От того кризиса, который испытали все другие ветви старого Интернационала, превратившись в национальные рабочие партии, германская социал-демократия была спасена благодаря тому обстоятельству, что она уже с самого начала развилась в национальных рамках. Через несколько месяцев после провала Женевского конгресса, 10 января 1874 г. партия праздновала свою первую большую победу на выборах в рейхстаг. Она завоевала 350 тысяч голосов и девять мандатов, из которых три достались лассальянцам и шесть — эйзенахцам.
Самый яркий свет на причины гибели старого Интернационала проливает, наконец, то обстоятельство, что Маркс и Энгельс, руководители Генерального Совета Интернационала, лишь с трудом могли придти к соглашению даже с этой расцветающей рабочей партией, которая благодаря их немецкому происхождению, конечно, была для них наиболее знакомой и ближе всех стояла к их теоретическим воззрениям. И они не безнаказанно витали в облаках. Они обозревали события со своего интернационального сторожевого поста, и это мешало им проникать в глубь жизни отдельных наций. Даже их восторженные поклонники во Франции и в Англии признавали, что они не вникли до конца в условия английской и французской жизни. И с Германией, с тех пор как они покинули свою родину, им также никогда не удалось установить по-настоящему тесную связь. Даже в области непосредственно партийных вопросов их суждения постоянно затемнялись непреодолимым недоверием к Лассалю и ко всему, что было связано с его именем.
Это проявилось особенно ясно, когда в первый раз собрался вновь избранный рейхстаг. Из шести эйзенахских депутатов двое, Бебель и Либкнехт, сидели еще в тюрьме. Выступление же четырех остальных — Гейба, Моста, Моттелера и Вальтейха — вызвало глубокое разочарование даже среди их собственных сторонников. Бебель пишет в своих воспоминаниях, что ему с самых различных сторон горько жаловались на то, что в парламентских успехах трое лассальянцев — Га-зенклевер, Гассельман и Реймер — значительно опередили этих четырех эйзенахских депутатов. Совершенно иначе смотрел на положение дел Энгельс. Он писал Зорге: «Лассальянцы настолько дискредитированы своими депутатами в рейхстаге, что правительство вынуждено было начать против них преследования для того, чтобы снова сделать вид, будто оно относится к этому движению серьезно. Впрочем, лассальянцам со времени выборов пришлось по необходимости плестись в хвосте наших. Прямо-таки счастье, что Гассельман и Газенклевер избраны в рейхстаг. Они себя там все более дискредитируют; они
|
530
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
должны либо идти вместе с нашими, либо делать глупости на свой собственный страх и риск. Как то, так и другое их губит»1. Более неправильного взгляда на веши нельзя себе и представить.
Парламентские представители обеих фракций отлично ладили между собою и ничуть не огорчались, если на парламентской трибуне одним удавалось выступать с большим успехом, чем другим. Обе фракции вели избирательную борьбу так, что ни эйзенахцам нельзя было сделать упрека в половинчатом социализме, ни лассальянцам — в заигрывании с правительством. Обе они собрали приблизительно одинаковое число голосов, обе выступали в рейхстаге с одними и теми же требованиями и против одних и тех же противников, и обе после выборов подверглись со стороны правительства одинаково сильным преследованиям. Они расходились еще только в организационных вопросах, но и это последнее препятствие было устранено карьеристским рвением прокурора Тессендорфа. Ему удалось добиться от услужливых судей приговоров, которые разрушали как более свободную организацию эйзенахцев, так и строгую организацию лассальянцев.
|
Таким образом, объединение двух фракций приближалось само собой. Когда уже в октябре
1874 г. Тельке передал Либкнехту предложение лассальянцев о мире, Либкнехт, в то время уже вышедший из тюрьмы, энергично, хотя, может быть, несколько самовольно, взялся за дело. И его заслуга не уменьшается от того, что в Лондоне к ней отнеслись с большим порицанием. Для Маркса и Энгельса лассальянцы по-прежнему оставались вымирающей сектой, которая рано или поздно должна будет сдаться на гнев и милость. Вести переговоры с лассальянцами, как с равными, казалось им легкомысленным нарушением интересов немецкого рабочего класса. Когда весною
1875 г. был опубликован проект общей программы, объединившей представителей обеих фракций, оба они пришли в ярость.
5 мая, после того как Энгельс уже раньше заявил свой подробный протест Бебелю, Маркс отправил вождям эйзенахцев так называемое программное письмо2. В этом письме он обрушивался на Лассаля резче, чем когда-либо. Он говорил, что Лассаль знал наизусть «Коммунистический манифест», но чтобы оправдать свой союз с абсолютистскими и феодальными противниками против буржуазии, грубо исказил его, назвав все другие классы еди-
|
1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXVI, стр. 375. — Ред.
2 Меринг имеет в виду письмо Ф. Энгельса А. Бебелю от 18—28 марта 1875 г. и письмо К. Маркса В. Бракке от 5
мая 1875 г. с приложением «Замечаний к программе Германской рабочей партии», опубликованные Ф. Энгельсом в
1891 г. под заглавием «Критика Готской программы». См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения в двух
томах, т. II, 1955, стр. 5—34. — Ред.
ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
531
ной реакционной массой по отношению к рабочему классу. Но самая формула «реакционная масса» была пущена в оборот совсем не Лассалем, а Швейцером и притом лишь после смерти Ласса-ля. Когда же Швейцер выдвинул этот лозунг, Энгельс безоговорочно одобрил его за это. Лассаль действительно заимствовал из «Коммунистического манифеста» железный, как он окрестил его, закон заработной платы1. За это его отчитали как сторонника мальтузианской теории населения, которую он отрицал в такой же степени, как Маркс и Энгельс.
Если оставить в стороне эту в высшей степени неприглядную сторону программного письма, то оно является весьма поучительным трактатом об основных принципах научного социализма. Оно, конечно, не оставляло камня на камне от коалиционной программы. Но в то время это огромной важности письмо привело, как известно, лишь к тому, что стороны внесли две-три небольшие и довольно безразличные поправки в свой проект. Десятка два лет спустя Либкнехт говорил, что почти все, если не все, были согласны с Марксом и возможно, что его предложения собрали бы на объединительном конгрессе большинство голосов. Но все же осталось бы недовольное меньшинство, а этого следовало избежать, так как дело шло не о формулировке научных положений, а о практическом объединении обеих фракций.
Менее торжественное, но более верное объяснение замалчивания программного письма состоит в том, что это письмо превосходило умственный горизонт эйзенахцев даже в большей степени, чем лассальянцев. Правда, еще за несколько месяцев до того Маркс жаловался, что в органе эйзе-нахцев время от времени помещаются филистерские фантазии — произведения школьных учителей, докторов и студентов — и Либкнехту следовало бы за это намылить голову. Но он все же считал, что реалистическое воззрение, которое с таким трудом было привито партии и, наконец, пустило корни, смыто идеологической правовой фразеологией и другой дребеденью лассальянской секты, позаимствованной ею у демократов и французских социалистов.
Однако в этом Маркс целиком ошибался. В теоретических вопросах обе фракции стояли приблизительно на одинаковой ступени, и если было между ними различие, то скорее в пользу лассальянцев. У эйзенахцев проект объединительной программы не встретил никаких возражений. В то же время западнонемецкий рабочий съезд, состоявший почти исключительно из лассальянцев, подверг его критике, во многих отношениях приближавшейся к той критике, которую несколько недель спустя направил против проекта Маркс. Но особого значения этому не приходится придавать. От научного социализма, как его обосновали
См. вступительную статью к настоящему изданию, стр. 17. — Ред.
532
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
Маркс и Энгельс, обе фракции стояли еще далеко. Они не имели почти никакого представления о методе исторического материализма. Точно так же для них была еще закрыта и тайна капиталистического способа производства. Самым поразительным доказательством этого является непонимание теории стоимости, обнаруженное К. А. Шраммом, наиболее известным в то время теоретиком эйзенахцев.
Практически объединение оправдало себя, и поэтому Маркс и Энгельс ничего не имели против него, но они полагали, что лассальянцы водят эйзенахцев за нос. Маркс ведь сам сказал в своем программном письме: «Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ»1. Но так как неясность в вопросах теории в новой единой партии скорее увеличивалась, чем уменьшалась, то они видели в этом следствие противоестественного слияния, и их недовольство принимало скорее более резкие, чем смягченные формы.
Их могло бы, конечно, смутить то, что повод к недовольству подавали в гораздо большей степени прежние эйзенахцы, чем прежние лассальянцы. О последних Энгельс однажды сказал, что скоро они будут самыми толковыми людьми, так как по крайней мере не печатают всякой ерунды в своей газете, просуществовавшей еще около года после объединения. Энгельс говорил, что проклятие оплачиваемых агитаторов, этих полузнаек, падает тяжелым бременем на их собственную партию. Особенно раздражал его Мост, который «делал выписки из всего «Капитала», но ничего не понял в нем» и необычайно ратовал за социализм Дюринга. «Очевидно, — писал Энгельс 24 мая 1876 г. Марксу, — эти люди представляют себе дело так, что Дюринг своими подлыми личными нападками на тебя сделал себя неуязвимым с нашей стороны, ибо если мы высмеем его теоретическую нелепость, то это будет выглядеть как месть за его личные выпады»2. Но и Либкнехт получил свою порцию: «Главное, это страстное желание Вильгельма восполнить пробелы нашей теории, иметь ответ на всякое филистерское возражение и дать картину будущего общества, потому что и филистер задает вопросы на этот счет; вместе с тем он хочет быть по возможности независимым от нас в теоретическом отношении, что ему, при полном отсутствии у него всякой теории, всегда удавалось гораздо лучше, чем он сам подозревает»3. Все это не имело ничего общего с Лассалем и с его традициями.
Вследствие быстрого роста практических успехов новая единая партия стала равнодушна к теории. Впрочем, это сказано
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 7. — Ред.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 450. — Ред.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные письма, 1953, стр. 309. — Ред.
ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
533
слишком сильно: партия относилась пренебрежительно не к теории как таковой, а к тому, что она в своем мощном движении вперед считала теоретическим крохоборством. Вокруг ее восходящей звезды собрались непризнанные изобретатели и реформаторы, противники оспопрививания, пророки естественных методов лечения и тому подобные чудаковатые гении, которые надеялись найти признание у столь мощно пробуждавшегося рабочего класса. Всякого, кто выражал желание помочь и являлся с каким-либо лекарством против общественного зла, принимали с радостью и особенно приветствовали приток из академических кругов — в интересах укрепления союза между пролетариатом и наукой. Университетский же учитель, который сближался или подавал надежду на сближение с тем или иным оттенком многозначного понятия «социализм», мог не опасаться слишком суровой критики своего умственного багажа.
Дюринг был в особенности огражден от такой критики потому, что многое в личности и деятельности этого человека привлекало к нему умственно подвижные элементы берлинской социал-демократии. Несомненно, он обладал большими способностями и дарованиями. Рабочие, естественно, относились с сочувствием к тому, что он, человек без средств и рано ослепший, в трудном положении приват-доцента долгие годы проповедовал с кафедры свой политический радикализм, не делая никаких уступок правящим классам, не страшась прославлять имена Марата, Бабёфа и деятелей Коммуны. Теневою стороною его личности были хвастливые претензии на то, что он в совершенстве владеет полдюжиной наук. На самом же деле уже из-за одного своего физического недостатка он не владел в совершенстве ни одной из этих наук. Его постоянно растущая мания величия (он якобы положил на обе лопатки всех своих предшественников: в области философии — Фихте и Гегеля, а в экономической — Маркса и Лассаля) не слишком ставилась ему в строку или прощалась как некоторая несдержанность, понятная при той тяжкой жизненной борьбе, которая выпала на его долю.
Маркс совершенно не обращал внимания на «собачьи» нападки Дюринга, а по своему содержанию они и не могли вызвать его на ответное выступление. Он долгое время хладнокровно смотрел на возраставшую популярность Дюринга среди берлинских членов партии, хотя Дюринг с уверенностью в своей непогрешимости и со своей системой «истины в последней инстанции» обладал всеми задатками прирожденного основателя секты. Даже тогда, когда Либкнехт, который в данном случае оказался вполне на своем посту, указал им, прислав несколько писем от рабочих, на опасность вульгаризации в партийной пропаганде, Маркс и Энгельс отказались от критики Дюринга, как от «слишком побочной работы». И только хвастливое письмо, посланное Мостом
534
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
Энгельсу в мае 1876 г., по-видимому, оказалось каплей, переполнившей чашу.
С этого времени Энгельс подробно занялся тем, что Дюринг называл своими «системотворя-щими истинами». Свою критику Энгельс изложил в ряде статей, которые печатались с начала 1877 г. в «Vorwarts» («Вперед»), новом центральном органе объединенной партии. Они разрослись до размеров самого значительного и важного после «Капитала» труда по научному социализму1. Но прием, оказанный партией этому произведению, показал, что дальнейшее промедление действительно заключало бы в себе опасность. Ежегодный конгресс партии, который собрался в мае 1877 г. в Готе, чуть было не устроил над Энгельсом суд за ересь, так же как официальная университетская шваль — над Дюрингом. Мост внес предложение прекратить печатание статей против Дюринга в официальном органе, так как они «не представляют никакого интереса для значительного большинства читателей «Vorwarts» и даже в высшей степени возмущают их». Вальтейх же, который вообще был непримиримым врагом Моста, в данном случае спелся с ним, говоря, что тон статей Энгельса должен привести к утрате вкуса и делает непереваримой умственную пищу, преподносимую в «Vorwarts». К счастью, опасность позора была предотвращена принятием примиряющего предложения, гласящего, что эта научная полемика должна продолжаться по практически-агитационным соображениям не в самой газете, а в научном приложении к «Vorwarts».
Вместе с тем этот конгресс постановил издавать, начиная с октября 1877 г., научный двухнедельник по предложению и при финансовой поддержке Карла Хёхберга, одного из буржуазных адептов социализма, столь многочисленных тогда в Германии. Он был сыном франкфуртского коллектора лотерей, был молод, но очень богат, бескорыстен и в высшей степени способен на самопожертвование для дела. Все, знавшие его, были наилучшего мнения об его личных качествах. Но с его литературно-политической физиономией дело обстояло значительно хуже, как об этом можно судить по его публицистической деятельности. Тут Хёхберг проявил себя довольно бесцветным и сухим человеком, несведущим в области истории и теории социализма, совершенно чуждым научным воззрениям Маркса и Энгельса. Не видя в пролетарской классовой борьбе рычага к освобождению рабочего класса, он хотел расположить в пользу рабочего дела имущие классы и в особенности их образованные круги путем мирного развития и соблюдения буржуазной легальности.
1 Меринг имеет в виду произведение Ф. Энгельса «Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом». Первое отдельное издание было опубликовано в 1878 г. — Ред.
ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
535
Маркс и Энгельс, еще не зная его более близко, отклонили предложение сотрудничать в «Zu-kunft», как назвали новый журнал. Впрочем, как и многие другие, они получили не личное, а анонимное циркулярное приглашение. Энгельс полагал, что решения конгресса, как бы они ни требовали для себя надлежащего уважения в области практической агитации, в научном отношении равны нулю и недостаточны, чтобы придать журналу научный характер, который вообще нельзя устанавливать посредством декрета. Социалистический научный журнал без строго определенного научного направления есть полная бессмыслица. К тому же при господствующем в Германии разнообразии или неопределенности направлений нет никакой гарантии, что направление журнала окажется подходящим для них.
Уже первый номер «Zukunft» показал, насколько правы были Маркс и Энгельс. Вступительная статья Хёхберга была жалким подобием всего того, с чем они боролись в 40-е годы, как с ослабляющими и расслабляющими влияниями в социализме. Таким образом, они оградили себя от неприятных объяснений. Когда один немецкий партийный товарищ спросил их, не сердятся ли они из-за прений на Готском конгрессе, Маркс ответил: «Я не сержусь (как говорит Гейне), и Энгельс точно так же. Мы оба не дадим и ломаного гроша за популярность. Вот, например, доказательство: из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал». К этому он еще прибавил: «Но события, вроде тех, которые произошли на последнем партийном съезде, — они будут надлежащим образом использованы врагами партии за границей, — все же заставили нас осторожнее откоситься к «партийным товарищам в Германии»»1. Все же это было сказано благожелательно, так как Энгельс по-прежнему спокойно печатал свои статьи против Дюринга в научном приложении к «Vorwarts».
Но что касается существа вопроса, то Маркс был сильно опечален тем «гнилым духом», который стал проявляться не столько среди масс, сколько у вождей. 19 октября он писал Зорге: «Компромисс с лассальянцами привел к компромиссу и с другими половинчатыми элементами, в Берлине (например, Мост) с Дюрингом и его «поклонниками» и, кроме того, с целой бандой незрелых студентов и преумнейших докторов, поставивших себе задачей дать социализму «более высокое идеалистическое» направление, то есть заменить его материалистическую базу (требующую, раньше чем ею оперировать, серьезного объективного изу-
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXVI, стр. 487, 488. — Ред.
536
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
чения) — новой мифологией со всеми ее богинями справедливости, свободы, равенства и братства. Одним из представителей этого направления является «вкупившийся» в партию издатель журнала «Zukunft» д-р Хёхберг — допускаю, с «самыми благими» намерениями, но я на всякие «намерения» плюю. Редко появлялось на свет божий что-либо более жалкое и с более «скромной претензией», чем программа его «Zukunft»»1.
И в самом деле, Марксу и Энгельсу пришлось бы отказаться от всего своего прошлого, если бы они когда-либо примирились с этим «направлением».