На тепловозе применен унифицированный тепловозный воздухоочиститель.
Основными узлами воздухоочистителя (рисунок 11) являются корпус 20 и кассета 15.
В корпусе воздухоочистителя установлен поддон, в котором размещается блок циклонов 7. Воздух проходит через поворачивающуюся заслонку 5 и постоянно открытую щель «К» для прохода воздуха в поддон блока циклонов.
Кассета состоит из фильтрующей части, изготовленной из капроновой щетины (первый слой снизу), и набора проволочных сеток, служащих для улавливания масла и возврата вместе с частицами пыли в отстойник корпуса. Для обеспечения стекания масла с кассеты она расположена наклонно и должна быть установлена только так, чтобы прорезь в ее опорной части, прилегающей к воздухозаборнику, совпадала со штифтом 14, имеющимся на перемычке посредине воздухозаборника. При неправильном положении кассеты возможен унос масла во всасывающую магистраль дизеля, приводящий к нагарообразованию на клапанах и другим дефектам.
Корпус и кассета плотно прижимаются к сборнику воздуха с помощью стяжного стержня 8 и гаек 9. Для исключения прохода воздуха не через фильтрующую кассету служат резиновые прокладки, прижимаемые к центральным трубкам корпуса и кассеты пружинами 22, и резиновые уплотнительные рамки 10. Для очистки воздушные фильтры могут быть сняты с тепловоза целиком, а также по частям из дизельного помещения.
Действие воздушного фильтра происходит следующим образом: при работе дизеля на малых нагрузках, когда расход воздуха небольшой, воздух не может открыть заслонку и проходит через узкую щель в поддон блока циклонов. В циклонах воздушный поток, закручиваясь, создает подъемную силу, которая увлекает находящееся в поддоне масло и вместе с воздухом подает его в кассету.
|
Возврат масла с пылью происходит через отсек, отделенный вертикальной перегородкой от полости всасывания воздуха. В поддон блока циклонов масло попадает через трубу, входное отверстие которой приподнято от дна для исключения попадания загрязненного масла. При работе дизеля под нагрузкой, когда увеличивается расход просасываемого воздуха, поток последнего открывает заслонку 5, и большая часть воздуха идет прямо на кассету, минуя циклоны. Величина открытия заслонки зависит от расхода воздуха.
Если забор воздуха снаружи затруднен (сильный снегопад, ливень, пыльная буря) возможен забор воздуха непосредственно из машинного помещения. Для этого необходимо открыть дверцу 4 переходников 3.
Заправка корпусов маслом производится через горловины, закрытые щупом 16.
При работе тепловоза на дне корпусов скапливается вода, попадающая с воздухом при дожде, и загрязнения, которые необходимо периодически удалять путем открытия крана 19. Для подвешивания емкости (ведра) имеются крючки 17.
Рисунок 11 - Воздушный фильтр дизеля
1 –воздухозаборник; 2 –мех уплотнительный; 3 –переходник; 4 –дверца; 5 –заслонка; 6 –поддон; 7 – блок циклонов; 8 –стержень; 9 –гайка; 10 –рамка уплотнительная; 11 –хомут; 12 –лист резиновый; 13 –воздуховод; 14 –штифт; 15 -кассета; 16 -щуп; 17 -крючок; 18 -пробка; 19 -кран; 20- корпус; 21 -шплинт; 22 -пружина; 23 -шайба; 24 - прокладка
Оборудование систем дизеля
Клапан паровоздушный
Клапан паровоздушный смонтирован в крышке заливочной горловины водяного бака. Конструкция клапана (рисунок 12) обеспечивает его работу в двух направлениях: прямом – выпуск пара из бака при превышении давления в нем 0,05 - 0,075 МПа (0,5 - 0,75 кгс/см2) и обратном – впуск воздуха в бак при разрежении в нем 0,002 - 0,008 МПа (0,02 - 0,08 кгс/см2). Соответственно имеются две пружины: прямого действия 14 и обратного действия 9. Пружины прямого действия через шайбу 13, изолятор 12, шайбу 15, гайку 17 и шток 8 воздействует на грибок 5, прижимая его к резиновой прокладке 3.
|
Рисунок 12 - Клапан паровоздушный
1 –корпус; 2 –колпачок; 3 –прокладка большая; 4 –кольцо прижимное; 5 –грибок; 6 –тарелка верхняя; 7 –прокладка малая; 8 –шток; 9 –пружина обратного действия; 10 –прокладка; 11 –тарелка нижняя; 12 –изолятор; 13,15 –шайба; 14 –пружина прямого действия; 16 –шайба стопорная; 17 –гайка; 18 –втулка
При давлении пара в баке выше нормального, воздействующее на грибок 5 давление приподнимает его, преодолевая силу сжатия пружины 14, и выпускает часть пара в атмосферу через отверстия в колпачке 2. При появлении разрежения в баке, атмосферный воздух, преодолевая силу затяжки пружины 9, отжимает резиновую прокладку 7 вместе с верхней тарелкой 6 от посадочных мест вокруг отверстий грибка и входит в бак через эти отверстия.