В 1961 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 1723 (XVI), в которой открыто признавалось право тибетского народа на самоопределение. ООН призвала КНР прекратить “политику, которая направлена на лишение тибетского народа его фундаментальных прав и свобод, включая право на самоопределение”. Четыре года спустя, в 1965 году, она специально подтвердила эту резолюцию (см. Рез. 2079 (XX)).
Но еще ранее, в 1959 году, первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру выразил свою решительную поддержку права тибетского народа на самоопределение. Обращаясь к Лок сабхе, нижней палате индийского парламента, он сказал: “Последним голосом в признании Тибета должен быть голос его народа и никого больше”.
Недавно состоялись две, не связанные друг с другом, встречи экспертов по международному праву для рассмотрения вопроса о требовании Тибетом независимости.
Постоянный Трибунал Народов, собравшийся в ноябре 1992 года в Страсбурге, в течение недели разбирал многие свидетельства и аргументы и пришел к выводу, что тибетцы отвечают общепринятому юридическому понятию “народ” и потому имеют право на самоопределение. Трибунал сделал заключение, что “нынешняя китайская администрация на территории Тибета должна рассматриваться как иностранное господство над тибетским народом”. В конце принятого Трибуналом вердикта записано: “Тибетский народ с 1950 года лишен своего законного права на самоопределение”. [Session on Tibet, Verdict I Permanent Tribunal of Peoples. Strasbourq. 1992. 20 Nov. P. 15 and 23, resp.]
На другой самостоятельной конференции, проходившей в Лондоне несколькими неделями позже в течение 4-х дней, тридцать известных специалистов по международному праву из Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки, среди которых были крупнейшие авторитеты по праву народов на самоопределение, обстоятельно рассмотрев все материалы, включая и китайскую “Белую книгу”, сделали письменное заявление:
|
1) Согласно международному праву, тибетский народ должен получить независимость; право на самоопределение “принадлежит тибетскому народу” и “ни китайское правительство, ни какая-либо другая нация или государство не имеют права лишать его независимости”.
2) “Со времени военных действий в 1949—50 годов Тибет находится в оккупации под властью КНР и деспотически управляется колониальной администрацией”.
3) “Учитывая длительную историю Тибета как независимого государства, мы считаем, что требование тибетским народом самоопределения, включая независимость, соответствует принципам национального единства и территориальной неприкосновенности государства”. [International Lawyers' Statement on Tibet — London 1993 London. 1993. 10 Jan. P. 6—8]
В Заявлении Международной конференции содержался призыв к ООН и членам мирового сообщества срочно принять меры, способствующие быстрой реализации тибетцами своего права на самоопределение. В ходе этих двух обсуждений, в Народном Трибунале и на Международной конференции юристов, полностью были рассмотрены и позиции китайского правительства, особенно те, которые изложены в “Белой книге”. Китайское правительство было приглашено участвовать в этих мероприятиях, но уклонилось от этого. Тем не менее оно представило на эти встречи для рассмотрения “Белую книгу” и массу других публикаций, демонстрирующих его аргументы и точку зрения на данную проблему.
|
Заключение
Несомненно, тибетский народ обладает правом на самоопределение, посредством которого тибетцы сами должны определить свой политический статус и направление экономического, политического и культурного развития своей страны. Даже если понятие самоопределения применимо главным образом к народам, находящимся под колониальным господством или оккупацией, к проблеме тибетцев оно применимо полностью. Пришло время, когда КНР должна выполнить свои международные обязательства и согласиться на проведение в Тибете плебисцита под международным наблюдением.
Вторжение и незаконная аннексия Тибета (1949-1951 гг.)
Введение
По международному праву договоры скрепляются подписями представителей стран, заключающих их, если они не навязаны силой или если одна из стран не принуждена к подписанию договора под угрозой силы. Это отражено в Венской конвенции по нормам заключения договоров, которые рассматриваются как отражение обычного международного права. Китайская Народная Республика очень чувствительна к этому принципу, особенно когда это относится к договорам и соглашениям, которые Китай вынужден был подписать под давлением Запада во времена, когда страна была слаба. Особенно КНР настойчива в том, что такие “неравноправные” договоры не могут быть действительными, причем неважно, кто их подписывал и по каким причинам.
После того как военное вторжение в Тибет началось, и маленькая тибетская армия была разбита, КНР навязала тибетскому правительству договор, по которому Тибет провозглашался частью Китая, хотя и с предоставлением ему широких прав автономии. В “Белой книге” утверждается, что договор был заключен тибетским правительством абсолютно добровольно и что Далай-лама, тибетское правительство и тибетский народ всецело поддержали его. Факты указывают на совершенно противоположное, а именно: на то, что заключение так называемого “Соглашения из семнадцати пунктов по мирному освобождению Тибета” не было добровольной акцией и что оно было отвергнуто тибетским народом. Далай-лама в одной из своих книг приводит слова тибетского премьер-министра Лукхангвы, сказанные им китайскому генералу Чжан Цзин-у в 1952:
|
“Абсурдно ссылаться на условия “Соглашения из семнадцати пунктов”. Наш народ не принял это “соглашение”, да и сами китайцы периодически нарушали его условия. Их армия еще оккупировала Восточный Тибет. Эта территория не возвращена правительству Тибета, хотя это должно было быть сделано”. [My Land and My People. Dalai Lama / New York. 1992. Fourth Edition. P. 95]