АГИТ
БРИГАДА
Проблемы
Рекомендации
Сценарий
В. САРУХАНОВ
АГИТ
БРИГАДА
Проблемы
рекомендации
сценарии
Москва
ПРОФИЗДАТ
1989
ББК 85.7
С20
Саруханов В. А.
С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сценарии.— М.: Профиздат, 1989.—288 с. 90 к.
Книга знакомит с организацией деятельности агитационно-художественных коллективов. Показаны цели и задачи агитбригады, пути ее формирования, раскрыты организационно-творческие принципы работы. Автор знакомит о процессом создания агит спектакля, начиная от выбора фактического материала до его сценического воплощения, с принципами драматургии и режиссуры агит представлений.
© Профнздат-1989
От автора
Здравствуйте, уважаемый Читатель!
Не удивляйтесь, встретив на первой странице такое ч,- соасам обычное обращение, — око возникло не случайно. Его определили замысел книги, ее структура, призванная воссоздать атмосферу своеобразного семинара, творческой лаборатории руководителей агитационно-художественных самодеятельных коллективов, где найдут свое место беседы и лекции, практические занятия и дискуссии. Немалый опыт проведения подобных семинаров и лабораторий — в Минске и Сыктывкаре, Мурманске и Саранске, Харькове и Владивостоке, Ленинграде и Смоленске, Алма-Ате и Симферополе — вселяет в меня надежду, что если и не в прямом смысле слова я знаком С Вами, то хотя бы гипотетически представляю Вас и Ваши запросы. Именно это и дает мне основание обратиться к Вам со страниц этой книги.
С благодарностью отмечу, что ее написанию в значительной мере способствовал Ваш общий богатый практический опыт, деятельность различных агитационно-художественных коллективов, масштабных, известных и менее заметных, — этой многотысячной армии бескорыстных и преданных нашему прекрасному и жизненно необходимому делу бойцов. Нашел отражение и собственный творческий багаж автора как в самодеятельном искусстве (30-летний опыт руководства молодежным агит-театром «Темп» Ленинградского ордена Ленина кораблестроительного института), так и в искусстве профессиональном, где довелось выступать в качестве драма-турга, режиссера и художника в театрах и на Ленинградской студии телевидения,
|
Существенное место занимает в книге теоретическое наследие ведущих педагогов, деятелей литературы и искусства, практиков культурно-просветительной работы, чей неоценимый опыт широко представлен на этих, страницах.
И конечно же в своих теоретических рассуждениях автор опирался на фундаментальные труды классиков марксизма-ленинизма, выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, на решения партийных и профсоюзных съездов.
Происходящая сейчас качественная перестройка общественного сознания не может не затрагивать и представителей художественного творчества, в том числе и творчества самодеятельного, в котором агитационно-художественное движение по нраву занимает передовые позиции.
От каждого из нас требуются сегодня бойцовские качества, способность активно действовать во имя осуществления взятого партией курса, который отвечает чаяниям всего народа, действовать конкретно, целенаправленно и результативно. А для этого агитационно-художественные самодеятельные коллективы располагают столь мощным и специфическим арсеналом средств воздействия, какой порой недоступен даже самым ярким представителям профессионального искусства.
|
Этот удивительно многогранный вид художественного самодеятельного творчества дарит каждому его участнику, а через него — каждому зрителю со-пережива-ние, со-мыслие, со-чувствие, со-действие, глубина которых необыкновенна и удивительна благодаря тесному переплетению искусства с окружающей жизнью. Творческая активность здесь, по точному определению известного советского социолога И. С. Кона, прежде всего общественная, социальная активность. Только чувство гражданственности соединяет воедино радость симосуществлсния («Я делаю то, что мне нравится») и удовлетворение от сознания выполненного долга (^Радуюсь я —это мой труд вливается в труд моей республики»).
Но одной активности, желания, стремления может оказаться недостаточно для подлинного творчества, для получения, оптимального результата, который в агит-бригадной практике, как правило, проверяется конкретным результатом ее воздействия. Без необходимых знаний, умений и навыков в нашем таком специфичном и многосложном виде художественного самодеятельного творчества не обойтись. Конечно, как и в любом творчестве, случаются и здесь минуты счастливого озарения, творческой интуиции, когда талантливые решения и сценические удачи возникают словно сами собой, но, повторим вслед за полководцем Суворовым, «раз повезет, два повезет. Но, помилуй бог, надобно и умение!». А умение определяется прежде всего владением методикой организационно-творческой и учебно-воспитательной работы в агитационно-художественных коллективах. Именно на выявление методики различных аспектов агитбригадной деятельности направлена предлагаемая Вашему вниманию книга, призванная помочь творческому становлению и развитию руководителей самодеятельных агитационно-художественных коллективов.
|
А теперь, после этого небольшого авторского вступления, начнем занятие нашей своеобразной творческой лаборатории, где Вас ожидают анализ различных проблем агитационно-художественного самодеятельного творчества, знакомство с историей и современным развитием агитационно-художественного движения, изучение основ драматургии и режиссуры. Автор намеренно не упрощал характера изложения теоретического материала, стремясь приблизить Читателя к тем нужным и интересным научным трудам, которые ему могут встретиться на пути к расширению «круга познания». Также намеренно был по возможности сохранен разговорный язык в практических занятиях и беседах, включающих цитаты из различных произведений и высказывания ученых, педагогов, драматургов, режиссеров, великих мыслителей древности и... Ваших коллег, руководителей современных агитколлективов. Этим хотелось лишний раз подчеркнуть широту и многосложность агитационно-художественного самодеятельного творчества, его взаимосвязь со всеми сторонами окружающей нас жизни.
Впрочем, насколько правомочными оказались намерения автора, Вам предстоит определить самим.
Итак...
Беседа первая
О ГЛАВНОМ
XXVII съезд партии четко сформулировал! «...ускорение социально-экономического развития страны — ключ ко всем нашим проблемам: ближайшим и перспективным, экономическим и социальным, политическим и идеологическим, внутренним и внешним. Только таким путем может и должно быть достигнуто новое качественное состояние советского общества».
...Новое качественное состояние советского общества!.. Вдумаемся еще раз в эти слова. Не это ли единая для всех нас цель наших устремлений и деяний, забота всех и каждого? Сегодня все мы единодушны: настало время вернуть подлинный изначальный смысл таким понятиям, как «правда», «гласность», «порядок», «инициатива», «ответственность».
Перестройка идет. Порою медленно, непросто.
Следует отдавать себе отчет в том, что новые ценности и представления даже в условиях утвердившегося социализма еще не стали достоянием каждого человека, в полной мере не осмыслены им. Мобилизовать духовную энергию людей на осознание своей гражданственности, на создание в стране атмосферы всенародного осуждения и нетерпимости к любым проявлениям узколобого мещанства, потребительства, частнособственнической психологии, самоизоляции в кругу мелких, эгоистических интересов и дел — такова задача. В преодолении этих чуждых нашей морали проявлений воспитывается советский человек как активный гражданин нового общества, с присущими ему благородными идейными и нравственными нормами, высокой культурой труда и повседневного поведения.
Особое место в осуществлении перестройки всей нашей жизни принадлежит советской литературе, культуре, искусству. И далеко на в последнюю очередь — искусству самодеятельному. В программе КПСС подчеркивается настоятельная 'потребность в постоянном совершенствовании содержания и методов культурно-просветительной работы, важным звеном которой в целеустремленной деятельности по идейно-политическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию, формированию гармонически развитой личности является художественное самодеятельное творчество,
Разумеется, задачи профессионального и самодеятельного искусства различны. Первое направлено на самые широкие круги зрительской, читательской аудитории, а второе—главным образом на ф9рмирование личности участника самодеятельного художественного коллектива и «свою» аудиторию, аудиторию ближайшего окружения. Питаясь единой природой творческого постижения мира, эти две сферы искусства как бы дополняют друг друга, образуя единую воспитательную систему средствами искусства.
Сегодня можно со всей уверенностью утверждать, что самодеятельное творчество во всем многообразии своих видав, жанров и форм стало неотъемлемой частью, важным звеном формирующейся социалистической культуры, и его дальнейшее развитие и совершенствование как неотъемлемой части всей культурно-просветительной работы отвечает потребностям развития нашего общества, трудовых коллективов, личности. И главное направление его воздействия — социализация личности.
Социализация личности — процесс формирования таких качеств человека, которые обеспечивают его включение в определенную общественную целостность; в атом процессе индивид осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или иной общности людей. Среди средств социализирующего воздействия, действующих на различных этапах человеческой жизни и в различных исторически конкретных общностях, самодеятельное художественное творчество занимает особое место.
По самой своей природе искусство обладает мощным воспитательным потенциалом. Но наибольшая эффективность воздействия на личность возникает при его целенаправленности и систематичности, столь ярко проявляющихся именно в системе самодеятельною творчества, особенно в его агитационно-художественном направлении.
Деятельность агитационно-художественных коллективов всегда отличала тесная связь содержания, идейной направленности с насущными задачами времени, стремление наиболее полно и ярко отобразить окружающую жизнь, остро чувствуя и откликаясь на актуальные, волнующие «свою» аудиторию проблемы.
Отбирая наиболее интересные, волнующие факты, документы, события, раскрывая их образными, художественными средствами, скрупулезно исследуя причинно-следственные связи актуальных событий дня, агитационно-художественные коллективы были и остаются активными и действенными представителями самодеятельного художественного творчества. Тесная связь с деятельностью предприятия, стремление активно влиять на жизнь его трудового коллектива, борьбу за повышение производительности труда, его эффективность и качество, режим экономии, на дисциплину — вот что определяет сегодня творческое лицо рабочих агитбригад.
Но насколько ярка и убедительна суть их деятельности, настолько заметны и обшие для многих из них проблемы: незнание элементарных основ педагогического и творческого процесса, отсутствие опыта, скудная информация, схематичные, застывшие на годы и даже десятилетия ориентиры, там и сям насаждаемые отдельными руководителями различного ранга, и т. д. и т. п. Все это явления в художественной самодеятельности далеко не редкие, в какой-то мере естественные, а уж в агитбригадах даже неизбежные. Достаточно напомнить, что более половины руководителей агитационно-художественных самодеятельных коллективов — общественники, имеющие совсем другие, не связанные с художественным самодеятельным творчеством профессии — рабочие, инженеры, кадровые офицеры, студенты.
Потому-то и процветают расхожие, упрощенные агитбригадные штампы: они доходчивы, однозначны, привычны для многих (в том числе и — увы! — для различных жюри, оценивающих нашу работу по тем же стереотипным меркам). На них ориентируются, часто не утруждая себя постоянными вопросами, а значит, и постоянными поисками ответов. А ведь без этого нет
8
и не может быть творчества, нет развития! «То, что не развивается, — гибнет» (В. Г. Белинский). А потому вопросы, вопросы, вопросы...
Начнем с самого, пожалуй, важного и на первый взгляд простого вопроса: что же такое агитбригада? Так ли уж прост и очевиден ответ на него? А куда отнести почти повсеместно существующие агитзвенья, агит-театры? Что входит в круг обязанностей агитационно-художественного коллектива и существуют ли эти четкие, незыблемые границы?
Агитбригада... Не является ли этот термин сегодня не совсем точным, неполным? Конечно, у него славное прошлое, богатые традиции, удачи и победы, но... вбирает ли он в себя то реальное, объективно существующее последние десять с лишним лет, все ипостаси того многосложного, разветвленного, находящегося на стыке различных видов человеческой деятельности явлении, каковым стало агитационно-художественное самодеятельное творчество? Это явление социально-худо-жвстмнноо, педагогическое — отсюда и столь много-флмнл иго сущность, столь неоднозначна его природа и... сголь противоречивы порой встречающиеся в разных изданиях его определения.
Но прежде чем мы попытаемся внимательно разобраться в них, хочется привести в качестве примера разговор членов жюри республиканского смотра агитационно-художественных коллективов во время выступления одной из агитбригад.
— Хороший коллектив! Яркий, убежденный, искренний... А как поют, двигаются!..
— Да, да, вы правы, прекрасные ребята!..
— Но... какая же это агитбригада?!
— Никакая это не агитбригада... А жаль! Смело ложно было бы давать первое место...
— Но почему не агитбригада?
— О-о!.. Тут много признаков: во-первых, не многожанрово! Только поют и говорят... во-вторых, нет вступительной песенки, после которой должен следовать позитивный материал.
— А почему обязательно вступительная песенка?!
— Потому что агитбригада!
Но это же не аргумент! Во всем, что происходит,
9
там более на сцене, тем более в ярком, точном по своему адресу агитационно-художественном действии (агитке!) должна быть, не может не быть четкая логика этого действия, определяемая его целью! Вступительная песенка должна быть только для чего-то: скажем, чтобы представиться, если коллектив незнаком аудитории и нет по поводу его выступления никаких афиш и объявлений, или для того, чтобы очертить круг проблем, которые рассматриваются в представлении, ввести зрителя в курс дела, или... Но только не просто так, не потому, что это обязательная принадлежность агитбригадного представления, словно действует строжайший приказ, который следует неукоснительно исполнять!.. И вот уже встречаешь руководителей, которые не захотели или не сумели задать себе вопрос: «А зачем нужна вступительная песенка?» — чтобы потом ответить на него и вдохнуть в эту песенку рожденный четкой целью подлинный, а не формальный смысл! А разговор в жюри продолжается.
— Простите, а что вы имели в виду, когда говорили
о многожанровости?
— Ну как же!.. Ведь агитбригада — явление много
жанровое!
— Обязательно?
— Обязательно!
—?!
Еще один приказ? Разве он когда-нибудь издавался? Агитбригада многожанрова, да! Как правило! Но это не по приказу, не по требованию «соответствовать», а по свойству своей драматургии, которая в большинстве своем носит дивертисментный характер, когда в едином сценарии собраны законченные номера, эпизоды (дивертисменты), решенные в различных жанрах, — отсюда и столь распространенная агитбригадная многожанровость.
Как следствие, но не как первопричина! Ибо много-жанровость (как и жанр) — это производное от существа, целей и задач программы. Это в конечном счете закономерность взаимосвязи понятий содержания и формы. Сначала — содержание, а потом — логично вытекающая из него, рожденная его природой, пропущенная через творческую фантазию форма.
И разве справедлив упрек в отсутствии многожанровости, которая якобы не дает права коллективу считать себя агитбригадой? Впрочем, остроту этого вопроса
10
дшшо уже сняла сама жизнь, выдвинув на агитбригад-мыо подмостки агитхоры и агитоперы, даже агитбригады (угубо танцевальные.
А разговор все еще продолжается... И продолжает <мо все тот же оппонент, который любит задавать вопросы и ставить под сомнение очевидные для своего собеседника «приказные» истины.
— Все-таки, что ни говорите, это интересный агит-
гоатр!
- Нет-нет, до агиттеатра им далеко, еще работать и работать!.. Пока это агитбригада. Мы рассматривали • озможность считать их агиттеатром, но решили отложить этот вопрос. Агиттеатр — это высокая ступень, это, •ели хотите, награда, которую еще надо заслужить!..
—?1
А если агитбригада не хочет быть агиттеатром? Не жолпот — и все тут! Она хочет и в будущем строить свою работу только на местном факте, доступном и по-НМ1НРМ юпько своей аудитории, ближайшему окружению, и видит этом единственный смысл своего суще-< 1ВОНЛНИИ И не собирав и и расширять границы фактов и том, распространяя их на все более широкие круги зрителей, которым доступны и близки более типические, обобщенные проблемы, что как раз и свойственно театрам, в том числе и агит.
А если, с другой стороны, коллектив только-только организовался и народу в нем — кот наплакал, и мастерства — увы! — пока негусто, а желают — и все тут! — сразу браться за драматургию типическую, понятную любому зрителю, и уж если в их программе и присутствует понятие «местный факт», то границы этой «местности» столь широки, что совпадают с границами действия как минимум республиканского телевидения — как быть в этом случае? И это агитбригады? А право называться агиттеатром им еще предстоит завоевать? Нет ли здесь некоей путаницы в целях, задачах, путях творческого роста отдельных агитационно-художественных коллективов?
...Разговор в жюри не окончился, он продолжается, и мы к нему еще, возможно, вернемся. Но сейчас хочется еще раз спросить себя: так что же это такое — агитбригада? А также агиттеатр?"~Агитзвено? Что в них самое главное: содержание (цели, задачи, Тема, идея, проблема и т. д.) или форма (жанр, стиль, композиция, выразительные средства и т. д.)?
Вопрос, очевидно, риторический. Содержание не может, не должно быть в рабской зависимости от формыГ Лозунг «Делай так и только так!», в творчестве еще иногда не давал хороших результатов. «Искусство требует непрерывного обновления форм» (А. П6пов)Г «Художнику рецептура вредит, он сам вырабатывает законы существования» (Г. Товстоногов).
Заметим, сама жизнь свидетельствует о том, что «рецептурный период» постепенно сходит на нет — уже практически не встречаются на местах «резиновые» сценарии для агитбригад, рассылаемые сверху, где надо только вместо многоточий вставлять фамилии передовиков и проценты плана, эти обезличенные, хотя и профессионально скроенные, сценарные болванки, которые никак не отличаются «...лица необщим выраженьем».
Сегодня уже вместе со сценарием рассылаются и методические указания к нему, побуждающие к самостоятельному творчеству, пусть поначалу робкому, но творчеству. И уж коли «рецептура» на каком-то этапе небесполезна, то рядом всегда должен находиться учитель (а ведь сеть повышения квалификации руководителей различных коллективов художественной самодеятельности у нас — явление мощное, развитое, обеспеченное) — учитель, который объяснит, покажет, научит, наставит на путь... единственный, твой, творческий.
И отвечая на вопрос: «Что важнее: содержание или форма?» — а ответ на него, согласитесь, очевиден, — мы начнем попутно отвечать и на главный наш вопрос: «Что же такое агитбригада?» Точнее, самодеятельный агитационно-художественный коллектив?
Ит ак, сначала «что», а уж потом «как», сначала агитация и пропаганда, а затем художественными (заметим, сюда же входят и художественно-публицистические) средствами.
Этот тезис настолько очевиден, что вроде бы и неловко столь страстно его декларировать...
Очевиден и... потому, наверно, как это нередко бывает с очевидными понятиями, не вызывает порой потребности каждый раз напоминать себе его смысл.
А если задуматься над ним, то окажется, что в иных агитбригадных программах, скроенных по всем «законам жанра», при тщательном рассмотрении не обнаруживается как раз самого важного — агитации и пропаганды, когда со сцены декларируются общеизвестные (чтобы не сказать — прописные) истины, всеобъемлющие, но не затрагивающие определенную специфическую аудиторию лозунги, призывы, сотрясающие воздух, после которых не остается в умах и душах зрителей ничего определенного, конкретного, побуждающего к действию. А форма при этом может быть самая яркая, самая мастерская, самая (к вящему удовольствию нашего недавнего знакомого из жюри смотра) «агитбригадная». Может быть, уместно, воспользовавшись словарем, еще раз напомнить о том, что такое агитация и пропаганда, фундаментальные основы которых разработаны в великих трудах В. И. Ленина.
Агитация — важнейшая составная часть идейно-воспитательной работы партии, одно из испытанных средств побуждения людей к активному и сознательному действию, мобилизации их на осуществление политики партии во всех областях общественной жизни. Агитация базируется на марксистско-ленинской теории, опирается на ленинские принципы коммунистической идейности, научности, классового подхода, правдивости, тесной связи с жизнью и запросами повседневной практики.
Пропаганда — распространение среди трудящихся масс марксистско-ленинских идей, разъяснение политики партии и социалистического государства, достижений науки и практики и на этой основе неуклонное повышение сознательности и социальной активности советских людей. Пропаганда — комплексное средство формирования личности социалистического типа.
И еще немного о прописных истинах, связанных с деятельностью агитбригад, — истинах, казалось бы очевидных порой даже для тех, кто совсем недавно вступил на этот нелегкий творческий путь.
Вот они: актуальность, злободневность, оперативность, мобильность...
Многократно повторенные на всех уровнях, они, берусь это утверждать, нередко не затрагивают нас, не стимулируют работу ума, постоянно задающего себе вопросы (а иначе как же без этого в творчестве, да еще в творчестве с таким активным социальным началом?!): а что это такое — актуальность, злободневность, оперативность, мобильность? Чем, каким сущностным содержанием наполнены эти понятия? Как ими оперировать в творческом процессе?
Актуально ли, скажем, поднять проблему, связанную с прохудившейся крышей в цехе, выпускающем точные приборы, если бюро погоды обещает через два дня затяжные ливневые дожди, а агитбригада, репетируя два раза в неделю, выпустит программу через месяц? Оперативно ли это? Не зальет ли к тому времени дорогую сверхточную продукцию водой, в которой утонут государственные миллионы?
Злободневно ли (пусть в яркой художественной форме) палить из агитбригадных орудий по явлению, уже вскрытому администрацией, группой народного контроля, местной многотиражкой и «комсомольским прожектором», вместе взятыми, — по явлению, которое благодаря этим совместным усилиям уже изживает себя? Конечно, свой резон это выступление возымеет, так сказать, в назидание на будущее, но все-таки?
Один коллектив, например цеховое агитзвено, постоянно выступая только в своем цехе, мобильно реагирует на возникающие в этой локальной трудовой среде проблемы, а другой, например сельская агитбригада, мобилен в географии своих выступлений — на ферме, в поле, на центральной усадьбе... Это одна и та же мобильность или разные?
Вопросы, вопросы, вопросы...
А где же ответы? Они, конечно, есть, часть из них уже прозвучала в этой беседе, часть еще не прозвучала, непроизвольно проявляясь как бы сама собой, многие появятся позже: в лекциях, анализе практического опыта, которые вы встретите дальше...
Но важнее, мне кажется, не они, ответы, а именно вопросы, сами вопросы, которые в реальной конкретной творческой жизни каждый из Вас встретит, может встретить, должен встретить на своем пути! И их будет неизмеримо больше, чем прошло перед вами на этих страницах. Их будет больше, они будут непросты и специфичны, ибо будут содержать в себе только вашему коллективу, только вашему городу, району, предприятию, колхозу, цеху, училищу присущие особенности, только вам лично присущие индивидуальные — социальные, творческие, человеческие — черты... Значит, и большинство ответов придется искать самому. Надо лишь стремиться искать их и мучиться ими — они обязательно придут! А на этих страницах вы встретите ответы главным образом на общие для всех вопросы, основные положения, определяющие цели и задачи агитационно-художественных коллективов, основы их жизнедеятельное. И важнейшие среди них — ленинские _ положения о партийности и народности искусства.
Народность, как высшее качество художественного творчества, неразрывно связана с судьбой народа, с развитием социалистической революции, Лишь обращаясь к важнейшим в жизни народа процессам и событиям, художник получает возможность выразить существенные черты эпохи и человека этой эпохи. Реализуется эта возможность только при условии правдивого воспроизведения жизни в свете высоких идеалов, которые характерны для мировосприятия народа, обусловливаются его нравственными позициями, его представлениями об истине и справедливости («VI неподкупный голос мой был эхо русского народа». А. С. Пушкин).
Верность правде жизни всегда была основополагающим принципом передового искусства. Но в эпоху, открывающуюся социалистической революцией, правдивое — не только в главном, но и в частностях, в подробностях. Отражение действительности заключает в себе в качестве непременного условия четкое представление художника о характере движения времени, о тех преобразованиях, которые происходят в жизни, народных массах под воздействием коммунистических идей.
Требование быть ближе к жизни с особой силой и остротой звучит именно сейчас, когда партией взят курс на решительную интенсификацию производства, рачительное использование всех материальных и духовных ресурсов, учет в первую очередь человеческого фактора, на повышение ответственности каждого за выполняемое им дело. И, говоря о встающих перед всеми нами задачах, стоит вспомнить ленинские слова о необходимости поддерживать «простые, скромные, будничные, но живые ростки подлинного коммунизма».
Разве не прямо нам, тысячам и тысячам агитационнохудожественных коллективов различных организационно-творческих видов и форм и сотням тысяч их участников, адресованы эти ленинские слова?
Партийность — ведущий принцип нашего творчества, предполагающий рассмотрение всех вопросов с позиций марксизма-ленинизма, непримиримость к буржуазной идеологии, правдивость.
В этой беседе мы лишь затронули основные вопросы агитбригадного движения, но «объять необъятное» и не было ее целью. Целью скорее было другое — возбудить Вашу мысль, уважаемый Читатель,
Окрашенная человеческой, творческой индивидуальностью каждого из Вас, помноженная на численности агитбригадной армии, новая коллективная мысль всегда будет шире и богаче любого учебника, любой книги, любого творческого направления. Это самое важное!
Наша первая беседа подходит к концу, уступая место теоретическому занятию. Но перед этим хотелось бы еще раз подчеркнуть, что наша работа — неотъемлемая часть идеологической работы партии. Это работа во имя человека, работа во благо человека, кропотливая, повседневная, динамичная по своей социально творческой природе, бескорыстная, порой очень трудная, требующая убежденности, стойкости, кристальной честности и мужества.
ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
САМОДЕЯТЕЛЬНОГО
АГИТАЦИОННО-
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ДВИЖЕНИЯ