Мотор–вентилятор (рисунок 4) вертикального исполнения представляет собой асинхронный двигатель с внешним ротором. Конструктивно выполнен следующим образом. На основании 11 болтами закреплена втулка 7, на которую напрессован сердечник 9 с обмоткой 8. Сердечник статора удерживается на втулке шпонкой. В сжатом положении железо сердечника между нажимными шайбами фиксируется полукольцами. Внутри втулки установлен вал ротора 6 на двух подшипниках. Верхний подшипник имеет лабиринтные крышки и закреплен на валу ротора гайкой, нижний также удерживается гайкой. Вентиляторное колесо с запрессованным в его корпус сердечником ротора насаживается сверху статора и крепится болтами к верхнему торцу вала.
К ротору 2 колеса вентилятора привариваются шесть лопастей с воротниками, которые подбирают по массе с разницей, не превышающей 100 г, а разница масс диаметрально противоположных лопастей с воротниками между собой составляет не более 30 г. После приварки лопастей и запрессовки сердечника ротора вентиляторное колесо необходимо динамически балансировать. Допускаемый дисбаланс не более 100 г·см.
После балансировки колесо испытывают на разнос при частоте вращения (40 ± 0,84) с-1 ((2400 ± 50) об/мин) в течение 10 мин.
Подшипники вентиляторов заполняют пластической смазкой. Добавляют смазку через масленки в верхней части вала 6, через центральную – в нижний подшипник, через боковую – в верхний. В нижней части основания имеется отверстие, закрытое пробкой 12 для периодического выпуска излишков и отработанной смазки.
Рисунок 4. - Мотор–вентилятор охлаждающего устройства и блока электродинамического тормоза
1 –лопасть; 2 –ротор; 3 –крышка верхняя; 4,7 –втулки; 5 –крышка; 6 –вал ротора; 8 –обмотка статора; 9 –сердечник; 10 –обтекатель; 11 –основание; 12 –пробка; 13 –кольцо опорное.
|
Установка вентиляторов охлаждения электрических машин
Для охлаждения тяговых электродвигателей на раме тепловоза смонтированы вентиляторы охлаждения электрических машин.
Установка вентиляторов охлаждения электрических машин (рисунок 5) состоит из двух вентиляторов типа ВЦ-14-46 №5, отличающихся от серийных частотой вращения рабочего колеса (33,3 с-1 (2000 об/мин)) и ступицей 2, которая изготовлена под электродвигатель 4АЖ225М602. Электродвигателей также два. Каждый электродвигатель 1 устанавливается на тумбу 5. К корпусу вентилятора 7 подсоединен воздуховод 8, который прикреплен к фланцу воздуховода рамы тепловоза. Нагнетаемый вентиляторами воздух подается в воздуховоды рамы тепловоза и поступает на охлаждение тяговых двигателей.
Рисунок 5. – Установка вентиляторов охлаждения электрических машин 1-электродвигатель; 2- ступица; 3- колесо рабочее вентилятора; 4- входной коллектор; 5- тумба; 6- стойка; 7- корпус вентилятора; 8- воздуховод |
Для снятия, в случае необходимости, вентиляторной установки требуется отсоединить воздуховод 8 от фланца воздуховода рамы, отсоединить крепление тумбы 5 и стойки 6 к раме. После этого всю вентиляторную установку вместе с тумбой, стойками и электродвигателем извлечь из кузова тепловоза для разборки и ремонта.
Для дальнейшей разборки требуется снять со входного коллектора 4 ограждающую сетку, отвернуть гайку и извлечь колесо рабочее вентилятора 3 со ступицей 2. После этого отсоединить корпус вентилятора 7от электродвигателя 1. При замене электродвигателя отсоединить болты крепления к тумбе 5.
Сборку осуществлять в обратной последовательности.