Природная среда, или биосфера, где с момента своего видового рождения живет человек как землянин, - воздух. В воздушных условиях существования он и заговорил.
Устная речь не смогла бы сделаться основным способом общения людей, не будь в телесном «снаряжении» человека наряду с моторными соответствующих сенсорных устройств для ее приобретения. Ведь речь не наследуется с генами, а изначально дает о себе знать каждому человеческому индивиду как внешний по отношению к нему раздражитель. И для того чтобы пользоваться речью самому, нужно сначала каким-то образом «получить» ее от других себе подобных, у кого она уже есть. Звуки речи в их физическом аспекте, подобно всем прочим звукам, представляют собой попеременно сгущение и разряжение частиц окружающего воздуха. Естественным «окном», через которое звуки речи из внешней среды попадают во внутреннюю среду человека, является слух.
Звуковосприятие как речевая сенсорика и звукопроизводство как речевая моторика - комплементарны, т.е. составляют такую пару, оба члена которой необходимо предполагают друг друга и друг на друга ориентированы. Как левая сторона не бывает без правой или верх - без низа, точно так же выдача речевых звуков невозможна, если не налажен их прием. Данная закономерность выявлена в жестоких экспериментах природы: ребенок, родившийся глухим, оказывается тем самым и немым. (Сразу же поспешим сделать существенное замечание: глухорожденный человек не есть фатально обреченный на безречие! Глухонемота - это отсутствие только и только устной речи, но не речи вообще. Ибо кроме звуковой, возможны иные формы бытия языка, поддающиеся усвоению человеческим мозгом.)
|
Итак, с помощью слуха развиваются речевые звуки в онтогенезе, слуху они адресуются и слухом же контролируются. Отсюда - тот, кто научился говорить, в своем коммуникативном поведении проявляет двуединую способность: он и членораздельно произносит звуки речи, и членораздельно слышит изрекаемое другими и самим собой. По существу это два звена механизма устной речи, одно из которых обеспечивает выход, второе - вход коммуникативной системы человека. Поэтому правомерно объединение речедвигательного и слухового анализаторов в один слухоречедви – дательный анализатор, служащий психофизиологической основой устной речи. Следует лишь помнить, что функциональная связь между моторным и сенсорным механизмами - связь динамичная. Ее роль не остается одинаковой на протяжении всей жизни человека, а по мере развития речи в онтогенезе меняется.
Взаимообусловливая и крайне нуждаясь друг в друге на самых ранних этапах, когда речь только зарождается, оба механизма, задействовав и набирая обороты, начинают понемногу обособляться и работать все более и более самостоятельно. Когда же речь уже сложилась, т.е. управление ею полностью сформировалось, жесткая необходимость во взаимном соучастии отпадает, и каждый механизм справляется со своими обязанностями без непременной поддержки «напарника». Автономность их рабочего режима обнаруживается при повреждении одного из них в зрелом возрасте. Так, при истерическом мутизме человек слышит, но не говорит, а при поздней глухоте - говорит, но не слышит.
Формирование обоих механизмов принципиально одинаковое. Как нет у человека специального речевого выхода, хотя при рождении имеется рот, так нет у него и специального речевого входа, хотя имеется ухо; как рот до поры до времени не артикулирует, а выполняет лишь свое биологическое назначение, так
|
и ухо до поры до времени речевых звуков как таковых не различает, а извлекает извне лишь акустические раздражители, полезные для жизнедеятельности организма. Наконец, как причастность к производству устной речи - вторичная нагрузка рта, так и причастность к ее восприятию - вторичная нагрузка уха, приобретаемая в результате предварительной индивидуальной выучки в процессе общения с другими людьми, владеющими речью.
Периферический аппарат сенсорного механизма устной речи, представленный ухом, состоит из трех частей - наружной, средней, внутренней. Роль наружной части уха, или ушной раковины, считающейся рудиментарным органом, у человека незначительна и сводится, в основном, к собиранию звуковых волн. Почти бездеятельная, она представляет собой скорее «архитектурно -телесное излишество», нежели острую надобность. Жизнь показывает, что всякого рода деформации и увечья, даже отсутствие ушной раковины, если и беспокоят человека, то не более чем как недостаток чисто косметического порядка, поскольку слуху это не причиняет ощутимого ущерба. (Подтверждением может служить такой исторический факт: в стародавние времена в некоторых странах, например в древнем Иране, государственным преступникам в наказание отрезали уши, чтобы придать им обезображенный, отпугивающий вид, дабы другим неповадно было, но слух от этого у них не пропадал.)
|
Прямым продолжением ушной раковины служит узкий слуховой проход, замыкающийся упругой мембраной (барабанной перепонкой). Под давлением ударяющихся в нее звуковых волн она начинает вибрировать, пропуская их в среднее ухо, где расположены сочлененные косточки (молоточек, наковальня и стремечко), повторяющие и усиливающие колебания барабанной перепонки. Система этих косточек, подобно поршню, «проталкивает» звуки во внутреннее ухо, приводя в движение наполняющую его вязкую жидкость.
Внутреннее ухо, спрятанное в толще височной кости черепа (улитка), - самый важный в психологическом аспекте отдел периферического слухового аппарата. Если наружное и среднее ухо играют звукопроводящую роль, служа своего рода коридором перед дверью в звуковосприятие, то во внутреннем ухе залегает истинный орган слуха (орган Корти). Именно внутреннее ухо и выполняет звуковоспринимаю-щую функцию. Оно снабжено многочисленными чувствительными клетками, в которых оканчиваются веточки слухового нерва - главного транспортера звуковых сигналов в центральную нервную систему. Попав во внутреннее ухо, звуковые волны вызывают смещение его рецепторов, в ответ на что возникают нервные импульсы, устремляющиеся в головной мозг.
Конечным пунктом доставки звуков является кора головного мозга, а точнее - ее задняя треть верхневисочной извилины, где расположено корковое ядро слухового анализатора. Это зона Вернике, так называемый сенсорный центр устной речи. (Здесь следует отметить, что современным представлениям о работе внутреннего уха мы во многом обязаны американскому психоакустику венгерского происхождения Дьёрду Бекеши, разработавшему гидродинамическую теорию слуха, или теорию «бегущей волны», и удостоенному за свои исследования Нобелевской премии.)
Прохождение звуков от уха до мозга сопровождается рядом операций по их обработке. В периферическом аппарате происходит чисто механический анализ звуков как физико-физиологического явления. Тут звуки фильтруются один за другим (сукцессивно), в той фактической последовательности, в какой только и могут поступать на вход. Этот первичный анализ осуществляется автоматически вследствие особенностей строения уха, работающего как живой микрофон. По прибытии в центр звуки подвергаются вторичной обработке, которая происходит уже иначе, чем на периферии, а именно: аналитически разложенные признаки звуков, такие как частота и амплитуда колебаний, синтезируются в единый ансамбль вибрирующих одновременностей (симультанно). В результате суммирования всех параметров звуков создается общая нейродинамическая модель полученных акустических сигналов.
Как любые чувственные агенты внешнего мира, звуки проникают в головной
мозг двумя путями - специфическим, ведущим в кору, и неспецифическим, ведущим в подкорку. Подкорка производит предварительную, грубую сортировку звуков; кора - окончательную, их наиболее тонкую дифференциацию. Таким образом, звуковосприятие, как и звуковоспроизводство, организовано иерархически, реализуясь на разных неврологических уровнях. Но если моторная иерархия - нисходящая, то сенсорная - восходящая. В отличие от звукопроизводства процесс звуковосприятия течет в обратном направлении - снизу вверх, начинаясь в периферическом аппарате слуха и заканчиваясь в центральном. Сохраняется и принцип кодирования сигналов: звуковые волны преобразуются в электромеханические колебания, которые, в свою очередь, трансформируются в нервные импульсы. В силу эквивалентности этих трех рядов человек слышит те самые звуки, которые поступили в его ухо.
У человека два уха и слуховой нерв, отходящий от ушей, -парный. Его путь в большие полушария пролегает через ствол мозга. На этой «пересадочной станции» слуховой нерв расчленяется и частично перекрещивается, так что подавляющая часть его волокон переходит здесь на противоположную сторону. Поэтому нервные импульсы от правого уха идут в левое полушарие, а от левого - в правое. Двусторонность (бинауральность) слуха способствует более точной локализации источника речевых звуков и лучшему их различению на фоне других акустических раздражителей, действующих на ухо человека, которых в воздухе предостаточно. Помимо нервной проводимости у человека имеется еще костная проводимость звуков - через черепную коробку. Этот параллельный канал значительно повышает надежность слухового канала, его помехоустойчивость.
Человек, разумеется, не единственное на земле существо, наделенное слухом. Им обладают и некоторые виды животных. (К слову сказать, человек давно догадался использовать их в качестве живых учебных моделей для познания феномена слуха, а заодно выяснить отдельные детали собственного слуха. Слышащие подопытные животные, в частности кошки, сослужили добрую службу науке о слухе -аудиологии.)
Анатомическая схема слухового анализатора человека похожа на обезьянью. И, принимая во внимание, что модальность всех звуков едина, можно сказать, что человек и обезьяна слышат одинаково, но - только физиологически. Психологически же, т.е. с точки зрения управления слухом, их разделяет зияющая пропасть! Разница между ними столь же велика, как разница между человеческой и обезьяньей фонацией. Ведь слышит-то в конце концов не само ухо, а мозг при посредничестве уха. («Обман» слуха, слуховые иллюзии, - не сенсорное явление, а умственное, что является научно доказанным фактом.)
Человеческое ухо - разумное ухо. Оно проникает в то, что недоступно никакому ощущению, но подвластно мысли. Сенсорная чувствительность не существует у человека изолированном от его абстрактного мышления, способного войти в неслышимую сущность слышимых явлений. Сущность же не лежит на поверхности, ее нельзя ощутить на ощупью. В нее можно только вникнуть, только понять. Именно к этому и стремится человек, воспринимая звучащий мир. Из всех звуков в их непосредственной данности он извлекает нужную информацию, согласующуюся с тем, что ему известно о действительности. Подобным же образом он реагирует не только на сами звуки, но и на эхо, образующееся в результате отражения звуков от препятствий на пути их распространения. (Рыбаки, например, застигнутые в море густым туманом, преднамеренно издают короткий гудок, чтобы, прислушавшись к возвращающемуся эху, по нему, как по компасу, сориентироваться в кромешной мгле и благополучно доплыть до берега.) Таким образом, слышать что бы то ни было по-человечески - значит слышать понимающее, осмысленно. И в этом отношении человек – единственное –таки в своем роде существо, ибо никому кроме него умопостижение слышимого не дано.
Человеческий слух вобрал в себя два разных и по генезису, и по свойствам слуха: тот, которым наделила человека природа, и тот, который с изобретением
языка выработал и закрепил в себе он сам. Короче, есть просто физический слух и есть слух специфически языковой. Филогенетическое двуначалие человеческого слуха повторяется и в онтогенезе: в норме каждый из нас рождается наследником первого слуха, а обладателем второго слуха - становится. Причем становится не иначе как исключительно под непрестанным воздействием языка. Усваиваемый с раннего детства, язык радикально перестраивает физиологию слуха, нацеливая его прежде всего на речь окружающих. Внедрившись вместе с речью в мозг, язык и превращает наше ухо из биологического органа в биосоциальный. Язык - главный «виновник» осмысленности воспринимаемых звуков речи, а затем и остального звучащего мира.
Там, где нет языковой среды, не разовьется ни языковой слух, ни умопостижение звуковых впечатлений, о чем красноречиво свидетельствуют «дикие» дети. Все, что известно о них из документальных источников, показывает, что физический слух развит у них нормально, даже сверхнормальное по сравнению с нашим. Тем не менее языковой слух у них напрочь отсутствует. А потому и понимать человеческую речь, прекрасно слыша ее физически, они не способны. (Ведь сама звучащая материя не социальна - социальна организация этой материи, т.е. звуковой строй языка, обнаруживающего себя в речи.) Иными словами, все невымышленные «маугли» оказываются психологически безнадежно глухими на звуки человеческой речи. И как следствие - немыми, несмотря на наличие такого же, как у нас, головного мозга и таких же органов слуха и фонации. Единственный звук, который они издавали, - это звериный вой, перенятый ими от их лесных «воспитателей».
Определенную роль в «оязычивании» слуха, значит, и в способности проникать в суть звучащей речи, играет биологическое созревание мозга в онтогенезе. Однако данный фактор сам по себе не является решающим. Иначе уровень разумности уха всегда напрямую зависел бы от количества прожитых
индивидом лет, и главным показателем здесь был бы возраст. В свое время французский психолог Альфред Бине, посвятивший себя экспериментальному изучению и измерению интеллекта, ввел в научный оборот понятие хронологического и умственного (ментального) возраста, которые не совпадают друг с другом, хотя и идут параллельно. Второй либо соответствует первому, либо отстает от него, либо опережает его. Это несовпадение, помимо прочего, проявляется в уровне осмысленности устной речи. Иной подросток понимает устные сообщения гораздо лучше взрослого, который годится ему в отцы. Широко распространенные во всем мире тесты на IQ (коэффициент интеллектуальности) изобилует примерами, подтверждающими, что подобные случаи вовсе не единичны.
Языковой, естественно, слух невозможен без физического слуха. Но, вырастая из него и сосуществуя с ним в общем входе коммуникативной системы человека, он не выводим однозначно из своего биологического корня и не покрывается его свойствами. Будучи наиболее сложной формой слуховой чувствительности, языковой слух качественно противостоит слуху физическому, как высшее низшему, как собственно человеческое в психике человека противостоит его животности.
Что касается физического слуха, то его реальные возможности у человека ограничены. Человеческое ухо приспособлено к восприятию сравнительно небольшого диапазона звуковых частот, и за его пределами остается значительная часть звучащего мира. Оно, например, совершенно не восприимчиво ни к ультра-, ни к инфразвукам, поразительно улавливаемым летучими мышами и дельфинами. У той же собаки порог слуховой чувствительности выше, чем у ее хозяина. (В порядке небольшого отступления отметим, что биологические ограничения, наложенные на слух человека природой, не помешали ему «охотиться» за звуками и в «запретных» зонах. Человек создал такие звукоулавливающие и звукоусиливающие приборы, которые достойно конкурируют со слуховой
чувствительностью любого животного и выручают человека там, где физический слух ему отказывает. Прибавив эти «искусственные уши» к естественным, человек во много раз увеличил возможности своего слуха, по существу продлил его в пространстве и во времени, продолжая покорять все новые и новые звуковые рубежи.)
Физический слух имеет дело с речевыми звуками как природным материалом, реагируя на их физические свойства. А в этом отношении устная речь не ахти какой мощный сигнал на фоне других наполняющих воздух звуков. Однако ей вовсе не обязательно заглушать собой все и вся, для того чтобы дойти до человеческого сознания. Ибо сила речи не во внешней ее стороне, а во внутренней, т.е. в содержании, скрытом под звуковым покровом. Семантическими же своими характеристиками, на которые мы и реагируем прежде всего, речь действует как настоящий суперраздражитель, противоположный в известной мере всем прочим акустическим раздражителям. Оттого-то тишайший шепот психологически звучит подчас пронзительные самого зычного ора, который оставляет человека совершенно равнодушным, тогда как от первого он весь содрогнется.
Языковой слух как особая форма чувствительности принципиально не зависит от свойств физического слуха, в частности, от его остроты. Бывает, кто-то хорошо слышит звуки речи в нескольких метрах от себя, а другие звуки на том же расстоянии слышит плохо. А бывает и наоборот, когда языковой слух намного уступает физическому. Явное расхождение между ними наблюдается, в частности, у детей с общим недоразвитием речи. Они, как правило, легко и верно различают на слух неречевые звуки типа стука, хлопков, свиста, звона колокольчиков, жужжания, писка и т. п. В то же самое время речевые звуки, равные перечисленным по интенсивности, к тому же произнесенные очень близко, озадачивают их и ставят в затруднение. Слышать-то их они слышат, но не могут «развести». Совершенно разные по употреблению, но в чем-то похожие по звучанию звуки, скажем, «к» и «х», воспринимаются ими как одинаковые.
Смешение отдельных звуков ведет к тому, что дети не улавливают и различий между словами, в состав которых входят данные звуки (например: «капает» -«хапает», «стекать» - «стихать», «махать» - «макать»), что в свою очередь влечет за собой недопонимание чужой речи и недоосмысленность собственной! Весьма показательно, что проверка физического слуха у таких детей никаких отклонений от нормы при этом не выявляет. Аудиометрия (один из технических методов обследований слуха) дает такие же результаты, как у преуспевающих в речевом развитии сверстников. С подобной психолингвистической тугоухостью при отсутствии тугоухости физической часто сталкиваются в своей профессиональной практике логопеды.
Несовпадением этих видов слуха продиктованы и разные подходы к их нарушению. При снижении физического слуха требуется медицинская помощь, хроническую его слабость можно компенсировать слуховыми протезами. При снижении же языкового слуха это совершенно бесполезно. Тут требуется иная, психолого-педагогическая помощь. Причем для лечения расстройств физического слуха знать язык пациентов вовсе необязательно, для нормализации же языкового слуха отличное владение данным языком является непременным условием.
Не связан языковой слух и с музыкальным слухом. «Ножницы» между ними - весьма распространенное явление. С одной стороны, немало лиц, у которых прекрасный первый слух и никудышный второй, они не могут отличить одну мелодию от другой (даже Александр Блок с его изысканно-утонченным языковым слухом, по воспоминаниям его современников, не обладал музыкальным слухом, ему, как говорится, медведь на ухо наступил). С другой стороны, есть люди с абсолютным музыкальным слухом, чей языковой слух оставляет желать много лучшего. Попутно подчеркнем, что музыкальный слух тоже не был заложен в генетической программе человека при его видовом рождении, а выработан исторически им же самим, после того как он изобрел нотный язык, имеющий собственную систему знаков и правила их сочетаемости. Нотный язык и выступает тем ментором, под воздействием которого формируется музыкальный слух. Будучи специфически человеческим, то бишь осмысленным, этот слух тоже требует для себя надлежащего воспитания. Музыкальные способности не могут заявить о себе вне музыкальной среды. Как научиться говорить можно лишь говоря, так и научиться петь или играть на музыкальных инструментах можно лишь занимаясь музыкой. Только музыка пробуждает музыкальный слух. Общеизвестно, как много места и времени отводится в музыкальной педагогике специальным упражнениям (сольфеджио), тренирующим музыкальный слух и прививающим навык правильного восприятия нотных знаков, будь то их вокальное или инструментальное исполнение.
Раздельность языкового и музыкального слуха рельефно выступает при очаговых поражениях головного мозга. Здесь в интересующем нас аспекте имеют место два полярных варианта: распад языкового слуха, не задевающий музыкального, и распад музыкального слуха, не задевающий языкового. Иными словами, у одного и того же человека в одно и то же время пострадает один вид слуховой чувствительности и остается сохраненным другой вид слуховой же чувствительности. Дело тут, разумеется, не только лишь в разнице между словесным и нотным знаками. Есть и определенная биологическая подоплека - межполушарная функциональная асимметрия. Хотя слух есть функция всего головного мозга, каждое полушарие управляет «своим» видом своей акустической информации. Доминантным для языкового слуха является левое полушарие, а доминантным для музыкального - правое. (Например, при слушании песни ее текст перерабатывается и запоминается левым полушарием, а мелодия - правым.) Поэтому дисфункция левого полушария вызывает потерю импрессивной речи (сенсорную афазию), а правого полушария, например, правосторонний инсульт, -потерю музыкальной способности (амузию). Известны случаи, когда композиторы после серьезнейшей левосторонней травмы головного мозга, повлекшей за собой нарушение языкового слуха, продолжали сочинять
музыкальные произведения благодаря неповрежденному правому полушарию. (Классический пример - Морис Равель.)
И все же... все же примат в актуализации любых потенций человеческого мозга - за языком. Прорастая в биологическую почву, он приводит в действие все творческие ресурсы человека. (Что касается музыкального слуха, то он появляется в онтогенезе после языкового и в определенной мере, даже у музыкальноодаренных людей, произволен от него, поскольку занятия музыкой, начатые с самого раннего детства, ведут педагоги, пользующиеся словесным языком. Как правило, грамотный музыкальный слух формируется после 4-5 лет. Так, Сергей Прокофьев создал свои первые произведения в 8 лет, а Иегуди Менухин начал концертировать в 7 лет.) Не случайно тяжесть нарушения речи у сенсорных афазиков, по наблюдениям всех нейропсихологов, во многом определяется преморбидными, т.е. присущими им до заболевания, чертами личности, и прежде всего -уровнем их языковой культуры. Чем лингвистически примитивнее индивидуум, тем у него проще картина речевой патологии (меньше имеется - меньше теряется), чем образованные - тем она психологически сложнее.
Что же представляет собой языковой слух? Всецело детерминированный языком, он выделяет элементы языка, заключенные в устной речи окружающих. Наименьшей единицей языка является фонема. От нее языковой слух получил свое научное наименование - фонематический. Фонема служит той самой спрятавшейся за звуковой оболочкой «мишенью», в которую метит фонематический слух.
Будучи знаком, фонема имеет свое функциональное значение - быть органическим компонентом более крупного языкового знака, слова. И это значение постоянно. Главная отличительная особенность фонемы состоит в том, что она в одиночку способна изменить все слово. (Сравним: калач и палач, падеж и падёж, ископаемый и искупаемый, касательная и карательная, каравай и караван; стереть и стеречь - замена одной-единственной фонемы при одинаковости всех остальных приводит к тому, что получается совсем другое слово.)
В любом языке существует своя система фонем. Причем в отличие от словарного фонда, имеющего стойкую тенденцию к пополнению и обновлению, список фонем на определенном историческом отрезке времени жестко ограничен и фиксирован. Никто не вправе изменить фонемный список, ввести в него свою фонему или исключить из него не-нравящуюся фонему. Иначе говоря, система фонем замкнута. Наличие в открытой системе языка закрытой системы фонем - один из основополагающих принципов строительства языка, вносящий в него упорядоченность и соразмерность.
Как у всякой вещи, у фонемы есть свои признаки, по которым она распознается. Свойство признака таково, что он не воспринимается отдельно от вещи, которой принадлежит как ее органическая часть. Нельзя, например, найти на снегу какой-то участок, соответствующий его белизне или рыхлости. По этим признакам мы узнаем снег, глядя на него, трогая его руками или ступая ногами. Точно так же обстоит дело и с признаками фонем: они растворены по всей фонеме, которая держит их все в целокупности.
Лингвистами построен набор двоичных (бинарных) признаков, служащих своего рода «атомами», из которых состоит фонема. Например: вокальность – невокальность, низкая тональность-высокая тональность, компактность –диффузность и т.п.
Всего таких пар в наборе двенадцать. Все признаки релевантны, т.е. предусмотрены именно для различия. Каждая пара составлена таким образом, чтобы образующие ее члены взаимоисключали друг друга. Поэтому совмещать в себе оба признака фонема не может. Если допустим, что какая-то фонема согласная, то она не может быть одновременно и твердой, и мягкой, а только либо той, либо этой. Данный лингвистический набор универсален, он охватывает все фонемы всех языков мира и позволяет точно описать любую фонему любого национального языка.
Совокупная комбинация признаков, находящихся между собой в строго установленных отношениях, положена в основу классификации фонем в рамках того или иного языка. (Правда, не все вошедшие в набор пары обязательно присущи каждому языку. Допустим, в русском языке отсутствует противопоставление фонем по признаку высокая тональность - низкая тональность, т.е. это не играет роли для разграничения слов, тогда как в бирманском языке эта оппозиция весьма существенна.) Чаще всего у фонемы 5-7 признаков. Таким образом, каждая фонема характеризуется своим «пучком» дифференциальных признаков, отличающим ее от других фонем данного языка и фонем иностранных языков. Важно иметь в виду, что в силу системности ни одна фонема не мыслится вне ее связей со всеми остальными фонемами того же языка.
Будучи лингвистическим знаком, фонема отличается предельно отвлеченным характером. Она не есть физическая реальность, и ее признаки не есть акустические свойства, ощущаемые ухом. Это некая идеальная конструкция, внедряющаяся вместе с усваиваемым языком в кору головного мозга и находящая здесь свое «законное» место; фонема - сугубо психологическая реальность, факт языкового сознания. Одним из первых разработчиков понятия «фонема» был крупнейший польский языковед Иван Бодуэн де Куртенэ.
Фонема принадлежит языку, а язык реализуется в речи. Переходя из системы языка в систему речи и обратно, фонема претерпевает значительные трансформации. В устной речи она превращается в звук, который выступает ее полномочным представителем. Отсюда - фонема и фактически звучащий звук отнюдь не одно и то же. Ставить между ними знак равенства неправомерно. Ибо фонема со всеми ее дифференциальными признаками сама является различительным признаком речевого звука, входя в него лишь некоторой его частью. Поэтому отдельно, вне звука, фонему нельзя ни произнести, ни услышать. (Если мы попробуем вырезать в магнитофонной записи устной речи стационарный кусочек ленты, соответствующий звучанию какой-нибудь фонемы, из этой затеи ничего у нас не выйдет.) В качестве главного языкового признака фонема и узнается в речевом звуке со стороны. Эта умственная операция принципиально осуществима благодаря тому, что человек, будучи еще младенцем, начинает различать фонемы в речи окружающих раньше, чем заговорит сам, и все фонемы усвоенного языка прочно хранятся в его долговременной памяти.
Как единица языка фонема неизменна. Это никак не исключает, а, напротив, предлагает изменчивость воплощающего ее звука. Ведь фонемность не единственный признак речевого звука. Помимо него в звуке всегда есть и нелингвистические, но сопутствующие фонеме признаки, такие как сила, высота, скорость. Это нам только кажется, что одни и те же речевые звуки мы одинаково произносим и одинаково слышим, поскольку мы привыкли к ним, а привычное ускользает от внимания. В действительности же акустические параметры одних и тех же звуков речи колеблются в довольно широких пределах и имеют множество градаций. Практически любой звук, особенно гласный, произносимый разными людьми, «не похож» на себя.
Как не бывает двух абсолютно одинаковых людей, так не бывает и двух абсолютно одинаковых голосов. Эта неодинаковость проявляется с самого рождения. По утверждению педиатров, матери, находясь в палате роддома, уже после одной-двух встреч со своим младенцем узнают его голос среди других голосов еще из коридора. И это при том, что голос новорожденных одинаков у младенцев общего пола (сексуален). Каждый человеческий голос, подобно узорам ладонной поверхности пальцев, имеет свое биотопологическое «клеймо», обусловленное особенностями строения фонационного аппарата (размер гортани, длина и толщина голосовых складок, конфигурация и объем нёбного свода и т.п.), сохраняющееся даже после ломки голоса (мутации) в подростковый период. Индивидуальная окраска голоса неизбежно «накладывается» в звуке на фонему. К тому же голос каждого человека различен в ясельном возрасте, в пору дошкольного детства, в юности и старости, что тоже отражается на фонеме.
Любой речевой звук изолированно звучит несколько иначе, чем в сочетании с другими звуками, где он теряет некоторую свойственную ему устойчивость. В процессе артикуляции то и дело возникают речедвигательные, а следовательно, и акустические переходы как внутри слогов, так и между слогами, привносящие в звучание некоторые «лишние» признаки. Сильное влияние на звуковое воплощение фонемы оказывает ее позиционное положение в слове. Стоит ли фонема в начале, в середине или в конце слова; с гласной или согласной фонемой она соседствует, а если с согласной, то с какой именно, твердой или мягкой, глухой или звонкой, с одной согласной или несколькими; падает на нее ударение или нет и, если она безударная, впереди или позади ударного слога, близко или далеко от него она расположена - все эти обстоятельства, в которых оказывается фонема, меняют ее внешний облик, поскольку она вступает во взаимодействие с остальными фонемами слова. Следует добавить, что произнесение разнится в зависимости от того, какое оно - шепотное, вполголоса или громкое.
Наконец, звучащая вокруг нас речь далеко не всегда благозвучна: то она слышится с каким-либо местным говором; то с хрипотой или сиплостью из-за того, что у ее исполнителя простужено горло; то она неприятно гундосливая, как это бывает при сильном насморке; то, наконец, ее отдельные звуки явно дефектны, что, бесспорно, искажает фонему. Однако и тембральная голосовая окраска, и акустические слияния, и позиционные особенности, и территориальное своеобразие (в частности, фрикативный звук «г» вместо взрывного), и даже недостатки звукопроизношения (скажем, картавость или шепелявость) - все это не имеет никакого отношения к фонеме, ибо не затрагивает ее знаковое. Как бы далеко речевой звук ни удалился от «своей» фонемы, этот отход ей безразличен. Фонематический слух «отбрасывает» эти физические переменные характеристики речевого звука как несущественные, а берет лишь его лингвистически устойчивые признаки, необходимые для разграничения слов1.
Итак, каждая фонема охватывает особый целый класс физически неодинаковых звуков, объединенных не по артикуляционной и не по акустической близости, а исключительно по функциональной общности. (В пользу этого говорят нередкие в коммуникативной практике случаи, когда человек, неправильно произносящий те или иные звуки сам, правильно различает в речи окружающих заключенные в них фонемы.) Разнообразие звучания речевых звуков достаточно большое. По подсчетам специалистов, речевых звуков, различающихся по субъективному восприятию, более тысячи, тогда как количество всех существующих на сегодня фонем - менее сотни.
Для полного отображения реальных звуковых вариантов, представленных в устной речи и соотносимых с одной и той же фонемой, существует фонетическая транскрипция, где каждому различающему на слух звуку приписывается специальный отдельный символ. В настоящее время принят алфавит международной фонетической ассоциации (МФА), включающий в себя 90 знаков. Для записи устной речи именно им дается транскрипция звучащих слов речи на всех языках. Этот набор универсален, так как годится для передачи речевых звуков основных языков мира. В любом национальном языке количество транскрипционных символов явно превышает список его фонем. Так, в русском языке для отображения множественности звучания фонемы «а», самой «капризной» по поведению в разных звукосочетаниях, используются символы [а] - баня, [л] - алмаз, [ъ] – благодать, [ь] – очарование, [ы] – жалеть, [и] – щавель и ряд других,
1 Тот факт, что мы нормально воспринимаем ненормальное звукопроизношение, хотя сами часто не умеем имитировать его, заставляет усомниться в том, что при слушании чужой речи идет встречное проговаривание принимаемых звуков, как утверждает «моторная теория» слухового восприятия. На сегодня накоплен солидный материал, доказывающий, что управляющее устройство не может одновременно принимать одни сигналы и продуцировать другие.
применяемых реже.
Таким образом, видоизменяясь и в моторной, и в сенсорной реализациях, фонемы остаются самотождественными, «очищенными» от всех перцептивных «примесей» в сознании. Несколько огрубляя, можно сказать так: если звуки речи выходят изо рта и попадают в уши, то фонемы «сидят» в голове. Опыт для сближения разных вариантов звучания одних и тех же фонем закладывается, как уже отмечалось, на стадии раннего становления речи и сохраняется на всю жизнь. Когда мы что-либо произносим, фонемы переходят в звуки, а когда мы слушаем других, то, наоборот, звуки превращаются в фонемы. Придадим большую наглядность сказанному.