Так, например, по мнению 51,3 процента участников агитколлективов, сформированных по произвольному признаку, и 87 процентов участников агитколлективов цехового направления, их активная деятельность в избранном виде агитационно-художественного творчества оказывает большое влияние на рост результативности в основной работе, резко сокращает возможность нарушения трудовой дисциплины.
Цели и задачи деятельности агитационно-художественных коллективов, особенности их организации, учебно-воспитательной и творческой работы, характер взаимодействия с аудиторией, трудовым коллективом выдвигают, как показывает опыт, перед агитбригадовцами
1 Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. — М., Наука, 1981. С. 39.
Стр. 75
обязательные требования, рожденные самой природой этого боевого вида массового художественного творчества: вести свою агитационно-пропагандистскую работу не только со сцены, но и вне ее. И это обстоятельство еще более расширяет и усиливает их действенность, еще более повышает социальную значимость агитационнохудожественного коллектива. Эта работа и есть зеркало воспитательного эффекта.
Особенности деятельности агитационно-художественного движения определяют и специфический характер оценки ее результата, который имеет в подавляющем большинстве случаев не только и не столько художественную ценность, сколько ценность практическую, «утилитарную», связанную с решением конкретных задач в жизни своего трудового коллектива. В этом проявляется огромное общественное значение агитационно-художественного самодеятельного творчества, определяемое злободневной местной тематикой и постоянно действующей конкретной «обратной связью», максимально очевидной в деятельности агитколлективов цехового направления.
Поэтому одним из самых главных, определяющих критериев работы агитационно-художественного коллектива становится степень их влияния на формирование общественного мнения. А чтобы влиять, надо знать, насколько действенным было каждое выступление, в какой степени оно способствовало пропаганде нового, прогрессивного, помогло ли искоренить недостатки. Конкретность социально-художественных задач, стоящих перед агитбригадами, побуждает анализировать связь между результатом своей деятельности и окружающей жизнью, в первую очередь жизнью и делами трудового коллектива. В программах многих коллективов, например народной агитбригады «Горизонт» шахты Центральная г. Воркуты, «Шуровка» глиноземного цеха Богословского алюминиевого завода Свердловской области, «Мы — тракторостроители» Ташкентского тракторного завода имени 50-летия СССР и многих, многих других,
Стр. 76
возникла и эффективно действует постоянная рубрика: «По следам наших выступлений». Нередко такая общественно-художественная форма творческой деятельности агитбригад диктуется самой жизнью, как это произошло, например, в работе народного коллектива агитбригады «Рында» г. Жданова (руководитель А. Рожинский). В одной из ее программ был такой эпизод.
Участники программы. Существуют браки не родственные,
Не семейные, а производственные.
Первый участник. Свидетельство о браке. Выдано участку мастера (следует фамилия) механического цеха... (Далее конкретный материал о заводском браке.)
Второй участник. Свидетельство о браке. Выдано слесарю корпусного участка...
Все участники.
За все мы с тобой в ответе!
Это отнюдь не пустяк!
От этого брака дети —
Халатность! Распущенность! Брак!
После первого же выступления агитбригады большинство работников, «отмеченных» в агит представлении, резко повысили качество своей работы, после чего обратились к агитбригаде с просьбой «взять обратно свидетельство о браке». Агитколлектив с удовольствием сделал это в своей следующей программе, правда, составив новые «свидетельства» на других нерадивых работников.
Разумеется, в большинстве случаев трудно вычленить заслуги общественно-художественной деятельности агитбригады среди общих усилий и мер, принимаемых администрацией предприятий, партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями, так как деятельность агитационно-художественного коллектива самым тесным образом связана с деятельностью административно-хозяйственного, партийного, профсоюзного руководства предприятия, села, региона. Как известно, в своем постановлении «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» министерства обязало, все ведомства, хозяйственных руководителей «создавать все необходимые условия для развития художественной самодеятельности на
Стр. 77
предприятиях, в школах, училищах». В этой связи следует отметить, что позиция руководителя вообще является мощным фактором, влияющим на развитие художественного самодеятельного творчества. Но особое значение она приобретает для функционирования именно агитационно-художественных коллективов, специфика работы которых требует нередко незамедлительной общественной, административной реакции — принятия определенных мер, изменения определенных производственных ситуаций и т. д. Ведь в своих представлениях агитбригады, как правило, вскрывают негативные явления, оперируют острыми, злободневными фактами, что не всегда устраивает отдельных руководителей — поддержка такой деятельности и тем более инициатива по ее формированию и развитию требуют особой принципиальности, мужества, самокритичности. Анализ существующего опыта показывает, что те руководители, которые оказывают активную поддержку развитию агитационно-художественного творчества на всех уровнях: от цехового агитзвена до городского агиттеатра, — по- настоящему болеют за дело, понимая важную роль агитколлективов в деле идейно-политического, нравственного, трудового воспитания людей, в решении конкретных народнохозяйственных задач.
Вот выдержки из архива агитбригады «Рында»:
«Ждановский горком партии рекомендовал всем парторганизациям города обсудить статью дважды Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР т. Гиталова «Дума о хлебе». В ней ярко была отражена забота о выполнении Продовольственной программы страны.
По заданию парткома агитбригада «Рында» подготовила программу, которую неоднократно с успехом показывала в своих производственных подразделениях и на агитплощадках микрорайона».
...В центре города Жданова, в сквере у городского театра, находится братская могила отряда продразверстки, бойцы которого погибли в 20-е годы в борьбе с кулаками. Бойцы отряда подверглись жестокому истязанию: местные жители нашли их мертвыми, со вспоротыми животами, заполненными зерном...
...Мы молча стоим под распахнутым небом,
Вокруг колобродит весна,
В сердцах принесенная горсточка хлеба —
Не ты ли Россию спасла?! —
пели агитбригадовцы.
Далее шел инсценированный рассказ, своеобразная театрализованная беседа о статье Гиталова «Дума о хлебе»:
...Мы явственно видим дел панораму,
И не случайно тема сейчас —
Продовольственная программа!..
Что лично сделал каждый из нас!..
Затем шел разговор о конкретных задачах: шефской помощи колхозам, выполнении заказов сельского хозяйства, экономии хлеба в быту.
На сессии Верховного Совета СССР, состоявшейся в июне 1983 года, посвященной принятию Закона СССР о трудовых коллективах, в одном из выступлений упоминалось о Донецкой шахте имени Засядько, которая благодаря усилиям всего коллектива из отстающей вышла в передовые. Этот успех в полной мере разделяет и агитбригада этой шахты «Донецкий уголек», принимавшая активное участие в ликвидации недостатков в работе шахты. Так, в одной из ее программ — «НОТ наоборот» — на мотив известной песни звучало:
Мы едем, едем, едем
Не в дальний край с тобой,
Мы больше часа едем
К себе в родной забой!
Выступление агитбригады ускорило решение одной из многочисленных проблем, мешающих работе шахты: через некоторое время была введена новая, дополнительная клеть. •
Еще пример из опыта агитационно-художественной деятельности коллективов Донецкой области: в механическом цехе Ждановского судоремонтного завода цеховой партийной организацией был проведен рейд по проверке загрузки оборудования, который обнаружил простои его во вторую и третью смены. Но повышение сменности — большая и длительная работа, связанная с изменением жизненного уклада работающих. Агитзвену «Корабел» было поручено провести своими,
Стр. 79
агитационно-художествеиными, средствами разъяснительную работу, доказать необходимость и целесообразность перемен.
Тесной связью с руководством предприятия отмечена и деятельность народной агитбригады «Резец» Рутчеиковского рудоремонтного завода. Выступления агитбригады поддерживают и направляют партком, комитет профсоюза, администрация завода. Они требуют от руководителей подразделений давать ответ на каждое критическое замечание, призывают к порядку тех, кто попал на заметку «Резца». Примечательно, что не раз директор завода собирал всех начальников цехов, предлагая им посмотреть новую сатирическую программу агитбригады, а потом назначал сроки устранения отмеченных в программе недостатков.
Четырнадцать цеховых агитбригад действуют на металлургическом заводе г. Белая Калитва Ростовской области, где введены в практику их выступления перед партийным и хозяйственным активом завода, после чего следует обсуждение наиболее острых и важных проблем, поднятых в агит представлениях, и намечаются конкретные пути их разрешения.
Поскольку активная заинтересованность административно-хозяйственных руководителей является одним из существенных условий развития самодеятельного агитационно-художественного творчества, особое значение приобретает разъяснительная работа во всех звеньях руководства, вовлечение его в составы оргкомитетов смотров, советов по развитию художественного самодеятельного творчества, агитационно-художественного движения на предприятиях, в колхозах, совхозах, в различных учреждениях и учебных заведениях, разработка соответствующих документов, закрепляющих его участие в этой деятельности. Эта разъяснительная работа должна проводиться как партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями, так и культурно-просветительными работниками на различных уровнях руководства художественным самодеятельным творчеством, руководителями агитационно-художественных коллективов, их активом.
Агитационно-художественный самодеятельный коллектив — одно из самых эффективных звеньев идеологической, воспитательной работы клуба, условия и обстоятельства его жизнедеятельности требуют взаимосвязи и единства всей системы воспитательного
Стр. 80
воздействия, «чтобы самодеятельность масс обслуживалась объединенными силами существующих организаций, ибо порознь взятая помощь массам со стороны этих организаций ничтожна» 1. Единство партийного, административного, общественного и организационно-творческого руководства — важное и необходимое условие существования самодеятельности всех видов и жанров искусства, оно приобретает особую значимость для развития и эффективной деятельности агитационно-художественных коллективов. Это определяется злободневным, актуальным характером их работы, ее нацеленностью на решение конкретных идейно-воспитательных и народнохозяйственных задач. В конечном итоге в этом еще раз проявляется и единство общественной и художественнотворческой природы деятельности современных агитбригад, чья убежденность и страстность, способность увлечь и повести за собой людей, самоотверженность и высокая отдача, помноженные на постоянный кропотливый поиск, всегда были и будут залогом успеха этой деятельности.
Стр. 81
Беседа третья
О КРИТИКЕ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ
ОСТОРОЖНОСТИ
«Естественный принцип жизнедеятельности нашего общества — критика и самокритика. Без них нет развития»
Смелость, честность, принципиальность, пронизывающие всю атмосферу партийного съезда, — это страстный призыв к нам, агитбригадчикам, активизировать свою работу, сделать ее результаты еще более эффективными, конкретными, осязаемыми. Без самого заинтересованного участия всех честных советских людей, и в первую очередь рядовых искусства художественной агитации и пропаганды, в сложном очищающем процессе борьбы за лучшее завтра нашей страны, нашего народа самые точные и мудрые слова могут потерять свою живительную силу.
Но ведь критика — это и наше главнейшее оружие! И то, что на общегосударственном уровне выявляется в партийных, государственных, профсоюзных документах,— это и наши цели, наши «мишени», только менее масштабные, которые ждут, чаще всего с опаской, своей агитбригады. И целей этих пока еще, увы, предостаточно, так что спокойной жизни для агитбригадчиков в ближайшее время не предвидится. Да и несовместимые это понятия — спокойная жизнь и агитационно-художественное творчество. Сегодня от нас ждут как раз обратного — деятельного беспокойства!
Требования партии: немилосердно избавляться от стяжателя, хапуги, пресловутой «лапы», вора, очковтирателя,
Стр. 82
волокитчика... Назовите хоть кого-нибудь, кто не разделяет этой точки зрения?! Вроде нет таковых. А все равно проблемы ликвидируются крайне медленно.
Коренной перелом, радикальные перемены, ускоренное развитие... А ведь зачастую, горячо ратуя за радикальные перемены в нашем сознании и поступках, мы не обращаем серьезного внимания на то, что на самом деле нас цепко удерживает инерция старых представлений и схем. Мы привыкли, притерлись, срослись, а потому не видим, не замечаем, не реагируем... Не пора ли вернуть изначальный, подлинный смысл целому ряду прижившихся в нашей жизни понятий: «взял» (на производстве, у потребителя) — значит украл; «дал» (распределителям ценностей—материальных или престижных) — значит взятку; «приписал» (ради себя или своего коллектива) — обманул государство; «достал» (дефицитный товар)— нарушил право других; «сорвался» (с работы)—прогулял; «отписался» (в ответ на претензию) — проявил бюрократизм, незаметно оказавшийся снова одним из опаснейших врагов нашего общества. О нем предупреждал еще В. И. Ленин, дав этому понятию точное, классическое определение: «Бюрократизм означает подчинение интересов дела интересам карьеры, обращение сугубого внимания на местечки и игнорирование работы, свалку за кооптацию вместо борьбы за идеи».
«...Вместо борьбы за идеи». Что может быть страшнее?! Неточные и искаженные данные — плановые, отчетные. Что стоит за ними? Физиономии карьеристов. Людей, ищущих легкие пути наверх. Разрастаясь, двигаясь по иерархической лестнице, фальшивая информация «подпирает» работников разных уровней. Начиная с «невинного» обмана, они быстро доходят до циничной лжи и грубого очковтирательства...
Негодный стиль непременно сопровождается подавлением критики и забвением гласности, расправой над неугодными людьми, окружением себя подхалимами. Так легче добывать реальные блага за счет мнимых результатов.
В наш повседневный лексикон как-то незаметно вкрались и такие выражения: «несоблюдение технологической дисциплины», «конструктивные недоработки», «некачественное изделие» и пр. Мы привыкли к подобным формулировкам, притерпелись к ним.
Стр. 83
Между тем все эти словесные изыски давно пора заменить одним внятным и емким словом — халтура!
Халтура — это скверно сконструированная, еще хуже сделанная и потому никому не нужная вещь, это впустую истраченные материалы, труд и деньги, это возмущение и негодование многих тысяч людей. Это плохая работа.
А несуны? И слово-то какое возникло — почти ласковое, словно нежно пожурили, вместо того чтобы использовать старое, проверенное — вор!
И что же: бюрократы, очковтиратели, несуны, доставалы и другое жулье разнокалиберного пошиба — невидимки из романа Герберта Уэллса?! Рядом с ними никого нет? Вакуум? Никто с ними не трудится бок о бок, не перебрасывается в курилке мнениями о футболе или кинофильме? Не видим? Не замечаем? Не реагируем? Или на этом предприятии (в колхозе, цехе, отделе) нет агитбригады? Так создайте сейчас же и включайтесь в борьбу!..
Ведь если я гореть не буду,
И если ты гореть не будешь,
И если мы гореть не будем,
Так кто же здесь рассеет тьму? —
поэт спрашивает об этом и у нас с вами!..
А может быть, боимся?.. Ну, не боимся — опасаемся чего-то? Недовольства коллег по работе, косого взгляда начальника? Нарушения трусливого принципа «не выносить сор из избы»? Не видим, не замечаем, не хотим связываться, но в то же время с радостью и искренней надеждой вчитываемся в партийные документы и ждем с нетерпением, когда же, наконец, все то, на что надеемся, произойдет. Но как, по мановению какой волшебной палочки? Без нас, без каждого из нас, само собой? Чудес не бывает, само ничего не произойдет! А значит, — активнее, острее, деятельнее надо работать, быть смелее, точнее, конкретнее!
Цитаты из центральных газет, какими бы точными и злободневными они ни были, многократно повторяемые в одиночку и хором, ритмично и темпераментно, а костюмах и декорациях участниками различных агитбригадных программ, еще не позволяют нам говорить о наиболее полном и уж тем более эффективном нашем участии в идеологической работе. КПД таких выступлений невысок: редкий человек не читает ежедневно
Стр.84
но газет, не слушает радио, не смотрит телевизор... Ах, как хотелось бы, чтобы, скажем, агитбригада цеха № 7 или птицефермы № 3, помимо этих верных, точных и злободневных цитат, всегда проникала бы в умы и души своей аудитории, своего зрителя, разоблачая не вообще несунов, а того-то и того-то по фамильно, не вообще бюрократизм, а бюрократов такого-то и такого-то, не вообще призывала бороться за мир, а раскрывала, как это возможно именно в конкретных обстоятельствах трудовой жизни цеха № 7 или птицефермы № 3. А то, боюсь, вволю посмеявшись над гипотетическим несуном, свой, с именем и фамилией, несун снова спокойно будет таскать домой государственную продукцию; бюрократ, восторженными овациями поддержав борьбу с бюрократизмом, уверенно будет восседать в своем кресле и далее, а кое-кто, охотно посмотрев на борьбу с пьянством «вообще», пойдет «пропустить по стаканчику» сразу же после агитбригадного представления.
Не многовато ли у нас, в нашем самодеятельном агитационно-художественном хозяйстве этой активной, темпераментной, яркой деятельности «вообще»?! А вроде бы труда потрачено немало — не легко ведь дается эта яркость, темпераментность, слаженность на сцене! Хоть и не легко, но все-таки... легче, чем, скажем, бороться с пьянством не в беломраморных дворцах культуры в свете прожекторов, а играя свою программу возле пивных точек, которые народ метко окрестил «мутным глазом», где, между прочим, в определенное время постоянно появляется определенного толка народец, создав своеобразный «клуб по интересам»! (К слову сказать, народная агитбригада «Горизонт» из Воркуты уже сыграла свою антиалкогольную программу в ресторане «Воркута».) Может быть, со всей принципиальностью ахнуть по бюрократизму все- таки легче, чем повысить голос на «уважаемого Иван Иваныча»?! «Может быть, куда легче, — я цитирую ироническую реплику, прозвучавшую на VIII съезде Союза писателей, — пожалеть незримых обитателей далекого ливерпульского дома, нежели конкретную бабку в соседнем окошке?..» Нет-нет, я не протестую против тем и проблем типических, драматургии обобщенной — эта часть агитационно-художественного движения реально существует и будет существовать всегда, и было бы по меньшей мере неразумно не замечать или отрицать
Стр. 85
ее. Но... оставим типическую драматургию коллективам, способным ее поднять (ведь они смыкаются здесь с коллективами профессиональными, в какой-то степени вступая с ними в творческую конкуренцию), — агит- театрам широкого ведомства, широкой географии. Или агитбригадам, где со временем выросли по-настоящему яркие, одаренные актеры, которым стали тесны одежды конкретной сиюминутной агитбригадной драматургии, которые стремятся «поиграть роли», а типическая драматургия как раз предоставляет такую возможность. (Кстати, история нашего искусства подарила нам и этот опыт — вспомните эволюцию ТРАМов, финал сине- блузного движения...)
И все-таки основной массив агитационно-художественных самодеятельных коллективов - те, от которых общество ждет конкретности, реальной, ощутимой пользы в локальном трудовом коллективе, в сфере «ближайшего окружения», — агитколлективы цехового направления.
Вспомним еще раз из теории.
Конкретность социально-художественных задач, стоящих перед агитбригадами, обусловливает тенденцию к установлению устойчивой связи между результатами агитационно-художественной деятельности и окружающей жизнью, в первую очередь с жизнью и делами трудового коллектива. И одним из главных, определяющих критериев деятельности агитационно-художественного коллектива становится степень его влияния на формирование общественного мнения, конкретная результативность и эффективность его работы.
Конкретно (не взирая на... не опасаясь) — это трудно, очень трудно. Здесь нельзя слукавить, недосказать, обойти стороной, нельзя ошибиться — в анализе проблемы, в отборе фактического материала, в позиции художника...
... Говорит прекрасный советский писатель Виктор Астафьев: «... чем больше дано человеку ума, совести, образования, тем более сложно, более тревожно он порою живет. Я вот честно вам скажу, доходишь иногда до какого-то края, болеешь, переживаешь, охватывает чувство депрессии, и думаешь, ну как хорошо живется просто обывателю. Даже завидуешь — живут же люди: купили ковер, телевизор, завели в доме 150 модных книг, мясо добыли, сидят тихо, все им нравится, все их устраивает. Никого они не критикуют, а
Стр. 86
хоть закритикуй, им от этого ни жарко, ни холодно...»
Хорошо живется...
А человеку активному, болеющему за дело, за правду, труднее, но он никогда не поменяется местами с «хорошо живущим» обывателем, ибо всем своим существом, сердцем, умом знает: «Кто искренне думает, что высшие и единственные.цели человеку нужны так же мало, как корове, что в этих целях «вся наша беда», тому остается кушать, пить, спать или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука» (А. П. Чехов).
Высшие цели питают мужество, честность, смелость. А смелость, скажем прямо, очень нужна в нашем деле, ибо «не любит признавать никто себя в сатире», как отмечал еще И. А. Крылов. Да и не перевелись еще руководители разного ранга, в той или иной степени влияющие на развитие нашего агитационно-художественного самодеятельного творчества, в ком жива сила «комплиментарной инерции», нет-нет да и услышишь от агит- бригадчиков: «А нам велели сократить «негативный» материал и добавить «позитивный»...» Наверное, чтобы уравновесить «добро и зло», чтобы, упаси боже, не подумал кто, что плохи дела в «Н-ском королевстве». И что любопытно: такая перестраховка на местах — вещь сугубо стихийная. За все годы работы я что-то не припомню ни одного инструктивного указания сверху типа: столько-то процентов лирики, столько-то гражданственности, столько-то обличения, столько-то воспевания. Указаний нет, а ретивых исполнителей несуществующих указаний — хоть отбавляй. Значит, живы еще кое-где незабвенные Антоны Антонычи Загорецкие: «А если б, между нами, был ценсором назначен я, на басни бы налег: ох! басни — смерть моя!» Не грех еще раз напомнить таким любителям «агитбригадного сиропа» предостерегающие слова В. И. Ленина о том, что «страшны иллюзии и самообманы, губительна боязнь истины». Не досадлива, не вредна — губительна!..
... И опять мы неизбежно возвращаемся к понятиям, о которых уже шла речь в предыдущих беседах, — гласности, правде...
Ни блестящее владение ремеслом драматургии и режиссуры, ни актерские таланты и обилие художественных выразительных средств — ничто не заменит в нашей агитационно-художественной деятельности способности всегда говорить правду. Никогда правда не
Стр. 87
была препятствием ничему хорошему — ни нравственному, ни гражданскому, ни интернациональному становлению человека. И никогда ни в каком произведении не может быть правды в избытке: слишком малая доля ее — бывает, случается, к сожалению, что она и вовсе там отсутствует, но в избытке — никогда! Самая важная, самая существенная способность говорить правду требует от нас и «сметь свое суждение иметь». А потому суждение это должно быть обоснованно, доказуемо, убедительно. Здесь душевный порыв, строгий расчет и творческая мысль сплавлены воедино. А результат— «...ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» — точен и узнаваем. Нет точности и узнаваемости — нет эффективной критики, ее КПД начинает уверенно стремиться к нулю.
Критика, да еще конкретная, точная, узнаваемая, — дело не однозначное, ибо сама конкретность—синтез многообразного. Сколько обид из-за неверно, поверхностно увиденной «конкретности», неточного, ошибочного «адреса» критики помнит агитбригадная история! Тем более что критика в нашей социально-творческой деятельности имеет (должна иметь!) художественный облик, а это усиливает характер эмоционального воздействия на аудиторию и на... объект критики. (Не раз.мне приходилось наблюдать, насколько острее воспринимают критику, облаченную в художественную форму в агитбригадном представлении, играемом в небольшом зале, цехе, красном уголке при малом стечении народа, нежели критику, например, печатную, информативную, рассчитанную на куда большее число читателей. Парадокс? Нет, специфика психологии восприятия!) А если учесть, что в подавляющем большинстве случаев критика в агитационных программах прибегает к категориям смешного, а не к высоким жанрам трагедии и драмы, к сатире и юмору, то становится очевидной столь активная реакция зрительского восприятия: ведь смех — одно из самых разящи* средств воздействия. Сатира без юмора — вещь одноплановая, плоская, и потому, верно, гостья редкая в агитбригадных спектаклях: смех придает ей дополнительные силы. Юмор же без сатиры — явление, встречающееся чаще, но... не в критической части программ. Он скорее правомочен в так называемом позитивном материале, в котором все стремятся уйти от назойливей назидательной декларативности, но лишь не многим это удается.
Стр. 88
Впрочем, бывает еще и юмор третьего рода — без всякого смысла, порождающий и такой же смех. По меткому замечанию Михаила Жванецкого, «... смех простой и смех со смыслом — разные. Первый похож на оханье от зубной боли, второй — открытие». Смысл, цели, конкретность, узнаваемость, юмор... Как все взаимосвязано, взаимообусловлено и взаимодейственно.
Когда пытаются смеяться не над конкретными носителями зла, а над обобщенным явлением, не над пьяницей, а над пьянством, не над демагогом, а над демагогией в целом, то пьяница, демагог, волокитчик, бракодел теряют узнаваемые, конкретные черты. А без узнавания нет открытия и нет смешного! Вероятно, следует заметить и то обстоятельство, что встречаются среди нас, хотя скажу откровенно, крайне редко, люди... без чувства юмора или, вернее, с неразвитым чувством юмора. Таких Г. А. Товстоногов сразу же признает профессионально непригодными, но мы, имея дело с искусством не профессиональным, а самодеятельным, не будем столь категоричны и настоятельно посоветуем развивать в себе эту способность. Поверьте, чувство юмора поддается развитию, как и все, что связано с духовной культурой. А нежелающим это делать можно только напомнить известный афоризм: «Если у тебя нет чувства юмора, то хотя бы должно быть чувство, что у тебя нет чувства юмора».
Юмор всегда конкретен, узнаваем, смешон своими ясными связями и параллелями с реальностью, своей способностью вскрывать невидимое простым глазом, боязнь «вынести сор из избы» — это же в конце концов нежелание смеяться над самим собой. Но ведь умение смеяться над самим собой во все времена было признаком ума, свидетельством силы человека, его способности трезво осознавать свои недостатки и их исправлять — этому и помогают юмор, сатира. Если мы заинтересованы в развитии смешных жанров в нашем массовом искусстве, нам нужно вспомнить о таком необходимом, прекрасном и часто забываемом нами качестве человека, как способность к самоиронии. Смех — он от века чинов не разбирал. Тем и силен, тем и нужен людям.
А мы как-то незаметно отучили себя от подлинной, острой, нелицеприятной критики, не только «верха», но и «низы», отвыкли от иронии, от сарказма. Отвыкли от очищающего, исцеляющего, спасительного смеха.
Стр. 89
Кто же будет спасать нас, если мы сами не будем смеяться над собой? Разве лучше, если будут смеяться над нами?!
В. Маяковский, вспоминает Вс. Мейерхольд, сказал как-то: «Чтобы смеяться, надо иметь лицо!»
Позволю себе добавить: лицо гражданское, нравственное, производственное, творческое!.. Чтобы иметь моральное право, чтобы быть убедительнее, смелее, чтобы не возникало «барьера недоверия», когда в ответ на самые верные критические слова в зале невольно возникает скептическое: «А сам-то ты?..»
Здесь все имеет значение: и точность адреса, и убедительность, конкретность, узнаваемость факта, и моральное право, и творческая состоятельность — эта нередкая ахиллесова пята нашей деятельности. Она, творческая состоятельность, сама, в свою очередь, складывается из многих художественно-творческих граней: художественной правды, яркости замысла, выразительности решения... И — чувства меры и вкуса. Последнее в процессе поиска художественных решений критического материала становится порой определяющим для достижения желаемого результата.