Принцип органичности творчества актера; 6 глава




Так, например, по мнению 51,3 процента участников агитколлективов, сформированных по произвольному признаку, и 87 процентов участников агитколлективов цехового направления, их активная деятельность в из­бранном виде агитационно-художественного творчества оказывает большое влияние на рост результативности в основной работе, резко сокращает возможность нару­шения трудовой дисциплины.

Цели и задачи деятельности агитационно-художест­венных коллективов, особенности их организации, учеб­но-воспитательной и творческой работы, характер вза­имодействия с аудиторией, трудовым коллективом вы­двигают, как показывает опыт, перед агитбригадовцами

1 Культурная деятельность: Опыт социологического исследова­ния. — М., Наука, 1981. С. 39.

Стр. 75

обязательные требования, рожденные самой природой этого боевого вида массового художественного творче­ства: вести свою агитационно-пропагандистскую работу не только со сцены, но и вне ее. И это обстоятельство еще более расширяет и усиливает их действенность, еще более повышает социальную значимость агитационно­художественного коллектива. Эта работа и есть зеркало воспитательного эффекта.

Особенности деятельности агитационно-художествен­ного движения определяют и специфический характер оценки ее результата, который имеет в подавляющем большинстве случаев не только и не столько художест­венную ценность, сколько ценность практическую, «ути­литарную», связанную с решением конкретных задач в жизни своего трудового коллектива. В этом проявляет­ся огромное общественное значение агитационно-худо­жественного самодеятельного творчества, определяемое злободневной местной тематикой и постоянно действу­ющей конкретной «обратной связью», максимально оче­видной в деятельности агитколлективов цехового напра­вления.

Поэтому одним из самых главных, определяющих критериев работы агитационно-художественного коллек­тива становится степень их влияния на формирование общественного мнения. А чтобы влиять, надо знать, на­сколько действенным было каждое выступление, в ка­кой степени оно способствовало пропаганде нового, про­грессивного, помогло ли искоренить недостатки. Кон­кретность социально-художественных задач, стоящих пе­ред агитбригадами, побуждает анализировать связь между результатом своей деятельности и окружающей жизнью, в первую очередь жизнью и делами трудового коллектива. В программах многих коллективов, напри­мер народной агитбригады «Горизонт» шахты Центральная г. Воркуты, «Шуровка» глиноземного цеха Бого­словского алюминиевого завода Свердловской области, «Мы — тракторостроители» Ташкентского тракторного завода имени 50-летия СССР и многих, многих других,

Стр. 76

возникла и эффективно действует постоянная рубрика: «По следам наших выступлений». Нередко такая обще­ственно-художественная форма творческой деятельно­сти агитбригад диктуется самой жизнью, как это про­изошло, например, в работе народного коллектива агит­бригады «Рында» г. Жданова (руководитель А. Рожинский). В одной из ее программ был такой эпизод.

Участники программы. Существуют браки не родственные,

Не семейные, а производственные.

Первый участник. Свидетельство о браке. Выдано участ­ку мастера (следует фамилия) механического цеха... (Далее кон­кретный материал о заводском браке.)

Второй участник. Свидетельство о браке. Выдано слеса­рю корпусного участка...

Все участники.

За все мы с тобой в ответе!

Это отнюдь не пустяк!

От этого брака дети —

Халатность! Распущенность! Брак!

После первого же выступления агитбригады боль­шинство работников, «отмеченных» в агит представлении, резко повысили качество своей работы, после чего обратились к агитбригаде с просьбой «взять обратно сви­детельство о браке». Агитколлектив с удовольствием сде­лал это в своей следующей программе, правда, составив новые «свидетельства» на других нерадивых работни­ков.

Разумеется, в большинстве случаев трудно вычле­нить заслуги общественно-художественной деятельно­сти агитбригады среди общих усилий и мер, принима­емых администрацией предприятий, партийными, проф­союзными, комсомольскими организациями, так как дея­тельность агитационно-художественного коллектива са­мым тесным образом связана с деятельностью админи­стративно-хозяйственного, партийного, профсоюзного ру­ководства предприятия, села, региона. Как известно, в своем постановлении «О мерах по дальнейшему разви­тию самодеятельного художественного творчества» министерства обязало, все ведомства, хозяйственных руководителей «создавать все необходимые условия для развития художественной самодеятельности на

Стр. 77

предприятиях, в школах, училищах». В этой связи следует отметить, что позиция руководителя вообще является мощным фактором, влияющим на развитие художест­венного самодеятельного творчества. Но особое значе­ние она приобретает для функционирования именно агитационно-художественных коллективов, специфика работы которых требует нередко незамедлительной об­щественной, административной реакции — принятия определенных мер, изменения определенных производст­венных ситуаций и т. д. Ведь в своих представлениях агитбригады, как правило, вскрывают негативные яв­ления, оперируют острыми, злободневными фактами, что не всегда устраивает отдельных руководителей — поддержка такой деятельности и тем более инициатива по ее формированию и развитию требуют особой прин­ципиальности, мужества, самокритичности. Анализ су­ществующего опыта показывает, что те руководители, которые оказывают активную поддержку развитию аги­тационно-художественного творчества на всех уровнях: от цехового агитзвена до городского агиттеатра, — по- настоящему болеют за дело, понимая важную роль агитколлективов в деле идейно-политического, нравст­венного, трудового воспитания людей, в решении кон­кретных народнохозяйственных задач.

Вот выдержки из архива агитбригады «Рында»:

«Ждановский горком партии рекомендовал всем парторганизациям города обсудить статью дважды Ге­роя Социалистического Труда, депутата Верховного Со­вета СССР т. Гиталова «Дума о хлебе». В ней ярко была отражена забота о выполнении Продовольствен­ной программы страны.

По заданию парткома агитбригада «Рында» подго­товила программу, которую неоднократно с успехом по­казывала в своих производственных подразделениях и на агитплощадках микрорайона».

...В центре города Жданова, в сквере у городского театра, находится братская могила отряда продраз­верстки, бойцы которого погибли в 20-е годы в борьбе с кулаками. Бойцы отряда подверглись жестокому истя­занию: местные жители нашли их мертвыми, со вспоро­тыми животами, заполненными зерном...

...Мы молча стоим под распахнутым небом,

Вокруг колобродит весна,

В сердцах принесенная горсточка хлеба —

Не ты ли Россию спасла?! —

пели агитбригадовцы.

Далее шел инсценированный рассказ, своеобразная театрализованная беседа о статье Гиталова «Дума о хлебе»:

...Мы явственно видим дел панораму,

И не случайно тема сейчас —

Продовольственная программа!..

Что лично сделал каждый из нас!..

Затем шел разговор о конкретных задачах: шефской помощи колхозам, выполнении заказов сельского хозяй­ства, экономии хлеба в быту.

На сессии Верховного Совета СССР, состоявшейся в июне 1983 года, посвященной принятию Закона СССР о трудовых коллективах, в одном из выступлений упоми­налось о Донецкой шахте имени Засядько, которая благодаря усилиям всего коллектива из отстающей вышла в передовые. Этот успех в полной мере разделяет и агитбригада этой шахты «Донецкий уголек», принимав­шая активное участие в ликвидации недостатков в ра­боте шахты. Так, в одной из ее программ — «НОТ на­оборот» — на мотив известной песни звучало:

Мы едем, едем, едем

Не в дальний край с тобой,

Мы больше часа едем

К себе в родной забой!

Выступление агитбригады ускорило решение одной из многочисленных проблем, мешающих работе шахты: через некоторое время была введена новая, дополни­тельная клеть. •

Еще пример из опыта агитационно-художественной деятельности коллективов Донецкой области: в механи­ческом цехе Ждановского судоремонтного завода цехо­вой партийной организацией был проведен рейд по про­верке загрузки оборудования, который обнаружил про­стои его во вторую и третью смены. Но повышение сменности — большая и длительная работа, связанная с изменением жизненного уклада работающих. Агитзвену «Корабел» было поручено провести своими,

Стр. 79

агитационно-художествеиными, средствами разъяснитель­ную работу, доказать необходимость и целесообразность перемен.

Тесной связью с руководством предприятия отмече­на и деятельность народной агитбригады «Резец» Рутчеиковского рудоремонтного завода. Выступления агит­бригады поддерживают и направляют партком, комитет профсоюза, администрация завода. Они требуют от ру­ководителей подразделений давать ответ на каждое кри­тическое замечание, призывают к порядку тех, кто попал на заметку «Резца». Примечательно, что не раз дирек­тор завода собирал всех начальников цехов, предлагая им посмотреть новую сатирическую программу агит­бригады, а потом назначал сроки устранения отмечен­ных в программе недостатков.

Четырнадцать цеховых агитбригад действуют на ме­таллургическом заводе г. Белая Калитва Ростовской области, где введены в практику их выступления перед партийным и хозяйственным активом завода, после чего следует обсуждение наиболее острых и важных проб­лем, поднятых в агит представлениях, и намечаются конкретные пути их разрешения.

Поскольку активная заинтересованность административно-хозяйственных руководителей является одним из существенных условий развития самодеятельного агитационно-художественного творчества, особое значение приобретает разъяснительная работа во всех звеньях руководства, вовлечение его в составы оргкомитетов смотров, советов по развитию художественного самодеятельного творчества, агитационно-художественного движения на предприятиях, в колхозах, совхозах, в различных учреждениях и учебных заведениях, разработка со­ответствующих документов, закрепляющих его участие в этой деятельности. Эта разъяснительная работа должна проводиться как партийными, профсоюзными и комсо­мольскими организациями, так и культурно-просветительными работниками на различных уровнях руководства художественным самодеятельным творчеством, руководителями агитационно-художественных коллекти­вов, их активом.

Агитационно-художественный самодеятельный кол­лектив — одно из самых эффективных звеньев идеоло­гической, воспитательной работы клуба, условия и об­стоятельства его жизнедеятельности требуют взаимосвя­зи и единства всей системы воспитательного

Стр. 80

воздействия, «чтобы самодеятельность масс обслуживалась объ­единенными силами существующих организаций, ибо порознь взятая помощь массам со стороны этих органи­заций ничтожна» 1. Единство партийного, администра­тивного, общественного и организационно-творческого руководства — важное и необходимое условие сущест­вования самодеятельности всех видов и жанров искусства, оно приобретает особую значимость для развития и эффективной деятельности агитационно-художественных коллективов. Это определяется злободневным, актуаль­ным характером их работы, ее нацеленностью на реше­ние конкретных идейно-воспитательных и народнохозяй­ственных задач. В конечном итоге в этом еще раз проявляется и единство общественной и художественно­творческой природы деятельности современных агит­бригад, чья убежденность и страстность, способность увлечь и повести за собой людей, самоотверженность и высокая отдача, помноженные на постоянный кропотли­вый поиск, всегда были и будут залогом успеха этой деятельности.

Стр. 81


Беседа третья

О КРИТИКЕ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ

ОСТОРОЖНОСТИ

«Естественный принцип жизнедеятельности нашего общества — критика и самокритика. Без них нет разви­тия»

Смелость, честность, принципиальность, пронизы­вающие всю атмосферу партийного съезда, — это стра­стный призыв к нам, агитбригадчикам, активизировать свою работу, сделать ее результаты еще более эффек­тивными, конкретными, осязаемыми. Без самого заин­тересованного участия всех честных советских людей, и в первую очередь рядовых искусства художественной агитации и пропаганды, в сложном очищающем про­цессе борьбы за лучшее завтра нашей страны, нашего народа самые точные и мудрые слова могут потерять свою живительную силу.

Но ведь критика — это и наше главнейшее оружие! И то, что на общегосударственном уровне выявляется в партийных, государственных, профсоюзных документах,— это и наши цели, наши «мишени», только менее масштабные, которые ждут, чаще всего с опаской, сво­ей агитбригады. И целей этих пока еще, увы, пре­достаточно, так что спокойной жизни для агитбригадчиков в ближайшее время не предвидится. Да и несовместимые это понятия — спокойная жизнь и аги­тационно-художественное творчество. Сегодня от нас ждут как раз обратного — деятельного беспокойства!

Требования партии: немилосердно избавляться от стяжателя, хапуги, пресловутой «лапы», вора, очковтирателя,

Стр. 82

волокитчика... Назовите хоть кого-нибудь, кто не разделяет этой точки зрения?! Вроде нет таковых. А все равно проблемы ликвидируются крайне мед­ленно.

Коренной перелом, радикальные перемены, ускоренное развитие... А ведь зачастую, горячо ратуя за ра­дикальные перемены в нашем сознании и поступках, мы не обращаем серьезного внимания на то, что на са­мом деле нас цепко удерживает инерция старых пред­ставлений и схем. Мы привыкли, притерлись, срослись, а потому не видим, не замечаем, не реагируем... Не по­ра ли вернуть изначальный, подлинный смысл целому ряду прижившихся в нашей жизни понятий: «взял» (на производстве, у потребителя) — значит украл; «дал» (распределителям ценностей—материальных или пре­стижных) — значит взятку; «приписал» (ради себя или своего коллектива) — обманул государство; «достал» (дефицитный товар)— нарушил право других; «сор­вался» (с работы)—прогулял; «отписался» (в ответ на претензию) — проявил бюрократизм, незаметно оказав­шийся снова одним из опаснейших врагов нашего об­щества. О нем предупреждал еще В. И. Ленин, дав этому понятию точное, классическое определение: «Бюрократизм означает подчинение интересов дела интересам карьеры, обращение сугубого внимания на местечки и игнорирование работы, свалку за кооптацию вместо борьбы за идеи».

«...Вместо борьбы за идеи». Что может быть страш­нее?! Неточные и искаженные данные — плановые, отчетные. Что стоит за ними? Физиономии карьеристов. Людей, ищущих легкие пути наверх. Разрастаясь, двига­ясь по иерархической лестнице, фальшивая информация «подпирает» работников разных уровней. Начиная с «невинного» обмана, они быстро доходят до циничной лжи и грубого очковтирательства...

Негодный стиль непременно сопровождается подав­лением критики и забвением гласности, расправой над неугодными людьми, окружением себя подхалимами. Так легче добывать реальные блага за счет мнимых ре­зультатов.

В наш повседневный лексикон как-то незаметно вкрались и такие выражения: «несоблюдение технологической дисциплины», «конструктивные недоработки», «некачественное изделие» и пр. Мы привыкли к подобным формулировкам, притерпелись к ним.

Стр. 83

Между тем все эти словесные изыски давно пора за­менить одним внятным и емким словом — халтура!

Халтура — это скверно сконструированная, еще ху­же сделанная и потому никому не нужная вещь, это впустую истраченные материалы, труд и деньги, это возмущение и негодование многих тысяч людей. Это плохая работа.

А несуны? И слово-то какое возникло — почти лас­ковое, словно нежно пожурили, вместо того чтобы ис­пользовать старое, проверенное — вор!

И что же: бюрократы, очковтиратели, несуны, до­ставалы и другое жулье разнокалиберного пошиба — невидимки из романа Герберта Уэллса?! Рядом с ними никого нет? Вакуум? Никто с ними не трудится бок о бок, не перебрасывается в курилке мнениями о фут­боле или кинофильме? Не видим? Не замечаем? Не реа­гируем? Или на этом предприятии (в колхозе, цехе, от­деле) нет агитбригады? Так создайте сейчас же и вклю­чайтесь в борьбу!..

Ведь если я гореть не буду,

И если ты гореть не будешь,

И если мы гореть не будем,

Так кто же здесь рассеет тьму? —

поэт спрашивает об этом и у нас с вами!..

А может быть, боимся?.. Ну, не боимся — опасаемся чего-то? Недовольства коллег по работе, косого взгля­да начальника? Нарушения трусливого принципа «не выносить сор из избы»? Не видим, не замечаем, не хо­тим связываться, но в то же время с радостью и ис­кренней надеждой вчитываемся в партийные докумен­ты и ждем с нетерпением, когда же, наконец, все то, на что надеемся, произойдет. Но как, по мановению какой волшебной палочки? Без нас, без каждого из нас, само собой? Чудес не бывает, само ничего не произой­дет! А значит, — активнее, острее, деятельнее надо ра­ботать, быть смелее, точнее, конкретнее!

Цитаты из центральных газет, какими бы точными и злободневными они ни были, многократно повторяе­мые в одиночку и хором, ритмично и темпераментно, а костюмах и декорациях участниками различных агитбригадных программ, еще не позволяют нам говорить о наиболее полном и уж тем более эффективном на­шем участии в идеологической работе. КПД таких вы­ступлений невысок: редкий человек не читает ежедневно

Стр.84

но газет, не слушает радио, не смотрит телевизор... Ах, как хотелось бы, чтобы, скажем, агитбригада цеха № 7 или птицефермы № 3, помимо этих верных, точных и зло­бодневных цитат, всегда проникала бы в умы и души своей аудитории, своего зрителя, разоблачая не вообще несунов, а того-то и того-то по фамильно, не вообще бюрократизм, а бюрократов такого-то и тако­го-то, не вообще призывала бороться за мир, а рас­крывала, как это возможно именно в конкретных об­стоятельствах трудовой жизни цеха № 7 или птицефер­мы № 3. А то, боюсь, вволю посмеявшись над гипоте­тическим несуном, свой, с именем и фамилией, несун снова спокойно будет таскать домой государственную продукцию; бюрократ, восторженными овациями под­держав борьбу с бюрократизмом, уверенно будет вос­седать в своем кресле и далее, а кое-кто, охотно по­смотрев на борьбу с пьянством «вообще», пойдет «про­пустить по стаканчику» сразу же после агитбригадного представления.

Не многовато ли у нас, в нашем самодеятельном агитационно-художественном хозяйстве этой активной, темпераментной, яркой деятельности «вообще»?! А вроде бы труда потрачено немало — не легко ведь дается эта яркость, темпераментность, слаженность на сцене! Хоть и не легко, но все-таки... легче, чем, ска­жем, бороться с пьянством не в беломраморных двор­цах культуры в свете прожекторов, а играя свою про­грамму возле пивных точек, которые народ метко ок­рестил «мутным глазом», где, между прочим, в опре­деленное время постоянно появляется определенного толка народец, создав своеобразный «клуб по интере­сам»! (К слову сказать, народная агитбригада «Гори­зонт» из Воркуты уже сыграла свою антиалкогольную программу в ресторане «Воркута».) Может быть, со всей принципиальностью ахнуть по бюрократизму все- таки легче, чем повысить голос на «уважаемого Иван Иваныча»?! «Может быть, куда легче, — я цитирую иро­ническую реплику, прозвучавшую на VIII съезде Союза писателей, — пожалеть незримых обитателей далекого ливерпульского дома, нежели конкретную бабку в со­седнем окошке?..» Нет-нет, я не протестую против тем и проблем типических, драматургии обобщенной — эта часть агитационно-художественного движения реально существует и будет существовать всегда, и было бы по меньшей мере неразумно не замечать или отрицать

Стр. 85

ее. Но... оставим типическую драматургию коллективам, способным ее поднять (ведь они смыкаются здесь с кол­лективами профессиональными, в какой-то степени вступая с ними в творческую конкуренцию), — агит- театрам широкого ведомства, широкой географии. Или агитбригадам, где со временем выросли по-настоящему яркие, одаренные актеры, которым стали тесны одежды конкретной сиюминутной агитбригадной драматургии, которые стремятся «поиграть роли», а типическая дра­матургия как раз предоставляет такую возможность. (Кстати, история нашего искусства подарила нам и этот опыт — вспомните эволюцию ТРАМов, финал сине- блузного движения...)

И все-таки основной массив агитационно-художест­венных самодеятельных коллективов - те, от которых общество ждет конкретности, реальной, ощутимой поль­зы в локальном трудовом коллективе, в сфере «бли­жайшего окружения», — агитколлективы цехового на­правления.

Вспомним еще раз из теории.

Конкретность социально-художественных задач, стоящих перед агитбригадами, обусловливает тенден­цию к установлению устойчивой связи между резуль­татами агитационно-художественной деятельности и окружающей жизнью, в первую очередь с жизнью и делами трудового коллектива. И одним из главных, оп­ределяющих критериев деятельности агитационно-худо­жественного коллектива становится степень его влия­ния на формирование общественного мнения, конкрет­ная результативность и эффективность его работы.

Конкретно (не взирая на... не опасаясь) — это труд­но, очень трудно. Здесь нельзя слукавить, недосказать, обойти стороной, нельзя ошибиться — в анализе проб­лемы, в отборе фактического материала, в позиции ху­дожника...

... Говорит прекрасный советский писатель Виктор Астафьев: «... чем больше дано человеку ума, совести, образования, тем более сложно, более тревожно он порою живет. Я вот честно вам скажу, доходишь иногда до какого-то края, болеешь, переживаешь, ох­ватывает чувство депрессии, и думаешь, ну как хорошо живется просто обывателю. Даже завидуешь — живут же люди: купили ковер, телевизор, завели в доме 150 модных книг, мясо добыли, сидят тихо, все им нра­вится, все их устраивает. Никого они не критикуют, а

Стр. 86

хоть закритикуй, им от этого ни жарко, ни холодно...»

Хорошо живется...

А человеку активному, болеющему за дело, за правду, труднее, но он никогда не поменяется места­ми с «хорошо живущим» обывателем, ибо всем своим существом, сердцем, умом знает: «Кто искренне дума­ет, что высшие и единственные.цели человеку нужны так же мало, как корове, что в этих целях «вся наша беда», тому остается кушать, пить, спать или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сун­дука» (А. П. Чехов).

Высшие цели питают мужество, честность, смелость. А смелость, скажем прямо, очень нужна в нашем деле, ибо «не любит признавать никто себя в сатире», как от­мечал еще И. А. Крылов. Да и не перевелись еще руко­водители разного ранга, в той или иной степени влияю­щие на развитие нашего агитационно-художественного самодеятельного творчества, в ком жива сила «компли­ментарной инерции», нет-нет да и услышишь от агит- бригадчиков: «А нам велели сократить «негативный» ма­териал и добавить «позитивный»...» Наверное, чтобы уравновесить «добро и зло», чтобы, упаси боже, не по­думал кто, что плохи дела в «Н-ском королевстве». И что любопытно: такая перестраховка на местах — вещь сугубо стихийная. За все годы работы я что-то не припомню ни одного инструктивного указания сверху типа: столько-то процентов лирики, столько-то граж­данственности, столько-то обличения, столько-то вос­певания. Указаний нет, а ретивых исполнителей несуще­ствующих указаний — хоть отбавляй. Значит, живы еще кое-где незабвенные Антоны Антонычи Загорецкие: «А если б, между нами, был ценсором назначен я, на бас­ни бы налег: ох! басни — смерть моя!» Не грех еще раз напомнить таким любителям «агитбригадного сиропа» предостерегающие слова В. И. Ленина о том, что «страшны иллюзии и самообманы, губительна боязнь истины». Не досадлива, не вредна — губительна!..

... И опять мы неизбежно возвращаемся к поняти­ям, о которых уже шла речь в предыдущих беседах, — гласности, правде...

Ни блестящее владение ремеслом драматургии и режиссуры, ни актерские таланты и обилие художест­венных выразительных средств — ничто не заменит в нашей агитационно-художественной деятельности спо­собности всегда говорить правду. Никогда правда не

Стр. 87

была препятствием ничему хорошему — ни нравствен­ному, ни гражданскому, ни интернациональному ста­новлению человека. И никогда ни в каком произведе­нии не может быть правды в избытке: слишком малая доля ее — бывает, случается, к сожалению, что она и вовсе там отсутствует, но в избытке — никогда! Самая важная, самая существенная способность говорить прав­ду требует от нас и «сметь свое суждение иметь». А по­тому суждение это должно быть обоснованно, доказуе­мо, убедительно. Здесь душевный порыв, строгий расчет и творческая мысль сплавлены воедино. А резуль­тат— «...ума холодных наблюдений и сердца горест­ных замет» — точен и узнаваем. Нет точности и узна­ваемости — нет эффективной критики, ее КПД начина­ет уверенно стремиться к нулю.

Критика, да еще конкретная, точная, узнаваемая, — дело не однозначное, ибо сама конкретность—синтез многообразного. Сколько обид из-за неверно, поверх­ностно увиденной «конкретности», неточного, ошибоч­ного «адреса» критики помнит агитбригадная история! Тем более что критика в нашей социально-творческой деятельности имеет (должна иметь!) художественный облик, а это усиливает характер эмоционального воз­действия на аудиторию и на... объект критики. (Не раз.мне приходилось наблюдать, насколько острее воспри­нимают критику, облаченную в художественную форму в агитбригадном представлении, играемом в небольшом зале, цехе, красном уголке при малом стечении народа, нежели критику, например, печатную, информативную, рассчитанную на куда большее число читателей. Пара­докс? Нет, специфика психологии восприятия!) А если учесть, что в подавляющем большинстве случаев кри­тика в агитационных программах прибегает к категори­ям смешного, а не к высоким жанрам трагедии и драмы, к сатире и юмору, то становится очевидной столь актив­ная реакция зрительского восприятия: ведь смех — одно из самых разящи* средств воздействия. Сатира без юмора — вещь одноплановая, плоская, и потому, верно, гостья редкая в агитбригадных спектаклях: смех придает ей дополнительные силы. Юмор же без сати­ры — явление, встречающееся чаще, но... не в критиче­ской части программ. Он скорее правомочен в так на­зываемом позитивном материале, в котором все стре­мятся уйти от назойливей назидательной декларатив­ности, но лишь не многим это удается.

Стр. 88

Впрочем, бывает еще и юмор третьего рода — без всякого смысла, порождающий и такой же смех. По меткому замечанию Михаила Жванецкого, «... смех про­стой и смех со смыслом — разные. Первый похож на оханье от зубной боли, второй — открытие». Смысл, цели, конкретность, узнаваемость, юмор... Как все взаимосвязано, взаимообусловлено и взаимодейственно.

Когда пытаются смеяться не над конкретными носи­телями зла, а над обобщенным явлением, не над пья­ницей, а над пьянством, не над демагогом, а над дема­гогией в целом, то пьяница, демагог, волокитчик, брако­дел теряют узнаваемые, конкретные черты. А без узнавания нет открытия и нет смешного! Вероятно, сле­дует заметить и то обстоятельство, что встречаются сре­ди нас, хотя скажу откровенно, крайне редко, люди... без чувства юмора или, вернее, с неразвитым чувством юмора. Таких Г. А. Товстоногов сразу же признает про­фессионально непригодными, но мы, имея дело с ис­кусством не профессиональным, а самодеятельным, не будем столь категоричны и настоятельно посоветуем развивать в себе эту способность. Поверьте, чувство юмора поддается развитию, как и все, что связано с духовной культурой. А нежелающим это делать можно только напомнить известный афоризм: «Если у тебя нет чувства юмора, то хотя бы должно быть чувство, что у тебя нет чувства юмора».

Юмор всегда конкретен, узнаваем, смешон своими ясными связями и параллелями с реальностью, своей способностью вскрывать невидимое простым глазом, боязнь «вынести сор из избы» — это же в конце концов нежелание смеяться над самим собой. Но ведь умение смеяться над самим собой во все времена было призна­ком ума, свидетельством силы человека, его способно­сти трезво осознавать свои недостатки и их исправ­лять — этому и помогают юмор, сатира. Если мы заин­тересованы в развитии смешных жанров в нашем мас­совом искусстве, нам нужно вспомнить о таком необхо­димом, прекрасном и часто забываемом нами качестве человека, как способность к самоиронии. Смех — он от века чинов не разбирал. Тем и силен, тем и нужен лю­дям.

А мы как-то незаметно отучили себя от подлинной, острой, нелицеприятной критики, не только «верха», но и «низы», отвыкли от иронии, от сарказма. Отвыкли от очищающего, исцеляющего, спасительного смеха.

Стр. 89

Кто же будет спасать нас, если мы сами не будем сме­яться над собой? Разве лучше, если будут смеяться над нами?!

В. Маяковский, вспоминает Вс. Мейерхольд, сказал как-то: «Чтобы смеяться, надо иметь лицо!»

Позволю себе добавить: лицо гражданское, нрав­ственное, производственное, творческое!.. Чтобы иметь моральное право, чтобы быть убедительнее, смелее, чтобы не возникало «барьера недоверия», когда в от­вет на самые верные критические слова в зале неволь­но возникает скептическое: «А сам-то ты?..»

Здесь все имеет значение: и точность адреса, и убе­дительность, конкретность, узнаваемость факта, и мо­ральное право, и творческая состоятельность — эта не­редкая ахиллесова пята нашей деятельности. Она, твор­ческая состоятельность, сама, в свою очередь, склады­вается из многих художественно-творческих граней: художественной правды, яркости замысла, выразитель­ности решения... И — чувства меры и вкуса. Последнее в процессе поиска художественных решений критиче­ского материала становится порой определяющим для достижения желаемого результата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: