Принцип органичности творчества актера; 4 глава




Итак, сценарные формы, используемые «Живой га­зетой».

Подарки. Принцип этой формы очень несложен. Живгазетчики дарят разным людям или учреждениям остроумные подарки, которые подчеркивают их дости­жения или недостатки. Например, плохо оборудованным баням преподносят дырявый таз; завкому, который за­парился в работе, — веник, сопровождая соответствую­щим пояснительным текстом.

Загадки, пословицы. Это также очень про­стая форма, заключающаяся в отгадывании требуемого слова по рифмованным частушкам. Иногда выступает в виде вопроса-загадки.

Первый.

Угадать, вы. не хотите ль.

Кто наш Костин-управитель?

Он бумажкам очень рад, —

Значит, Костин...

Второй. Бюрократ!

Или:

Первый. Головная боль в желудке, температура 40° — после того как градусник около свечи подогрел. В кармане бюллетень... Кто это?

Стр. 45

Лото. Необходимое содержание зачитывается по мере выкриков того или иного номера. Например:

Ведущий. Восемнадцать...

Первый....предложений рабочих...

Второй....по рационализации производства...

Третий....проведено в жизнь.

Здесь, как и в самой игре в лото возможны выигры­ши или проигрыши в зависимости от содержания но­меров.

Викторина. Ее можно использовать для освеще­ния местного материала. Интересные результаты может дать такой способ проведения викторины: вопросы обще­го характера, в «мировом масштабе», а ответы узкоме­стные. Контраст заинтересовывает, привлекает внимание. Например:

Первый. А кто построил падающую башню в Италии?

Второй. Хы, ясно кто, паш... (Указать местную плохо строя­щую организацию.)

Первый. А кто разрушил Рим?

Второй. Разрушил? Не иначе как... (Указать фамилию мест­ного хулигана.) Он еще, когда в пьяном виде бузил да стекла бил, так кричал: «Р-р-разрушу, чисто место будет».

Конечно, можно вопросы ставить и прямо, с таким расчетом, чтобы ответы возникали у слушателей.

Живгазетный музей. Форма, очень напоминаю­щая «подарки». Здесь делается обзор экспонатов му­зея, причем показ каждого экспоната увязывается со злободневными фактами. Например, громадная черниль­ница оказывается обитаемой, в ней живет главбух Иван Иванович — бюрократ. Музей может быть в зависимости от темы выступления историческим, растратным, воло­китным п т. п.

Удочка. Выступающий — рыбак с удилищем в ру­ках— закидывает леску за кулисы или в бездонную боч­ку, стоящую над отверстием в полу, и вытаскивает «рыб­ку за рыбкой» — живых людей, причем подбор персона­жей зависит от темы. Само собой разумеется, что при­манки на крючке должны меняться. Задача автора — указать их.

Частушки-загадки. В конце каждой частушки должно указываться слово-отгадка. Хорошо, если это

Стр. 46

слово будет отгадываться хором самими слушателями. Например:

Чтоб узнать про все на свете

В книге или же в газете,

Чтоб науку изучать,

Надобно уметь... (читать).

Коль неграмотность добьем,

Сразу лучше заживем,

Зацветет у нас тогда

Царство вольного... (труда).

Вещевая лотерея. Билеты и вещевые выигры­ши, связанные с местными фактами, случаями, подби­раются в законченный номер.

Живгазбриз. Представляется живгазетное бюро изобретении, куда приходят изобретатели, приносящие с собой художественно оформленные заметки-изобрете­ния, отражающие местный материал.

Письма. На сцене два живгазетчика ведут пере­писку, в процессе которой воссоздаются события и фак­ты местной жизни. Основное в этой форме заключается в сохранении стиля письма: «Здравствуй, дорогой друг Витя...».

Лубок. Эта форма представляет собой «оживаю­щую» картинку с кукольными персонажами. На картоне или полотне рисуются в зависимости от темы известные типы. Для действующих лиц делают прорези, откуда высовывается их голова (так называемые тантамарески). Каждый участник либо отдельно выступает, либо ведет диалог с другими. Содержание лубка — агит­ка, как правило, сатирическая. В лубке галерея местных типов или международных (политическая сатира) мо­жет быть подана в более наглядной и интересной форме. Лубочный текст лучше всего комбинировать из райков, частушек, народных песен и т. д. Темы могут быть са­мые разнообразные.

Клоунада. Это диалог, в основе которого лежит анекдот, или ряд анекдотов, построенных на недоразу­мениях. Недоразумение — основа всякой клоунады. Оно может выражаться в слове; в жесте, например, человек размахнулся, чтобы ударить, а вместо этого почесал за ухом; в вещи, употребляемой не по назначению, скажем, ведро надевается на голову. В качестве образца клоу­нады, приспособленной к живогазетным целям, возьмем статью (напоминаем, статьей в программах

Стр. 47

«Живой газеты» назывались эпизоды на определенную тему) о лик­видации неграмотности. Выходит громко плачущий че­ловек с письмом в руках. На вопросы второго: «Что

случилось? Мать умерла? Дом сгорел? Отец удавился?» — следует ответ: «Хуже. Хуже. Хуже». Наконец, когда второй приводит совершенно нелепые догадки, первый, после небольшой паузы, заявляет: «Да я чи­тать не умею». Так заходит разговор о вреде неграмот­ности. После клоунады незаметно переходят к серьез­ной статье о ликвидации неграмотности в данном окру­ге, приводят цифры, описывают очередные задачи и т. п.

Клоунада строится в плане диалога, участвуют два лица (реже — три), из которых один умен и стоит вне недоразумений, другой, наоборот, все время подвержен недоразумениям. Словесная форма клоунады требует крайней заостренности, краткости фраз, неожиданно­стей и т. д.

Комический хор. Этой формой пользовались еще дореволюционные гротесковые театры. Например, все участники изображают оборванцев, инвалидов и боль­ных, представляя таким образом в зависимости от темы отдельных лиц, организации и пр. (Вспомним, кстати, хор нищих в «Трех грошовой опере» Бертольда Брехта.) От каждого тянутся веревочки, сходясь радиусами к ру­ководителю хора. Руководитель тянет то за одну, то за другую веревочку, в ответ ему откликаются пением от­дельные хористы. Потянув все сразу, руководитель до­стигает того, что поет весь хор. Потешные костюмы и преувеличенно шутовской тон исполнителей требуют от автора остро юмористических куплетов, а весь ход дей­ствия, несомненно, должен отвечать требованиям шаржа.

Заголовок. Он необходим для того, чтобы сооб­щить зрителю название газеты (имеется в виду название коллектива «Живой газеты»); какому вопросу посвящен очередной ее номер (программа); что в номере наиболее важно, на что в первую очередь должен обратить вни­мание зритель. Самым распространенным видом подачи заголовка является марш-парад (вступительная песня сегодняшних агитбригадных программ):

Мы красных живгазетчиков

Веселый строй!

Мы новости последние

Несем с собой!

У нас статей большой запас

Стр. 48

И прибаутки есть для вас,

II песню любую Вам споем.

Так слушайте же нас, и стар, и млад.

Готов для вас Живых статей запас.

Мы жнвгазетчиков веселый строй,

Их в лицах разыграем вам сейчас.

Дальше участники сообщают название газеты, про­износят лозунги дня и объявляют содержание.

Е. Лобов и Е. Пермяк в книге «Живая театрализо­ванная газета» (М.; Л.: Государственное учебно-педаго­гическое издательство, 1932.) приводят несколько при­меров построения заголовка:

1- й. Выходит живгазетчик и развертывает плакат с надписью-названием живой театрализованной газеты. Объявляет коротко то, что требуется, в том числе и со­держание номера.

2- й. Экран, на котором демонстрируются один за дру­гим диапозитивы с текстами:

«Ударники» — живая театрализованная газета клуба имени Ленина»;

«№ 11, 22 июля 1931 года»;

«Сегодня в номере: «Женевские трюки»; «Волк на псарне» — фельетон; «Кто и как борется за промфинплан?»— местное обозрение; «Школы без дров» — статья; «Наши типы» — юмористическая подборка».

3-й. Выходят двое, бросают в зал пачки листовок с содержанием номера.

4-й. Открывается занавес, за ним большой плакат, на котором все написано.

Концовка. Последний выход всех участников. Этим выходом газетчики прощаются со слушателями, говорят последние приветствия, высказывают пожелания на бу­дущее:

Конец всегда венчает дело,

Пред вами наш последний лист.

В нем серп и молот в узоре смелом

С звездою красною сплелись.

Страницы наши вы пролистали,

Живые строчки все прочли...

С веселой песни мы начинали

И с той же песенкой ушли.

Стр. 49

Нельзя не упомянуть использование в решениях эпи­зодов весьма распространенного приема — персона­жа-маски. Среди масок наибольший интерес пред­ставляют традиционные и любимые всеми персонажи многих живгазетных программ, рожденные вековой куль­турой народа, — Петрушка и Дед-раешник.

Исконный герой народного балагана — Петрушка предстает наивным крестьянином, плохо разбирающим­ся в политической обстановке. Он гостеприимно и до­верчиво сажает за свой стол и кормит буржуя, кулака, дезертира. Вовремя подоспевший Рабочий объясняет- Петрушке его ошибку.

Рабочий.

Как ты, Петрушка, не разгадал,

В какую компанию попал?

Ведь эти лиходеи

Сидят у тебя на шее...

И вот в финале Петрушка обращается к публике:

Эй вы, мотайте себе на ус,

Отрезал каждый лишний кус,

Не ропщите на тяжёлое время.

Помогите рабочему нести бремя.

Он за нас во как старался...

Так в доходчивой, веселой, комедийной форме сцен­ка разъясняла политическую обстановку, агитировала за Советскую власть.

Любая местная хроника вполне поддавалась обработ­ке «с помощью» Петрушки. Его дубинка и остроты обру­шиваются на пьянство, волокиту, бюрократизм. Песни, частушки, уличные романсы — все это нашло себе ме­сто в сценах с Петрушкой.

Герой другой народной формы, применяемой в «Жи­вой газете», Дед-раешник — веселый балагур, моралист, сплетник, рассказчик, информатор. Начинается раек с приветствия, обращенного к зрителям:

Здравствуй, люд честной,

И старый и молодой!

Старики бородатые —

Шапки мохнатые,

Старики, старушки —

В избе хлопотушки,

Мужики степенные —

Стр. 50

Хозяева отменные,

Пареньки веселые —

Комсомольцы толковые.

Молодушки — вострушки,

Девчата — хохотушки.

И все, кому было не лень

Прийти к нам в сегодняшний день.

Всем вам шлет привет Раешник дед-всевед 1

Дальше идет сам раек. Иногда Дед-раешпик ведет его просто как беседу с публикой, иногда решает свой выход в виде райка с иллюстрациями, райка с подарка­ми, райка с музеем или в виде коробейника и т. д.

Например, раешник-коробейник выходит с большим коробом, из которого вытаскивают один за другим раз­личные предметы:

А вот замочек — замок

На председательский роток,

А то у нас председателем был хват —

Что ни слово, то мат.

Так, бывало, ругается,

Что лошадушки пугаются...

Мужики с собрания бегут,

А бабам и вовсе капут.

А вот бумажка-бедняжка

Насчет земельной запашки,

Подал ее мужик весной,

А ответа не дождался ни летом, ни зимой.

Гляди — на ней десяток подписей.

Да сотня резолюций,

А толк от нее все равно куций.

Была она на девяносто одном заседании,

А мужик по сию пору в ожидании... 2

А для наиболее точного понимания характера, внут­реннего строя райка вспомним классический раек А. С. Пушкина в «Сказке о попе и о работнике его

Балде»:

Делать нечего — собрали полный оброк

Да на Балду взвалили мешок.

Идет Балда, покрякивает.

______________

1Живая газета «Сов. — Торг — Служащий». Л., 1924. № 3. С. 8.

2Лапоть. 1926. Л» 8. С. 4.

Стр. 51

A поп, завидя Балду, вскакивает.

За попадью прячется,

Со страху корячится.

К слову сказать, этим героем А. С, Пушкина вос­пользовался в свое время один из популярнейших живгазетных авторов — Демьян Бедный, написавший раек «Сказка о батраке Балде и о страшном суде».

Пути поиска сценарного решения программы в целом и каждого ее эпизода разнообразны и непредсказуемы, они отражают в себе огромный комплекс специфических условий и обстоятельств жизнедеятельности агитацион­но-художественного коллектива, а потому, как бы пи ка­зались привлекательными и очевидными примеры из опыта прошлого, не следует замыкаться на них, отре­зая себе пути для дальнейшего творческого развития. Тем не менее они могут оказать несомненную конкрет­ную помощь начинающим коллективам и руководителям на определенном этапе их развития, как, впрочем, и другие примеры из опыта агитационно-художественного движения, которые встретятся на страницах этой книги, и в первую очередь опыта современного.

Совершенно естественно, что сценарная практика агитационно-художественных коллективов первых лет Советского государства дошла до наших дней в большей сохранности и наглядности, чем опыт режиссерский, по­становочный, который хотя и был зафиксирован в ре­цензиях, режиссерских указаниях, иногда в развернутых ремарках, по не может быть понят, почувствован сегод­ня во всей своей полноте и нюансах живого действа. Тем не менее отдельные принципы и особенности живгазетной режиссуры, дошедшие до нас, представляют боль­шой интерес для современных агитбригад. Их отличает коллективность исполнения, его дружный и бодрый темн, физкультурные навыки, танцевальный и актерский эксцентризм, прямой контакт с аудиторией, способность адаптироваться к любой сценической ситуации, проис­ходит ли действие в кузове грузовика или па крыльце избы, стремление к импровизации, лаконизму и в то же время к широте диапазона выразительных средств.

В самом общем виде в режиссуре агитационно-худо­жественных представлений того периода условно можно выделить два направления, отметив при этом, что такого четкого разделения в действительности не существова­ло. Они тесно соприкасались, обогащали друг друга

Стр. 52

постановочными приемами, следуя за динамикой драма­тургии агитационных форм зрелищной работы или, нао­борот, побуждая к рождению новых сценарных приемов.

Сторонники первого направления обращались в боль шей степени не к психологической и эмоциональной сущности актера, а к его физическим возможностям, рабо­тая в основном над движением, пластической стороной сценического действия. С определенной степенью условности можно сказать, что сегодня эти два направления в какой-то мере созвучны понятиям «внешняя режиссу­ра» и «внутренняя режиссура», характеризующим два обще театральных направления — театр представления и театр переживания.

В связи с этим вспоминается ироническое удивление одного из рецензентов, посмотревшего в «Синей блузе» ораторию на тему о повышении качества продукции. Рецензент недоумевал: какая связь имеется между акте­ром, стоящим на голове и разводящим в воздухе ногами, и... качеством продукции? Действительно, погоня за пре­словутой «механизацией» жеста часто уводила режиссе­ров «Синей блузы» в дебри бессмыслицы.

Впрочем, режиссеры экспериментировали, искали пу­ти и формы решения принципиально новых социально творческих задач, и в этом поиске их ждали не только победы, но и поражения, и даже... такие вот курьезы.

Другое течение можно назвать театральным. Оно пошло по пути усложнения и углубления первоначально примитивной сценической формы «Живой газеты» не ограничивалось инсценированием, песенкой или докла­дом в лицах, хотя бы с пением и танцами, а искало спе­цифическую живгазетную пьесу и наиболее полные и богатые по своим возможностям театрализованные фор­мы ее воплощения. Это направление выдвинет из своих рядов ТРАМы; в соперничестве с ними утвердят свои агитационно-пропагандистские позиции, основанные на злободневности и актуальности конкретных задач, агит- пропбригады. Яркие, порой революционные творческие находки агитационно-художественных коллективов всех направлений обогатят традиционное театральное искус­ство, а во многом даже сформируют новые черты уве­ренно завоевывающего свои позиции советского театра.

* * *

Суммируя результаты аналитического обзора возник­новения и развития агитационно-художественного

Стр. 53

самодеятельного творчества в нашей стране, попытаемся сде­лать некоторые выводы, логично вытекающие из соци­ально-художественной природы этого вида творчества. Очевидно прослеживаемая связь социальных явлений рассматриваемого периода общественного развития и динамики организационно-творческих форм агитколлек­тивов, целей и характера их деятельности во многом поз­воляет экстраполировать эти выводы, извлекая из них возможные «уроки на сегодня», что может помочь про­гнозированию дальнейшей эволюции этого вида само­деятельного творчества. Вот наиболее важные из этих выводов:

1. Формирование и дальнейшее развитие агитацион­но-художественного движения как специфического явле­ния самодеятельного художественного творчества было обусловлено активной потребностью в самом широком использовании средств художественной выразительности в агитационно-пропагандистской работе первых лет мо­лодой Советской Республики, нацеленной на борьбу с внутренним и внешними врагами и направленной на строительство социализма в стране.

2. Актуальные, животрепещущие задачи дня, потреб­ности и специфика аудитории, конкретные обстоятель­ства деятельности обусловили возникновение и дальней­шее развитие соответствующих форм агитационно-худо­жественного воздействия и организационно-творческих принципов существования самодеятельных коллективов в различные исторические периоды: «Живой газеты», «Синей блузы», ТРАМов, агитпропбригад и др.

3. Анализ исторического развития агитационно-худо­жественного самодеятельного движения в нашей стране позволяет выявить тесную связь организационно-творче­ских форм существования агитколлективов с социаль­ными факторами жизни общества в различные периоды его развития вплоть до наших дней. В этом проявляется единство и неразрывность общественного и художест­венно-творческого аспектов деятельности агитационно- художественных коллективов.

4. С первых дней существования агитационно-художе­ственных коллективов ведущими принципами, их дея­тельности стали актуальность, злободневность, мобиль­ность в сочетании с конкретной фактической событий­ной основой сценарного материала, положившей начало документальной драматургии, за которой впоследствии утвердился термин «клубная драматургия».

Стр. 54

5. Сущностные черты, характер драматургии и выра­зительных средств режиссуры агитационно-художест­венных коллективов различных направлений формиро­вались в широком диапазоне — от простых форм «уст­ной», а затем «живой» газеты с их минимальной теат­рализацией до клубных пьес. Утверждая различными пе­риодами своего существования примат документально­сти, местного факта над художественным способом ос­мысления материала или, наоборот, максимальной теат­рализации в ущерб оперативной злободневности (перед ко и то, и другое делая с излишним максимализмом), агитколлективы тем самым утверждали, по существу, возможность и необходимость одновременного развития всех видов и форм агитационно-художественного само­деятельного творчества.

6. Являясь социально-художественным самодеятель­ным феноменом, агитационно-художественное творчест­во находилось в постоянном взаимодействии как с аги­тационно-пропагандистскими формами работы полит­просвета, так и с различными видами и жанрами лите­ратуры и искусства, испытывая на себе их влияние и. в свою очередь, обогащая их новыми приемами и мето­дами.

7. Агитколлективы каждого из направлений, сформи­ровавших свое творческое лицо и в определенный пери­од деятельности завоевавших свою аудиторию точным соответствием ее потребностям, в дальнейшем, как пра­вило, оказывались в плену выработанных собственных находок, некогда ярких и убедительных сценарных и ре­жиссерских приемов. Это приводило, с одной стороны, к утрате завоеванных прежде позиций, даже к распаду коллективов, а с другой — к возникновению новых орга­низационно-творческих форм работы, что еще лишний раз доказывает подлинность художественной природы нового вида самодеятельного искусства, которое разви­вается по сложным эволюционно-революционным зако­нам творчества.

Конечно, выводы, которые позволяет сделать опыт прошлого не ограничиваются только изложенным выше. Для каждого современного агитационно-художественно­го коллектива, для каждого руководителя он всегда бу­дет неисчерпаемым океаном ярких примеров, удач, оши­бок и новых достижений, которыми можно проверять свою деятельность.

Это утверждение не претендует па оригинальность:

Стр. 55

всеми сторонами своей жизнедеятельности это под­тверждают современные агитационно-художественные коллективы, вырвавшиеся за рамки одноплановых агитбригадных схем и узаконившие за последнее десятиле­тие многообразие своих организационно-творческих форм и направлений. Их детальный анализ еще впереди.

Исторический опыт дает убедительный отпор и пе­риодически возникающему скептицизму по поводу воз­можного заката агитационно-художественных форм са­модеятельного художественного творчества.

Всплески такого скептицизма — своеобразный про­тест против творческого застоя, схематического однооб­разия, декларативности,.которые еще нередки в агита­ционно-художественной деятельности. Он естествен (как естественны и творческие тупики), в нем не только от­рицание, но и непременный залог рождения новых, мо­жет быть, еще неизвестных направлений и форм. Это, пожалуй, самое главное, чему учит нас история, и бу­дущее агитационно-художественного движения будет зависеть и от того, как мы усвоим ее бесценные уроки.

Развернутый, преследующий определенные организа­ционно-творческие, методические цели разговор о дра­матургии и режиссуре еще предстоит. Но теория и прак­тика сценарного ремесла, режиссуры, опирающиеся на единые для любых видов сценического искусства — как самодеятельного, так и профессионального — законы, имеющие в каждом из них свою специфику, не раз еще потребуют от каждого из пас возвращаться к опыту прошлого, находя в нем серьезные основания для совер­шенствования нашей деятельности. Автор надеется, что и Читатель, знакомясь с другими главами этой книги, тоже не один раз вернется к ее историческому разделу, открывая в нем все новые и новые точки соприкоснове­ния с днем нынешним, неоценимые «уроки на сегодня».

Стр. 56


Беседа вторая

О ГЛАСНОСТИ

И ПРАВДЕ

Предметом художественного исследования совет­ского искусства всегда был и есть человек, его жизнь, боль и радость, мечты и деяния... Его труд.

Труд, человек труда — во всей сложности и много­гранности связей его с производством, коллективом, ок­ружающей жизнью — зона повышенного внимания по­давляющего большинства агитационно-художественных коллективов. Недаром в их программах сплошь и ря­дом мелькают цифры плана и фамилии передовиков или отстающих, проблемы поставок и результаты социа­листического соревнования, тонны, литры, метры выпу­щенной или, увы, невыпущенной продукции. Труд, его качество — проблема общегосударственная, а значит, и наша. Впрочем, это для всех агит бригадчиков аксиома, они доказали свою верность ей всей своей многолетней работой.

Но качество труда в известной мере категория нрав­ственная. Ведь в конечном счете качество работы неза­висимо от ее содержания связано и с уровнем созна­ния: на что человек устремлен, какими нравственными принципами руководствуется, чему отдает силы, какие интересы ставит во главу угла — узкособственнические или общественные.

Наш социалистический идеал — человек-коллективист, который не может пренебречь общественным благом в угоду личному, гражданин с активной жизненной пози­цией. Он не будет довольствоваться ролью пассивного исполнителя, не пойдет на сделку с совестью, как бы выгодно это ни было лично ему, не отведет в сторону

Стр. 57

глаза при виде рвача, расхитителя, разгильдяя. В своих действиях и поступках он руководствуется высшей целью, интересами социалистического общества. Это идеал!..

А в жизни, увы, приходится сталкиваться и с другой позицией — материального и духовного потребительства, дремучего индивидуализма с его лозунгом «Моя хата с краю». Такая позиция чужда самой природе на­шего строя, она идет вразрез со всей атмосферой, прин­ципами, нравственными устоями нашего общества. Имя ей одно — воинствующее мещанство, которое с законо­мерной неизбежностью засасывает своих привержен­цев в трясину бездуховности, эгоизма, иждивенчества... Сколько их, окопавшихся на этих позициях, воинствую­щих и тихих, вредных и... почти безвредных?!

Как это ни удивительно, старое прекрасное выраже­ние «жить по совести» по какой-то непонятной ошибке относят иногда как раз к тихому, смиренческому, обо­собленному способу жизни. Но ведь это глубоко не­верно!.. Лучшие человеческие образцы, будь то в ис­кусстве или в жизни, опровергают этот тезис. Жить по совести — значит бороться за лучшее завтра, за чело­века и человечество, за правду! Павел Власов и Павка Корчагин, Олег Кошевой и Ульяна Громова, Мересьев и Серпилин, Чешков и Потапов — перечень героев в на­шем искусстве, литературе, а тем более в реальной жиз­ни каждый из вас продолжит сам. Вот они — жили и жи­вут по совести!

Совесть — самое важное, самое бесценное качество человека любой профессии и любого ранга. Она явля­ется придирчивым и беспощадным контролером твоих поступков на работе и в быту, самым безотказным пре­дохранителем от проступков любого рода, этических и производственных.

Совесть не дает человеку на любом посту, на любом месте, где бы он ни находился, быть ленивым, бездея­тельным, чванливым, ставить собственные интересы выше общественных.

Совесть не просто «характеристика души», это кате­гория идеологическая. И как идеологическая категория в агитационно-художественном самодеятельном твор­честве она определяет и социальные, и творческие ус­тремления, выступая доминантой художественного ос­мысления окружающей действительности и собственной жизненной позиции участников агитколлектива.

Стр. 58

Быть не может двух мнений —

Так должно быть везде:

Агитатор на сцене —

Ударник в труде! —

заявляет агитбригада «Резец» г. Донецка в начале од­ной из своих программ, и это проявление категории «совесть», ибо бессовестно агитировать других выпол­нять и перевыполнять планы, давать «на-гора» продук­цию только высшего качества, проявлять чудеса трудо­вого героизма, а самим плестись в хвосте этой самой трудовой жизни. (Как тут не вспомнить агитпропбригады 30-х годов?!)

Конечно, организационно-творческая жизнь различ­ных агитационно-художественных коллективов — агитзвеньев, агитбригад цехового направления и агит­бригад, агиттеатров, сформированных по произвольно­му признаку, — различна. Деятельность первых нередко практически невозможна без неукоснительного соблю­дения принципа: «Агитатор на сцене — ударник в тру­де!» В деятельности вторых порой такая прямая и не­расторжимая связь между творческим, результатом и собственным отношением участников к труду не броса­ется в глаза, нет столь явной обратной связи, присущей агитколлективам цехового направления. Но это смяг­чающее обстоятельство кажущееся.

Вспомните слова К. Станиславского: «Вы хотите, что­бы пошляк и каботин 1 бросал человечеству со сцены возвышающие, облагораживающие людей чувства и мысли? Вы хотите за кулисами жить маленькой жизнью мещанина, а выйдя на сцену, сравняться... с Шекспи­ром»,— говорил он, подчеркивая, что ничтожная лич­ность не может создать на сцене подлинно художест­венный, глубокий образ. И это об актерах профессио­нальных, способных, казалось бы, прикрыть актерской техникой издержки своих человеческих качеств! А в са­модеятельности, да еще агитируя, призывая к действию других?! Даже при богатых от природы актерских дан­ных, таланте, наработанном мастерстве участника агита­ционно-художественная деятельность, как лакмусовая бумажка проявляет его социальное лицо — «шила в "мешке не утаишь»! И наоборот, социально активная личность может проявить себя независимо от

__________________

1. Бродячий актер, актеришка, комедиант (франц.).

Стр. 59

природного дара, актерского таланта (что является весьма важным обстоятельством в условиях художественной самодеятельности, непрофессионального творчества). Градус ее активности по степени воздействия на «свою» аудиторию становится определяющим в формировании «температуры зала», порой заменяя — и эффектив­но! — недостаток мастерства, таланта, или, скажем так, приходя ему на помощь.

Напоминание из теории:

Социальную активность можно определить как со­циально значимую деятельность или отношение лично­сти, побуждаемые внешней или внутренней необходимо­стью, причем внешняя необходимость (общественная потребность) осознается как личный интерес...

Говоря обо всем этом, мы в конечном итоге гово­рим о долге каждого из нас, о долге гражданском, нравственном, о позиции борца, который не удовлетво­ряется малым, не допускает никаких поблажек и по­слаблений ни для себя, ни для тех, кому и про кого го­ворит агитбригада. Ибо прогресс общества, ускоре­ние — научно-техническое, социально-экономическое, духовное — будут достигнуты всеми вместе, и только тогда, когда они осуществятся каждым из нас лично.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: