Годовой план работы учителя-логопеда
Мероприятия | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август |
Обследование состояния речи детей в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Комплектование логопедической группы | + | + | ||||||||||
Обследование речи детей логопедической группы, заполнение речевых карт | + | |||||||||||
Составление перспективного плана и графика работы | + | |||||||||||
Консультирование и оказание практической помощи воспитателям и специалистам ДОУ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Участие в родительских собраниях | + | + | + | |||||||||
Анкетирование родителей | + | + | ||||||||||
Проведение индивидуальных консультаций с родителями (посещение занятий родителями) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Проведение открытых занятий в ДОУ и на городском методическом объединении учителей-логопедов, участие в семинарах и т. п. | Согласно годовому плану ДОУ и плану работы РМО учителей-логопедов, ОМППС | |||||||||||
Проведение консультативных бесед | Согласно годовому плану ДОУ | |||||||||||
Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Работа над темой по само- образованию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Работа над пополнением материально-методической базы логопедического кабинета, изготовление наглядных пособий, формирование развивающей среды | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Участие в работе ПМПК | Согласно плану работы ПМПК г. Смоленска | |||||||||||
Проведение работы по преемственности ДОУ и школы: -посещение занятий учителями и логопедом школы; - беседы с выпускниками ДОУ | + | + |
Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы
Месяц, неделя | Лексическая тема Задачи и содержание работы | Итоговое мероприятие, праздничные даты |
Сентябрь | Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом и воспитателями. Заполнение речевых карт, наблюдение за детьми в режимных моментах. | Праздник «День знаний» |
Октябрь 1 неделя | Осень. Признаки осени. Деревья осенью Актуализация словаря по теме «Осень. Приметы осени. Деревья», уточнение знаний и представлений о деревьях. Распространение предложений прилагательными.Составление предложений по сюжетным картинкам и опорным словам.Называние частей дерева, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных по теме.Образование относительных прилагательных по теме. Обогащение глагольного словаря. Артикуляция звука А. Характеристика звука (гласный). Звуковой символ (красный цвет). Преодоление твердой атаки гласных. Подбор слов с данным звуком (в начале слова). Выкладывание буквы А из палочек. Узнавание буквы А среди других букв. | Интегрированное занятие «Как лебедь остался один» из цикла «Новые развивающие сказки». День учителя |
Октябрь 2 неделя | Огород. Овощи Формирование понятия «овощи». Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» с последующей беседой по содержанию. Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов, обозначающих действия при уборке урожая. Отгадывание загадок об овощах. Образование формы род.падежа мн. числа существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий овощей. Образование относительных прилагательных по теме. Согласование числительных с существительными.Образование формы твор. падежа существительных. Артикуляция звука У. Характеристика звука (гласный). Звуковой символ (красный цвет). Преодоление твердой атаки гласных. Выделение звука У из ряда звуков, слогов, слов. Подбор слов с данным звуком (в начале слова). Звуковой анализ сочетаний «ау», «уа», составление схем. Выкладывание буквы У из палочек. Узнавание буквы У среди других букв. | Коллективная аппликация «Вот так урожай!» Народный календарь – Покров |
Октябрь 3 неделя | Сад. Фрукты Активизация знаний детей о фруктах. Составление рассказов – описаний о фруктах по алгоритму.Группировка овощей и фруктов. Отгадывание загадок о фруктах. Подбор прилагательных к слову. Образование относительных прилагательных от названий фруктов. Согласование числительных с существительными.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий фруктов. Образование формы мн. числа существительных. Образование формы род.падежа сущ. Артикуляция звука О. Характеристика звука (гласный). Звуковой символ (красный цвет). Выделение звука О из ряда звуков, слогов, слов. Подбор слов с данным звуком в сильной позиции (в начале слова под ударением). Звуковой анализ сочетаний «ао», «оа», «уо», «оу», «оуа», составление звуковых схем. Выкладывание буквы О из веревочки. | Выставка рисунков «Мои любимые фрукты» (совместное с родителями творчество). |
Октябрь, 4 неделя | Лес. Грибы и лесные ягоды Формирование обобщающего понятия «лес», расширение предметного словаря по темам «Грибы. Ягоды». Формирование представления о грибах, называние частей гриба. Пересказ текста. Употребление пространственных предлогов. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Образование относительных прилагательных от существительных. Сравнение предметов, составление предложений с заданными словами Артикуляция звука И. Характеристика звука (гласный). Звуковой символ (красный цвет). Выделение звука И из ряда звуков, слогов, слов. Подбор слов с данным звуком. Звуковой анализ сочетаний изученных гласных звуков, составление звуковых схем. Выкладывание буквы И из палочек. Нахождение правильно написанных букв И в ряду букв, написанных правильно и зеркально. | Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» |
Ноябрь, 1 неделя | Одежда Формирование обобщающего понятия «Одежда».Закрепление знаний и представлений об одежде. Группировка предметов. Называние деталей одежды. Описание фасона одежды.Составление предложений по сюжетной картинке с использованием опорных слов. Введение в активный словарь слов «полосатый», «клетчатый». Образование относительных прилагательных от названий тканей. Употребление в речи несклоняемого существительного «пальто». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Артикуляция звука Т. Характеристика звука (твердый согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный). Выделение звука [т] из ряда звуков, слогов, слов. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов со звуком [т]. Узнавание зашумленных изображений изученных букв. | Вечер досуга с использованием фольклорного материала (потешек, частушек, прибауток). День народного единства |
Ноябрь 2 неделя | Обувь. Закрепление знаний и представлений об обуви.Расширение словаря по теме. Дифференциация одежды и обуви. Отгадывание и толкование загадок. Образование мн. числа существительных по теме. Образование род.падежа существительных по теме. Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами и без них.. Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Согласование притяжательного местоимения с существительными (мой, моя, мои, моё). Артикуляция звука П. Характеристика звуков (твердый согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный). Выделение звуков [п] из ряда звуков, слогов, слов. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов со звуками [п]. Узнавание изученных букв, написанных с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | Спортивный праздник. |
Ноябрь 3 неделя | Игрушки Отгадывание загадок-описаний об игрушках - дид. игра «Найди игрушку по описанию». Составление описательного рассказа об игрушке по схеме. Образование формы род.падежа сущ-х. Cогласование числительных с существительными. Образование относительных прилагательных.Игра «Какая матрешка спряталась?». Употребление предлогов НА,В. Артикуляция звука Н. Характеристика звука (согласный). Звуковой символ (синий цвет). Выделение звука [н] из ряда звуков, слогов, слов. Выделение звука [н] в конце слов. Звуковой анализ и синтез закрытых слогов: ан, ун, ин, он. Узнавание изученных букв, написанных с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально написанных букв | Изготовление игрушек из природного материала для логопедического кабинета, логопедического центра в группе. |
Ноябрь 4 неделя | Посуда Формирование обобщающего понятия «посуда». Закрепление знаний и представлений о посуде. Называние частей предметов посуды, сравнение предметов,схожих по назначению. Составление и отгадывание загадок-описаний. Согласование числительных с сущ-ми в род.падеже мн. числа. Употребление сущ-х в род.падеже ед. числа с предлогом ИЗ. Подбор прилагательных к существительным. Образование относительных прилагательных, согласование их с существительными. Артикуляция звука М. Характеристика звука (твердый согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный). Выделение звука [м] из ряда звуков, слогов, слов. Звуковой анализ и синтез слогов со звуком [м]. | Выставка поделок из пластилина, глины, соленого теста «Моя любимая чашка» (совместное с родителями творчество). День матери |
Декабрь 1 неделя | Зима. Зимующие птицы Формирование представления о зиме. Рассматривание картины «Первый снег», беседа. Отгадывание загадок. Активизация словаря по теме «Приметы зимы». Формирование представлений и знаний о зимующих птицах. Называние частей тела птиц. Отгадывание и толкование загадок. Согласование числительных с сущ-ми. Подбор глаголов по теме. Согласование притяжательных местоимений с сущ-миОбразование однокоренных слов от слова «воробей». Употребление предлогов (игра «У кормушки») Образование притяжательных прилагательных по теме «Зимующие птицы». Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе. Артикуляция звука К. Характеристика звука (твердый согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный). Выделение звука [н] из ряда звуков, слогов, слов. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов со звуком [н]. Узнавание изученных букв, написанных с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | Интегрированное занятие «Как сорока клеста судила» из цикла «Новые развивающие сказки». День воинской славы России |
Декабрь 2 неделя | Домашние животные зимой Формирование обобщающего понятия «домашние животные». Беседа о домашних животных с рассматриванием картинок. Называние частей тела домашних животных. Рассказы-описания о домашних животных по данному плану. Образование притяжательных прилагательных по теме, согласование их с существительными в роде, числе. Закрепление навыков словоизмениения. Образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок. Употребление их в ед. и мн. числе. Артикуляция звуков Б, Бь. Характеристика звуков (твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный, зеленый -мягкий согласный). Выделение звуков [б’] и [б] из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация звуков [б’] и [б] в слогах, словах. | Интегрированное занятие «Как щенок узнал, кто всех важнее» из цикла «Новые развивающие сказки». |
Декабрь 3 неделя | Дикие животные зимой Беседа о диких животных с опорой на картинки. Придумывание загадок – описаний о диких животных. Образование прилагательных по теме. Употребление существительных по теме в творит.падеже (игра «Кто чем питается?»). Повторение характеристики звуков [б’] и [б]. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов со звуками [б’] и [б]. Узнавание изученных букв, написанных с недостающими элементами. Нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | Интегрированное занятие «Как олененку маму искали» из цикла «Новые развивающие сказки». |
Декабрь 4 неделя | Новый год Беседа о новогоднем празднике с рассматриванием картинок. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием символов.Отгадывание и толкование загадок. Образование относительных прилагательных по теме, согласование их с существительными в роде, числе, падеже. Образование однокоренных слов от слова «хлопушка». Артикуляция звука Д. Характеристика звука (твердый согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный). Выделение звука [д] из ряда звуков, слогов, слов. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов со звуком [д]. Узнавание изученных букв, написанных с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | Новогодний утренник. |
Январь 1 неделя | У детей зимние каникулы | Народный праздник - Рождество |
Январь 2 неделя | Мебель Формирование представлений о мебели.Уточнение знаний и представлений о мебели. Различение мебели по назначению. Употребление пространственных предлогов с сущ-ми в косвенных падежах. Согласование прилагательных исущ-х в роде. Образование уменьшительно-ласкательной формы и формы мн. числа сущ-х от названий мебели. Артикуляция звуков Д, Дь. Характеристика звуков (твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный, зеленый -мягкий согласный). Выделение звуков [д’] и [д] из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация звуков [д’] и [д] в слогах, словах. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов со звуками [д’] и [д]. | Конструирование кукольной мебели из деталей деревянного конструктора по схемам и описанию. |
Январь 3неделя | Грузовой и пассажирскийтранспорт Формирование обобщающего понятия «транспорт». Беседа по картине «Виды транспорта»Дифференциация грузового и пассажирского транспорта. Уточнение названий транспорта, его частей. Употребление в речи предлогов (игра с машинками с комментированием действий).Составление предложений о транспорте. Артикуляция звуков Г, Гь. Характеристика звуков (твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный, зеленый -мягкий согласный). Выделение звуков [г’] и [г] из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация звуков [г’] и [г] в слогах, словах. | Экскурсия «На нашей улице». Народный праздник – Крещение. |
Январь 4 неделя | Профессии на транспорте Формирование знаний и представлений о профессиях. Называние представителей профессий, соотнесение картинки с названием профессии.Имитация действий и их называние, обогащение глагольного словаря. Работа с деформированным текстом. Образование и употребление существительных в твор. и дат.падежах по теме (игра «Кому что нужно для работы?»). Образование формы мн. числа сущ-х в род.падеже. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов со звуками [г’] и [г]. Узнавание изученных букв, написанных с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | Сюжетно-ролевая игра «Летим в отпуск». День полного снятия блокады Ленинграда |
Февраль 1 неделя | Детский сад. Профессии Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду, активизация словаря по теме. Отгадывание загадок по теме. Образование и употребление в речи существительных в косвенных падежах. Подбор родственных слов к слову «воспитывать». Совершенствование навыков слогового анализа. Артикуляция и характеристика звуков Ф, Фь (твердый согласный, мягкий согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный, зеленый -мягкий согласный). Выделение звуков [ф’] и [ф] из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация звуков в слогах, словах. | Экскурсия на пищеблок, в прачечную, в медицинский кабинет, в кабинет заведующего. |
Февраль 2 неделя | Ателье. Закройщица. Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессии закройщицы, активизация словаря по теме занятия. Составление рассказа о профессии по данной схеме. Подбор родственных слов к слову «шить». Употребление существительных в косвенных падежах. Подбор слов по теме с заданным количеством слогов. Совершенствование навыка составления предложений со словами «для того чтобы». Образование относительных прилагательных, согласование их с существительными в роде. Артикуляция и характеристика звуков Ф, Фь (твердый согласный, мягкий согласный). Звуковые символы (синий цвет - твердый согласный, зеленый -мягкий согласный). Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов со звуками [ф’] и [ф]. Определение позиции изучаемого звука в слове (начало, середина, конец). Узнавание зашумленных изображений изученных букв. | Коллективный коллаж «Нарядные куклы». |
Февраль 3 неделя | Наша армия Беседа о защитниках Родины. Расширение словаря по теме. Составление предложений о защитниках Родины.. Образование твор. падежа существительных (игра «Кто чем управляет?»). Образование дат.падежа существительных (игра «Кому что нужно?).Рассказы-описания о защитниках Родины. Артикуляция звуков В, Вь. Характеристика звуков (твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный, зеленый -мягкий согласный). Выделение звуков [в’] и [в] из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация звуков [в’] и [в] в слогах, словах. | Праздничный утренник. День Защитника Отечества |
Февраль 4 неделя | Стройка. Профессии строителей Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Составление сложных предложений со словами «потому что». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Расширение глагольного словаря по теме занятия. Употребление существительных с предлогами, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов со звуками [в’] и [в]. Узнавание изученных букв, написанных с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | Спортивный праздник. |
Март 1 неделя | Весна. Приметы весны. Маминпраздник Беседа о весне. Загадки о весне. Составление предложений о весне. Закрепление знаний и представлений о весне. Подбор синонимов и антонимов к сущ-м.Активизация словаря по теме. Беседа о празднике с опорой на картинку. Использование в самостоятельной речи эмоционально-оценочной лексики (игра «Расскажи, какая мама?»). Образование однокоренных слов от слова «весна». Образование новых слов с помощью суффиксов (игра»Назови ласково»). Активизация глагольного словаря (игра «Что умеет делать мама?»)Образование и употребление существительных в твор. и дат.падежах по теме (игра «Кому что нужно для работы?»). Составление рассказа о профессии мамы по плану Артикуляция звуков Х, Хь. Характеристика звуков (твердый согласный, мягкий согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный, зеленый -мягкий согласный). Выделение звуков [х’] и [х] из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация звуков в слогах, словах. Определение позиции изучаемого звука в слове (начало, середина, конец). | Праздничный утренник. Международный женский день |
Март 2 неделя | Комнатные растения Знакомство детей с характерными признаками комнатных растений. Экскурсия в уголок природы. Рассматривание растений, беседа. Отгадывание загадок с объяснением. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Формирование у детей представлений об уходе за комнатными растениями. Дифференциация комнатных и дикорастущих растений. Рассказы о растениях по плану Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов со звуками [х’] и [х]. Узнавание зашумленных изображений изученных букв. Узнавание изученных букв, написанных с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | Экскурсия на станцию юных натуралистов |
Март 3 неделя | Пресноводные и аквариумные рыбы Формирование представлений о рыбах. Рассматривание иллюстраций. Называние рыб и их частей тела. Загадки. Образование формы мн. числа сущ-х и уменьшительно-ласкательной формы. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными. Образование твор. падежа существительных по теме (игра «Кто чем питается?»). Составление предложений о речных рыбах. Дифференциация речных и аквариумных рыб. Составление рассказов – описаний о речных рыбах по алгоритму и иллюстрации Артикуляция звука Ы. Характеристика звука (гласный). Звуковой символ (красный цвет). Выделение звука Ыиз ряда звуков, слогов, слов. Подбор слов с данным звуком. Звуковой анализ сочетаний изученных гласных звуков, составление звуковых схем. Выкладывание буквы Ыиз мозаики, шнурочка. Нахождение правильно написанных букв Ыв ряду букв, написанных правильно и зеркально. | Интегрированное занятие «Как чуть не погибла плотвичка» из цикла «Новые развивающие сказки». |
Март 4 неделя | Наш город Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о Ярцеве, Смоленске, Смоленской области. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта по теме. Составление предложений по теме. Согласование числительных существительными. Образование однокоренных слов. Употребление в речи существительных в косвенных падежах и предложно-падежных конструкций. Артикуляция звуков С, Сь. Характеристика звуков (твердый согласный, мягкий согласный). Звуковой символ (синий цвет - твердый согласный, зеленый -мягкий согласный). Выделение звуков [с’] и [с] из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация звуков в слогах, словах. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов со звуками [с’] и [с]. Определение позиции изучаемого звука в слове (начало, середина, конец). | Экскурсия по памятным местам города. |
Апрель 1 неделя | Весенние работы на селе Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Расширение и активизация словаря по теме. Формирование навыка образования сложных слов. Составление предложений по картинкам. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Совершенствование навыка слогового анализа. Расширение глагольного словаря по теме (образование приставочных глаголов). Согласование числительных с существительными. | Посадка лука, укропа, салата в центре природы. |
Апрель 2 неделя | Космос Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Развитие навыков слогового анализа слов. Отгадывание загадок. Образование однокоренных слов к слову «звезда». Согласование числительных с существительными мужского и женского рода. Употребление простых предлогов. Совершенствование навыка слогового анализа. Подбор антонимов. | День космонавтики |
Апрель 3 неделя | Откуда хлеб пришел? Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Загадывание загадок детьми. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Образование относительных прилагательных, образование однокоренных слову «хлеб». Употребление существительных в косвенных падежах. | Чаепитие с родителями «Мамины пироги». |
Апрель 4 неделя | Почта Формирование представлений о труде работников почты, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Расширение глагольного словаря. Отгадывание загадок. Составление слов по теме из данных слогов. Употребление существительных в косвенных падежах. Подбор антонимов. Употребление предлогов. | Экскурсия на почту. |
Май 1 неделя | У детей весенние каникулы | День весны и труда |
Май 2 неделя | Правила дорожного движения Расширение представлений о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Составление предложений с противительным союзом «а». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Подбор однокоренных слов к слову «дорога». Согласование числительных с существительными. Чтение наизусть детьми стихотворений о ПДД. | Сюжетно-ролевая игра «Дядя Степа-постовой». День Победы |
Май 3 неделя | Лето. Насекомые. Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Составление сложных предложений с союзом «а». Расширение экспрессивного словаря антонимами. Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Согласование числительных с существительными. | Интегрированное занятие «Как кузнечик помогал слабым» из цикла «Новые развивающие сказки». |
Май 4 неделя | Лето. Цветы на лугу. Расширение представлений о растениях луга, об охране природы. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Составление описательных рассказов о цветах по заранее составленному плану. Образование относительных прилагательных, однокоренных слов к слову «цветы. Образование и употребление антонимов. Совершенствование навыков счета в пределах пяти, согласование числительных с существительными. | Интегрированное занятие «Как девочка еще раз встретила кузнечика» из цикла «Новые развивающие сказки». Высаживание рассады цветов на участке вместе с родителями. |