Принцип органичности творчества актера; 5 глава




И как важно суметь разглядеть, обнаружить, распо­знать не только в окружающих тебя людях, но и — са­мое главное! — в себе самом то отживающее, ненуж­ное, возможно, вредное, что неприемлемо сегодня, тормозит наше движение вперед. По существу, это и есть одна из важнейших задач агитбригадной деятель­ности. А разглядеть, обнаружить, распознать порой бы­вает совсем не просто. Как тут не вспомнить язвитель­ного философа, который заметил однажды, что порок, вошедший уже в обычай, не вызывает угрызений сове­сти. Но почему в обычай вошел? Не потому ли, что бы­ло обычным, когда правда жизни требовала гласности, обходиться умолчанием.

Нет ничего важнее, действеннее, нравственнее прав­ды. Недаром правда была центральным, ключевым по­нятием, которое чаще всего звучало и с трибуны XXVII партийного съезда, и в его кулуарах, и недаром в выступлениях делегатов не раз повторялось, конкрети­зируясь и осмысляясь заново, ее емкое и крылатое оп­ределение, данное в Политическом докладе:

«...Правда — не отвлеченное понятие, она конкретна. Она — в свершениях народа и противоречиях развития

Стр. 60

общества, в героизме и повседневности трудовых буд­ней, в победах и неудачах, то есть в самой жизни, во всей ее многогранности, драматизме и величии».

Правда — вот требование эпохи, вот тот, метафори­чески выражаясь, социальный заказ, который общест­во дает нам, агитбригадчикам, ибо от уровня правды зависят и уровень художественности, и степень воздей­ствия на умы и сердца людей, и общественный резо­нанс наших усилий. Правда всеобъемлющая, подлин­ная, а не подмалеванная, приодетая полуправда, кото­рая страшнее откровенной лжи, ибо это та же ложь, только обрядившаяся в чужие одежды, одежды прав­ды, и выдает себя за нее, и может обмануть, повести за собой... Но высказанная со сцены правда не исчер­пывает для нас, бойцов агитационно-художественного движения, фронт наших действий! (Помните: «Агита­тор на сцене — ударник в труде!»?)

Совесть и правда... Эти понятия неотделимы друг от друга, они питают друг друга живительными соками надежды и веры в победу!..

«Нет школ никаких. Только совесть...» — сказал из­вестный поэт, и этот лирико-эпический афоризм убеж­дает своей яркостью и емкостью. Он справедлив в своей поэтической, эмоциональной точности, но... не то­чен как практическая программная установка для ху­дожника.

...Представьте себе: вот агитбригада на сцене. Зву­чат песни, читаются монологи, разыгрываются миниа­тюры— во всем видна огромная репетиционная работа: отточены жест, слово, мимика, но даже не намечены взаимоотношения между партнерами, между участни­ками агитколлектива и аудиторией, не прослеживаются действенные задачи (а может их не было вовсе?!) и — «гаубица стреляет по воробьям».

...А вот звучит музыка, красивые, радостные моло­дые люди демонстрируют четкие синхронные движения, звонкую отточенную речь, и на зал обрушивается рит­мизированный шквал стихов, трудовых показателей, фамилий передовиков, процентов, тонн, метров продук­ции. Яркое, завораживающее зрелище, от которого в сознании зрителя в результате... не остается ничего. Почему? Да потому, что на сцене не было главного — логики

внутреннего действия, а ведь только ему и сле­дует зрительское восприятие. Его просто не сочинили, не выстроили те, кто расставлял людей на сцене, Стр. 61

отрабатывал интонацию и ритмику, стараясь достичь внеш­него ударного эффекта и не добившись в итоге никакого воздействия на аудиторию. Все было у таких руководи­телей — энтузиазм и способности, вера и преданность делу (низкий поклон им за это!), не было только одно­го— школы.

Совесть — важнейшая категория, но недостаток или отсутствие школы — весьма уязвимое место в творче­стве! Особенно в самодеятельном! Особенно в агита­ционно-художественном, где конкретен круг творче­ских интересов, узнаваемы или буквально представлены герои, где отсутствие школы может сказаться на метко­сти попадания в цель, неверном решении актуальной проблемы и даже в получении результата, диаметраль­но противоположного желаемому!..

Но беседа о школе — позднее, а сначала — теорети­ческие основы этой школы, основы драматургии и ре­жиссуры в агитационно-художественных коллективах.

Стр. 62


СОВРЕМЕННЫЕ

САМОДЕЯТИЛЬНЫЕ

КОЛЕКТИВЫ

ХУДОЖЕСТВНЕННОЙ АГИТАЦИИ

И ПРОПАГАНДЫ

Задачи, стоящие перед искусством художественной агитации и пропаганды, реализуются сегодня через дея­тельность современных агитационно-художественных коллективов, различных по своей организационной и творческой структуре.

Анализ практического опыта агитационно-художест­венных коллективов позволяет выделить два направле­ния их деятельности — цеховое и не цеховое.

Первое предполагает групповую организованную не­профессиональную агитационно-художественную дея­тельность, адресованную локальному кругу товарищей по работе, развивающуюся на базе трудового коллекти­ва, его подразделений и неразрывно с ним связанную.

Другое направление составляют агитационно-худо­жественные коллективы, организованные по произволь­ному или не цеховому признаку. Их участники — люди, не связанные общей профессией, местом работы, пред­ставители различных подразделений многотысячного производственного объединения или даже различных предприятий, студенты различных учебных заведений, культпросвет работники и т. д., объединившиеся в еди­ный самодеятельный коллектив.

Сущностные признаки агитационно-художественного самодеятельного творчества различных организацион­но-творческих направлений и форм обусловлены преж­де всего уровнем связи с окружающей социальной сре­дой, который находит свое отражение в степени кон­кретности и локальности тематики, фактической собы­тийной основе творческой деятельности. Два направления,

Стр. 64

два принципа формирования агитационных коллек­тивов — это в конечном счете два различных «уровня связи» с социальной средой — конкретный (ближайшее окружение), локализуемый трудовым коллективом, и более широкий, характерный для агитбригад, агиттеатров крупных производственных коллективов, домов и дворцов культуры, районов и даже городов.

Разумеется, конкретная документальная основа со­ставляет природу творчества агитколлективов обоих на­правлений, однако степень этой конкретности, актуаль­ности, оперативности, мобильности, характер контакта с аудиторией «ближайшего окружения» и более широ­кой различны, и это различие диктует и специфический подход ко многим сторонам жизнедеятельности агита­ционно-художественных коллективов.

С учетом этих различий можно определить в общем виде следующие признаки агитационно-художественного самодеятельного творчества как элемента общественной жизни: оно отражает в художественно-образной форме конкретную жизнь этой среды, удовлетворяет ее акту­альные социально-культурные потребности; эстетизирует труд, быт, досуг; влияет на формирование обществен­ного мнения и через него — на позитивные изменения в жизни трудового коллектива.

Не повторяя общих выводов и данных, характери­зующих любой коллектив художественной самодеятель­ности, отметим только те особенности, которые опреде­ляют коллективы агитационно-художественного само­деятельного творчества в реально существующих сегод­ня организационно-творческих формах их жизнедеятель­ности.

Изучение теоретического и практического материала, обобщение опыта агитационно-художественных коллек­тивов дают достаточно оснований для их классифика­ции по способу решения и характеру стоящих перед ними задач, обстоятельствам деятельности, а следова­тельно, и по уровню их организации.

Эта классификация предполагает деление всех агит­коллективов на: агитзвено; агитбригаду; агиттеатр; клубное агитационно-художественное объединение. 1.

Агитзвено — низовая1 организационно-творче­ская форма агитколлектива. Оно может возникнуть

________________

1. Термин «низовая» не несет в себе качественно-оценочного момента.

Стр. 65

самостоятельно или в качестве дочерней агитационно-ху­дожественной ячейки, которая замыкается на головном агитколлективе, работающем на ином, более широком уровне охвата окружающих явлений или находящемся на более высокой стадии развития. Это небольшой кол­лектив, работающий в локальной, немногочисленной производственной ячейке, входящей в более сложную структуру крупного предприятия, объединения или региона. Агитзвенья создаются на участках, в цехах, отделах заводов, предприятий, учреждений. Численность такого агитзвена, как правило, колеблется от двух-трех до пяти — семи человек.

Главная задача агитзвена — найти, обнаружить то новое, передовое, что рождается в жизни коллектива; данного участка, цеха, отдела сегодня, сейчас, сделать это достоянием всех. Не менее важна и деятельность звена в борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, норм социалистической морали.

По характеру деятельности агитзвено можно условно отнести к утилитарному направлению, преследующему “сиюминутную конкретную цель в условиях конкретного производственного цеха, участка, отдела. И его дейст­венность проверяется прежде всего конкретными, реаль­ными переменами, происходящими по следам его вы­ступлений. (В этом можно увидеть определенную связь агитзвеньев с агитбригадами прошлого.)

Оперативность, злободневность, мгновенность узнавания того, что выносит агитзвено на суд своей же среды, своего трудового коллектива, определяют и драма­тургию его выступлений, носящую скорее оперативно- журналистский, репортажно-исследовательский харак­тер.

Реализация такой сценарной основы в большей сте­пени опирается на убежденность и искренность участ­ников, на их активность в достижении поставленных целей, нежели на художественный способ воплощения факта, использование большого диапазона выразитель­ных средств, богатого актерского аппарата, театрализо­ванных способов воплощения материала.

Деятельность в большом производственном объеди­нении опытной, богатой традициями, мастерством участ­ников агитбригады не отвергает существования агит- звеньев. Опыт некоторых агитбригад и агитколлективов говорит о необходимости целенаправленного, сознатель­ного процесса формирования и развития агитзвеньев,

Стр. 66

составляющих вместе с головным коллективом единую агитационно-художественную систему на предприятии, в производственном объединении или регионе.

Руководитель народной агитбригады «Резец» Г. Янов, делясь опытом создания таких агнтзвеньев, рассказыва­ет, что в деятельности агитбригады наступил момент, когда все поняли, что один агитколлектив огромного завода не может полно и широко охватить конкретные проблемы, трудовые победы каждого цеха, участка, от­дела. Поэтому возникла идея создать на участках, в це­хах если не агитбригады, то, по крайней мере, агит­звенья. Возглавили эту работу участники головной за­водской агитбригады, организовавшие звенья на местах своей работы. Раз в неделю, в политдень, агитзвенья выступают с короткой, на десять — пятнадцать минут, программой прямо па участке, в цехе, иногда специаль­но у рабочего места того, кому посвящено выступление.

И, несмотря на то что многие такие выступления просты, иногда даже примитивны по форме, воздейст­вие их на свою аудиторию огромно.

Для работы в агитзвеньях приглашались только те люди, которые своим трудом, поведением в быту, в об­щественных местах являлись примером для других (пусть даже они не обладали определенными творчески­ми способностями). Сила воздействия выступлений агит­звена зависит прежде всего от участия в нем таких лю­дей, которые имели моральное право выходить к людям с высокими целями агитации и пропаганды.

А вот пример, свидетельствующий об огромном авто­ритете агитзвена в цехе, о безупречности его участников, их личном отношении к работе, об их искренней, актив­ной позиции и постоянной, ежедневной, ежеминутной готовности «нести службу» участника агитзвена.

Агитзвено из трех человек намеревалось сыграть пя­тиминутную программу, посвященную... груде металли­ческой стружки, сваленной в углу цеха. В обеденный перерыв один из них объявил об этом выступлении ра­бочим, но... оно так и не состоялось. Те, от кого зависел своевременный вывоз мусора из цеха, узнали о месте выступления — а его предполагалось провести именно в этом углу цеха, возле «стружечной горы» — и... очисти­ли цех до его начала. Справедливо считать, что свою главную задачу агитзвено выполнило.

Предложение агитбригады «Резец» о создании агитзвеньев поддержали дирекция завода, партийная,

Стр. 67

профсоюзная и общественные организации, актив, рабочие и инженерно-технические работники. Этот почин под­хватили не только все цехи и отделы судоремонтного завода, но и предприятия Донецкой, Днепропетровской и других областей республики.

Агитбригада — другая организационно-творче­ская форма существования агитколлектива, формирование ее не обязательно связано с прохождением первой ступени — агитзвена; как правило, организация агит­бригады носит самостоятельный характер.

Как показывает практика, в состав такого коллекти­ва входит от десяти — двенадцати до пятнадцати — двадцати, человек обладающих определенными творческими способностями.

Учитывая принцип организации, следует различать агитбригады, сформированные по цеховому признаку, и агитбригады, сформированные из участников, не объеди­ненных цеховым признаком.

«Цеховая чистота» первого типа агитбригад являет­ся ведущим обстоятельством для ее деятельности. К участникам агитбригады, их нравственным, граждан­ским, производственным качествам предъявляются вы­сокие требования. Член агитколлектива, работающий на том же предприятии, что и его зритель, должен быть сам безупречен, потому что его хорошо знают и все ска­занное им со сцены в первую очередь будет примерять­ся к нему самому. Зато характер воздействия такого коллектива на зрителя, степень достоверности зритель­ского восприятия, убедительность происходящего на сце­не максимальны.

Примечателен опыт создания цеховых агитбригад на Среднеуральском медеплавильном заводе (г. Ревда Свердловской области). Сегодня их там около двадца­ти. Это своего рода рекорд на Среднем Урале. Каждая цеховая агитбригада всегда с необходимой оператив ностью может рассказать и о достижениях своего трудо­вого коллектива, и о его проблемах. Сегодня в Сверд­ловской области действует широкая сеть цеховых аги­тационно-художественных коллективов, но СУМЗ был первым предприятием, создавшим необходимые условия для становления агитбригад во всех подразделениях и реально ощутившим их неоценимую пользу.

Второй тип — агитбригады, сформированные по про­извольному, не цеховому принципу,— не располагает

Стр. 68

дополнительным эффектом обращения к «своей» аудито­рии, поэтому для достижения той убедительности и степени воздействия на зрителя, которые естественны в первом случае, такие коллективы непременно должны обладать высоким уровнем мастерства. И воздействие это определяется прежде всего художественно-образным строем программы, художественной достоверностью, сценическими выразительными средствами. Отсюда и сложившийся в практике коллективов, сформированных не по цеховому признаку, принцип их организации, пред­полагающий в первую очередь подбор участников по степени их творческой одаренности. Несомненно, здесь, как и в деятельности любых агитационно-художествен­ных коллективов, человеческие, гражданские, нравствен­ные. качества также играют огромную роль. Об этом свидетельствует опыт работы народных коллективов агитбригад «Мы — тракторостроители» г. Ташкента, «Горизонт» Дворца культуры «Шахтер» г. Воркуты, «Ударник» завода «Электроприбор» им. 60-летия СССР г. Каменец-Подольского, «Рында» г. Жданова, «Това­рищ» Могилевского производственного объединения «Химволокно» им. В. И. Ленина и ряда других.

Разумеется, спор о преимуществе того или иного оп­ределяющего признака формирования коллектива носит условный характер — он только отражает реальное по­ложение дел. Оптимальным является, конечно, сочета­ние самых высоких человеческих и актерских качеств участников.

Агитационно-художественные коллективы цехового направления — агитзвено и цеховую агитбригаду — можно назвать непосредственными полпредами клуба на производстве. Как никакой другой самодеятельный кол­лектив, они главные помощники в осуществлении свя­зей с производством.

Не может быть клуба, который присущими ему средствами клубной работы не содействовал бы улуч­шению деятельности завода, фабрики, комбината, сов­хоза, колхоза и т. д. Самые боевые из этих средств — программы агитбригад.

Эти программы не ждут зрителя к себе в гости, а сами идут туда, где живет и трудится их зритель. Аги­тационно-художественный коллектив возникает не толь­ко от личной социально-творческой потребности ее участников, но в первую очередь именно от активной потребности зрителя. Деятельность агитбригады

Стр. 69

«питается» зрителем, неразрывно с ним связана и не может существовать без него.

Агиттеатр — наиболее развитая и сложная фор­ма агитационно-художественного коллектива, отлича­ющаяся от других масштабностью решаемых задач, об­разным художественным-способом их реализации.

Для агиттеатра показателен высокий уровень ак­терского мастерства, более глубокий и сложный харак­тер драматургии и выразительных средств режиссуры, большой диапазон используемых жанров и видов ис­кусства, постановочных возможностей, высокоразвитая внутренняя структура.

Как показывает опыт, численность такого коллекти­ва может быть от пятнадцати — двадцати до сорока человек и более.

В состав этого своеобразного творческого образова­ния могут входить вокально-инструментальные ансамб­ли, танцевальные группы, группы пантомимы, эстрад­ных миниатюр и т. д., что во многом определяет специ­фику его работы.

В своем творчестве он менее мобилен и оперативен по сравнению с агитзвеньями и агитбригадами, поэтому его драматургия опирается на события и факты иного рода (более долговечные), что, разумеется, не отвергает документальной драматургической основы выступле­ний агиттеатра.

Однако цель его драматургии — обобщение кон­кретных фактов до уровня художественно-публицисти­ческого, образного их осмысления, переход от конкрет­ного к типичному. А это, в свою очередь, определяет специфику программ и спектаклей агиттеатра и харак­тер всей его деятельности.

Учебно-воспитательная, творческая работа в агиттеатре по своей планомерности, многоступенчатости и структуре близка ее постановке в развитом театраль­ном коллективе, хотя и имеет специфические особенно­сти, связанные с синтетическим, эстрадным характером творчества. Переход от сиюминутного освещения факта к его типизации, качественно иная, более глубокая, сложная драматургия, не всегда выдерживаемый це­ховой принцип формирования (в агиттеатр идут люди, работающие на разных предприятиях, студенты, рабочие, служащие; большая часть агиттеатров, как показы­вает практика, «сборные», сформированные по произ­вольному принципу) предъявляют особые требования к

Стр. 70

мастерству участников, профессионализму руководите­лей, ко всему организационно-творческому процессу.

Клубное агитационно-художественное объединение — это своеобразная укрупненная «фор­ма агитационно-пропагандистской деятельности клуба, широко использующая в своей работе устную народную и художественную пропаганду»1. Деятельность такого клубного объединения носит временный или циклич­ный характер, она, как правило, объединяет людей (участников различных самодеятельных коллективов од­ного клубного учреждения) для подготовки и вопло­щения клубного массового мероприятия: тематического вечера, устного журнала, вечера-портрета, праздника и т. п., получивших в последние годы широкое распро­странение.

Деятельность такого коллектива, создаваемого на сравнительно короткий срок, направлена на решение тех же задач, которые стоят перед агитзвеном, агит­бригадой, агиттеатром, но в рамках массового клубного мероприятия агитобъединения выходит на масштабно иной организационно-творческий уровень их реализации.

Объединенный коллектив, вбирающий в себя различ­ные творческие клубные коллективы, не являющиеся порой прямыми представителями искусства художест­венной агитации и пропаганды, тем не менее становит­ся таковым в период реализации клубного массового мероприятия (на сводных репетициях, прогонах, премье­рах). Поэтому резервы усиления воспитательной ра­боты, в том числе и самих участников клубных коллек­тивов, средствами искусства художественной агитации и пропаганды лежат не только в области дальнейшего развития и совершенствования этого вида искусства, но и в планомерной и целенаправленной работе в агитаци­онно-художественных объединениях, чья деятельность сегодня носит во многом стихийный, спорадический характер.

Приходя в агитационно-художественный коллектив, личность стремится удовлетворить свои запросы, инте­ресы, желания, ибо «никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей»2. Так как, по нашим данным, в агитколлективах,

_______________

1. Генкин Д. М., Соломоник Е. Г. Художественная пропа­ганда в клубе. М., 1977. С. 10.

2. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч, 2-еизд. Т. 3. С. 245.

Стр. 72

сформированных по не цеховому признаку, ра­бочие составляют около половины участников, а в це­ховых — более двух третей, агитационно-художествен­ное самодеятельное творчество реализует важнейшую социальную функцию, предоставляя личности «необхо­димый общественный простор для его насущных жиз­ненных проявлений»1, вовлекая в этот процесс именно представителей наиболее значительной части трудяще­юся населения — рабочих. Агитационно-художествен­ные коллективы реализуют в своей деятельности и иде­ологическую функцию, которая проявляется в ценност­ной ориентации зрителей, в идейной пропаганде, в утверждении социалистического образа жизни на кон­кретном, актуальном, злободневном материале, с той или иной степенью приближенности к потребностям аудитории.

Приобщая каждого индивида к системе обществен­ных ценностей и отношений, преобразованию социаль­ного опыта в собственные установки личности всеми доступными средствами, агитационно-художественное искусство выполняет и функцию социально-педагоги­ческую.

Социальной функцией самодеятельности является создание и распространение художественных произведе­ний, вклад в духовную культуру общества. Очевидно, что такой вклад вносят в культурную жизнь общества прежде всего коллективы, достигшие высокого уровня исполнительского мастерства, способные на создание ярких, богатых по средствам художественной вырази­тельности произведений, что свойственно в основном агитколлективам не цехового направления, ориентиро­ванным на более сложную драматургию, стремящимся к типизации, обобщениям и к последующему более ши­рокому использованию выразительных средств в про­цессе ее сценической реализации.

Это обстоятельство находит свое отражение и в фор­мальных признаках оценки высокого художественного уровня деятельности агитколлективов — звание народ­ного присвоено свыше 60 процентам коллективов имен­но не цехового направления.

В. Г. Белинский отмечал, что искусство не отделено точными границами от всего, что не искусство в

___________________

1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство//Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 145.

Стр. 72

строгом смысле слова: «Искусство, по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит...»

В силу этого обстоятельства одни явления в сфере деятельности агитационно-художественных коллективов тяготеют к собственно искусству (как это происходит, например, в творческой жизни агиттеатров, строящих свою работу на типизированной, обобщенной драматур­гии и не ориентированных на конкретную локальную аудиторию), другие — базируются на потребностях кон­кретной социальной среды, что определяет организаци­онно-творческую суть их деятельности и эффективность воздействия социально-художественного результата.

И зрительскую аудиторию, что особенно проявляется в цеховой художественной самодеятельности, которая видит на сцене своего товарища по работе, человека, хорошо известного, «охватывает ощущение удивитель­ной близости, доступности искусства народу, человеку: исчезает профессиональный барьер между «художни­ком» и «не художником»...»2 Тот уровень контакта, бли­зости, сопричастия, который в профессиональном искус­стве может быть достигнут только благодаря высокой художественно-образной силе, высокому мастерству, максимально эффективным выразительным средствам драматургии и режиссуры, в цеховой самодеятельности возникает за счет особого отношения аудитории к сво­ему самодеятельному участнику сценического действия. Существенно и то, что активизация восприятия, свойст­венная самодеятельному искусству, способствует, в свою очередь, более эффективному формированию эстетиче­ских интересов и культурных потребностей человека.

На современном этапе развития общества в услови­ях НТР развивающаяся система средств массовой ком­муникации — печать, радио, телевидение, кино — не только сделала достоянием самой широкой аудитории зрителей и слушателей лучшие образцы как професси­онального, так и самодеятельного искусства, но и вы­работала высокие идейно-художественные критерии зри­тельского восприятия. Художественное самодеятельное

____________________

1. Вартанов Л. Самодеятельное художественное творчество и

2 Белинским В. Г. Собр. соч.: В 18 т. М., 1956. Т. 10. С. 318. профессиональное искусство. В кн.: Искусство и народ. М., 1956. С. 227—228.

Стр. 73

творчество цехового направления благодаря своей осо­бой социально-психологической природе устанавливает особый контакт с аудиторией, выводя этот вид творчест­ва из большого конкурентного ряда значительных, ши­роко известных художественных явлений.

Следует отметить также, что на деятельность агита­ционно-художественных коллективов цехового направле­ния положительное влияние оказывает и более высокая социальная и демографическая однородность: средилюдей одного круга, товарищей по работе, связанных общностью интересов и непосредственными контакта­ми, потребности в самореализации, творчестве, духов­ном общении удовлетворяются с наибольшей полнотой. По данным исследований, проведенных сектором соци­ологии Института экономики Уральского научного цен­тра АН СССР, от 60 до 80 процентов опрошенных чле­нов кружков художественной самодеятельности хотели бы видеть среди будущего пополнения в своем коллек­тиве людей одинакового с ними социального положения, общих с ними интересов.

Проведенный в агитколлективах, сформированных по цеховому признаку, опрос о периодичности и частоте занятий позволяет разделить их на три группы: эпизо­дические, не имеющие строгих рамок организации, воз­никающие ситуативно; периодические, традиционно орга­низуемые при подготовке к праздникам трудового кол­лектива, крупным общественно-политическим событиям, смотрам самодеятельного творчества; постоянные, функ­ционирующие устойчиво, в рамках формальной органи­зации. Постоянно и периодически действующие цеховые агитколлективы функционируют, как правило, в наибо­лее передовых по своим производственным показателям и сплоченных трудовых коллективах.

Агитбригады, агиттеатры и другие агитационно-ху­дожественные коллективы, сформированные по произ­вольному признаку, опирающиеся в своей деятельности на драматургию типическую, обобщенную, с меньшей долей привлечения местного фактического материала или совсем без пего, относятся в основном к коллекти­вам постоянно действующим (как правило, это клуб­ные коллективы), что обусловлено организационно-твор­ческими принципами их существования.

Социальные ценности, то есть явления окружающей жизни, где на первый план выдвигаются явления жизни трудового коллектива, выступают регулятором

Стр. 74

поведения личности. На этой основе и формируется обществен­ное мнение как особое состояние общественного созна­ния с его отношением к различным событиям и фактам жизни коллектива. Устойчивый позитивный настрой коллектива, его ожидания (потребности) мобилизуют социально-творческие начала личности, объединяя об­щественные и художественно-творческие мотивы учас­тия, рациональный и эмоциональный моменты, развивая чувство долга, товарищества, сознательной дисциплины, побуждая к совершенствованию и т. д.

Наиболее ярко это проявляется в специфических обстоятельствах деятельности агитационно-художествен­ных коллективов, особенно цехового направления, кото­рая может быть эффективна в силу ее неповторимости, конкретности, злободневности, максимальной прибли­женности к своему трудовому коллективу, и социально­художественный результат этой деятельности связан прежде всего с актуальными потребностями «ближай­шего окружения» и оценивается воздействием на него. Это обстоятельство становится определяющим и в сис­теме средств воспитательного воздействия на участника самодеятельного художественного коллектива. «Актив­ность в сфере культуры есть, с одной стороны, проявле­ние существенных внутренних характеристик личности, а с другой — процесс перевода внешнего во внутреннее, общественного в индивидуальное» ', что в условиях жиз­недеятельности агитколлективов способствует достиже­нию высокой степени идентификации установок лично­сти с коллективными ценностями и нормами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: