Принцип органичности творчества актера; 2 глава




Начало широкому агитационно-художественному дви­жению в нашей стране положила Великая Октябрьская социалистическая революция, давшая свободный выход возрастающей творческой энергии масс. В эти первые послереволюционные годы родились наиболее яркие и эффективные его формы, такие, например, как митинг-концерт— своеобразное сочетание политического собра­ния с концертно-зрелищной программой. Сама форма таких выступлений, агитационная направленность, мобильность, актуальность и злободневность репертуара стали своеобразным фундаментом деятельности агита­ционно-художественных коллективов в последующие де­сятилетия.

Основой агитации и пропаганды являлось ясное, чет­кое и правдивое объяснение задач, стоящих перед Со­ветской Республикой. Надо было поднять трудящихся на отпор внешнему врагу — иностранному империализ­му. Надо было вдохновить их на борьбу с эксплуататор­скими классами, которые пытались с помощью интер­вентов свергнуть Советскую власть и вернуть утрачен­ные позиции. Надо было мобилизовать рабочих и кресть­ян на строительство в стране социализма.

По инициативе трудящихся во многих городах орга­низовывались агитационно-просветительные пункты (агитпункты). Они широко применяли художественно-изобразительные средства агитации (плакаты, карикатуры, агитпьесы). При агитпунктах создавались крас­ные повозки, агитлодки, агиттрамваи, агитфургоны, их коллективы устраивали на улицах и площадях митинги

и концертные выступления профессиональных и само­деятельных артистов. В Москве, Петрограде и некото­рых других городах функционировали «депо агиток».

На специальных агитпоездах и пароходах отправля­лись по стране выдающиеся агитаторы и пропаганди­сты. Один из таких поездов — «Октябрьская револю­ция»— возглавлял М. И. Калинин, другой — Н. К. Круп­ская. Иногда, вместе с агитаторами уезжали и самодея­тельные концертные группы. «Красный казак», «Крас­ный Кавказ», «Красный Восток» и многие другие агит­поезда исколесилп сотни и тысячи километров по доро­гам нашей страны, по фронтам гражданской войны.

У истоков широкого агитационно-художественного движения стояли и завоевавшие огромную популярность в первые же месяцы после Великой Октябрьской социа­листической революции массовые праздники.

Организацию многих народных праздников и зрелищ взяли на себя известные деятели просвещения и творче­ские работники, стремившиеся отыскать новые формы и жанры искусства, определить пути наиболее эмоцио­нальных и действенных средств агитации. Они обрати­лись к традиции площадного театра, старинного балага­на, прибегая к прямому общению со зрителем, стараясь развить и обогатить эти формы активным политическим, агитационным содержанием.

Уличные театральные представления с их широко известными персонажами — соломенным чучелом Капи­тала, Рабочим, разрывающим цепи и сокрушающим ог­ромным молотом толстенных буржуев, — стали тогда ак­тивной формой агитации, пропаганды, призыва к немед­ленным и конкретным действиям.

Напряженная, удивительная по значительности про­исходящих в стране событий атмосфера первых лет жиз­ни Советского государства с его острейшими экономиче­скими и политическими задачами определила дальней­шее развитие агитационно-художественного движения.

В книге «История советского драматического теат­ра» отмечается:

«Развитие агитационного театра шло двумя основными потоками. Один тяготел к образам-аллегориям, к об­разам-символам, словно перекликаясь с характерными для той поры «космическими» категориями молодой поэзии революции и с такими произведениями, как «Мис­терия-буфф» Маяковского. Другой поток явно предпочи­тал «агитацию фактами», стремился к сугубой

Стр19

конкретности бытовых зарисовок, перекликался с поэзией Демьяна Бедного и с примечательной фотографичностью молодой революционной прозы.

Обе эти тенденции нашли свое четкое выражение в драматургии агитационного театра».

Наиболее яркие представители агитационно-художе­ственного движения стали основателями главных его направлений. Это зародившаяся в годы гражданской воины «Живая газета» и возникшая позднее «Синяя блу­за». Свой вклад в него внесли и менее известные тече­ния, возглавляемые Теревсатом (Театром революцион­ней сатиры) и Мастфором (мастерской Фореггера), чей активный поиск выразительных средств, сценических форм и приемов отразился на развитии «Синей блузы» и «Живой газеты», равно как и острая фактическая ос­нова «Живой газеты» была в дальнейшем взята на воо­ружение «Синей блузой», а творческие достижения «Си­ней блузы» в области театрализации, повышения роли актера и режиссера оказали большое влияние на раз­витие «Живой газеты», ТРАМов (театров рабочей моло­дежи), а в дальнейшем и современных агитбригад.

Получившая широчайшую популярность «Живая га­зета» явилась в определенной степени прямой предшест­венницей агитационно-художественных бригад. В 1920 году «Правда» писала: «...взамен митингов, в значитель­ной степени приевшихся, в последнее время появляется другое средство агитации — это «Живая газета». Глав­ное и неоценимое ее достоинство заключается в том, что «Живая газета» — не обыкновенный печатный лист, не­понятный неграмотному красноармейцу, рабочему, кре­стьянину, а подлинное живое слово, для всех понятное».

Массовым явлением в первой и особенно во второй половине 20-х годов стало возникновение. «Живой газе­ты» при профсоюзных клубах. «Живая газета» считала своей основной задачей массовую пропаганду и агита­цию, ее «театрализация» произошла не сразу, посте­пенно. Сначала обычное громкое чтение газет монтиро­вали с художественными сценическими выступлениями, потом в помощь информации появился театрализован­ный текст — диалог, затем — иллюстрация движением — танец, физкультура, хоровая декламация, пение и, на­конец, инсценировка.

Материал располагался по газетному принципу: пе­редовая, статьи, фельетоны, хроника, письма в редак­цию, корреспонденция и т. д. Обрабатывали материал

Стр20

специальные редколлегии. Они давали «живые портре­ты», «карикатуры», «живые диаграммы!, инсценировали, одушевляли цифры.

Основой работы «Живой газеты» над местным мате­риалом был так называемый каркас, то есть заранее подготовленный сценарий с пропусками, которые запол­нялись злободневными фактами из жизни того или иного производственного коллектива. При таком схематическом подходе к построению материала, во многом оп­равданном условиями и обстоятельствами, в которых он применялся, особую роль играло качество составляющих программу «номеров». А оно нередко было очень высоким, так как над репертуаром для «Живой газеты» спе­циально работали многие крупные советские поэты: Д. Бедный, А. Безыменский, А. Жаров и др. Следует от мстить, что с возникновением «Живой газеты» связано начало творческого пути многих известных поэтов, композиторов и актеров.

В дальнейшем, в связи с подъемом культурного уров­ня масс и увеличением выпуска печатной продукции, не­обходимость в такой простой форме политической агитации отпала, но стремление «живгазетчиков» к активи­зации зрителей, к привлечению их в качестве соучастни­ков сохранилось и в дальнейшем, что потребовало поис­ка других, более сложных способов вовлечения зрителя в действие.

«Живую газету» начинают рассматривать как росток нового театра революционных масс, как метод театраль­ного оформления злободневного общественно-политиче­ского и производственно-бытового материала. В практи­ке выступлений «Живой газеты» вырабатывается мно­жество разнообразных форм сценического воплощения ее содержания. Это различного вида агитпарады, ин­сценировки, доклады с диаграммами и наглядными по­собиями, таблицами. И тут же частушки, шутки, клоунады-диапазон выразительных средств постоянно рас­ширялся, синтезируя в себе достижения многих видов искусства, спорта и т. д.

«Живая газета» не утратила своего значения и в по­следующие годы, наполненные заботами хозяйственной, производственной жизни. Однако со временем стали про­являться и ее недостатки: в выступлениях преобладали схематизм, увлечение лозунгами, неоправданная парад­ность представлений в ущерб художественному, образ­ному отражению жизни. Злоупотребление «каркасом

Стр.21

приводило к штампу и однообразию, стандартным «за­чинам» и «концовкам».

Во второй половине 30-х годов форма «Живой газе­ты» была снята с вооружения, при этом незаслуженно были забыты ее положительные качества: злободневность и политическая заостренность репертуара, актив­ное вторжение в жизнь производственного коллектива, поиски новых форм воплощения материала, сочетание различных средств массово-политической и культурно- просветительной работы.

Наряду с «Живой газетой» сложились и действовали многие другие творческие коллективы, в той или иной степени развивавшие направление, так ярко намеченное живгазетчиками. Заметное место среди них занял Теревсат.

Заведующий театральным отделом Наркомпроса В. Э. Мейерхольд так определил главную задачу новых театров: «Теревсат должен в маленьких сатирических ве­щах... показывать недостатки и буржуазного строя, и наши болезни — бюрократизм, волокиту и саботаж». Большое значение сатирических театров заключалось в том, что они привлекали такие литературные и художе­ственные силы, без которых сегодня немыслимо предста­вить советское искусство. Для теревсатов работали И. Эренбург и В. Маяковский, актеры В, Топорков, Г. Ярой, Л. Утесов и многие другие.

К 1922 году теревсаты отказываются от сатирическо­го драматургического материала, от недавней почти мгновенной оперативности и злободневности содержания, переходят к большим формам. Но, несмотря на кратко­временное свое существование (1919—1922 годы), те­атры революционной сатиры сыграли важную роль в становлении советской полит эстрады, в развитии искус­ства художественной агитации, в формировании его принципов и основ деятельности.

Немалое влияние на развитие агитационно-художест­венного вида искусства оказал и некогда популярный коллектив Мастфор, появившийся на свет как агитаци­онный политический театр малых форм. В отличие от Теревсата, который вел поиски прежде всего в области репертуара и немало сделал в этом направлении, в ма­стерской Фореггера большое внимание уделялось раз­работке новых сценических выразительных средств. Для Мастфора характерен интерес к народному театру,

Стр.22

комедии дель-арте, средневековому фарсу, русскому бала­гану, яркому, зрелищному действу.

Однако вскоре от злободневности буффонады «Хоро­шее отношение к лошадям» Мастфор переходит к тради­ционному мюзик-холлу, к чистому развлечению. Попав под влияние специфических вкусов нэпмановской публи­ки, он перестает быть сатирическим и агитационным те­атром, каким зарекомендовал себя в течение двух пер­вых сезонов. Осенью 1922 года коллектив покидает ра­ботавший е нем Эйзенштейн, в марте 1923 года — В. Масс и С. Юткевич, а еще через год мастерская пре­кращает свое существование.

Богатый опыт Теревсата (особенно в области репер­туара), яркие находки Мастфора, расширившие диапа­зон сценических выразительных средств, в совокупно­сти с оперативностью «Живой газеты» нашли свое от­ражение во всей последующей судьбе советской эстра­ды и театра и во многом определили творческое лицо различного рода агитационно-художественных коллекти­вов — профессиональных, полупрофессиональных (сме­шанных) и самодеятельных. Самыми значительными сре­ди них по масштабу, массовости и эффективности сво­ей деятельности, по степени обобщения накопленного опыта стали сформировавшиеся к середине 20-х годов коллективы «Синей блузы».

Свое название «Синяя блуза» получила от унифор­мы, в которую были одеты ее участники. Синяя блуза — традиционная рабочая одежда металлистов — была на­брана коллективом как символ принадлежности к са­мому прогрессивному классу страны, как заявка своей гражданской, политической позиции в нелегкой борьбе за социализм.

Созданный в 1923 году в Московском институте жур­налистики (организатор и руководитель поэт Б. Южа­нин), этот кружок положил начало массовому движе­нию, которое перешагнуло даже границы страны. Сна­чала кружок обслуживал чайные и пивные, а затем ра­бочие клубы, он не ждал своего зрителя, он сам шел и нему.

Вот что писали синеблузники о характере своей дея­тельности: «Синяя блуза» — агитатор, «Живая газета», монтаж политаттракционов. Станок синеблузников — го­лая эстрада..Средство воздействия —слово, музыка, физкультура. Ее оружие — пафос и едкая сатира. Моло­дость, задор, искренность и темперамент в соединении

Стр.23

с яркой целеустремленностью... «Синяя блуза» — это не театр, это то, что случилось сегодня, вчера, это — жизнь».

Первые программы «Синей блузы» в основном вы­глядели так: на сцену выходили актеры — спектакль на­чинался парадом-антре, ставшим для синеблузников традиционным ритуалом:

Мы — синеблузники,

Мы — профсоюзники.

Мы — не баяны-соловьи,

Мы только гайки Великой спайки Одной трудящейся семьи.

После парада разыгрывалось несколько сценок: ак­теры выступали без грима; были только аппликации — символы, детали, быстро и легко дополнявшие унифор­му в соответствии с решаемой задачей. Как правило, программы строились по следующей схеме; парад; оратория;

международное обозрение;

городской или деревенский фельетон;

сцена-лубок;

диалог или дуэт;

раек, скороговорка, рассказ;

частушки;

местные темы;

заключительный марш 1.

Основные требования к тексту: «Краткость, компакт­ность, сатирическая острота, идеологическая четкость. Никакой сложной композиции, запутанной интриги. Мо­тивировки поступков просты и четки» 2.

Тематика программ синеблузников весьма разнооб­разна. Ведущее место занимает пропаганда режима эко­номии, повышения производительности труда, индуст­риализации, кооперации, печати, кодекса охраны труда, сберкасс, страхкасс и т. д. Есть даже диалог, написан­ный по заказу Московского почтамта под названием «Чтоб не было канители в наркомпочтеле, сначала про­верьте адрес на конверте». Некоторые программы

___________________

1.См.: Русская советская эстрада. 1917—1929: Очерки истории. С. 332.

2. Техника драматургии в «Живой газете» // Синяя блуза. 1925. All 10. С. 4.

Стр. 24

___________________

«Синей блузы» знакомят зрителей и е историей страны. Райки, диалоги, частушки, сценки отражают различные стороны общественной жизни, черты нового быта: проб­лемы самообразования и антирелигиозную пропаганду; борьбу за равноправие женщины и новые взгляды на семью и брак; борьбу с алкоголизмом и хулиганством, с беспризорностью.

Развитие «Синей блузы» шло в общем русле «лево­го» революционного искусства. Начав с простейших иллюстраций, коротких докладов о текущем моменте, она впитывала в себя то новое, что появлялось в театре и на эстраде. Однако эстетическая программа синеблуз­ников была лишена определенности и испытывала на себе различные влияния: одни требовали не порывать с «Живой газетой», другие тяготели к эстраде, третьи — к театрализации и большим формам.

Значительное влияние оказала на развитие «Синей блузы» и молодая кинопублицистика, ее выразительные средства: правда факта, лозунговость, стремительный монтаж.

Оратории «Синей блузы» выросли из массовых действ, карнавальных и физкультурных шествий, распро­страненных в первые послереволюционные годы, только изменился их масштаб: просторы площадей сузились до размеров небольшой сценической площадки в клубе, а вместо тысячи участников на нее выходили десять — пятнадцать человек, но остался неизменным принцип массового зрелища с коллективной декламацией, гимна­стическими построениями, сменой патетических эпизодов сатирическими.

«Синяя блуза» сразу нашла контакт со зрителем топ поры, особенно с молодежной рабочей аудиторией. Об этом свидетельствует и тот факт, что по типу московской «Синей блузы» в СССР в 1928 году работало уже около семи тысяч коллективов. Это движение охватило и сель­ские районы: в сельской художественной самодеятельно­сти коллективы такого типа выступали под именем «Красная рубаха». Свыше восьмидесяти синеблузных коллективов насчитывалось и за границей при рабочих организациях Германии, Чехословакии, Англии, Фран­ции, США и других стран.

Поистине удивительный размах синеблузного движе­ния можно объяснить прежде всего насущной потреб­ностью в нем широких масс трудящихся, активным тре­бованием времени. В программах «Синен блузы», поначалу рыхлых, наивных, даже художественно беспо­мощных, уже намечается путь к соединению серьезного агитационного содержания с поисками сценически яр­кой эстрадной формы. Создатели «Синей блузы* точно почувствовали социальный заказ времени и оперативно ответили на него.

Специальная роль в работе синеблузников с ее спе­цификой, сложностью задач и сценических решений от­водилась режиссеру, его важнейшей функцией станови­лось изучение жизненного материала — основы всех про­грамм коллектива.

В одной из редакционных статей журнала «Синяя блуза» говорится, что режиссер — это прежде всего ре­портер, изучающий жизнь внимательным и всевидящим глазом: «Берн от жизни, от сегодняшнего дня все, что зрелищно, и переноси это на сценическую площадку «Си­ней блузы»1.

Мастерство синеблузного режиссера близко мастерст­ву плакатиста. Его выразительные средства — лаконизм, точные густые мазки, минимальное оформление («декорации— ненужная ветошь»), униформа, дополненная аппликативными комбинациями, что позволяло осуще­ствлять мгновенные перемены (если на исполнителе шлем, значит, он изображает красноармейца, большой фартук и платок — принадлежность крестьянки, цилиндр и подвернутая в виде фрака блуза — дипломата и т. д.). Широко используются музыка, ритм и, главное, движе­ния, которые как подчинены существу происходящего, так и нередко являются своеобразным подкреплением текста. Акробатика, танец, четкий, выверенный ритм, музыкальность помогали синеблузникам ярче выразить мысль, расставить точные акценты.

«Ритм слов, рифма, стих, ритм звуков, музыка в со­единении со зрительными симметрически разбросан­ными композициями»2 определяли стилистику представ­ления.

Однако частые смены программ требовали поиска новых приемов, неожиданных форм, оригинальных по­становочных решений. Уже недостаточными оказыва­лись самый напряженный темп, самая контрастная сме­на ритмов.

__________________

1. Чтобы работать без склоки и ссоры, нужны синеблузные ре­жиссеры II Синяя блуза. 1925. № 16. С. 5.

2. Мачерет А. Советы молодым режиссерам // Синяя блуза. 1928. К°. I. С. 50.

Стр.26

Но главное, все чаще раздаются замечания, что рабо­чий зритель перерос содержание материалов и те методы их подачи, которыми оперирует «Синяя блуза». Прислу­шиваясь к критике, агитационно-художественные кол­лективы стремятся углубить содержание, настойчиво об­ращаются к большим формам. Для «Синей блузы» на­чинается полоса глубокого творческого кризиса. Уходят многие интересные актеры, которых уже не удовлетво­ряют традиционные «синеблузные» маски, характер ра­боты на сцене, специфическая драматургия. Однообразие приемов рождает штампы, стремительность темпа при­водит к скороговорке и ненужной торопливости, к не­возможности тонкого проникновения в психологию пер­сонажей, более глубокого освоения жизни на сцене.

Закат «Синей блузы» был так же стремителен, как и ее взлет, чему способствовала и полная смена руко­водства. Коллективы быстро утрачивают свое художест­венное лицо, становятся «заурядным театром миниатюр со скетчами, театрализованными романсами, одноактны­ми водевилями. Как зрелый плод в силу необходимости падает с дерева легко и безболезненно, так и «Синяя блуза» подошла к своему естественному концу» 1.

Однако, несмотря на сравнительно недолгое сущест­вование— около десяти лет, «Синяя блуза» принесла на сцену новые решения, синтезировав то лучшее, что было до нее и рядом с ней, наметила пути подхода к разра­ботке ранее, казалось, совершенно несценических тем, выработала такие формы и приемы, которые до сих пои живут и дают свежие ростки не только на эстраде, но и в театре, цирке и прежде всего в работе самодеятель­ных агитационно-художественных бригад — наследников «Синей блузы».

В конце 20-х — начале 30-х годов начинает формиро­ваться система организационно-методического руковод­ства, снабжения художественной самодеятельности ре­пертуарными материалами и учебными пособиями; все более значительное место в жизни самодеятельных кол­лективов занимает учебно-воспитательная работа, поста­вившая одной нз своих целей повышение исполнитель­ского мастерства. На этом этапе вырабатывались и за­креплялись различные организационно-творческие фор­мы массовой самодеятельности, методы руководства

__________________

1. Арго А. Звучит слово: Очерки и воспоминания, М., 1968. С. 97.

Стр. 27

этим движением. Все это нашло свое отражение и в аги­тационно-художественном творчестве.

В 1925 году конференция ленинградских единых ху­дожественных кружков (ЕХК.) 1 вынесла резолюцию: «Рядом с праздничной инсценировкой и па местном ма­териале построенной живой газетой должна стать, как наиболее совершенная форма ЕХК, «клубная пьеса», со­храняющая основные формы инсценировки и живой га­зеты, но обладающая в то же время единым и увлека­тельным действием (сюжетом)»2.

И как бы в предчувствии спада деятельности «Си­ней блузы», с 1925 года в стране стало зарождаться но­вое явление в театральной самодеятельности — театры рабочей молодежи (ТРАМы), которые ставили перед со­бой задачу играть пьесы о молодежи, силами молодеж­ных актеров, для молодежной публики.

Среди первых ТРАМов наиболее ярким был Ленин­градский, создателем и руководителем которого стал М. Соколовский. 21 ноября 1925 года был поставлен первый спектакль — комсомольская комедия с песнями и танцами «Сашка Чумовой» по пьесе А. Горбенко, чле­на этого же коллектива.

И потом, в течение нескольких лет, ТРАМ не обра­щается к профессиональной драматургии, не находя в ней пригодных для себя материалов. Пьесы писали сами трамовцы — часто коллективно. Лозунг театра — «ТРАМ на баррикады нового быта». Отсюда тематика самодея­тельных трамовских пьес, направленных против распу­щенности, хулиганства, потребительского отношения к жизни. Конечно, драматургически они были несовершен­ны, но близость их рабочему молодежному зрителю де­лала свое доброе дело. И молодежь шла в театр.

Вторая половина 20-х годов была периодом расцвета ТРАМов. В 1927 году был создан и Московский цент­ральный театр рабочей молодежи, а к 1928 году в стране насчитывалось уже 60 таких театров.

Позднее, когда ведущие ТРАМы стали профессиона­лизироваться, под их руководством на заводских пред­приятиях возникли так называемые «ТРАМ-ядра» — те­атральные кружки. Они вели работу на основе конкрет-

__________________

1. См.: Единый художественный кружок: Методы клубно-худо­жественной работы. Л., 1924.

2. Цнт. по кн.: Авлов Г. Клубный самодеятельный театр. JI.J М. 1930. С. 142-143.

Стр. 28

пого местного материала; темы выступлений были свя­заны с производством, учебой, воспитанием, бытом.

Клубные пьесы тех лет несут в себе многие черты но­вого подхода к решению конкретных злободневных тем, содержат ростки той драматургии, за которой впослед­ствии утвердится термин «клубная драматургия» с ее публицистичностью, документальной основой, открытым способом контакта со зрителем. Характеризуя творче­ский метод ТРАМа, Луначарский говорил: «Кто-нибудь мог бы принять за наивность то совершенно естествен­ное употребление условностей, к которому прибегает ТРАМ. Ему ничего не стоит, чтобы вдруг посреди дейст­вия одни из актеров обратился в зрительный зал с призывом: «Ребята!» — и сказал ему агитационную речь. Ему ничего не стоит перейти от действительности к символике» 1

Находясь в тесной связи с комсомолом, имея в сво­ем репертуаре тематически актуальные пьесы, создавая острые агитационно-политические спектакли, ТРАМы шли во главе театральной самодеятельности тех лет.

Причины, приведшие ТРАМы в своеобразный творче­ский тупик, кроются в самих принципах, которые они декларировали, в несоответствии этих принципов изме­нившимся требованиям времени, новым запросам ауди­тории и творческим потребностям самих участников. Бу­дучи по самому замыслу театрами агитационными, вы­росшими из драматических кружков, ТРАМы продол­жали в своем опыте традиции творческих поисков худо­жественной самодеятельности 20-х годов с ее деклара­тивностью, схематизмом, простыми плакатными форма­ми. А между тем проблемы, которые ставили в своих спектаклях эти молодежные театры, заметно усложни­лись, они становились главным образом морально-эти­ческими, а это требовало других средств выражения, бо­лее углубленной, подробной разработки характеров и со­бытий. Повышение актерского мастерства, глубокая дра­матургия, сложные сценические образы потребовали серьезного репетиционного периода, стационарного обра­за организационно-творческой жизни. Естественная в сложившихся условиях профессионализация ТРАМов повлекла за собой определенный отход от таких пози­ций агитационно-художественного движения, как опера­тивность, мгновенная реакция па происходящее вокруг.

______________

1. Правда. 1928. 8 июня.

Стр. 29

Этот вакуум мобильности и оперативности, возникший с переходом ТРАМов на новые рельсы, был заполнен последователями «Живой газеты-», продолжавшими раз­вивать ее принципы, — самодеятельными художествен­ными агитколлективами: агитпропбригадами, агитбрига­дами.

Большое распространение, особенно в годы первой пятилетки, получили агитационно-пропагандистские бригады (сокращенно — агитпропбригады), которые вы­ступали за полное подчинение художественных задач самодеятельного искусства задачам политическим и оце­нивали результаты своих выступлений не только и не столько по степени эмоционального воздействия на зри­теля, сколько по конкретным их последствиям. «...Реаль­ным результатом нашей работы в деревне, — писали уча­стники одной из Барнаульских агитпропбригад, — была организация красных обозов (с хлебом) в пунктах на­ших выступлении. Если нет красного обоза — значит, поражение. Если наша «игра» и замечательна, а хлебо­заготовка все же не наладилась — значит, задача нами не разрешена» 1.

Агитпропбригады использовали многие приемы «Жи­вой газеты» (инсценировки, частушки, обозрения), но выступали против «каркаса» и излишней театрализации программ. Они культивировали такие формы работы, как агитштурмы, агитшествия, агитрейды, и были непремен­ными участниками всех агитационных кампаний, прохо­дивших в стране. (В 1931 году начал выходить специ­альный журнал «За агитпропбригаду и ТРАМ», в кото­ром освещался опыт работы этих бригад.)

Представители другого направления — агитбригады, опираясь на опыт «Живой газеты» и «Синей блузы», придерживались несколько иного принципа, обычно по­казывая одну или две небольшие пьесы, играя их в гри­ме, костюмах н настолько правдоподобном оформлении, насколько позволяли условия; к этому добавлялись концертные номера — музыка, танец, песня; в редких случаях — синеблузная хоровая декламация. Но в то же время от «Синей блузы» агитбригады заимствовали принцип предварительного сбора местного материала (на заводе или в колхозе, где бригада выступала), ко­торый обязательно использовался в программе.

[1] Опыт художественного агнтпропбрнгадннчсства: (Листовка). М.; Л.. 1931. С. 14.

Стр. 30

Традиции «Живой газеты» н «Синей блузы», обога­щенные достижениями всего советского искусства, широ­ко использовались агитбригадами 1929—1940 годов, когда наиболее яркие, проверенные жизнью формы, приемы выступлений «Живой газеты» снова стали при­меняться многочисленными самодеятельными коллекти­вами, организованными при воинских частях, заводских клубах, домах культуры, райкомах ВЛКСМ, школах, ремесленных училищах, различных учреждениях.

Вероломное нападение фашистской Германии и на­чавшаяся Великая Отечественная война потребовали пе­рестройки всей работы художественной самодеятельно­сти, подчинения ее задачам и условиям военного време­ни. Призыв «Все для фронта, все для победы!» стал ее девизом.

С первых же дней войны художественная самодея­тельность как испытанное идеологическое оружие была мобилизована и призвана к участию в общей борьбе. И в городе, и на селе стали складываться небольшие кол­лективы, получившие название агитационно-художест­венных бригад. В их программах была политическая на­правленность, актуальность, строились они на местном материале, на фактах трудового коллектива.

Агитационно-художественные бригады воспевали по­беды Советской Армии и производственные успехи пред­приятий, подвиги советских воинов и трудовую доблесть работавших в тылу, клеймили фашистских захватчиков п в сатирических сценках высмеивали нарушителей дис­циплины, паникеров, распространителей слухов.

Участники художественной самодеятельности наряду с профессиональными актерами выезжали на фронт для выступлений перед воинами, сражавшимися с фашист­скими захватчиками. В Новосибирске был даже прове­ден специальный конкурс на право участия во фронто­вых концертах 1.

В годы Великой Отечественной войны развивалась армейская художественная самодеятельность, которая рассматривалась как составная часть политико-воспита­тельной работы среди бойцов и командного состава. По своему подходу к решению важнейших задач она напо­минала художественную самодеятельность в годы граж­данской войны, но масштабы, уровень работы были ины­ми. С первых дней войны в армейскую художественную 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: