Итак, сценарные формы, используемые «Живой газетой».
Подарки. Принцип этой формы очень несложен. Живгазетчики дарят разным людям или учреждениям остроумные подарки, которые подчеркивают их достижения или недостатки. Например, плохо оборудованным баням преподносят дырявый таз; завкому, который запарился в работе, — веник, сопровождая соответствующим пояснительным текстом.
Загадки, пословицы. Это также очень простая форма, заключающаяся в отгадывании требуемого слова по рифмованным частушкам. Иногда выступает в виде вопроса-загадки.
Первый.
Угадать, вы. не хотите ль.
Кто наш Костин-управитель?
Он бумажкам очень рад, —
Значит, Костин...
Второй. Бюрократ!
Или:
Первый. Головная боль в желудке, температура 40° — после того как градусник около свечи подогрел. В кармане бюллетень... Кто это?
Стр. 45
Лото. Необходимое содержание зачитывается по мере выкриков того или иного номера. Например:
Ведущий. Восемнадцать...
Первый....предложений рабочих...
Второй....по рационализации производства...
Третий....проведено в жизнь.
Здесь, как и в самой игре в лото возможны выигрыши или проигрыши в зависимости от содержания номеров.
Викторина. Ее можно использовать для освещения местного материала. Интересные результаты может дать такой способ проведения викторины: вопросы общего характера, в «мировом масштабе», а ответы узкоместные. Контраст заинтересовывает, привлекает внимание. Например:
Первый. А кто построил падающую башню в Италии?
Второй. Хы, ясно кто, паш... (Указать местную плохо строящую организацию.)
Первый. А кто разрушил Рим?
Второй. Разрушил? Не иначе как... (Указать фамилию местного хулигана.) Он еще, когда в пьяном виде бузил да стекла бил, так кричал: «Р-р-разрушу, чисто место будет».
Конечно, можно вопросы ставить и прямо, с таким расчетом, чтобы ответы возникали у слушателей.
Живгазетный музей. Форма, очень напоминающая «подарки». Здесь делается обзор экспонатов музея, причем показ каждого экспоната увязывается со злободневными фактами. Например, громадная чернильница оказывается обитаемой, в ней живет главбух Иван Иванович — бюрократ. Музей может быть в зависимости от темы выступления историческим, растратным, волокитным п т. п.
Удочка. Выступающий — рыбак с удилищем в руках— закидывает леску за кулисы или в бездонную бочку, стоящую над отверстием в полу, и вытаскивает «рыбку за рыбкой» — живых людей, причем подбор персонажей зависит от темы. Само собой разумеется, что приманки на крючке должны меняться. Задача автора — указать их.
Частушки-загадки. В конце каждой частушки должно указываться слово-отгадка. Хорошо, если это
Стр. 46
слово будет отгадываться хором самими слушателями. Например:
Чтоб узнать про все на свете
В книге или же в газете,
Чтоб науку изучать,
Надобно уметь... (читать).
Коль неграмотность добьем,
Сразу лучше заживем,
Зацветет у нас тогда
Царство вольного... (труда).
Вещевая лотерея. Билеты и вещевые выигрыши, связанные с местными фактами, случаями, подбираются в законченный номер.
Живгазбриз. Представляется живгазетное бюро изобретении, куда приходят изобретатели, приносящие с собой художественно оформленные заметки-изобретения, отражающие местный материал.
Письма. На сцене два живгазетчика ведут переписку, в процессе которой воссоздаются события и факты местной жизни. Основное в этой форме заключается в сохранении стиля письма: «Здравствуй, дорогой друг Витя...».
Лубок. Эта форма представляет собой «оживающую» картинку с кукольными персонажами. На картоне или полотне рисуются в зависимости от темы известные типы. Для действующих лиц делают прорези, откуда высовывается их голова (так называемые тантамарески). Каждый участник либо отдельно выступает, либо ведет диалог с другими. Содержание лубка — агитка, как правило, сатирическая. В лубке галерея местных типов или международных (политическая сатира) может быть подана в более наглядной и интересной форме. Лубочный текст лучше всего комбинировать из райков, частушек, народных песен и т. д. Темы могут быть самые разнообразные.
Клоунада. Это диалог, в основе которого лежит анекдот, или ряд анекдотов, построенных на недоразумениях. Недоразумение — основа всякой клоунады. Оно может выражаться в слове; в жесте, например, человек размахнулся, чтобы ударить, а вместо этого почесал за ухом; в вещи, употребляемой не по назначению, скажем, ведро надевается на голову. В качестве образца клоунады, приспособленной к живогазетным целям, возьмем статью (напоминаем, статьей в программах
Стр. 47
«Живой газеты» назывались эпизоды на определенную тему) о ликвидации неграмотности. Выходит громко плачущий человек с письмом в руках. На вопросы второго: «Что
случилось? Мать умерла? Дом сгорел? Отец удавился?» — следует ответ: «Хуже. Хуже. Хуже». Наконец, когда второй приводит совершенно нелепые догадки, первый, после небольшой паузы, заявляет: «Да я читать не умею». Так заходит разговор о вреде неграмотности. После клоунады незаметно переходят к серьезной статье о ликвидации неграмотности в данном округе, приводят цифры, описывают очередные задачи и т. п.
Клоунада строится в плане диалога, участвуют два лица (реже — три), из которых один умен и стоит вне недоразумений, другой, наоборот, все время подвержен недоразумениям. Словесная форма клоунады требует крайней заостренности, краткости фраз, неожиданностей и т. д.
Комический хор. Этой формой пользовались еще дореволюционные гротесковые театры. Например, все участники изображают оборванцев, инвалидов и больных, представляя таким образом в зависимости от темы отдельных лиц, организации и пр. (Вспомним, кстати, хор нищих в «Трех грошовой опере» Бертольда Брехта.) От каждого тянутся веревочки, сходясь радиусами к руководителю хора. Руководитель тянет то за одну, то за другую веревочку, в ответ ему откликаются пением отдельные хористы. Потянув все сразу, руководитель достигает того, что поет весь хор. Потешные костюмы и преувеличенно шутовской тон исполнителей требуют от автора остро юмористических куплетов, а весь ход действия, несомненно, должен отвечать требованиям шаржа.
Заголовок. Он необходим для того, чтобы сообщить зрителю название газеты (имеется в виду название коллектива «Живой газеты»); какому вопросу посвящен очередной ее номер (программа); что в номере наиболее важно, на что в первую очередь должен обратить внимание зритель. Самым распространенным видом подачи заголовка является марш-парад (вступительная песня сегодняшних агитбригадных программ):
Мы красных живгазетчиков
Веселый строй!
Мы новости последние
Несем с собой!
У нас статей большой запас
Стр. 48
И прибаутки есть для вас,
II песню любую Вам споем.
Так слушайте же нас, и стар, и млад.
Готов для вас Живых статей запас.
Мы жнвгазетчиков веселый строй,
Их в лицах разыграем вам сейчас.
Дальше участники сообщают название газеты, произносят лозунги дня и объявляют содержание.
Е. Лобов и Е. Пермяк в книге «Живая театрализованная газета» (М.; Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1932.) приводят несколько примеров построения заголовка:
1- й. Выходит живгазетчик и развертывает плакат с надписью-названием живой театрализованной газеты. Объявляет коротко то, что требуется, в том числе и содержание номера.
2- й. Экран, на котором демонстрируются один за другим диапозитивы с текстами:
«Ударники» — живая театрализованная газета клуба имени Ленина»;
«№ 11, 22 июля 1931 года»;
«Сегодня в номере: «Женевские трюки»; «Волк на псарне» — фельетон; «Кто и как борется за промфинплан?»— местное обозрение; «Школы без дров» — статья; «Наши типы» — юмористическая подборка».
3-й. Выходят двое, бросают в зал пачки листовок с содержанием номера.
4-й. Открывается занавес, за ним большой плакат, на котором все написано.
Концовка. Последний выход всех участников. Этим выходом газетчики прощаются со слушателями, говорят последние приветствия, высказывают пожелания на будущее:
Конец всегда венчает дело,
Пред вами наш последний лист.
В нем серп и молот в узоре смелом
С звездою красною сплелись.
Страницы наши вы пролистали,
Живые строчки все прочли...
С веселой песни мы начинали
И с той же песенкой ушли.
Стр. 49
Нельзя не упомянуть использование в решениях эпизодов весьма распространенного приема — персонажа-маски. Среди масок наибольший интерес представляют традиционные и любимые всеми персонажи многих живгазетных программ, рожденные вековой культурой народа, — Петрушка и Дед-раешник.
Исконный герой народного балагана — Петрушка предстает наивным крестьянином, плохо разбирающимся в политической обстановке. Он гостеприимно и доверчиво сажает за свой стол и кормит буржуя, кулака, дезертира. Вовремя подоспевший Рабочий объясняет- Петрушке его ошибку.
Рабочий.
Как ты, Петрушка, не разгадал,
В какую компанию попал?
Ведь эти лиходеи
Сидят у тебя на шее...
И вот в финале Петрушка обращается к публике:
Эй вы, мотайте себе на ус,
Отрезал каждый лишний кус,
Не ропщите на тяжёлое время.
Помогите рабочему нести бремя.
Он за нас во как старался...
Так в доходчивой, веселой, комедийной форме сценка разъясняла политическую обстановку, агитировала за Советскую власть.
Любая местная хроника вполне поддавалась обработке «с помощью» Петрушки. Его дубинка и остроты обрушиваются на пьянство, волокиту, бюрократизм. Песни, частушки, уличные романсы — все это нашло себе место в сценах с Петрушкой.
Герой другой народной формы, применяемой в «Живой газете», Дед-раешник — веселый балагур, моралист, сплетник, рассказчик, информатор. Начинается раек с приветствия, обращенного к зрителям:
Здравствуй, люд честной,
И старый и молодой!
Старики бородатые —
Шапки мохнатые,
Старики, старушки —
В избе хлопотушки,
Мужики степенные —
Стр. 50
Хозяева отменные,
Пареньки веселые —
Комсомольцы толковые.
Молодушки — вострушки,
Девчата — хохотушки.
И все, кому было не лень
Прийти к нам в сегодняшний день.
Всем вам шлет привет Раешник дед-всевед 1
Дальше идет сам раек. Иногда Дед-раешпик ведет его просто как беседу с публикой, иногда решает свой выход в виде райка с иллюстрациями, райка с подарками, райка с музеем или в виде коробейника и т. д.
Например, раешник-коробейник выходит с большим коробом, из которого вытаскивают один за другим различные предметы:
А вот замочек — замок
На председательский роток,
А то у нас председателем был хват —
Что ни слово, то мат.
Так, бывало, ругается,
Что лошадушки пугаются...
Мужики с собрания бегут,
А бабам и вовсе капут.
А вот бумажка-бедняжка
Насчет земельной запашки,
Подал ее мужик весной,
А ответа не дождался ни летом, ни зимой.
Гляди — на ней десяток подписей.
Да сотня резолюций,
А толк от нее все равно куций.
Была она на девяносто одном заседании,
А мужик по сию пору в ожидании... 2
А для наиболее точного понимания характера, внутреннего строя райка вспомним классический раек А. С. Пушкина в «Сказке о попе и о работнике его
Балде»:
Делать нечего — собрали полный оброк
Да на Балду взвалили мешок.
Идет Балда, покрякивает.
______________
1Живая газета «Сов. — Торг — Служащий». Л., 1924. № 3. С. 8.
2Лапоть. 1926. Л» 8. С. 4.
Стр. 51
A поп, завидя Балду, вскакивает.
За попадью прячется,
Со страху корячится.
К слову сказать, этим героем А. С, Пушкина воспользовался в свое время один из популярнейших живгазетных авторов — Демьян Бедный, написавший раек «Сказка о батраке Балде и о страшном суде».
Пути поиска сценарного решения программы в целом и каждого ее эпизода разнообразны и непредсказуемы, они отражают в себе огромный комплекс специфических условий и обстоятельств жизнедеятельности агитационно-художественного коллектива, а потому, как бы пи казались привлекательными и очевидными примеры из опыта прошлого, не следует замыкаться на них, отрезая себе пути для дальнейшего творческого развития. Тем не менее они могут оказать несомненную конкретную помощь начинающим коллективам и руководителям на определенном этапе их развития, как, впрочем, и другие примеры из опыта агитационно-художественного движения, которые встретятся на страницах этой книги, и в первую очередь опыта современного.
Совершенно естественно, что сценарная практика агитационно-художественных коллективов первых лет Советского государства дошла до наших дней в большей сохранности и наглядности, чем опыт режиссерский, постановочный, который хотя и был зафиксирован в рецензиях, режиссерских указаниях, иногда в развернутых ремарках, по не может быть понят, почувствован сегодня во всей своей полноте и нюансах живого действа. Тем не менее отдельные принципы и особенности живгазетной режиссуры, дошедшие до нас, представляют большой интерес для современных агитбригад. Их отличает коллективность исполнения, его дружный и бодрый темн, физкультурные навыки, танцевальный и актерский эксцентризм, прямой контакт с аудиторией, способность адаптироваться к любой сценической ситуации, происходит ли действие в кузове грузовика или па крыльце избы, стремление к импровизации, лаконизму и в то же время к широте диапазона выразительных средств.
В самом общем виде в режиссуре агитационно-художественных представлений того периода условно можно выделить два направления, отметив при этом, что такого четкого разделения в действительности не существовало. Они тесно соприкасались, обогащали друг друга
Стр. 52
постановочными приемами, следуя за динамикой драматургии агитационных форм зрелищной работы или, наоборот, побуждая к рождению новых сценарных приемов.
Сторонники первого направления обращались в боль шей степени не к психологической и эмоциональной сущности актера, а к его физическим возможностям, работая в основном над движением, пластической стороной сценического действия. С определенной степенью условности можно сказать, что сегодня эти два направления в какой-то мере созвучны понятиям «внешняя режиссура» и «внутренняя режиссура», характеризующим два обще театральных направления — театр представления и театр переживания.
В связи с этим вспоминается ироническое удивление одного из рецензентов, посмотревшего в «Синей блузе» ораторию на тему о повышении качества продукции. Рецензент недоумевал: какая связь имеется между актером, стоящим на голове и разводящим в воздухе ногами, и... качеством продукции? Действительно, погоня за пресловутой «механизацией» жеста часто уводила режиссеров «Синей блузы» в дебри бессмыслицы.
Впрочем, режиссеры экспериментировали, искали пути и формы решения принципиально новых социально творческих задач, и в этом поиске их ждали не только победы, но и поражения, и даже... такие вот курьезы.
Другое течение можно назвать театральным. Оно пошло по пути усложнения и углубления первоначально примитивной сценической формы «Живой газеты» не ограничивалось инсценированием, песенкой или докладом в лицах, хотя бы с пением и танцами, а искало специфическую живгазетную пьесу и наиболее полные и богатые по своим возможностям театрализованные формы ее воплощения. Это направление выдвинет из своих рядов ТРАМы; в соперничестве с ними утвердят свои агитационно-пропагандистские позиции, основанные на злободневности и актуальности конкретных задач, агит- пропбригады. Яркие, порой революционные творческие находки агитационно-художественных коллективов всех направлений обогатят традиционное театральное искусство, а во многом даже сформируют новые черты уверенно завоевывающего свои позиции советского театра.
* * *
Суммируя результаты аналитического обзора возникновения и развития агитационно-художественного
Стр. 53
самодеятельного творчества в нашей стране, попытаемся сделать некоторые выводы, логично вытекающие из социально-художественной природы этого вида творчества. Очевидно прослеживаемая связь социальных явлений рассматриваемого периода общественного развития и динамики организационно-творческих форм агитколлективов, целей и характера их деятельности во многом позволяет экстраполировать эти выводы, извлекая из них возможные «уроки на сегодня», что может помочь прогнозированию дальнейшей эволюции этого вида самодеятельного творчества. Вот наиболее важные из этих выводов:
1. Формирование и дальнейшее развитие агитационно-художественного движения как специфического явления самодеятельного художественного творчества было обусловлено активной потребностью в самом широком использовании средств художественной выразительности в агитационно-пропагандистской работе первых лет молодой Советской Республики, нацеленной на борьбу с внутренним и внешними врагами и направленной на строительство социализма в стране.
2. Актуальные, животрепещущие задачи дня, потребности и специфика аудитории, конкретные обстоятельства деятельности обусловили возникновение и дальнейшее развитие соответствующих форм агитационно-художественного воздействия и организационно-творческих принципов существования самодеятельных коллективов в различные исторические периоды: «Живой газеты», «Синей блузы», ТРАМов, агитпропбригад и др.
3. Анализ исторического развития агитационно-художественного самодеятельного движения в нашей стране позволяет выявить тесную связь организационно-творческих форм существования агитколлективов с социальными факторами жизни общества в различные периоды его развития вплоть до наших дней. В этом проявляется единство и неразрывность общественного и художественно-творческого аспектов деятельности агитационно- художественных коллективов.
4. С первых дней существования агитационно-художественных коллективов ведущими принципами, их деятельности стали актуальность, злободневность, мобильность в сочетании с конкретной фактической событийной основой сценарного материала, положившей начало документальной драматургии, за которой впоследствии утвердился термин «клубная драматургия».
Стр. 54
5. Сущностные черты, характер драматургии и выразительных средств режиссуры агитационно-художественных коллективов различных направлений формировались в широком диапазоне — от простых форм «устной», а затем «живой» газеты с их минимальной театрализацией до клубных пьес. Утверждая различными периодами своего существования примат документальности, местного факта над художественным способом осмысления материала или, наоборот, максимальной театрализации в ущерб оперативной злободневности (перед ко и то, и другое делая с излишним максимализмом), агитколлективы тем самым утверждали, по существу, возможность и необходимость одновременного развития всех видов и форм агитационно-художественного самодеятельного творчества.
6. Являясь социально-художественным самодеятельным феноменом, агитационно-художественное творчество находилось в постоянном взаимодействии как с агитационно-пропагандистскими формами работы политпросвета, так и с различными видами и жанрами литературы и искусства, испытывая на себе их влияние и. в свою очередь, обогащая их новыми приемами и методами.
7. Агитколлективы каждого из направлений, сформировавших свое творческое лицо и в определенный период деятельности завоевавших свою аудиторию точным соответствием ее потребностям, в дальнейшем, как правило, оказывались в плену выработанных собственных находок, некогда ярких и убедительных сценарных и режиссерских приемов. Это приводило, с одной стороны, к утрате завоеванных прежде позиций, даже к распаду коллективов, а с другой — к возникновению новых организационно-творческих форм работы, что еще лишний раз доказывает подлинность художественной природы нового вида самодеятельного искусства, которое развивается по сложным эволюционно-революционным законам творчества.
Конечно, выводы, которые позволяет сделать опыт прошлого не ограничиваются только изложенным выше. Для каждого современного агитационно-художественного коллектива, для каждого руководителя он всегда будет неисчерпаемым океаном ярких примеров, удач, ошибок и новых достижений, которыми можно проверять свою деятельность.
Это утверждение не претендует па оригинальность:
Стр. 55
всеми сторонами своей жизнедеятельности это подтверждают современные агитационно-художественные коллективы, вырвавшиеся за рамки одноплановых агитбригадных схем и узаконившие за последнее десятилетие многообразие своих организационно-творческих форм и направлений. Их детальный анализ еще впереди.
Исторический опыт дает убедительный отпор и периодически возникающему скептицизму по поводу возможного заката агитационно-художественных форм самодеятельного художественного творчества.
Всплески такого скептицизма — своеобразный протест против творческого застоя, схематического однообразия, декларативности,.которые еще нередки в агитационно-художественной деятельности. Он естествен (как естественны и творческие тупики), в нем не только отрицание, но и непременный залог рождения новых, может быть, еще неизвестных направлений и форм. Это, пожалуй, самое главное, чему учит нас история, и будущее агитационно-художественного движения будет зависеть и от того, как мы усвоим ее бесценные уроки.
Развернутый, преследующий определенные организационно-творческие, методические цели разговор о драматургии и режиссуре еще предстоит. Но теория и практика сценарного ремесла, режиссуры, опирающиеся на единые для любых видов сценического искусства — как самодеятельного, так и профессионального — законы, имеющие в каждом из них свою специфику, не раз еще потребуют от каждого из пас возвращаться к опыту прошлого, находя в нем серьезные основания для совершенствования нашей деятельности. Автор надеется, что и Читатель, знакомясь с другими главами этой книги, тоже не один раз вернется к ее историческому разделу, открывая в нем все новые и новые точки соприкосновения с днем нынешним, неоценимые «уроки на сегодня».
Стр. 56
Беседа вторая
О ГЛАСНОСТИ
И ПРАВДЕ
Предметом художественного исследования советского искусства всегда был и есть человек, его жизнь, боль и радость, мечты и деяния... Его труд.
Труд, человек труда — во всей сложности и многогранности связей его с производством, коллективом, окружающей жизнью — зона повышенного внимания подавляющего большинства агитационно-художественных коллективов. Недаром в их программах сплошь и рядом мелькают цифры плана и фамилии передовиков или отстающих, проблемы поставок и результаты социалистического соревнования, тонны, литры, метры выпущенной или, увы, невыпущенной продукции. Труд, его качество — проблема общегосударственная, а значит, и наша. Впрочем, это для всех агит бригадчиков аксиома, они доказали свою верность ей всей своей многолетней работой.
Но качество труда в известной мере категория нравственная. Ведь в конечном счете качество работы независимо от ее содержания связано и с уровнем сознания: на что человек устремлен, какими нравственными принципами руководствуется, чему отдает силы, какие интересы ставит во главу угла — узкособственнические или общественные.
Наш социалистический идеал — человек-коллективист, который не может пренебречь общественным благом в угоду личному, гражданин с активной жизненной позицией. Он не будет довольствоваться ролью пассивного исполнителя, не пойдет на сделку с совестью, как бы выгодно это ни было лично ему, не отведет в сторону
Стр. 57
глаза при виде рвача, расхитителя, разгильдяя. В своих действиях и поступках он руководствуется высшей целью, интересами социалистического общества. Это идеал!..
А в жизни, увы, приходится сталкиваться и с другой позицией — материального и духовного потребительства, дремучего индивидуализма с его лозунгом «Моя хата с краю». Такая позиция чужда самой природе нашего строя, она идет вразрез со всей атмосферой, принципами, нравственными устоями нашего общества. Имя ей одно — воинствующее мещанство, которое с закономерной неизбежностью засасывает своих приверженцев в трясину бездуховности, эгоизма, иждивенчества... Сколько их, окопавшихся на этих позициях, воинствующих и тихих, вредных и... почти безвредных?!
Как это ни удивительно, старое прекрасное выражение «жить по совести» по какой-то непонятной ошибке относят иногда как раз к тихому, смиренческому, обособленному способу жизни. Но ведь это глубоко неверно!.. Лучшие человеческие образцы, будь то в искусстве или в жизни, опровергают этот тезис. Жить по совести — значит бороться за лучшее завтра, за человека и человечество, за правду! Павел Власов и Павка Корчагин, Олег Кошевой и Ульяна Громова, Мересьев и Серпилин, Чешков и Потапов — перечень героев в нашем искусстве, литературе, а тем более в реальной жизни каждый из вас продолжит сам. Вот они — жили и живут по совести!
Совесть — самое важное, самое бесценное качество человека любой профессии и любого ранга. Она является придирчивым и беспощадным контролером твоих поступков на работе и в быту, самым безотказным предохранителем от проступков любого рода, этических и производственных.
Совесть не дает человеку на любом посту, на любом месте, где бы он ни находился, быть ленивым, бездеятельным, чванливым, ставить собственные интересы выше общественных.
Совесть не просто «характеристика души», это категория идеологическая. И как идеологическая категория в агитационно-художественном самодеятельном творчестве она определяет и социальные, и творческие устремления, выступая доминантой художественного осмысления окружающей действительности и собственной жизненной позиции участников агитколлектива.
Стр. 58
Быть не может двух мнений —
Так должно быть везде:
Агитатор на сцене —
Ударник в труде! —
заявляет агитбригада «Резец» г. Донецка в начале одной из своих программ, и это проявление категории «совесть», ибо бессовестно агитировать других выполнять и перевыполнять планы, давать «на-гора» продукцию только высшего качества, проявлять чудеса трудового героизма, а самим плестись в хвосте этой самой трудовой жизни. (Как тут не вспомнить агитпропбригады 30-х годов?!)
Конечно, организационно-творческая жизнь различных агитационно-художественных коллективов — агитзвеньев, агитбригад цехового направления и агитбригад, агиттеатров, сформированных по произвольному признаку, — различна. Деятельность первых нередко практически невозможна без неукоснительного соблюдения принципа: «Агитатор на сцене — ударник в труде!» В деятельности вторых порой такая прямая и нерасторжимая связь между творческим, результатом и собственным отношением участников к труду не бросается в глаза, нет столь явной обратной связи, присущей агитколлективам цехового направления. Но это смягчающее обстоятельство кажущееся.
Вспомните слова К. Станиславского: «Вы хотите, чтобы пошляк и каботин 1 бросал человечеству со сцены возвышающие, облагораживающие людей чувства и мысли? Вы хотите за кулисами жить маленькой жизнью мещанина, а выйдя на сцену, сравняться... с Шекспиром»,— говорил он, подчеркивая, что ничтожная личность не может создать на сцене подлинно художественный, глубокий образ. И это об актерах профессиональных, способных, казалось бы, прикрыть актерской техникой издержки своих человеческих качеств! А в самодеятельности, да еще агитируя, призывая к действию других?! Даже при богатых от природы актерских данных, таланте, наработанном мастерстве участника агитационно-художественная деятельность, как лакмусовая бумажка проявляет его социальное лицо — «шила в "мешке не утаишь»! И наоборот, социально активная личность может проявить себя независимо от
__________________
1. Бродячий актер, актеришка, комедиант (франц.).
Стр. 59
природного дара, актерского таланта (что является весьма важным обстоятельством в условиях художественной самодеятельности, непрофессионального творчества). Градус ее активности по степени воздействия на «свою» аудиторию становится определяющим в формировании «температуры зала», порой заменяя — и эффективно! — недостаток мастерства, таланта, или, скажем так, приходя ему на помощь.
Напоминание из теории:
Социальную активность можно определить как социально значимую деятельность или отношение личности, побуждаемые внешней или внутренней необходимостью, причем внешняя необходимость (общественная потребность) осознается как личный интерес...
Говоря обо всем этом, мы в конечном итоге говорим о долге каждого из нас, о долге гражданском, нравственном, о позиции борца, который не удовлетворяется малым, не допускает никаких поблажек и послаблений ни для себя, ни для тех, кому и про кого говорит агитбригада. Ибо прогресс общества, ускорение — научно-техническое, социально-экономическое, духовное — будут достигнуты всеми вместе, и только тогда, когда они осуществятся каждым из нас лично.