Принцип органичности творчества актера; 10 глава




Юлиан Семенов рассказывал однажды о том, как группа польских математиков поставила любопытный

Стр. 134

эксперимент: рассчитала на электронно-вычислительной машине количество информации, содержащейся в неко­торых литературных произведениях разных писателей мира. Первое место занял Пушкин, строка из его «Ка­менного гостя», которая звучит, казалось бы, архи просто: «Ах, наконец достигли мы ворот Мадрита». Однако при рассмотрении беспристрастном (то есть эвээмовском, а не критическом) получается, что каждое слово несет в себе определенное содержание: «ах» — выражение степени усталости; «наконец» — протяжен­ность действия во времени: «достигли» — его заверше­ние; «ворот» — деталь, характеризующая средневе­ковье; «Мадрит» — столица Испании. Забавный полу­чился эксперимент, не правда ли? Конечно, вы скаже­те: «Так то Пушкин!» — и будете правы, но... ведь суть примера от этого не становится менее убедительной?

Столь пространный разговор о художественном ос­мыслении факта, проявляющемся прежде всего на эта­пе формирования замысла, когда делается выбор меж­ду переносом фактического материала на сцену, минуя драматургический вымысел (сочинение), и художествен­ным, образным способом его решения, вызван тем, что первый путь уже достаточно освоен подавляющим боль­шинством агитбригад, а вот второй как раз и содержит в себе те поистине неисчерпаемые творческие резервы, которые позволяют оптимистично смотреть в будущее агитационно-художественного движения.

... И последняя связка нашего триединства: замысел — решение.

Яркий, увлекательный, заразительный замысел, ко­нечно, во многом определяет его решение, дальней­шую работу над сценарием (или его эпизодом). Во многом, но не по всем и не всегда. Точный замысел еще не гарантирует однозначно вытекающего из него решения.

Выбор, говоря математическим языком, оптималь­ного решения, а значит, решения наиболее эффектного и эффективного, учитывающего организационно-творче­ские и материально-технические возможности коллекти­ва, отвечающего многим конкретным условиям и обстоятельствам его жизнедеятельности, — это большая творческая работа.

... Как-то Томасу Эдисону показали три варианта ре­шения одного технического устройства и попросили придумать четвертый. Эдисон, подумав некоторое

Стр. 135

время, предложил еще сорок восемь вариантов. Ясно, что, чем больше мы имеем вариантов решения какой-либо проблемы, тем более вероятно, что среди них нахо­дится искомый оптимальный вариант.

А так ли уж часто мы перебираем возможные решения, чтобы найти лучшее? Часто ли хватает у нас же­лания, терпения, фантазии, чтобы проделать эту такую непростую (но такую увлекательную) работу? Не довольствуемся ли мы порой первым, что пришло в го­лову, оправдывая себя нехваткой времени или угова­ривая, что «и так все хорошо, лучше не придумать»? А на самом деле просто пока еще не воспитали себя, не приучили к этому труду, не срослись с этим много­вариантным поиском как с единственно верным мето­дом работы.

Вспомним еще раз из теории: на этапе поиска реше­ния определяются выразительные средства драматур­гии (литературы), закладывается фундамент формы бу­дущего произведения, его стилистические, жанровые особенности, характер его дальнейшей сценической реа­лизации.

Но, даже если решение очевидно для нас или в ре­зультате перебора вариантов найдено оптимальное, это еще далеко не все.

Надо ведь суметь верно (и с точки зрения логики драматургии, и с позиций «выгод» последующего поста- "новочного процесса) выстроить событийный ряд, ото­брав максимально острые, активизирующие действия предлагаемые обстоятельства (и все это с точным уче­том возможностей и особенностей коллектива). А по­том дотошно корпеть над характерами персонажей, фразой, словом! Да еще постоянно пытаться предви­деть реакцию зрителя: ведь наша драматургия — агита­ционно-художественная, и подкупающая своей образ­ной философской лиричностью фраза Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» — для нас, при буквальном ее истолковании, неприемлема. И обо всем этом надо постоянно помнить в процессе соз­дания агитбригадного сценария, неважно, собирается ли он из готовых, кем-то уже написанных номеров и эпизодов, часть из которых переделывается, приспосаб­ливается к своим местным условиям (компилятивная драматургия), или создается заново, с нуля (оригиналь­ное произведение).

Думаю, что многое из того, что было затронуто в

Стр. 136

беседе, вам известно, однако еще раз напомнить обо всем этом кажется мне совсем нелишним. Ну а тех, кто узнал об этом впервые, хочу и подбодрить, и... преду­предить.

Подбодрить тем, что человеку, еще не знакомому со всеми загадочными, трудными и прекрасными сто­ронами творчества и впервые перелиставшему его на­чальные страницы, предстоит удивительно интересный, полный увлекательных приключений путь, и отправляет­ся он в этот путь не налегке, а с некоторым багажом.

Ну а предупредить его (да и не только, наверно, его одного) хочется словами великого Эйнштейна: «Путь от незнания к знанию неизмеримо короче, чем от знания — к умению».

И если первую часть пути можно пройти, ощущая со всех сторон поддержку учителей, книг, богатого опыта предшественников, которые ведут тебя и даже несут за тебя ответственность, то вторую его часть ты идешь сам.

Так что в добрый путь, коллеги!

Стр. 137


Первый

Драматургический

Практикум

«Я не могу вам привести точного определения, что такое драматургия. Все определения, которые я знаю, неполные и неверные. Я знаю только одно, что драматургия — это метод сведения в небольшой отрезок времени сгустка жизни, в котором отражается мировоззрение художника, его взгляд на люден, на мир». Этой, каза­лось бы, парадоксальной, но предельно емкой и точной по своей сути цитатой выдающегося советского кино­режиссера Михаила Ромма мне хотелось бы предва­рить паше практическое занятие по сценарному делу. А начать его с краткого анализа сценария агит бригадного представления, который поможет выявить пути его соз­дания, способы и приемы драматургического решения фактического материала.

Замечу, что анализ готовых сценариев — прекрасная школа драматургического ремесла, важный и необходи­мый фундамент для учебы и творчества. Он позволяет проходить путь поиска драматургического решения как бы в обратном порядке — от готового решения к факту — и в этом процессе осваивать приемы, определять харак­тер творческого поиска, а главное — его логику, его ал­горитм. Поэтому очень хотелось бы, чтобы начинающие руководители агитационно-художественных коллективов, листая сборники и журналы в поисках драматургическо­го материала, не ограничивались потребительским отно­шением к попадающимся на глаза сценариям — подхо­дят или не подходят для их коллектива, а видели в них постоянную возможность для собственного (коллектив­ного!) творческого поиска и роста.

С этой целью и приводится здесь достаточно типич­ный и показательный по способу драматургического ре­шения сценарий для сельской агитбригады «Боевым карандашом, острым словом!», распространенный в качестве своеобразного методического пособия Саратовским межсоюзным домом самодеятельного творчества. (Сценарий дается с небольшими сокращениями, ни в коей мере не искажающими его сути и не повлиявшими на характер драматургических ходов и приемов.)

Стр. 138

Вступление

Вес (поют).

Было так, коль верить слухам,

Много лет назад:

Карандаш торчит за ухом,—

Значит, бюрократ!

А теперь пора иная,

Не совру, скажу:

Роль отводится большая

И карандашу)

Ферму сделает богатой

Кто? — Карандаш!

Преграждает путь растратам

Кто? — Карандаш!

В деле путаном поможет

Кто? — Карандаш!

Все учтет и подытожит

Кто? — Карандаш!

Первый. Сегодня мы берем на вооружение наш боевой агит- карандаш и при помощи его попытаемся обрисовать некоторые во­просы нашей жизни.

Второй. Ас чего начнем?

Третий. Начать нужно с главного... А что главное в нашей жизни и работе?

В с е. Хлеб!

В мирный день и в зареве пожарищ

Мы все время помним про него,

И не зря сказал один товарищ:

«Хлеб растет из сердца моего!»

ВОЗЬМЕМ КАРАНДАШИ И ПОДСЧИТАЕМ

На сцене участники представления. Они обращаются в зал.

Первый участник. За... годы техническая вооруженность хозяйств... области возросла в пять раз, а производство сельско­хозяйственной продукции в денежном исчислении — только вдвое. Что из этого вытекает?

Второй участник. Плодородие земли увеличивать нужно, отдачу гектара...

Первый участник. А как мы решаем эту задачу?

Участница. Я бы лично так ответила:

Стр.139

Мы не уроним кашу честь,

Нам сил не занимать!..

У нас свои герои есть —

Их каждый должен знать!

(Идет местный материал.)

Участник. Но наряду с этим можно наблюдать и такую картину: сев, механизатор...

На сцене Участник с блокнотом подходит к Механизатору.

Участник. Что сеешь?

Механизатор. Да пшеничку вроде...

Участник. Какую?

Механизатор. А шут ее знает!

Участник. А почему не знаешь?

Механизатор. Что я — Терентий Мальцев, что ли?

Участник. А сеешь на какую глубину?

Механизатор. Не знаю, не мерил.

Участник. А почему не мерил?

Механизатор. А что я... (называет фамилию местного ме- ханизатора-передовика), что ли?!

Участник. А сколько центнеров на гектаре высеваешь?

Механизатор. Вроде полтора...

Участник. А почему так много?.. Экономить зерно надо!

Механизатор. Что я — Плюшкин, что ли?!

Второй участник (в зал). Согласитесь, странно видеть такую картину: механизатор равнодушен к своему труду, к судьбе урожая... Ведь механизатор — хозяин земли! Впрочем... (Иронично имитируя Механизатора.) Что он — хозяин, что лн?1

Первый. Да, хозяин должен уметь все видеть... И считать!.. Займемся подсчетами и мы...

Участница на школьной доске или большом листе бумаги делает записи цифр, которые называются участниками.

Первый (продолжая). По данным ВАСХНИЛ, в каждую жатву по стране теряется двадцать миллионов тонн зерна.

Второй. Давайте проведем такое сравнение. В... году — наи­более урожайном за последние годы — на стол государства был по­ложен наш районный каравай весом в... миллионов пудов.

Первый. Это примерно... миллионов тонн зерна.

Второй. Значит, в период жатвы по стране ежегодно теря­ется... таких урожаев!

Первый. Страшная это цифра! Надо помнить о ней каждому хлеборобу, каждому водителю!

Стр. 140

Второй. А вот еще одна картинка с натуры...

На сцене участник в образе Механизатора.

Участник (Механизатору). Что это вы стоите?.. Сев — го­рячее время...

Механизатор (как будто не поняв, насмешливо). Куда «сев»?..

Участник (парируя). В данном случае —в лужу сев! Механизатор. А я виноват?! Трактор же сломался. Участник. Меры надо принимать, срочные, экстренные! Ре­монтировать!

Механизатор. А чего горячку пороть?! Ремонтировать?! Новый дадут! (Насвистывая, уходит.)

Участник (в зал). Представьте, если бы в старой России в горячие дни сева у крестьянина пала лошадь... Это было бы горем, это грозило бы смертью...

Второй. Нам дана могучая техника. И от нас требуется не допускать ее простоев, использовать ее на полную мощность во имя урожая, во имя процветания Родины!

Звучит музыка песни В. Темнова «Кадриль».

У ч а с т и и к и (поют).

Да, жили россияне

С сохою деревянной

Да с лошадью буланой...

Теперь наш край окреп.

Стал урожай богаче,

Но, так или иначе,

Стоят еще задачи

В борьбе за лучший хлеб.

Повысить плодородие —

Задача всенародная,

Нелегкая, серьезная.

Не только лишь колхозная!

Зерно нам шлет Канада —

Зачем же это надо?!

Мы с помощью «подряда»

Свой стиль должны внедрять!

Пусть труд наш отражая,

Богатство умножая.

Окрепнут урожаи.

Чтоб мы могли сказать:

У нас пшеничка — сильная,

Могучая, обильная,

Стр. 141

Колхозная, отличная,

Своя — не заграничная!

ПЕРЕВЕРТЫШИ

За столом Руководитель учреждения распекает Подчиненного.

Руководитель. Так почему же все-таки все сроки прошли, а машина так и не отремонтирована?

Подчиненный. Так, Иван Иваныч, вы же знаете — Лоба­нов... То в загуле, то в прогуле!

Р у к о в од и те л ь. А мы и в ус не подули! Давно пора поста­вить на место этого Лобанова! Про него уже частушки поют:

Мы видели Лобанова —

Лобанова не пьяного?

Лобанова не пьяного?

Значит, не Лобанова!

Позор! Идите, и чтоб я про этого Лобанова больше не слышал! Подчиненный уходит. Телефонный звонок.

Руководитель. Да... Что?.. Как это — Лобанов дерется? Так отправьте в милицию! (Поспешно.) Погодите! Не надо в ми­лицию... Зачем пятна на коллектив класть? Попытайтесь уговорить.

Да поласковее...

Слышна пьяная песня.

Руководитель (нажимает на звонок, обращается к вошед­шему Работнику). Это еще что за «солист» выискался?

Работник. Так, Иван Иваныч, опять этот Лобанов...

Руководитель (громко). Сейчас же... от моего имени... ка­тегорически... отправьте его домой! На моей «Волге»...

Работник (уходя). Сейчас сделаем, Иван Иваныч.

Руководитель. Распустили, понимаете, пьяниц!.. Что та­кое?..

Шум, грохот, испуганно вбегают два предыдущих персонажа, за ними пьяный Лобанов.

Лобанов (на одного из работников). Я тебе покажу «баиньки»! Я тебя самого спать уложу!.. (На другого.) Говоришь — «Вол­га»?.. Лечиться будешь долго! (Грозя пальцем Руководителю.) А ты... У-у!..

Руководитель (грозно). Ну что ж... Придется решиться на крайние меры.

Стр. 142

Звучит таинственная музыка, идет мимическая сценка, во время которой Руководитель надевает белые перчатки, цилиндр,

трансформируясь в фокусника. Показывает зрителям рулон бумаги, на котором две грозные надписи: «Приказ» и. «Уволить!». Затем распускает рулон перед Лобановым, закрывая его: «Але-гоп!» На рулоне розовая надпись: «Характеристика». Затем «иллюзионист» убирает бумагу, и зритель видит за ней совсем другого — милого и обаятельного Лобанова с цветами в руках. Стоп-кадр.

Руководитель (удовлетворенно). Вот таким его с завода выпустим, а там... (Махнул рукой, мол, «там и трава не расти!».)

Лобанов (в прежнем обличии). Я те дам!!! (Преследует в страхе удирающих работников. Гонг.)

Первый участник (комментируя просмотренную сценку). С одной стороны, можно говорить о человечности, о заботе и вни­мании к людям...

Второй. И при этом совершенно забывать о другой стороне, о том, как портят людей наша снисходительность и не принципиальность, какой ущерб делу наносит позиция всепрощения...

Звучит музыка куплетов «Перевертыши».

Участники (поют).

На Пахома отзыв дали

И такое написали,

Что Пахом в бумаге той —

Не Пахом, а дух святой!

А ведь этому Пахому —

Каждый скажет вам о том —

Вся милиция знакома

И тюрьма — родимый дом!

Припев:

Мы должны искоренять в зародыше

Позорные явленья — перевертыши!

Расписала дочку мать:

Ангелок — ни дать ни взять!

И тиха уж, и скромна уж,

Так уж вот уж хороша уж!

Все как раз наоборот:

Как посмотришь: дрожь берет!

Ох уж эта «скромница» —

Весь народ сторонится!

Припев.

Про Петрова все подряд

В руководстве говорят:

Стр. 143

Дескать, он — мужик отличный —

И культурный, и этичный!

Ну а те, кто в подчиненье,

Несколько иного мнения:

Как идут к тому чинуше —

Затыкают вагой уши!

Припев.

Раз начальник подошел —

Влас работает, как вол:

Быстро, смело, споро, бойко —

Ну ударник, да и только!

А начальство отойдет —

Сразу отдых настает:

Влас под кустик с головой —

Отдохнуть часок-другой!

Припев.

Обязательства брал Нил

И — трубил, трубил, трубил!

Заливался соловьем:

«Все рекорды перебьем!»

А доходит до труда —

Дело сразу же — «труба»!

Видно каждому: трубач —

И бездельник, и трепач!

Припев.

КАК ДЕЛА НА УДАРНОМ ФРОНТЕ?

Первый участник (в зал). А я стихотворение вспомнил! Правда, детское... «Рисунок» называется:

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу.

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним — корову.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой корову.

Потом над ними облака

Подрисовал немного...

Второй. Вот видите, как все просто: взял, нарисовал — и вес в порядке! Ну, маленькому мальчику это простительно, а ведь иног­

Стр. 144

да большие, взрослые дяди пари с уют» на бумаге большое количе­ство коров, и все нм видится в розовом и оранжевом цвете...

Первый. А потом начинается!.. Начинается то, что принято называть корректировкой плана.

Второй. А все потому, что «рисовали» дяди, на экономические показатели не глядя: взял и нарисовал! Вы помните, как кончается детское стихотворение?

Потом поставил стул на стол,

Залез как можно выше

И там рисунок приколол,

Хотя он плохо вышел.

Первый. Да-а... Чего уж тут хорошего? Нет, подняться по­выше—стремление неплохое, но не при помогай корректировки пла­на или приписок...

Второй. Зато действительно хороший рисунок... то есть опыт внедрения коллективного подряда, получился в звене... (имя, фа­милия). которое... (Местный материал.)

Первый. Мы побеседовали со знатным звеньевым и сейчас вту беседу, конечно по агит бригадному, воспроизведем.

Входит участник, играющий Звеньевого.

Первый (Звеньевому).

К вам у нас один вопрос:

Что подряд звену принес?

Второй.

Как работает бригада

Коллективного подряда?

Звеньевой.

До бригады — тут, ребята,

Нам еще далековато...

Начинает рассказ.

Ну, продумали, во-первых,

Все детально, с головой.

Важно, что в руках и ферма,

И участок кормовой.

Первый. А объем?

Звеньевой. Объем таков...

Тут мы сильно закрутили! —

Ведь у нас шестьсот бычков,

А работников — четыре!

Первый.

Полтораста штук на брата...

Многовато!

Стр. 145

Звеньевой.

Многовато

Второй (понимающе).

Ну и что ж, что многовато,

Но зато идет зарплата!

Первый.

Среднемесячный оклад?

Звеньевой.

В среднем — двести пятьдесят.

Первый.

Трудностей не возникало?

Звеньевой (усмехаясь).

Трудностей везде немало!..

Сложно было вот что, брат:

Дружных подобрать ребят.

У меня в звене ребята,

Скажем прямо, то, что надо!

Первый.

Главное, что внес подряд?

Звеньевой.

Что? — Конечный результат.

Ведь зависят все ребята

От него — от результата!

Но... (Хитро.)

Конечный результат —

Он зависит от ребят!

(Второму, который ведет запись.)

Ты про это не забудь —

В этом соль и в этом суть!

И не столько здесь зарплата —

Не в одних деньгах резон!

Деньги — это ведь, ребята,

Лишь одна из двух сторон.

Есть вторая сторона,

Что не менее важна:

Видишь результат труда —

Это, брат, не ерунда!

Стр. 146

Второй (весело).

Что ж, берем на карандаш

Этот ценный опыт ваш!

РДК-ОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Первый (как зазывала).

Эй, люди, сюда скорее! —

Открывается галерея!

Не Дрезденская, не Третьяковская,

Агнтбригадная, эрдэковская!

Второй. Организатор — наш районный Дом культуры!

Первый. Называется...

Первый и Второй (вместе). «Карикатуры с натуры!»

Третий. Сюжет картин любезно предоставлен известными ху­дожниками...

Четвертый. И известными в нашем районе любителями раз­ных «художеств»...

Все участники (вместе). Итак, «карикатуры с натуры!»

Первый (разъясняя сюжет первой картины-карикатуры). Все помнят картину Перова «Охотники на привале»... (На рисунке — то же, что и в подлиннике, но вместо завтрака на травепопойка, кругом бутылки.) Картина посвящена работникам здешней фермы и называется «О! Скотники на привале!».

Второй (демонстрируя новую картину). Копия с картины Васнецова «Витязь на распутье»... (На карикатуре — механизатор на сломанном тракторе у дорожного указателя: «Сельхозтехника» — «Дядя Митя».)

В «Сельхозтехнику» трактор поведешь —

полгода прождешь!

К частнику дяде Мите —

готовь «тити-мити»!..

Третий (демонстрируя картину). По известной картине Ре­пина «Бурлаки на Волге» мы создали свою картину — «Бурлаки у «Волги»... (На карикатуренесколько человек, впрягшись, вытаскивают из грязи автомашину «Волга».) Популярный на наших доро­гах сюжет — особенно осенью и весной...

Четвертый (демонстрируя картину). А это с картины ху­дожника Саврасова «Грачи прилетели»... (На карикатуре«при­летевшие» калымщики-строители подлетают и обирают колхозную кассу.) Наш вариант посвящается строителям-шабашникам и назы­вается «Рвачи прилетели»...

Первый участник (окружающим). А что, выставка вро­де ничего получилась!

Стр. 147

Второй. Жалко не всех отразили, кто того заслуживает.

Первый (в зал).

Чтоб безобразья прекратились,

А это долг и ваш, и наш,

Хотим мы, чтобы все стремились

Плохое брать на карандаш!

Третий (в зал). Мы ждем ваших предложений по новым те­мам и персонажам...

Четвертый. Так и пишите: «Кандидатуры в карикатуры!»

Первый. Вот... (Имя, фамилия.) Ведь рекорд поставил! По падежу овец... Почему бы его в картине не отобразить?! Я уже и название придумал: «Овечий источник!» Неплохой источник, между прочим: вторую машину покупать хочет. А мы его обидели — места на выставке не нашли!

Второй. Или заведующий откормоотделением фермы... (Имя, фамилия.) Он, как один из героев романа «Двенадцать стульев», считает, что организм, ослабленный мясом, теряет способность бо­роться с инфекцией. Поэтому и план по мясу всего на 40 процентов выполнил.

Третий. А почему остался «неотраженным» шеф здешней сто­ловой... (Имя, фамилия.) И если уж на «Двенадцать стульев» ссы­латься, ему из этого романа лозунг нужно позаимствовать: «Тща­тельно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу!»

Четвертый. Бесполезно! Он такие шницели делает, что их не разжевать даже крокодилу!

Первый. Нет, ребята, что ни говорите, а наша выставка нуж­на и полезна, ибо она ясно показывает, кто есть кто...

Участники (поют).

Друг с другом будем откровенны —

Картина каждому ясна:

Хотя шедевры и бесценны! —

Всему на свете есть цена!

И вместе все давайте будем

Нести свое искусство людям!

Чтоб каждый создавал охотно

Лишь только ценные полотна!

Анализ сценария «Боевым карандашом, острым сло­вом!» целесообразно вести в направлении от общего к частному, то есть начать с анализа драматургического решения агит представления в целом, а потом уже рас­смотреть каждый из его эпизодов. Хочется отметить: сценарий, безусловно, интересный, отражает жизнь и

Стр. 148

потребности своей среды и характерен творческим поиском драматургических решений, стремлением уйти от декла­ративности, сухой информации, желанием активизиро­вать действие на сцене.

Цельность агит представления решена за счет поиска сценарного хода, который можно отнести (вспомним тео­рию) к сюжетно-монтажному — наиболее распространен­ному в агитбригадной практике. Такое решение позво­ляет вводить в сценарий эпизоды, посвященные любым темам и проблемам, заменять их и т. д. Авторами весь­ма удачно найден ключ к сценарному ходу — карандаш, который пишет, рисует, подсчитывает... Это дает повод для разговора со сцены обо всем, что волнует коллек­тив. Отсюда и абсолютно точное начало программы, объявляющее «правила игры», причем музыкальными выразительными средствами — уступительной песенкой, которая существует здесь не потому, что «так надо», не по традиции, а по своей функциональной необходимости и закономерности. Другой вопрос — как это сделано? Достаточно ли точно найдены ее слова, высок ли ее ху­дожественный, поэтический строй? Наверно, текст мог бы быть точнее: «ферму делает богатой» все-таки не ка­рандаш, а труд людей; и уж конечно, многим, а не только этим песенным стихам можно пожелать большего художественного уровня, но... Главное сделано верно — вступительная песня сразу вводит зрителя в суть пред­стоящего сценического действия. А авторам можно, ска­жем, посоветовать добавить слово «наш», и тогда на все вопросы во вступительной песне ответом было бы не «ка­рандаш» (предмет, в общем, сугубо бытовой, матери­альный), а «наш карандаш», а за этим словосочетанием очевиднее угадывался бы образ людей, желающих доб­рых перемен в делах своего района.

Естественна и закономерна и заключительная песня, в которой сценарный ход на образном уровне заверша­ется призывом создавать «только ценные полотна». И не надо переводить этот образный язык на язык бытовой, буквально призывая всех работать хорошо и добросо­вестно,— это достигается другими, художественными, сценическими выразительными средствами.

Присутствует карандаш и в ходе всего представле­ния. И снова хочется отметить очевидное желание ав­торов уйти от формального, декларативного пути: в сце­нарии почти не встречаются достаточно, увы, распрост­раненные настойчивые напоминания вроде таких: «А что

Стр. 149

сейчас будет рисовать наш карандаш?..», «Давайте при­зовем на помощь наш карандаш, пусть он подсчитает...» и т. д.

Зрителю и без того будет ясно, когда карандаш пи­шет, когда считает, а когда рисует. А то, что он всегда будет верно служить агитбригаде, уже заявлено в на­чале представления. Для сравнения попробуем вспом­нить или хотя бы представить себе сценарии, где клю­чом к сценарному ходу выбраны, скажем, пароход, или телевизор, или книга... — их вариантов бесчисленное мно­жество, и карандаш тоже один из них. Все они дают основания выстраивать драматургию в русле так назы­ваемой пьесы-обозрения. И вот тут-то и ожидают авторов подводные рифы: то и дело давно понявший прави­ла игры зритель вынужден в очередной раз слушать: «А что сейчас справа (слева) по борту?» или «Давайте еще раз переключим программу (перевернем страничку) нашего телевизора (книги)» и т. д. Такие однообразные напоминания (пусть даже в стихах и под музыку), вме­сто того чтобы служить связкой, только останавливают действие, перестают давать зрителю новую сценическую информацию.

Возвращаясь к анализируемому сценарному ходу, за­метим, что, будучи одним из распространенных приемов сюжетно-монтажной драматургии, этот пример являет собой особую его разновидность, когда хода в полном смысле этого понятия нет, оп трансформирован в свое­образную драматургическую конструкцию «пролог — эпилог». (Не правда ли, чувствуется специфическая пе­рекличка с традиционными понятиями «завязка — раз­вязка»?) Еще точнее будет сказать, что сценарный ход присутствует в программе в неявном виде, он заявлен прологом (завязкой) и подразумевается в течение всего представления. И это грамотное и удачное решение. В противном случае, присутствуя явно, сценарный ход должен был бы не только выполнять служебные функ­ции, связывая эпизоды, но и развиваться (отсюда и со­держание, смысл этого понятия — ход). А значит, внут­ри этого хода с персонажами, его олицетворяющими, должно что-то происходить. Если же этого не случается, то такой сценарный ход часто становится формальным, назойливым, ненужным.

Можем ли мы, воспользовавшись рассматриваемым сценарием, гипотетически предположить, по какому пути пошли бы авторы, если бы возникла творческая

Стр. 150

потребность провести сценарный ход через весь сценарий, не ограничиваясь вариантом «пролог — эпилог»?

Попробуем сделать это в первом приближении с един­ственной целью: обозначить возможные пути поиска та­кого драматургического решения. Для этого прежде все­го необходимо найти (сочинить) персонаж, через который будет реализоваться сценарный ход, чтобы попы­таться выстроить его «линию жизни» — с ним должно что-то происходить, он должен претерпевать какие-то изменения (в характере, поступках, хотя бы во внешних своих проявлениях, вызванных сутью происходящего). В нашем случае таким персонажем мог бы стать сам карандаш, разумеется, одушевленный, со своим харак­тером борца и правдолюбца, например. В ходе сцениче­ского действия он может еще более окрепнуть в борьбе с недостатками, поддерживаемый своими соратниками среди тружеников района. В этом процессе с ним всякое может случиться: он может затупиться о твердолобую голову некоего бюрократа — и его придется затачивать острее, он может стать шпагой, на которую нанижутся колхозные недостатки, и опорой, которая не даст ис­чезнуть хорошему начинанию... Да мало ли что может с ним произойти — вплоть до того, что карандаш не мо­жет сам, без всенародной помощи, справиться с недо­статками и... погибает: ломается, сгорает, превращается в мелкую стружку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: