Принцип органичности творчества актера; 8 глава




«Когда в первые годы пятилетки мы досрочно сдали первый высотный дом, — рассказывал молодежи вете­ран войны и труда, — нас, знаете, как премировали? Не угадаете! Нам вручили билеты, и мы впервые под­нялись в воздух на аэроплане... Войну прошел, награды есть. А этот полет свой за ударный труд, как молодость, помню...»

И так живо и образно он нам рассказывал, что кон­туры нового сценария начали проявляться тут же, во время этой незабываемой беседы.

Так возник замысел сценария, в котором актуальный

Стр. 105

местный материал решался через призму этого давнего полета на старом «кукурузнике», оценивался глазами молодого рабочего 20-х годов.

Своеобразный поворот темы, точно найденный образ, живой язык — вот что делает яркой и эффективной программу агитбригады и каждый ее эпизод. Найти, разглядеть в конкретном, может быть, даже хорошо из­вестном факте зерно будущего ростка образа, которое поможет сформироваться замыслу, — самый важный момент сценарного творчества.

Рассказывает радиомонтажник каменец-подольского завода «Электроприбор», руководитель народной агит­бригады «Ударник» В. Островский: «Нет агитбригады, которая... не обращалась бы к проблемам трудовой дисциплины... На нашем заводе этот вопрос особенно остро стоял в отношении инженерно-технических работ­ников... Об этом мы говорили на заседаниях парткома, членом которого я являюсь, вопрос обсуждался в проф­коме. Было издано несколько приказов... Но как рас­сказать об этом со сцены? Повторить текст приказа? Сочинить назидательные частушки?

Прежде чем писать сценарий, наша агитбригада всег­да устраивает коллективные обсуждения сюжетов буду­щих номеров программы.

И вот мы сели и начали рассуждать. Каков наш «герой»? Допустим, он даже приходит на работу вовре­мя, одет с иголочки, вежлив и аккуратен. Но если при­смотреться — на его рабочем столе все как-то уж очень стерильно. Чертежи, схемы аккуратно разложены по полочкам, да так и могут там остаться в течение дня. Но при этом специалист все время чем-то занят: куда-то непрестанно звонит, обсуждает что-то с товарищами, выбегает из комнаты.

Он может даже задержаться после работы, если о чем-то нужно поговорить с сослуживцами. Но о чем? И каков КПД всего этого внешнего усердия? Постепен­но стал вырисовываться стержень будущего номера. Участники агитбригады, которые знакомы с кино- и фо­тоделом, предложили в качестве основного принципа построения эпизода взять прием «что за кадром?».

Ведь можно допустить, что у итээровцев действует некий механизм самообмана: сижу на рабочем месте положенное количество часов, следовательно, работаю. Значит, нам надо обнаружить эту ложную ситуацию, сделать ее зримой и заставить людей посмотреть

Стр. 106

на себя со стороны. (Вот оно — рождение замысла! — В. С.)

Остановились на таком решении. Игровой эпизод: муж приходит с работы, всячески старается показать же­не, как он устал, и рассказывает, сколько ему пришлось обойти отделов, сколько выдержать споров и т. д. И врт тут-то на экране за спиной говорящего начинают появ­ляться слайды с сатирическими рисунками об истинном времяпрепровождении служащего: чуть ли не с самого утра перекур, потом второй завтрак в буфете, разговор с приятелем по телефону о футбольном матче, обсуж­дение новой покупки сослуживца.

Показывая этот номер в агит представлении, почув­ствовали: второй план сыграл. На каждый новый рису­нок, следующий за очередным рассказом о «трудно­стях», — аплодисменты, реплики, смех.

Значит, номер задел за живое, помог взглянуть на проблему с новой, непривычной точки зрения».

Неразрывность единства «факт — драматургический замысел — решение» является необходимой и обязательной в работе как над всем сценарием агит представления (независимо от того, идет речь о едином сюжетном произведении, приближающемся к традиционной театральной драматургии, или о сценарном ходе, объединяющем разно жанровые законченные эпизоды), так и над каждым его номером — сценкой, интермедией, куплетом, частушкой.

Разумеется, не всегда любой факт непременно должен пройти через горнило творческого вымысла. Он может в конечном своем драматургическом результате остаться неизменным, и все-таки не быть при этом житейской фотографией, а приобрести на сцене образное, художественное звучание. Это может произойти благодаря точному монтажу, найденному в строгом соответ­ствии с замыслом. Монтаж является подлинно творческим процессом. Он невозможен без четкой идейно-художественной цели, без образно-логического ощущения и понимания задачи. Наиболее действенными, богатыми возможностями располагает «так» называемый контрастный монтаж. Он помогает вызывать у зрителей ощущение собственного участия в происходящем на сцене, сопереживание.

Вот пример из программы цеховой агитбригады «Профилек» Верхне-Салдинского металлообрабатыва­ющего завода имени В. И. Ленина Свердловской облас­ти, которой руководит мастер цеха П. Монахов.

Стр. 107

В финале программы идет представление участников. На каждую названную радиоголосом фамилию делает шаг вперед один из участников коллектива. И только одна фамилия остается без ответа. Пауза. Строгие, серьезна лица участников. Напряженное, молчаливое внимание в зале. И тот же радиоголос негромко говорит: «Погиб при выполнении своего гражданского долга».

Поставленное в контраст с привычным объяснением участников агитбригады сообщение о гибели одного из них, такого же молодого парня, перерастает рамки факта-информации. Образное воплощение его вызывает ак­тивное соучастие зрительного зала, заставляет глубже сопереживать, сопоставлять, размышлять. Иначе воспри­нимаются даже сами стоящие перед ними на сцене люди, их труд, их дело, их агитбригада.

Принцип контраста положили в основу эпизода одной из своих программ, посвященной делам ПТУ, участники агитбригады «Мастерок» Дома культуры «Стро­итель» треста Узбек шахт строй (руководитель Н. Яновая).

Учебная аудитория. Разговоры, смех, шутки...

Первый. Тихо! Алла Викторовна идет!

Входит педагог.

Педагог. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Во-первых, позд­равляю вас с присвоением училищу почетного звания «Училище высокой культуры труда и быта». Молодцы! Так держать! А теперь, Игорь, к доске. Расскажи-ка нам, как жили твои сверстники в первые годы Советской власти. Как они учились, как проводила время, чем дышали? Давай рассказывай.

Первый. Да чего там рассказывать. Алла Викторовна. Нор­мально жили и учились нормально. Как все.

Все. Как все... Как все... Как все...

Звучит мелодия песни «Товарищ Правда», и параллельно с действием в аудитории возникают эпизоды далекого прошлого и дня нынешнего.

Учительница. Смотрим все на доску и повторяем за мной:

«Мы не рабы! Рабы не мы!»

Хор голосов (повторяет). «Мы не рабы!..»

Учительница. Андрей!

Второй. Тут я...

Учительница. Сегодня твоя очередь букварь домой брать. Если у матери ложка муки поскребется, пусть клейстер заварит. Тридцатую страницу подклеить надо. А завтра Галя букварь домой возьмет.

Стр. 108

Мелодия песни «Товарищ Правда».

М а т ь. Андрей, сегодня учебники в училище выдавали?

Третий. Не знаю, мам. Я после обеда сразу смылся. Да не волнуйся, мам. На всех учебников хватит!

Мелодия песни «Товарищ Правда».

Учительница. Значит, так. Я сегодня на рынке старые га­зеты купила... «Биржевые ведомости»... На осьмушки разрезала. Держи, Денисин. Раздай всем. Писать будете между строчек.

Четвертая. Мама, ты купи мне сразу сотню тетрадок. По полсотни в клеточку и в линейку. А то я все время помарки делаю. Уже три тетради извела.

Мелодия песни «Товарищ Правда».

Мать. Василий, я отцовские сапоги смазала и до осени убра­ла. Апрель на дворе. Земля теплая. Босиком побегаешь, не принц!

Пятая. Мам, а какие туфли мне на выпускной вечер надеть? Красные лакировки или бежевые? А может, я твои шпильки об­новлю?

Мелодия песни «Товарищ Правда».

Шестой. А по-честному, Алла Викторовна, мы и сами не зна­ем, как лучше сказать обо всем этом.

Первый. Может быть, так... Ребята 80-х годов! Как хорошо, что вы всего этого не знаете!

Шестой. А может быть, так... Ребята 80-х! Как мало мы зна­ем об этом! И как нужно помнить об этом всегда!

По характеру выразительных средств драматургия агитколлективов ближе всего стоит к драматургии эстрады. Такое родство не случайно. Оно логично выте­кает из ряда сходных обстоятельств, условий и требо­ваний, которые должен учитывать сценарий. Главное из них — это многофункциональность, сочетание в структуре одного сценария разных тем, требующих за­конченного решения. Наличие большого количества са­мостоятельных эпизодов диктует ограниченное сцениче­ское время каждого из них, как правило, от 3 до 10 ми­нут. Это во многом определяет и характер агит драматургии с ее прямым обращением к зрителю, мгновенной завязкой, быстрым течением конфликта, острой кульминацией и неожиданной развязкой.

Спрессованность сценического времени не позволяет другими средствами (скажем, средствами традиционного

Стр. 109

драматического театра) постепенно задавать и развивать характеры персонажей, их отношения, не спеша прослеживать развитие действия. Персонажи и суть конфликта должны быть узнаны и поняты почти сразу, на это отводятся считанные минуты (если не секун­ды). Именно отсюда и тяготение драматургии агитколлективов к так называемым маскам: и уже известным, взятым из других произведений, когда характеры узна­ются сразу (например, Волк и Заяц из «Ну, погоди!», Емеля, Петрушка и т. д.), и новым, но обладающим типическими (внутренними и внешними) чертами, мгно­венно обозначающими характер. Традиция использова­ния масок прослеживается с первых дней существования агитколлективов (вспомним маски тех лет: рабочий, солдат, крестьянин, поп, буржуй и т. д.).

Как показывает практика работы агитационно-художественных коллективов, для воплощения своего замысла драматург и режиссер используют самые различные сценические формы, бытующие на эстраде: конферанс, фельетоны, монологи, миниатюры, интермедии, песни, куплеты, пантомиму, частушки и т. д.

Наиболее широко представлены в программах агита­ционно-художественных коллективов разговорные жан­ры. Это различного рода игровые миниатюры, злобо­дневные, построенные по законам эстрадной драматур­гии сценки, интермедии. Здесь основу, на которой в дальнейшем строится драматургическое решение, соста­вляют подлинные события и факты, местный материал, находящий свое художественное воплощение.

Практика показывает, что наибольшее число творче­ских, драматургических удач приходится на долю сатирической части сценария, основанной на негативных фактах. Это объясняется прежде всего открытостью, явностью конфликта, очевидностью противоборствующих сторон, существующих в самой природе негативного факта. Но не следует при этом полагать, что в сатири­ческих номерах агит программы не присутствует явно положительное начало, противостоящее злу. Настоящий положительный герой — это коллектив агитбригады, как правило с самого начала программы утвержда­ющий свою активную гражданскую позицию.

Важнейшая и творчески крайне сложная задача агитбригадой деятельности — целенаправленное ото­бражение в программах положительных явлений, событий, людей, что является одним из основных

Стр. 110

предназначенный искусства художественной агитации и пропаганды.

Очевидно, что трудность показа положительного заключается в том, что сценарист прежде всего обязан увидеть в простом яркое, в повседневном — праздничное, образно раскрыть внутренние качества положительного героя, внутренние мотивы его поступков, а не только внешний результат его действий.

Задача агитационно-художественных коллективов не только найти, распознать и сделать достоянием гласности будничные, каждодневные и потому тем более героические факты, но и решить их в яркой сценической форме. А именно это не всегда удается сценаристам и режиссерам агитационно-художественных коллективов.

Между тем их задача как раз и состоит в том, чтобы соответствующим образом обработать, инсценировать тот или иной «великий и геройский» факт, найти ему яркое, неожиданное решение.

Так, в эпизоде, входившем в программу одной из агитбригад города Калинина, был удачно инсценирован местный позитивный материал. Нерадивый парень решает жениться и ищет невесту на своем заводе. Он на­зывает то одну, то другую понравившуюся ему девушку, словно желая устроить между ними конкурс на место его невесты. В ответ участники представления рассказывают о них, о том, как эти девушки прекрасно трудятся, учатся, интересно отдыхают, какими наградами отмечены, каким уважением пользуются, и «жених» на глазах теряет свой «блеск»...

Трудности драматургического решения положительного материала содержатся прежде всего в кажущемся отсутствии конфликта — этого непременного и обязательного условия существования любой драматургии, в обычности, простоте, естественности позитивных явлений и фактов.

В положительных фактах, событиях, явлениях

Стр. 111

конфликт не всегда выявлен открыто, но не присутствуя явно в отношениях и поступках героев, он может питаться окружающими нашу жизнь обстоятельствами. Его природа проявляется в преодолении естественных трудностей и преград, в утверждении нового, передово­го, а это и рождает действие — главную основу сцени­ческого способа отображения жизни.

Вот почему в поисках верного драматургического ре­шения сценаристу (а потом и режиссеру, и исполните­лю) прежде всего необходимоtточно определить внутреннее побуждение действия, эту своеобразную пружину драматургии и последующего ее сценического воплоще­ния. Очевиднее проявляется она в сатирической драматургии, например в миниатюре.

Законы агитбригадной. эстрадной миниатюры с их покатым временем «жизни на сцене» предопределяют и I специфику хрестоматийной схемы «завязка — кульминация — развязка».

Завязка — но быстрая, мгновенно рождающая активное Действие разрешающееся после кульминации неожиданной развязкой.

Для наглядности рассмотрим путь поиска драматур­гического решения миниатюры «Родительское собрание» из программы агит театра Дворца культуры работников просвещения Ленинграда. (Она была написана в свое время автором этой книги, что позволяет с максималь­ной достоверностью восстановить ход поиска путей дра­матургического решения конкретного документального факта.)

Факт, положенный в основу будущей миниатюры: в некоторых школах пользуются услугами чадолюбивых родителей для... мелкого, а то и крупного ремонта клас­сов, фасада школы, изготовления различных учебных пособий и т. п. В отдельных школах обнаружилась даже своеобразная... картотека на родителей, создаваемая в момент приема детей в школу, из которой ясно, «кто что может».

Ход мыслей автора: в чей адрес направлять стрелы? В адрес учителей, руководства школы? Но ведь отка­жись родители выполнять, нередко, прямо скажем, неза­конные, операции, пользуясь служебными (а значит, не своими, а государственными) возможностями, не было бы в итоге этого грустного явления.

Выходит, адреса два, и второй, пожалуй, не менее существен — родители, чья любовь к своему ребенку,

Стр. 112

желание любой ценой «заработать» ему благосклон­ность школы толкают практически на преступление. А теперь покажем сценку- «Родительское собрание», сознательно отложив ненадолго анализ *ода работы пе­ред самым важным ее этапом — этапом формирования замысла.

Родительское собрание.

За партами, с трудом помещаясь, сидят родители. Учительница строго оглядывает ряды.

Учительница. Вынуждена вас огорчить, товарищи родите­ли. Наш 2 «б* твердо занимает последнее место в школе по всем показателям и продолжает скатываться дальше.

Первый. А дальше некуда.

Учительница. Не смешно. Как ваша фамилия? (Берет авто­ручку. открывает журнал.)

Первый. А зачем это? Степанов.

Учительница (делая для себя пометку в журнале). И доч­ка ваша не отличается дисциплиной.

Первый. Я больше не буду.

Учительница. Но дисциплина в классе меня волнует мень­ше всего. Не она тянет нас вниз.

Второй. А кто тянет?

Учительница. Макулатура тянет. И металлолом. И нагляд­ная агитация. И образцовая показательность интерьера тянет. И еще много чего. И мы должны совместными усилиями вывести класс в передовые.

Стук в дверь. Входит Третий, опоздавший.

Третий. Извините, я задержался.

Учительница (строго). Фамилия?

Все (хором). Он больше не будет.

Учительница. Попрошу без круговой поруки. Фамилия?

Третий. Кадыскин.

Учительница (делая пометку в журнале). И сын ваш поз­воляет себе являться в класс с опозданием.

Третий. Я... так получилось... пожар тушил...

Учительница. Не смешно. Придумайте что-нибудь другое.

Третий. Но я действительно пожар тушил. Я пожарник.

Учительница. Садитесь, «пожарник». (Открывает журнал.) Так что, товарищи, давайте засучив рукава за дело! (Читает по журналу.) Пойдем прямо по списку. Абрикосова.

Четвертая. Я-

Учительница. Где работаете?

Ч е т в е р т а я. В книжном магазине.

Стр. 113

Учительница. Значит, принесете макулатуру.

Четвертая. Но я не знаю...

Учительница. Дети — это. зеркало семьи. Вот и ваша дочка тоже ничего не знает.

Четвертая. Я принесу.

Учительница. Хорошая инициатива. Я запомню. (Читает.) Баранов.

Первый. Я.

Учительница. Что можете?

Первый. Ничего. То есть могу поезда водить. В метро.

Учительница (соображая). В метро, так-так... У вас пла­фоны красивые. Принесете. Украсим интерьер. Я записываю.

Первый. Как же я их принесу. Это же не мои.

Учительница. У вашего, кажется, по литературе двойка?

Первый. Нет, то есть да, то есть... и по литературе... А сколь­ко плафонов?

Учительница. Пять. Три подвесим, а остальные про запас. Виноградов.

Второй. У нас взять нечего.

Учительница (строго). Нет такой работы, откуда нельзя было бы что-нибудь взять.

Второй (как бы извиняясь). Взять, может, и можно, но вы­нести нельзя. Завод-то охраняется.

Учительница. А вы незаметно. Учить вас?1 Скажем, тонкое оргстекло есть?

Второй. В цехе есть, конечно.

Учительница. Обмотайтесь и вынесите. Потом стеллажи сделаем, полочки, призы поставим, грамоты застеклим. Я записываю. Следующий Гусев.

Пятый (радостно). Я пенсионер.

Учительница. Ничего, не огорчайтесь. Полы натрете в клас­се, чтоб как зеркало! А то у нас полотер загулял.

Пятый. А как же?..

Учительница. А так же! И окна помыть тоже. Чтоб как зеркало. Бабуля Гусева у вас еще жива?

Пятый. В общем-то, да...

Учительница. Ее привлеките. Вдвоем веселее будет. Я за­писываю. Кадыскин.

Третий. Я пожарник.

Учительница. У нас все профессии почетны. Организуете вот здесь в уголке щит пожарника. Ведро, лопатку, песочек... Все красочно, как полагается. Этого ни у кого нет. Прекрасное предложение. Спасибо, товарищ Кадыскин. Записываю.

Третий. И?..

Учительница. Правильно. И каску.

Стр. 114

Третий. Но...

Учительница. Ничего, спишете! Скажете, сгорела при пожа­ре,—не мне вас учить. Наши ученики — это прежде всего ваши де­ти. Для нас они, в общем, люди посторонние. И кому, как не вам, надо волноваться за макулатуру и тому подобное, в общем, за честь своего класса. В 4 «в» один папа, не буду называть его фамилию, трактор прикатил с работы, так они по металлолому на год вперед план выполнили. А мы чем хуже? Требовательнее надо относиться к себе, товарищи родители, к себе и к своей работе. Внимательнее! На службе вас окружает много разных вещей, которые могут нам пригодиться. Надо только вглядеться пристальнее. Гвозди и желе­зо, краски и кисти, прокат листовой и профильный, ведра и доски — все несите. Честь класса —в ваших руках! (Заглядывает в журнал.) Елкин!

Елкин. Я Елкин.

Учительница. Где работаете?

Елкин. В ОБХСС.

Немая сцена. Пауза.

Учительница. Та-а-к. Понятно. (Заглядывает в журнал.) Сынишка у вас отличник... Пока. А как расшифровывается ОБХСС поточнее?

Елкин. Отдел по борьбе с хищениями социалистической собст­венности.

Пауза.

Учительница (задумчиво). М-да-а... Понятно!.. Взять там у вас действительно нечего. Разве что по мелочи — писчую бумагу, скрепки...

Елкин. Почему же... Пишущую машинку можно... портатив­ную. Заметки будете печатать... в стенгазету...

Учительница. Машинка — это хорошо. Только не забудьте списать. Впрочем, не мне вас учить. Молодец, гражданин Елкин! Я записываю. И сынишка ваш молодец — будущий золотой медалист. И вот еще о чем вас попрошу: вот список, кто, что, откуда несет, проследите, чтобы никто ничего не забыл. А то, знаете, как бывает: наобещают — и обманут, лови их потом. А у вас опыт, от вас не спрячутся. У меня все, товарищи. Идите и помните: честь класса — в ваших руках.

Теперь можно раскрыть секрет драматургического замысла: работник ОБХСС, боясь учительской мести, готов сделать то, с чем по долгу своей службы он как раз должен бороться.

Драматургической замысел (кстати, совсем

Стр. 115

непохожий по содержанию на питавший его факт, но тем не менее отражающий его) сделал дальнейший процесс его реализации (решение) делом относительно несложным. (Стало ясно, про что писать. Осталось определить место действия, отобрать действующих лиц и поместить их в определенные обстоятельства.) Доведенные до абсурда, «невсамделишные», невозможные в реальной жизни притязания учительницы, характер общения персонажей на фоне знакомых, бытовых обстоятельств позволяли автору приблизиться к гротесковому звучанию сцены. Завязка сцены — практически в самом начале, она конкретизируется в предложении учительницы выдвинуть силами родителей свой класс в передовые.

Завязка была бы менее взрывчатой, если бы в короткой экспозиции не были бы объявлены суровые условия игры: школьная судьба детей зависит от покладистости их родителей.

Развивающаяся до своей кульминации линия действия внешне, по сюжету, не движется. Автор полагал, что движется, закручивается внутренняя пружина действия, что достигается традиционным эстрадным приемом повтора: соглашается, сломавшись, один родитель, второй, третий... Их могло быть много, но... хватило пятерых. (Каждый пишущий непременно проигрывает написанное про себя и чувствует некий барьер накопления признаков, переступать который уже не надо — будет лишнее...)

Кульминацией становится разглашение профессио­нальной принадлежности папы Елкина. Ожидаемая раз­вязка (разоблачение учительницы) не возымела бы то­го нужного эмоционального (драматургического) воз­действия, как это возможно в случае развязки неожи­данной, достигающей сатирического, гротескового эф­фекта, поэтому папа Елкин, боясь, что его предложение может быть отвергнуто, стал поспешно предлагать все, что есть у него на службе. Такая развязка, неправдоподобная с точки зрения обычной, бытовой логики, есте­ственна в избранных автором правилах игры, отражающих специфику агит бригадной (эстрадной) драматургии...

Яркими, выразительными средствами драматургии, используемыми в процессе создания сценария для агит представления, являются музыкальные виды и жанры.

Музыка — важный, действенный компонент, помогающий лучше и ярче раскрыть тему, событие, проблему,

Стр. 116

характер персонажей. Одна музыкальная фраза часто может сказать больше и точнее чем пространный текст.

В редких коллективах музыка к программам пишется специально, и то, как правило, оригинальные музыкальные произведения представлены только отдельными номерами: выходная песня агитбригады, куплеты на местные темы и т. д. В остальных же случаях используются мелодии знакомых песен. Здесь можно отметить два принципа применения популярной мелодии — впря­мую и в контраст.

Первый способ сохраняет эмоциональную атмосферу, смысловую тональность первоисточника, несколько видо­изменяя или конкретизируя только стихотворный текст.

Взлетаем ввысь

Моторами дерзаний.

Ударный труд послужит нам крылом!

Ведь мы недаром соцсоревнование

Своей подъемной силою зовем...

Эта песня исполняется в одной из программ, написа­на она на музыку знаменитого авиационного марша («Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»). Автор сценария как бы позаимствовал у оригинала тот активный настрой, тот эмоциональный подъем, который не­пременно вызывается даже первыми звуками этой пес­ни. Тем самым он как бы укрупнил, сделал эмоциональ­но еще более емкими и значительными слова о соци­алистическом соревновании.

Огромный заряд гротеска, юмора, эффективности воздействия содержит в себе второй способ использова­ния популярной мелодии — контрастный. Вот сценка о борьбе с нарушителями порядка, которые мешают тру­дящимся отдыхать после рабочего дня, из программы агитбригады «Игла» Ленинградской швейной фабрики имени Володарского. По улице спящего города проходит пьяница, во все горло распевая «Любимый город может спать спокойно!». И даже если бы он пел ее без текста, эти слова зритель вспомнил бы сразу! Одна только му­зыкальная фраза помогла раскрыть и содержание сцен­ки, и отношение агитбригады к подобным явлениям. Она же рассказала зрителю о времени действия. А когда один из дружинников, забравший пьяницу, снова — но с другим подтекстом — повторяет ту же строку из песни. она приобретает совсем иное значение, по смыслу и композиционно завершая номер. Подобных примеров в

Стр. 117

драматургии агитбригад немало. Можно вспомнить гро­могласные «арии тореадоров», идущих в соседнюю де­ревню пошуметь на танцах, или любителей отдохнуть за чужой счет, которым очень хочется... «чтобы лето не кончалось...»

Часто в новом текстовом варианте песни сохраняют­ся части первоначального текста — отдельные строки, характерные обороты, припевы и т. д. Эти части старого текста, особенно поставленные в контраст с написанным заново, обостряют решение темы, помогают предвидеть неожиданность ее поворота, усиливают воздействие. Так, в одной из программ прозвучали сатирические куп­леты на мелодию песенки «Радионяни», в которой со­хранились последние две строчки (рефрен). В куплете шла речь о пивном ларьке, поставленном напротив дет­ского сада, и зритель даже не слышал его окончания: «Чтоб всем ребятам, всем трулялятам было веселей» — их заглушал хохот. Эти строчки зритель знал сам, ожи­дал их. В контрасте с ними содержание куплета стало более разящим, смешным, действенным.

А вот еще пример точного использования популярной мелодии из программы агитбригады «Аленушка» Одес­ского швейного объединения имени Воровского (руково­дитель — Я. Гельман):

Увезу я шубы в тундру,

Увезу к седым снегам.

И среди глухих торосов Пугала для эскимосов Я из этих шуб создам.

И шаманов стихнут трубы,

И поймут они: беда!

Кто оденет наши шубы —

Не забудет никогда!

И медведи разбегутся,

Их увидев утром ранним,

И отчаянно заплачет в нашей шубе алеут.

Твердо верим, что недаром называют

Север Крайним,

И надеемся — оттуда наши шубы не вернут!

Разумеется, использование для своих целей популяр­ных мелодий требует особого чувства меры, такта, вкуса чтобы не произошло опошления музыкального про­изведения, любимого зрителями.

Стр. 118

Одним из наиболее оперативных и динамичных эле­ментов программы агит представления является частушка. Нередко агитбригады, отправляющиеся в гастрольные поездки в подшефный колхоз, на другое предпри­ятие, в соседний цех и т. д., включают в свою основную программу местный злободневный материал именно в форме частушек, оперативно используя их для художе­ственной обработки полученной информации. Красочные эпитеты, острые и меткие сравнения, добродушная иро­ния, хлесткая, злая сатира — и все это в четырех строках!

Работа над частушкой требует особого отношения к слову, особой краткости, точности и яркости выражения основной идеи. Наиболее выразительными и действен­ными оказываются те частушки, юмор которых основан на неожиданном противопоставлении двух частей, на противоречии между логикой первого двустишия и смыс­лом заключительных строк:

Очень ясная погода —

Замечательный денек!

Пчелы мед с полей таскают Председателю в чаек.

Или:

У тракториста Кротова Время все загружено:

Завтрак длится до обеда,

А обед — до ужина.

Непременные черты частушки, особенно частушки сатирической, — это «смех как орудие борьбы и смех как утверждение народных идеалов» 1. В ней всегда заложены могучий оптимистический заряд, глубокое по­зитивное начало. Но присутствует он, как правило, не впрямую, а в подтексте. Ведь смешное в частушке, как правило, основано на контрасте основного текста и под­текста, на соединении гротесковых образов в частушеч­ном стиле и традиционно лирической мелодии. Часту­шечная мелодия — важнейший элемент драматургии частушки. Она часто как бы дополняет текст, уточняет или даже «переворачивает» его смысл.

Очень часто частушки в программах агитбригад пишутся на самые популярные частушечные мелодии,

________________________

1 Молдавский Дм. Товарищ смех. Л., 1981. С. 96.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: