И как важно суметь разглядеть, обнаружить, распознать не только в окружающих тебя людях, но и — самое главное! — в себе самом то отживающее, ненужное, возможно, вредное, что неприемлемо сегодня, тормозит наше движение вперед. По существу, это и есть одна из важнейших задач агитбригадной деятельности. А разглядеть, обнаружить, распознать порой бывает совсем не просто. Как тут не вспомнить язвительного философа, который заметил однажды, что порок, вошедший уже в обычай, не вызывает угрызений совести. Но почему в обычай вошел? Не потому ли, что было обычным, когда правда жизни требовала гласности, обходиться умолчанием.
Нет ничего важнее, действеннее, нравственнее правды. Недаром правда была центральным, ключевым понятием, которое чаще всего звучало и с трибуны XXVII партийного съезда, и в его кулуарах, и недаром в выступлениях делегатов не раз повторялось, конкретизируясь и осмысляясь заново, ее емкое и крылатое определение, данное в Политическом докладе:
«...Правда — не отвлеченное понятие, она конкретна. Она — в свершениях народа и противоречиях развития
Стр. 60
общества, в героизме и повседневности трудовых будней, в победах и неудачах, то есть в самой жизни, во всей ее многогранности, драматизме и величии».
Правда — вот требование эпохи, вот тот, метафорически выражаясь, социальный заказ, который общество дает нам, агитбригадчикам, ибо от уровня правды зависят и уровень художественности, и степень воздействия на умы и сердца людей, и общественный резонанс наших усилий. Правда всеобъемлющая, подлинная, а не подмалеванная, приодетая полуправда, которая страшнее откровенной лжи, ибо это та же ложь, только обрядившаяся в чужие одежды, одежды правды, и выдает себя за нее, и может обмануть, повести за собой... Но высказанная со сцены правда не исчерпывает для нас, бойцов агитационно-художественного движения, фронт наших действий! (Помните: «Агитатор на сцене — ударник в труде!»?)
|
Совесть и правда... Эти понятия неотделимы друг от друга, они питают друг друга живительными соками надежды и веры в победу!..
«Нет школ никаких. Только совесть...» — сказал известный поэт, и этот лирико-эпический афоризм убеждает своей яркостью и емкостью. Он справедлив в своей поэтической, эмоциональной точности, но... не точен как практическая программная установка для художника.
...Представьте себе: вот агитбригада на сцене. Звучат песни, читаются монологи, разыгрываются миниатюры— во всем видна огромная репетиционная работа: отточены жест, слово, мимика, но даже не намечены взаимоотношения между партнерами, между участниками агитколлектива и аудиторией, не прослеживаются действенные задачи (а может их не было вовсе?!) и — «гаубица стреляет по воробьям».
...А вот звучит музыка, красивые, радостные молодые люди демонстрируют четкие синхронные движения, звонкую отточенную речь, и на зал обрушивается ритмизированный шквал стихов, трудовых показателей, фамилий передовиков, процентов, тонн, метров продукции. Яркое, завораживающее зрелище, от которого в сознании зрителя в результате... не остается ничего. Почему? Да потому, что на сцене не было главного — логики
внутреннего действия, а ведь только ему и следует зрительское восприятие. Его просто не сочинили, не выстроили те, кто расставлял людей на сцене, Стр. 61
|
отрабатывал интонацию и ритмику, стараясь достичь внешнего ударного эффекта и не добившись в итоге никакого воздействия на аудиторию. Все было у таких руководителей — энтузиазм и способности, вера и преданность делу (низкий поклон им за это!), не было только одного— школы.
Совесть — важнейшая категория, но недостаток или отсутствие школы — весьма уязвимое место в творчестве! Особенно в самодеятельном! Особенно в агитационно-художественном, где конкретен круг творческих интересов, узнаваемы или буквально представлены герои, где отсутствие школы может сказаться на меткости попадания в цель, неверном решении актуальной проблемы и даже в получении результата, диаметрально противоположного желаемому!..
Но беседа о школе — позднее, а сначала — теоретические основы этой школы, основы драматургии и режиссуры в агитационно-художественных коллективах.
Стр. 62
СОВРЕМЕННЫЕ
САМОДЕЯТИЛЬНЫЕ
КОЛЕКТИВЫ
ХУДОЖЕСТВНЕННОЙ АГИТАЦИИ
И ПРОПАГАНДЫ
Задачи, стоящие перед искусством художественной агитации и пропаганды, реализуются сегодня через деятельность современных агитационно-художественных коллективов, различных по своей организационной и творческой структуре.
Анализ практического опыта агитационно-художественных коллективов позволяет выделить два направления их деятельности — цеховое и не цеховое.
Первое предполагает групповую организованную непрофессиональную агитационно-художественную деятельность, адресованную локальному кругу товарищей по работе, развивающуюся на базе трудового коллектива, его подразделений и неразрывно с ним связанную.
|
Другое направление составляют агитационно-художественные коллективы, организованные по произвольному или не цеховому признаку. Их участники — люди, не связанные общей профессией, местом работы, представители различных подразделений многотысячного производственного объединения или даже различных предприятий, студенты различных учебных заведений, культпросвет работники и т. д., объединившиеся в единый самодеятельный коллектив.
Сущностные признаки агитационно-художественного самодеятельного творчества различных организационно-творческих направлений и форм обусловлены прежде всего уровнем связи с окружающей социальной средой, который находит свое отражение в степени конкретности и локальности тематики, фактической событийной основе творческой деятельности. Два направления,
Стр. 64
два принципа формирования агитационных коллективов — это в конечном счете два различных «уровня связи» с социальной средой — конкретный (ближайшее окружение), локализуемый трудовым коллективом, и более широкий, характерный для агитбригад, агиттеатров крупных производственных коллективов, домов и дворцов культуры, районов и даже городов.
Разумеется, конкретная документальная основа составляет природу творчества агитколлективов обоих направлений, однако степень этой конкретности, актуальности, оперативности, мобильности, характер контакта с аудиторией «ближайшего окружения» и более широкой различны, и это различие диктует и специфический подход ко многим сторонам жизнедеятельности агитационно-художественных коллективов.
С учетом этих различий можно определить в общем виде следующие признаки агитационно-художественного самодеятельного творчества как элемента общественной жизни: оно отражает в художественно-образной форме конкретную жизнь этой среды, удовлетворяет ее актуальные социально-культурные потребности; эстетизирует труд, быт, досуг; влияет на формирование общественного мнения и через него — на позитивные изменения в жизни трудового коллектива.
Не повторяя общих выводов и данных, характеризующих любой коллектив художественной самодеятельности, отметим только те особенности, которые определяют коллективы агитационно-художественного самодеятельного творчества в реально существующих сегодня организационно-творческих формах их жизнедеятельности.
Изучение теоретического и практического материала, обобщение опыта агитационно-художественных коллективов дают достаточно оснований для их классификации по способу решения и характеру стоящих перед ними задач, обстоятельствам деятельности, а следовательно, и по уровню их организации.
Эта классификация предполагает деление всех агитколлективов на: агитзвено; агитбригаду; агиттеатр; клубное агитационно-художественное объединение. 1.
Агитзвено — низовая1 организационно-творческая форма агитколлектива. Оно может возникнуть
________________
1. Термин «низовая» не несет в себе качественно-оценочного момента.
Стр. 65
самостоятельно или в качестве дочерней агитационно-художественной ячейки, которая замыкается на головном агитколлективе, работающем на ином, более широком уровне охвата окружающих явлений или находящемся на более высокой стадии развития. Это небольшой коллектив, работающий в локальной, немногочисленной производственной ячейке, входящей в более сложную структуру крупного предприятия, объединения или региона. Агитзвенья создаются на участках, в цехах, отделах заводов, предприятий, учреждений. Численность такого агитзвена, как правило, колеблется от двух-трех до пяти — семи человек.
Главная задача агитзвена — найти, обнаружить то новое, передовое, что рождается в жизни коллектива; данного участка, цеха, отдела сегодня, сейчас, сделать это достоянием всех. Не менее важна и деятельность звена в борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, норм социалистической морали.
По характеру деятельности агитзвено можно условно отнести к утилитарному направлению, преследующему “сиюминутную конкретную цель в условиях конкретного производственного цеха, участка, отдела. И его действенность проверяется прежде всего конкретными, реальными переменами, происходящими по следам его выступлений. (В этом можно увидеть определенную связь агитзвеньев с агитбригадами прошлого.)
Оперативность, злободневность, мгновенность узнавания того, что выносит агитзвено на суд своей же среды, своего трудового коллектива, определяют и драматургию его выступлений, носящую скорее оперативно- журналистский, репортажно-исследовательский характер.
Реализация такой сценарной основы в большей степени опирается на убежденность и искренность участников, на их активность в достижении поставленных целей, нежели на художественный способ воплощения факта, использование большого диапазона выразительных средств, богатого актерского аппарата, театрализованных способов воплощения материала.
Деятельность в большом производственном объединении опытной, богатой традициями, мастерством участников агитбригады не отвергает существования агит- звеньев. Опыт некоторых агитбригад и агитколлективов говорит о необходимости целенаправленного, сознательного процесса формирования и развития агитзвеньев,
Стр. 66
составляющих вместе с головным коллективом единую агитационно-художественную систему на предприятии, в производственном объединении или регионе.
Руководитель народной агитбригады «Резец» Г. Янов, делясь опытом создания таких агнтзвеньев, рассказывает, что в деятельности агитбригады наступил момент, когда все поняли, что один агитколлектив огромного завода не может полно и широко охватить конкретные проблемы, трудовые победы каждого цеха, участка, отдела. Поэтому возникла идея создать на участках, в цехах если не агитбригады, то, по крайней мере, агитзвенья. Возглавили эту работу участники головной заводской агитбригады, организовавшие звенья на местах своей работы. Раз в неделю, в политдень, агитзвенья выступают с короткой, на десять — пятнадцать минут, программой прямо па участке, в цехе, иногда специально у рабочего места того, кому посвящено выступление.
И, несмотря на то что многие такие выступления просты, иногда даже примитивны по форме, воздействие их на свою аудиторию огромно.
Для работы в агитзвеньях приглашались только те люди, которые своим трудом, поведением в быту, в общественных местах являлись примером для других (пусть даже они не обладали определенными творческими способностями). Сила воздействия выступлений агитзвена зависит прежде всего от участия в нем таких людей, которые имели моральное право выходить к людям с высокими целями агитации и пропаганды.
А вот пример, свидетельствующий об огромном авторитете агитзвена в цехе, о безупречности его участников, их личном отношении к работе, об их искренней, активной позиции и постоянной, ежедневной, ежеминутной готовности «нести службу» участника агитзвена.
Агитзвено из трех человек намеревалось сыграть пятиминутную программу, посвященную... груде металлической стружки, сваленной в углу цеха. В обеденный перерыв один из них объявил об этом выступлении рабочим, но... оно так и не состоялось. Те, от кого зависел своевременный вывоз мусора из цеха, узнали о месте выступления — а его предполагалось провести именно в этом углу цеха, возле «стружечной горы» — и... очистили цех до его начала. Справедливо считать, что свою главную задачу агитзвено выполнило.
Предложение агитбригады «Резец» о создании агитзвеньев поддержали дирекция завода, партийная,
Стр. 67
профсоюзная и общественные организации, актив, рабочие и инженерно-технические работники. Этот почин подхватили не только все цехи и отделы судоремонтного завода, но и предприятия Донецкой, Днепропетровской и других областей республики.
Агитбригада — другая организационно-творческая форма существования агитколлектива, формирование ее не обязательно связано с прохождением первой ступени — агитзвена; как правило, организация агитбригады носит самостоятельный характер.
Как показывает практика, в состав такого коллектива входит от десяти — двенадцати до пятнадцати — двадцати, человек обладающих определенными творческими способностями.
Учитывая принцип организации, следует различать агитбригады, сформированные по цеховому признаку, и агитбригады, сформированные из участников, не объединенных цеховым признаком.
«Цеховая чистота» первого типа агитбригад является ведущим обстоятельством для ее деятельности. К участникам агитбригады, их нравственным, гражданским, производственным качествам предъявляются высокие требования. Член агитколлектива, работающий на том же предприятии, что и его зритель, должен быть сам безупречен, потому что его хорошо знают и все сказанное им со сцены в первую очередь будет примеряться к нему самому. Зато характер воздействия такого коллектива на зрителя, степень достоверности зрительского восприятия, убедительность происходящего на сцене максимальны.
Примечателен опыт создания цеховых агитбригад на Среднеуральском медеплавильном заводе (г. Ревда Свердловской области). Сегодня их там около двадцати. Это своего рода рекорд на Среднем Урале. Каждая цеховая агитбригада всегда с необходимой оператив ностью может рассказать и о достижениях своего трудового коллектива, и о его проблемах. Сегодня в Свердловской области действует широкая сеть цеховых агитационно-художественных коллективов, но СУМЗ был первым предприятием, создавшим необходимые условия для становления агитбригад во всех подразделениях и реально ощутившим их неоценимую пользу.
Второй тип — агитбригады, сформированные по произвольному, не цеховому принципу,— не располагает
Стр. 68
дополнительным эффектом обращения к «своей» аудитории, поэтому для достижения той убедительности и степени воздействия на зрителя, которые естественны в первом случае, такие коллективы непременно должны обладать высоким уровнем мастерства. И воздействие это определяется прежде всего художественно-образным строем программы, художественной достоверностью, сценическими выразительными средствами. Отсюда и сложившийся в практике коллективов, сформированных не по цеховому признаку, принцип их организации, предполагающий в первую очередь подбор участников по степени их творческой одаренности. Несомненно, здесь, как и в деятельности любых агитационно-художественных коллективов, человеческие, гражданские, нравственные. качества также играют огромную роль. Об этом свидетельствует опыт работы народных коллективов агитбригад «Мы — тракторостроители» г. Ташкента, «Горизонт» Дворца культуры «Шахтер» г. Воркуты, «Ударник» завода «Электроприбор» им. 60-летия СССР г. Каменец-Подольского, «Рында» г. Жданова, «Товарищ» Могилевского производственного объединения «Химволокно» им. В. И. Ленина и ряда других.
Разумеется, спор о преимуществе того или иного определяющего признака формирования коллектива носит условный характер — он только отражает реальное положение дел. Оптимальным является, конечно, сочетание самых высоких человеческих и актерских качеств участников.
Агитационно-художественные коллективы цехового направления — агитзвено и цеховую агитбригаду — можно назвать непосредственными полпредами клуба на производстве. Как никакой другой самодеятельный коллектив, они главные помощники в осуществлении связей с производством.
Не может быть клуба, который присущими ему средствами клубной работы не содействовал бы улучшению деятельности завода, фабрики, комбината, совхоза, колхоза и т. д. Самые боевые из этих средств — программы агитбригад.
Эти программы не ждут зрителя к себе в гости, а сами идут туда, где живет и трудится их зритель. Агитационно-художественный коллектив возникает не только от личной социально-творческой потребности ее участников, но в первую очередь именно от активной потребности зрителя. Деятельность агитбригады
Стр. 69
«питается» зрителем, неразрывно с ним связана и не может существовать без него.
Агиттеатр — наиболее развитая и сложная форма агитационно-художественного коллектива, отличающаяся от других масштабностью решаемых задач, образным художественным-способом их реализации.
Для агиттеатра показателен высокий уровень актерского мастерства, более глубокий и сложный характер драматургии и выразительных средств режиссуры, большой диапазон используемых жанров и видов искусства, постановочных возможностей, высокоразвитая внутренняя структура.
Как показывает опыт, численность такого коллектива может быть от пятнадцати — двадцати до сорока человек и более.
В состав этого своеобразного творческого образования могут входить вокально-инструментальные ансамбли, танцевальные группы, группы пантомимы, эстрадных миниатюр и т. д., что во многом определяет специфику его работы.
В своем творчестве он менее мобилен и оперативен по сравнению с агитзвеньями и агитбригадами, поэтому его драматургия опирается на события и факты иного рода (более долговечные), что, разумеется, не отвергает документальной драматургической основы выступлений агиттеатра.
Однако цель его драматургии — обобщение конкретных фактов до уровня художественно-публицистического, образного их осмысления, переход от конкретного к типичному. А это, в свою очередь, определяет специфику программ и спектаклей агиттеатра и характер всей его деятельности.
Учебно-воспитательная, творческая работа в агиттеатре по своей планомерности, многоступенчатости и структуре близка ее постановке в развитом театральном коллективе, хотя и имеет специфические особенности, связанные с синтетическим, эстрадным характером творчества. Переход от сиюминутного освещения факта к его типизации, качественно иная, более глубокая, сложная драматургия, не всегда выдерживаемый цеховой принцип формирования (в агиттеатр идут люди, работающие на разных предприятиях, студенты, рабочие, служащие; большая часть агиттеатров, как показывает практика, «сборные», сформированные по произвольному принципу) предъявляют особые требования к
Стр. 70
мастерству участников, профессионализму руководителей, ко всему организационно-творческому процессу.
Клубное агитационно-художественное объединение — это своеобразная укрупненная «форма агитационно-пропагандистской деятельности клуба, широко использующая в своей работе устную народную и художественную пропаганду»1. Деятельность такого клубного объединения носит временный или цикличный характер, она, как правило, объединяет людей (участников различных самодеятельных коллективов одного клубного учреждения) для подготовки и воплощения клубного массового мероприятия: тематического вечера, устного журнала, вечера-портрета, праздника и т. п., получивших в последние годы широкое распространение.
Деятельность такого коллектива, создаваемого на сравнительно короткий срок, направлена на решение тех же задач, которые стоят перед агитзвеном, агитбригадой, агиттеатром, но в рамках массового клубного мероприятия агитобъединения выходит на масштабно иной организационно-творческий уровень их реализации.
Объединенный коллектив, вбирающий в себя различные творческие клубные коллективы, не являющиеся порой прямыми представителями искусства художественной агитации и пропаганды, тем не менее становится таковым в период реализации клубного массового мероприятия (на сводных репетициях, прогонах, премьерах). Поэтому резервы усиления воспитательной работы, в том числе и самих участников клубных коллективов, средствами искусства художественной агитации и пропаганды лежат не только в области дальнейшего развития и совершенствования этого вида искусства, но и в планомерной и целенаправленной работе в агитационно-художественных объединениях, чья деятельность сегодня носит во многом стихийный, спорадический характер.
Приходя в агитационно-художественный коллектив, личность стремится удовлетворить свои запросы, интересы, желания, ибо «никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей»2. Так как, по нашим данным, в агитколлективах,
_______________
1. Генкин Д. М., Соломоник Е. Г. Художественная пропаганда в клубе. М., 1977. С. 10.
2. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч, 2-еизд. Т. 3. С. 245.
Стр. 72
сформированных по не цеховому признаку, рабочие составляют около половины участников, а в цеховых — более двух третей, агитационно-художественное самодеятельное творчество реализует важнейшую социальную функцию, предоставляя личности «необходимый общественный простор для его насущных жизненных проявлений»1, вовлекая в этот процесс именно представителей наиболее значительной части трудящеюся населения — рабочих. Агитационно-художественные коллективы реализуют в своей деятельности и идеологическую функцию, которая проявляется в ценностной ориентации зрителей, в идейной пропаганде, в утверждении социалистического образа жизни на конкретном, актуальном, злободневном материале, с той или иной степенью приближенности к потребностям аудитории.
Приобщая каждого индивида к системе общественных ценностей и отношений, преобразованию социального опыта в собственные установки личности всеми доступными средствами, агитационно-художественное искусство выполняет и функцию социально-педагогическую.
Социальной функцией самодеятельности является создание и распространение художественных произведений, вклад в духовную культуру общества. Очевидно, что такой вклад вносят в культурную жизнь общества прежде всего коллективы, достигшие высокого уровня исполнительского мастерства, способные на создание ярких, богатых по средствам художественной выразительности произведений, что свойственно в основном агитколлективам не цехового направления, ориентированным на более сложную драматургию, стремящимся к типизации, обобщениям и к последующему более широкому использованию выразительных средств в процессе ее сценической реализации.
Это обстоятельство находит свое отражение и в формальных признаках оценки высокого художественного уровня деятельности агитколлективов — звание народного присвоено свыше 60 процентам коллективов именно не цехового направления.
В. Г. Белинский отмечал, что искусство не отделено точными границами от всего, что не искусство в
___________________
1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство//Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 145.
Стр. 72
строгом смысле слова: «Искусство, по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит...»
В силу этого обстоятельства одни явления в сфере деятельности агитационно-художественных коллективов тяготеют к собственно искусству (как это происходит, например, в творческой жизни агиттеатров, строящих свою работу на типизированной, обобщенной драматургии и не ориентированных на конкретную локальную аудиторию), другие — базируются на потребностях конкретной социальной среды, что определяет организационно-творческую суть их деятельности и эффективность воздействия социально-художественного результата.
И зрительскую аудиторию, что особенно проявляется в цеховой художественной самодеятельности, которая видит на сцене своего товарища по работе, человека, хорошо известного, «охватывает ощущение удивительной близости, доступности искусства народу, человеку: исчезает профессиональный барьер между «художником» и «не художником»...»2 Тот уровень контакта, близости, сопричастия, который в профессиональном искусстве может быть достигнут только благодаря высокой художественно-образной силе, высокому мастерству, максимально эффективным выразительным средствам драматургии и режиссуры, в цеховой самодеятельности возникает за счет особого отношения аудитории к своему самодеятельному участнику сценического действия. Существенно и то, что активизация восприятия, свойственная самодеятельному искусству, способствует, в свою очередь, более эффективному формированию эстетических интересов и культурных потребностей человека.
На современном этапе развития общества в условиях НТР развивающаяся система средств массовой коммуникации — печать, радио, телевидение, кино — не только сделала достоянием самой широкой аудитории зрителей и слушателей лучшие образцы как профессионального, так и самодеятельного искусства, но и выработала высокие идейно-художественные критерии зрительского восприятия. Художественное самодеятельное
____________________
1. Вартанов Л. Самодеятельное художественное творчество и
2 Белинским В. Г. Собр. соч.: В 18 т. М., 1956. Т. 10. С. 318. профессиональное искусство. В кн.: Искусство и народ. М., 1956. С. 227—228.
Стр. 73
творчество цехового направления благодаря своей особой социально-психологической природе устанавливает особый контакт с аудиторией, выводя этот вид творчества из большого конкурентного ряда значительных, широко известных художественных явлений.
Следует отметить также, что на деятельность агитационно-художественных коллективов цехового направления положительное влияние оказывает и более высокая социальная и демографическая однородность: средилюдей одного круга, товарищей по работе, связанных общностью интересов и непосредственными контактами, потребности в самореализации, творчестве, духовном общении удовлетворяются с наибольшей полнотой. По данным исследований, проведенных сектором социологии Института экономики Уральского научного центра АН СССР, от 60 до 80 процентов опрошенных членов кружков художественной самодеятельности хотели бы видеть среди будущего пополнения в своем коллективе людей одинакового с ними социального положения, общих с ними интересов.
Проведенный в агитколлективах, сформированных по цеховому признаку, опрос о периодичности и частоте занятий позволяет разделить их на три группы: эпизодические, не имеющие строгих рамок организации, возникающие ситуативно; периодические, традиционно организуемые при подготовке к праздникам трудового коллектива, крупным общественно-политическим событиям, смотрам самодеятельного творчества; постоянные, функционирующие устойчиво, в рамках формальной организации. Постоянно и периодически действующие цеховые агитколлективы функционируют, как правило, в наиболее передовых по своим производственным показателям и сплоченных трудовых коллективах.
Агитбригады, агиттеатры и другие агитационно-художественные коллективы, сформированные по произвольному признаку, опирающиеся в своей деятельности на драматургию типическую, обобщенную, с меньшей долей привлечения местного фактического материала или совсем без пего, относятся в основном к коллективам постоянно действующим (как правило, это клубные коллективы), что обусловлено организационно-творческими принципами их существования.
Социальные ценности, то есть явления окружающей жизни, где на первый план выдвигаются явления жизни трудового коллектива, выступают регулятором
Стр. 74
поведения личности. На этой основе и формируется общественное мнение как особое состояние общественного сознания с его отношением к различным событиям и фактам жизни коллектива. Устойчивый позитивный настрой коллектива, его ожидания (потребности) мобилизуют социально-творческие начала личности, объединяя общественные и художественно-творческие мотивы участия, рациональный и эмоциональный моменты, развивая чувство долга, товарищества, сознательной дисциплины, побуждая к совершенствованию и т. д.
Наиболее ярко это проявляется в специфических обстоятельствах деятельности агитационно-художественных коллективов, особенно цехового направления, которая может быть эффективна в силу ее неповторимости, конкретности, злободневности, максимальной приближенности к своему трудовому коллективу, и социальнохудожественный результат этой деятельности связан прежде всего с актуальными потребностями «ближайшего окружения» и оценивается воздействием на него. Это обстоятельство становится определяющим и в системе средств воспитательного воздействия на участника самодеятельного художественного коллектива. «Активность в сфере культуры есть, с одной стороны, проявление существенных внутренних характеристик личности, а с другой — процесс перевода внешнего во внутреннее, общественного в индивидуальное» ', что в условиях жизнедеятельности агитколлективов способствует достижению высокой степени идентификации установок личности с коллективными ценностями и нормами.