли, изменили — разве это не польза? Еще какая ощутимая! А ведь чуда рождения художественного образа так и не произошло...
Конечно, польза, и — в масштабах страны — огромная, за что низкий поклон и искренняя благодарность. Ну, а появится яркий замысел и богатое художественное, образное решение — польза станет еще заметнее,
Стр. 131
эффект воздействия — значительнее. Вот и открылась прекрасная дорога развития, творческого роста, а это ли не стимул для любой творческой личности!
Потому и беседа наша не только касается конкретной практики агитбригад (и их руководителей), находящихся на разных уровнях своего становления и развития, располагающих большими или меньшими возможностями, различным творческим потенциалом, но и содержит в себе некую «идеальную модель», в любом искусстве почти недосягаемую, которая, как яркая дальняя звезда, зовет к себе, заставляя совершать невозможное и открывать неизведанное.
... Однако продолжим разговор о связке «факт — замысел».
Факт: строительный трест (управление, участок) лихорадит от штурмовщины, авралов, вызванных неритмичным обеспечением материалами, бесхозяйственностью, на почве которой растут, как грибы, приписки, высокооплачиваемая сверхурочная работа, которой могло бы не быть, и т. д. Можно представить себе миниатюру (фельетон, монолог, частушку, куплеты), подающую этот факт декларативно, констатируя его или даже воспроизводя в лицах (кабинет прораба, люди, паника, суета, или, наоборот, стройка, тишь, один большой перекур, а потом вдруг—аврал, беготня, паника, суета...), но так или иначе это все равно иллюстрация, факт, перенесенный на сцену, минуя этап формирования замысла. Плохо ли это? В иных случаях — безусловно, в других — не всегда. Если это явление вскрыто и впервые в своей аудитории смело Предано гласности именно в программе агитбригады, эффективность, польза этого, пусть и не художественного решения проблемы, неоспорима. Стала бы она эмоционально еще эффективнее, действеннее, будучи обогащенной художественным способом решения? Безусловно!
Ну а как бы это могло быть, например? Да хотя бы так, как это сделал А. Гельман в своей «Премии», неслучайно эта пьеса обошла почти все театры страны и долго будоражила души людей.
Но... разве такое в жизни бывает? Охотно согласимся: если и бывает, то редко. Автор этот ход откровенно придумал, но правды жизни при этом не нарушил. Поступок бригадира Потапова, который отказался от премии, чтобы разоблачить показуху, всем нам понятен. Мы, может, и сами бы так, но не
Стр. 132
решаемся. А он решился. Осуществил наш душевный порыв, довел его до конца. На сцене... В кино... А в жизни такое, возможно, и не случалось, возможно, премию еще никто не возвращал. Но это неважно, ибо этот художественный прием позволил автору раскрыть те проблемы (конкретные, узнаваемые), которые его волновали. И он «сочинил» Потапова с его отказом от премии, вернее, драматургический замысел с Потаповым в качестве главного источника драматургического конфликта. Сочинил!
«Над вымыслом слезами обольюсь...» Вымысел — он, конечно, «невсамделишный», но слезы-то подлинные, а значит, вызваны они узнаваемостью, конкретностью тех проблем, явлений, событий реальной, невыдуманной жизни, которые явил нам этот вымысел...
(Ответ воображаемому оппоненту: нет-нет, я не призываю агитбригадчиков писать пьесы, хотя и такое в истории агитационно-художественного движения было — вспомним ТРАМы, и, знаю, есть и сейчас; «Премия» Гельмана приведена здесь только лишь в качестве широко известного примера, не требующего долгих пересказов и разъяснений. Кстати, если бы такой замысел возник у руководителя агитбригады строительного управления и он написал бы... нет, не пьесу, а сценку на 3—5 минут, суть примера от этого не изменилась бы.)
Еще пример рождения (сочинения) замысла на основе факта: подхалимка А. лестью «покорила» профсоюзное руководство фабрики в лице председателя профкома Б., благодаря чему пользовалась незаслуженными льготами — путевками в лучшие санатории и пр. Можно представить себе прямой перенос этой истории на сцену? Можно. Но можно и попробовать решить задачу сложную, художественную, задачу формирования замысла.
И вот руководитель агитбригады, согласуясь со многими обстоятельствами, среди которых не последнее место занимают его творческие пристрастия, сочиняет такой драматургический замысел: «Хитрая лисица лестью выманивает у вороны...» Вы, конечно, вспомнили известную басню Крылова?
Чувствую, что у кого-то уже наготове вопрос: «А конкретность, документальность, узнаваемость?»
О понятиях документального и художественного, о соотношениях факта и художественного вымысла, правды жизни и правды сцены разговор еще предстоит,
Стр. 133
скажу только, что художественный вымысел и реальный факт не отрицают друг друга, первый не «ущемляет права» второго, не лишает нас конкретности, узнаваемости. Она (конкретность, узнаваемость) возникает в нашем восприятии совсем не обязательно лишь буквально преподанная со сцены, это итог воздействия на нас художественного произведения: открыв для себя Плутовку лисицу в басне Крылова «Вороне и лисице», мы благодаря таланту автора отчетливо узнаем знакомые черты корыстного подхалима. К тому же, если на то пошло, на драматургии свет клином не сошелся; коли у нас по каким-то причинам есть острейшее, желание и необходимость максимально конкретизировать тот или иной персонаж, сделать его мгновенно узнаваемым, есть для этого еще и выразительные средства режиссуры, есть актер — самый важный «инструмент» режиссера, способный передать черты, характеристики прототипа (походку, речь), есть грим, детали костюма, есть музыка (а ими можно иногда буквально назвать имя или должность «героя»), на худой конец можно просто вывесить табличку с должностью и фамилией, как это делается на дверях кабинетов должностных лиц. Да мало ли что можно?!
Пути творческой фантазии неисповедимы!..
Слышится еще вопрос: «Но чем художественнее вымысел, тем меньше содержится в нем конкретной информации?»
Что ж, немалая доля истины в этом есть. Далеко не всегда обстоятельства, задачи, возникающие в процессе работы над агит представлениями, позволяют нам беспечно плавать в творческом безбрежном океане ничем не ограниченной фантазии.
Но во-первых, наличие различных требований, условий и ограничений лишь подстегивает, возбуждает нашу творческую природу (попробуйте творить в обстановке полного отсутствия каких-либо социально-творческих условий, препятствий, ограничений — ничего не выйдет!). А во-вторых, на своем чувственно эмоциональном уровне художественный образ может содержать (в скрытом, неявном виде) столь богатую информацию, какая не снилась никакому сверхточному энциклопедическому сборнику.
Художественный образ и информация...