Истина о том, что социальные, нравственные, психологические процессы формирования общества, тем более нового, требуют чрезвычайной осторожности, впрямую относится к такому тонкому и острому инструменту, как критика во всех формах ее проявления.
«Чрезвычайная осторожность» — это и художественно-творческая категория, она содержит в себе и требования к соблюдению вкуса, такта, чувства меры.
«О ты, который сочетал с глубоким чувством вкус столь верный...» — к каждому ли из нас сегодня приложим эти полные глубокого смысла пушкинские слова, где «вкусу» дается определение «верного»?
Не засорены ли кое-где «источники вкуса», как засоряются реки и озера? Этому нередко способствуют и средства массовой информации — радио, телевидение, забавляющие свою многомиллионную аудиторию шлягерами не самого высокого ранга, и наш кинопрокат со своими пресловутыми «Анжеликами» и «Пиратами XX века», да мало ли еще что?..
Устоять перед этим, увы, не мелким половодьем очень непросто, оно легко проникает в сознание, а надо устоять, удержаться, бережно сохраняя, воспитывая в
Стр. 90
себе ростки подлинного вкуса, высокой культуры, отбирая в окружающем нас мире книг, музыки, живописи, театра самые высокие образцы, которые станут нашими учителями и хранителями. А мы порой выходим на сцену, вольно или невольно стараясь потакать невзыскательному вкусу части аудитории, особенно аудитории молодежной, которая иногда изрядно путается, шарахаясь из стороны в сторону, во вкусовых ориентирах. Искусство, тем паче искусство художественной агитации и пропаганды, — область деятельности, ответственной за духовный мир человека, за его формирование как личности. И идти на поводу у зрителя, оправдывая себя тем, что «иначе не поймут», «не примут», «не понравится», — занятие здесь не всегда благородное. (А ты сделай настолько талантливо, настолько убедительно, чтобы и поняли, и приняли, и понравилось, а не плетись в хвосте невзыскательной аудитории!)
Искусство и сфера обслуживания — ведомства разные. Это в торговой сети лозунг «Клиент всегда прав» прогрессивен во всех случаях. Искусство же не только обязано понимать вкус и эстетические требования публики, но и формировать этот вкус, эти требования. По известному определению, художник должен быть «чуть впереди».
А юмор, этот верный спутник критики, еще более ужесточает и без того серьезные требования к нашему вкусу, такту, чувству меры. (Признаемся, что найдется еще немало людей, готовых «поржать» потому, что увидели на сцене откровенную безвкусицу и пошлятину, или просто потому, что «... нос на боку». И так проста, так легко достижима может быть эта радостная для тех, кто на сцене, реакция зала, что порой растворяются в тумане ориентиры вкуса, предательски толкая нас на мель...)
Критика, сатира, юмор — до чего же трудное дело!.. В. Г. Белинский не случайно писал: «Искусство смешить труднее искусства трогать...»
Критика, сатира, юмор — до чего же это ответственное дело!..
«Словом можно убить, словом можно спасти...» — сказал поэт. И это настолько точно по своей сути, что даже не выглядит художественным преувеличением.
«Убить словом» — задача, встречающаяся в агит- бригадной практике настолько редко, что о ней можно было бы и не говорить, если бы это не случалось — не-
Стр.91
вольно, незапланированно, неожиданно для нас самих, но случалось. Потому снова напомню: требуется осторожность!..
А вот «спасти» — для критики (сатиры, юмора) задача самая распространенная, самая общественно значимая, самая благородная! И об этом необходимо помнить.
Таких — не убоимся этой формулы — «дел по спасению»— невпроворот! Это и наш повседневный (порой такой убогий) быт, и наши условия труда (порой застрявшие на уровне начала века), и многострадальная экология, наука, культура... Завидный пример подает нам центральная печать — газеты, журналы, теле- и кинопублицистика. Но никакой самый мощный арсенал всесоюзных средств массовой пропаганды и агитации не освободит нас от наших конкретных, «частных» агитбригадных дел. А ведь еще надо преодолеть в каждом — в каждом!— невольно задержавшегося с недалеких времен Фому неверующего с его убеждением: «посмотрим, что дальше будет, а пока погодим». Нельзя «годить», некогда, история не оставила нам времени на стороннее ожидание, никто ничего не сделает за нас, вместо нас, для нас. Ни в экономике, ни на производстве, ни в культуре... И никто не сделает того, что должны, обязаны сделать агитбригады в это очень непростое, очень важное для страны время, когда речь идет — ни больше, ни меньше — о нравственном здоровье общества,
Стр.92
ДРАМАТУРГИЯ
АГИТАЦИОННО
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Главное, что определяет специфику агитационно-художёствённого творчества, — это его документальная сценарная основа. Документ и факт — активные, убедительные средства, нашедшие в драматургии агитколлективов различные формы своего выражения: от простого их переноса на сцену до глубокого художественного обобщения. В сценариях активно используются конкретные события, факты, имена для того, чтобы на близком и понятном материале решить важнейшие политические, хозяйственные, нравственные проблемы, решить своими средствами в целях максимального эмоционального воздействия на зрителя.
Суть искусства художественной агитации и пропаганды необычайно точно и емко определил А. В. Луначарский, понимавший его как такой пропагандистский процесс, в котором «благотворно действующие на общество идеи заключены в художественную форму, т. е. прежде всего действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах» 1.
Сказанное выше можно с полным правом отнести к сегодняшнему самодеятельному искусству художественной агитации и пропаганды, имея в виду тесное единство общественного и художественного. Соединение в искусстве художественной агитации и пропаганды этих двух начал делает его наиболее значимым и актуальным видом клубной самодеятельности. Это единство роднит самодеятельное искусство художественной
__________________
1 Луначарский А. В. Критика и критерии. М., 1938. С. 230. 04
Стр. 94
агитации и пропаганды с профессиональным искусством, передовой отряд которого не мыслит свое творчество без «точного отражения ритма, движения жизни, главных тенденций ее процесса, активного вторжения в жизнь каждого коллектива, каждого человека» 1.
Опираясь на единые творческие основы драматургии и режиссуры, самодеятельные агитационно-художественные коллективы, живущие в особых, нежели профессиональные творческие организмы, условиях, решающие в основном свой конкретный круг задач,, имеющие, как правило, свою стабильную аудиторию, отличный от профессиональных коллективов состав участников, специфические принципы и направления деятельности коллектива, требуют и специфического характера этой драматургии, ее выразительных средств.
Главная черта драматургии агитколлективов — тесная связь содержания, идейной направленности с насущными задачами времени, стремление наиболее полно и ярко отобразить окружающую жизнь, остро чувствуя актуальные, волнующие свою аудиторию проблемы и откликаясь на них, что в конечном итоге способствовало бы идейно-политическому, эстетическому, нравственному воспитанию трудящихся, повышению их социальной активности.
Основой любой драматургии прежде всего является непрерывно развивающееся целенаправленное действие, выраженное в столкновении характеров, убеждений через поступательную логическую цепь событий. Действие (а не внешнее его проявление), в основе которого лежит конфликт, — главный признак драматургии.
Никакая логическая последовательность, часто встречающаяся во многих клубных сценариях, — хронологическая, биографическая, даже сюжетная — не может подменить подлинную действенную основу драматургии.
Целенаправленность непрерывного действия обусловливает его развитие, нарастание, преодоление преград во имя того, что является главной мыслью, идеей произведения. Этому должно быть подчинено все: выбор документальной фактической основы будущего сценария, привлечение того или иного литературного или музыкального материала, отбор выразительных средств драматургии, способ контакта со зрительным залом
______________
1. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. 2-е изд. М, 1972. С. 30.
Стр. 95
и т. д., и, наконец, сама композиция драматургического произведения. Отсутствие или расплывчатость непрерывной линии действия является свидетельством отсутствия четкого драматургического замысла, который должен содержать в себе гражданское, идейное толкование фактов, событий, характеров, замысла, являющегося предощущением будущего сценария и его эпизодов.
Тема, идея, замысел, решение, композиция, действие, конфликт — понятия, обязательные для любой драматургии, в этом проявляется естественное и закономерное родство драматургии агитколлективов с драматургией кино, телевидения, и прежде всего с драматургией театра и эстрады, с которыми ее объединяет сценический характер воплощения материала. Отличие же не в существе, а в конкретных, частных, локальных задачах и способах их решения.
Драматургия агитколлектива, как правило, определяет и способ контакта со зрителями, его открытую публицистичность, прямое обращение в зрительный зал. Такой характер драматургии, логично вытекающий из активных, сегодняшних злободневных задач, имеет и свой практический смысл, связанный с последующим ее воплощением. Уровень актерского мастерства большинства участников не дает им права на равных конкурировать с традиционным театром в области психологической драмы, а публицистически открытый, прямой прием реализации сценарного материала может опереться на подлинную гражданскую заинтересованность, активность, искренность участников в не меньшей степени, чем театр на развитый актерский аппарат, на высокое мастерство труппы.
Задачи агитационно-художественных коллективов, их драматургии связаны с воспитательными задачами партии и государства. Выполнение этих задач требует идейной убедительности и страстности, способности увлечь и повести за собой людей, то есть всего того, что отличает искусство агитации и пропаганды.
Жить одной жизнью со своим зрителем, знать его чаяния, проблемы, победы означает еще и не отставать от этой жизни. А это требует от агитбригадной драматургии оперативности и мобильности. Для нее вполне подходит старый лозунг эстрады: «Утром в газете — вечером в куплете», только читать его следует несколько по-другому: утром — в окружающей тебя жизни
Стр. 96
предприятия, твоей лично, в жизни твоей страны, вечером — на сцене.
Оперативность, умение мгновенно сориентироваться, увидеть, понять, принять решение роднит клубную драматургию еще с одним видом деятельности — журналистикой.
.Такой, по нашему мнению, должна быть сегодня документальная драматургия агитколлективов, возникающая на стыке театра, телевидения, журналистики, социологии, публицистики, пропаганды и вбирающая в себя их основные черты: широту художественного обобщения, психологическую глубину, яркость формы, информативность, конкретность и доказательность, зоркость и оперативность, точность исследований, публицистическую страстность и идейную убежденность.
Как же создается агитбригадная драматургия? Каким должен быть этот процесс?
Наши издательства выпускают репертуарные сборники для самодеятельной эстрады. Отдельные номера и фрагменты агитбригадных программ публикуются в журналах. Кое-что из этого используется агитбригадами, но далеко не все и не часто. И это закономерно, потому что в основе репертуара каждого коллектива должна лежать особая, своя драматургия, драматургия местного факта, питающаяся конкретными событиями из жизни предприятия, учебного заведения, совхоза или колхоза. Как своеобразный объектив, драматургия агитколлектива призвана фиксировать и творчески осмысливать весь этот материал.
Большая же часть рекомендуемого репертуара, созданного профессиональными авторами, зачастую не подходит по темам, способам их решения, не учитывает творческую специфику коллектива и участников, не дает возможности органично использовать местный материал.
Все это побуждает агитационно-художественные коллективы создавать свой репертуар, иногда полностью для всей программы, иногда частично. Чаще всего сценарные заботы ложатся на плечи руководителей, определенных участников или на специально существующие агитколлективах сценарные группы. Реже к созданию драматургического материала привлекаются местные клубные литературные объединения или авторы со стороны.
Рожденное собственными творческими усилиями
Стр. 97
произведение, как правило, оказывается во многом выразительнее, острее, эффективнее, чем «чужое», хотя с литературной точки зрения и может оказаться менее совершенным. Авторы таких сценариев, конечно, используют многое из того, что наработано многолетним практическим опытом, осуществляя подбор уже существующих произведений или фрагментов, целиком и полностью отвечающих задачам и тематике программы или требующих определенной доработки, приближения к конкретной ситуации. Как правило, из этих произведений нельзя составить весь сценарий, они могут стать лишь определенной его частью. Причем использование готовых элементов сценария наиболее эффективно для решения таких тем, которые выходят за рамки узких, локальных задач конкретного производственного коллектива, связаны с важнейшими событиями в жизни страны, борьбой за мир, с явлениями достаточно типическими, обобщенными.
Однако наиболее эффективным, как показывает практика, становится такой путь создания сценария, когда в работе над ним заняты все участники агитколлектива, действия которых координируются и направляются руководителем.
Главное достоинство такого подхода к созданию сценария — в огромном воспитательном воздействии этого процесса на самих участников, — процесса, в котором проходится своеобразная школа гражданской, социальной активности.
«Мы решили подготовить в ближайшие месяцы несколько программ, одна из них отразит ход соревнования на отделении дороги, другая посвящена предстоящим свершениям, — рассказывают участники одной из агитбригад. — Чтобы в выступлениях агитбригад всегда отражались самые свежие «сводки рабочего дня», наши самодеятельные артисты на своих рабочих местах установили нечто вроде агитбригадовских постов, внимательно наблюдающих за достижениями и промахами в работе...
Все, что наши товарищи увидят у себя на работе, все, что мы узнаем от активистов и общественности наших предприятий, постараемся переложить на язык художественных образов, воплотить в песне, фельетоне, частушках, сценках...»
Такой путь работы над сценарием свойствен многим агитколлективам.
Стр. 98
Анализ последовательной и целенаправленной деятельности по созданию сценарной основы агитбригад- ного представления позволяет выявить основные этапы этой работы:
1. Выбор темы (тем).
2.. Ознакомительный период (предварительная работа над конкретными материалами, фактами, событиями, с людьми).
3. Формирование драматургического замысла.
4. Окончательный отбор фактического материала.
5. Работа над сценарием.
Проявление той или иной темы будущего произведения, то есть того круга явлений, которые предполагается рассмотреть, определяется прежде всего потребностями аудитории и задачами агитколлектива в области идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического воспитания.
Определить тему будущего произведения (эпизода) можно только в результате изучения и анализа:
задач, поставленных партийными, советскими, государственными руководящими органами в области идейно-политического, нравственного, эстетического воспитания (с последующей конкретизацией их с учетом местных условий и требований);
среды, в которой протекает деятельность агитационно-художественного коллектива, ее потребностей и интересов (с учетом особенностей различных групп населения);
деятельности других организаций и учреждений культуры и искусства в целях координации своей работы и определения ее места в общей системе воспитания трудящихся;
перспектив своей работы в целях выявления возможностей последовательной и планомерной организационно-творческой и воспитательной деятельности в этом направлении;
всех организационно-творческих, материально-технических, финансовых и других возможностей коллектива. В самом общем виде на этом этапе определяются: тема будущего произведения; место и время его проведения;
численность и социально-демографический состав аудитории;
характер предполагаемого сценического действия;
срок окончательной готовности.
Стр. 99
Таким образом, выбор, определение темы в результате изучения, анализа и обобщения необходимых факторов и обстоятельств являются в конечном итоге тем фундаментом, от прочности которого во многом зависит будущее здание произведения.
Темы (или цикл тем) могут уточняться и конкретизироваться в дальнейшем в зависимости от дополнительно полученных данных, возможных изменений, актуальных требований жизни и т. д., поэтому в работе над сценарием может возникнуть этап уточнения темы (ряда тем).
Обоснование окончательно утвержденных тем будущего сценического произведения, изложение всех факторов, повлиявших на принятие решения, целей, которые ставит перед собой коллектив в этой работе, составляют основу своеобразного задания сценаристу.
Особое внимание при составлении задания должно быть уделено определению творческих, материально-технических и финансовых возможностей, которыми может располагать коллектив для реализации планируемого произведения. Пожелания и условия, выявленные в задании сценаристу, не являются ограничением его творческой фантазии (о чем свидетельствует огромный опыт воплощения драматургических произведений, базировавшихся на конкретных фактах, судьбах, событиях, созданных для конкретных театров с их определенными творческими и материально-техническими возможностями). Многое зависит здесь от характера формулировки задания, которое не должно содержать в себе обязательных требований по существу драматургии, то есть не должно заранее определять дальнейшую творческую работу, выбор выразительных средств, композиционное построение фрагментов и эпизодов будущего сценария.
Создание будущего произведения требует скрупулезного поиска наиболее точной и аргументированной формулировки задания сценаристу, являющегося своего рода социальным заказом. Работа по составлению такого задания позволяет ориентировочно определить и характер будущего произведения.
(Так, например, небольшой красный уголок общежития или зрительный зал на сто человек и творческие (актерские) возможности коллектива, с одной стороны, и большой парк культуры и отдыха с огромной открытой площадкой массового действия — с другой, предполагают
Стр. 100
различную по своим выразительным средствам драматургию.)
Выявление и формулировка основных задач, определение условий и возможностей организационно-творческой деятельности коллектива логически завершаются выбором определенного сценарного направления.
С детального изучения этих задач и условий и начинается непосредственная деятельность по созданию сценария, причем процесс этот — неформальный, творческий — является началом ознакомительного этапа работы, когда все, что входит в круг объектов ознакомления, может дать толчок фантазии авторов сценария, пробудить их творческое воображение.
Ознакомительный период предполагает и поиск драматургических решений как произведения в целом, так и каждого из эпизодов будущего сценария. Однако до момента появления основной идеи произведения невозможно приступить непосредственно к написанию окончательного варианта сценария. Только замысел является тем стержнем, который организует конкретный материал, эпизоды и элементы сценария, способствует возникновению непрерывной действенной линии. До появления замысла еще неизвестно, что из отобранных фактов, из рожденного творческой мыслью может и должно войти в будущий сценарий, какие выразительные средства будут использованы, поэтому на этом этапе еще не происходит точного отбора необходимого материала, а идет процесс накопления знаний, эмоциональных ощущений, творческого потенциала и, самое главное, процесс подлинного постижения потребностей аудитории, ее забот, радостей, проблем, всех сторон жизни тех людей, для которых создается драматургическое произведение.
Предварительный поиск и отбор фактического и документального материала предполагают знакомство с конкретными людьми, героями труда, рабочими коллективами, их биографиями и делами, изучение различных сторон их жизни, среды? в которой они трудятся и живут, ознакомление с документами, письмами, архивными материалами, а также с художественными произведениями, впрямую или косвенно относящимися к заданной теме.
Накопление творческого потенциала и освоение необходимого материала подготовляют почву для формирования замысла.
Яркий, точный замысел, рожден
Стр. 101
манием задач, потребностей аудитории, ее особенностей, глубоким проникновением в жизнь и, конечно, талантом художника, всегда индивидуален, он определяет всю дальнейшую работу сценариста, проявляя до того неясные очертания будущего произведения.
Именно отсутствием замысла отмечены некоторые произведения клубной драматургии, и по этой причине на различных клубных сценах с разной аудиторией появляются одинаковые сценарии, содержащие в себе шаблонные эпизоды, ходы, решения.
Точный замысел, определяющий строй будущего произведения, позволяет кратко изложить его в виде творческой заявки, своеобразного краткого пересказа фабулы, событийного pjpa или сценарного плана.
Определенным показателем, индикатором драматургического замысла, точного и образного понимания сценаристом своей главной цели является название сценария или его эпизода. Длительный поиск названия — нередко уже после окончания работы над сценарием — может свидетельствовать не только и не столько о действительном поиске наиболее яркого и образного заглавия, сколько о зыбкости и неопределенности замысла, отсутствии основной, ведущей мысли в драматургии. И это уже не подлинный творческий поиск, а некий формальный перебор вариантов, результатом которого нередко являются названия нейтральные, ложнопатетические, может быть, даже и выразительные, но существующие сами по себе, вне связи с главной мыслью сценария.
Согласование, корректировка и утверждение творческой заявки — важнейшие акты в процессе работы над произведением. Они позволяют задолго до появления готового сценария представить предполагаемый объем работы, и прежде всего идейно-художественные возможности будущего сценария. Разумеется, не всякая интересная творческая заявка обязательно приведет к талантливому сценарию (процесс создания его — процесс творческий, в нем возможны неудачи и промахи), однако она во многом определяет успех будущего произведения. И наоборот, слабая, аморфная творческая заявка, нечеткий, невыразительный замысел, как правило, дают некачественный результат. Поэтому утверждение творческой заявки — это признание верности избранного пути, подтверждение возможности и необходимости окончательной работы над сценарием.
Стр. 102
Рассмотренные выше этапы драматургического процесса, очевидные для создания самостоятельного оригинального произведения, не менее правомочны для работы по созданию сценариев, смонтированных из готовых кусков или эпизодов (так называемые компилятивные сценарии). Это, как правило, монтажи, составленные ^ из заимствованных текстов, эпизодов, построенные на использовании известных сюжетов.
Однако ход работы над драматургией такого произведения остается прежним, этап формирования замысла определяет критерии выбора того или иного готового номера или эпизода, участие того или иного исполнителя и т. д. В противном случае этот набор становится случайным, выбор тех или иных фрагментов производится лишь по принципу их соответствия теме, а не замыслу произведения, а этот принцип неконкретен, недоказателен и ведет к появлению случайных эпизодов, так как рамки темы бесконечно широки.
В том случае, когда авторы сценария используют произведения, созданные помимо них, или включают в ткань сценария готовые, уже отрепетированные номера, фрагменты фильмов и т. п., характер творчества на этом этапе не меняется, только ускоряется сам процесс написания. Сценарист в соответствии с замыслом выстраивает эпизоды в определенном, творчески осознанном, необходимом порядке.
Сам процесс написания сценария по-прежнему предполагает постоянное изучение документального и художественного материала, знакомство с конкретными людьми, творческими и материально-техническими возможностями клуба, только на этот раз поиск узконаправленный, он определен существованием уже сформированного замысла. На этом этапе происходит окончательный отбор необходимого материала и уточнение реальных обстоятельств воплощения будущего сценического произведения.
Учитывать реальную ситуацию, реальные обстоятельства и возможности последующей сценической реализации драматургического материала не означает ставить их во главу угла, считать их отправной точкой творческого процесса. Наоборот, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, творческий процесс только тогда активен, только тогда может привести к интересным, значительным результатам, к неожиданному яркому решению, когда сценарист стремится
Стр. 103
к идеалу. Искать нужно идеальное выражение замысла, отбросив в этом поиске идеала реальные обстоятельства н условия. И уже потом, после того, как стало осязаемым драматургическое выражение замысла, вступают в силу реальные условия, конкретные обстоятельства. Начинается этап «технологический». Здесь-то и кроются порой простейшие и интересные ходы, неожиданные решения, точные, лаконичные детали. Тот же принцип поиска идеальных решений в реальных обстоятельствах распространяется и на работу режиссера в процессе воплощения сценария.
На этапе реализации замысла, поиска путей его решения сценаристом используется весь неисчерпаемый арсенал выразительных средств драматургии (факт, художественный вымысел, композиция, поэтическое слово, ритм и т. д.) в целях создания нового, оригинального, подлинно художественного современного произведения, и современность эта определяется прежде всего гражданственностью его звучания, партийностью позиции художника, высокой идейностью замыслов.
Новизна драматургического материала определяется не только количеством и качеством новой информации, хотя она и является веским аргументом в общей структуре произведения. Сценарист тщательно отбирает информацию, документальное свидетельство, факт, обрабатывает, обогащает и преображает творчески во имя основной, главной мысли. Только в этом случае рождается действенный, подлинно художественный образ.
В драматургическом материале закладываются все основы дальнейшей работы и во многом определяются достоинства и недостатки будущего произведения. Конечно, нередки случаи, когда настоящая, интересная драматургия не находит достойного сценического воплощения, теряет в процессе репетиционной работы идейную и художественную ценность по вине режиссера или всего коллектива, из-за возможных случайностей и разного рода обстоятельств. Однако почти невозможно появление значительных сценических работ, основанных па слабой, аморфной драматургии, если только этот материал предварительно не был в ходе постановочной работы изменен (а по существу, переписан) режиссером или коллективом.
Таков в самом общем виде сложный и многоплановый процесс создания драматургической основы агитационно-художественного представления.
Стр. 104
Конечно, у разных агитколлективов - при создании сценария разные возможности. И не всегда есть время и условия для скрупулезного, последовательного прохождения каждого из этих этапов, хотя бы из-за необходимости крайне оперативно отреагировать на то или иное событие, ту или иную ситуацию.
И все-таки даже в случаях подобного рода эти этапы, как правило, существуют. Просто интервалы между ними резко сокращаются, отпадают какие-то второстепенные моменты, путь становится короче. И важнейшая роль в этом процессе принадлежит самому начальному его периоду — выбору темы, рожденной актуальной потребностью среды, и отбору фактической событийной основы. Вот как характеризует этот период Г. Звягинцев, руководитель агитбригады «Кристалл» горно-обогатительного комбината Ковдорслюда: «Не знаю, как в других коллективах, а для нас самое сложное — собрать факты, которые можно использовать в программе. Нужно взвесить все «за» и «против». Только убедившись в том, что факт заслуживает «публикации», что иные средства оказались в данном случае бессильны, мы отбираем его для программы».
Точно найденный, отобранный из множества других факт нередко может содержать в себе если не сам драматургический замысел, то питательную почву для пего или его зерно, надо только суметь разглядеть его, ощутить возможное его развитие в дальнейшем творческом процессе.
Рассказывает руководитель народной агитбригады «Резец» Г. Янов:
— Мы как раз готовили программу, посвященную новым формам социалистического соревнования. Фактов накопилось много, но чего-то им еще недоставало. Окрыленности, что ли? И вот мы обрели эти крылья.