Культурно-досуговая деятельность в старшей логопедической группеохватывает организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной познавательной и художественно-творческой деятельности детей.
Старших дошкольников необходимо не только приучать самостоятельно организовывать свой отдых дома и в детском саду, заниматься рисованием, лепкой, конструированием, рассматривать картинки в книгах или слушать чтение книг, слушать музыку или запись литературных произведений, собирать коллекции; проводить эксперименты; участвовать в работе студий и кружков; но и регулярно посещать с родителями выставки, музеи, киноцентры и театры; приучаться к таким активным формам отдыха, как поход или экскурсия.
Необходимо расширять представления детей о государственных праздниках, привлекать их к активному участию в праздничных утренниках, украшении группы и детского сада к праздничным датам. Прививать детям желание поздравлять окружающих с праздниками, делать своими руками подарки, преподносить сюрпризы. Следует помнить о том, что к чтению стихов на праздничных утренниках детей с речевой патологией можно лишь тогда, когда их речевое развитие достигло определенного уровня, и большая часть звуков уже поставлена и введена в речь. В первый период работы желательно делать акцент на игры, танцы, пляски, хороводы, хоровое пение
Примерный перечень развлечений и праздников
Праздники: Осенний карнавал, Новогодний карнавал, День защитника Отечества, «8 марта», «9 мая», Летний карнавал, дни рождения детей.
Развлечения: День знаний, фольклорные праздники«Прощание с зимой»,
«Встреча весны», День защиты детей, День семьи.
|
Театрализованные представления по сюжетам русских народных сказок.
Концерты: «Наши таланты», «Спорт и музыка».
Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности,
Учебно-дидактический материал
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
· Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения иосмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
· Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
· Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
· Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и наэтой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формироватьдоступные родовые и видовые обобщающие понятия.
· Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоениюпонимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
· Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаковпредметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?
· Обогащатьактивный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательнымиприлагательными, прилагательными с ласкательным значением.
· Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечитьпонимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
|
· Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать ихиспользование в речи.
· Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительныхместоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
· Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫЯЗЫКА
И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
· Развитие просодической стороны речи
· Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
· Закрепить навык мягкого голосоведения.
· Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
· Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
· Коррекция произносительной стороны речи
· Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой исвободной речевой деятельности.
· Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
· Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированныхи сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной рече-вой и игровой деятельности.
· Работа над слоговой структурой слова
· Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
· Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
· Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
|
· Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих издвух слогов, одного слога, трех слогов.
· Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
· Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
· Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
· Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
· Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие поартикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
· Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласныхиз начала слова, согласных из конца и начала слова.
· Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков(в случае, когда написание слова не расходится сего произношением).
· Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.
· Закрепить понятия: звук, гласный звук, согласный звук.
· Сформировать понятия: звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ
· Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается отбуквы.
· Познакомить с буквами А, О, У, И, К, Г, Х, М, Н, П, Т, Б, Д, Г, Ф, В,, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
· Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладыванияиз шнурка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкомуслою манки, песка и в воздухе. Учить узнавать«зашумленные» изображенияпройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающимиэлементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
· Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.
· Сформировать навыки осознанного чтения слов с пройденными буквами.
· Познакомить с некоторыми правилами правописания(раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание «жи»-«ши» с буквой И).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
· Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
· Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задаватьвопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
· Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания опредметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказыватьо содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
· Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и короткихтекстов.
· Совершенствовать умение«оречевлять» игровую ситуацию и на этойоснове развивать коммуникативную функцию речи.
Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Живые буквы», «Подними сиг-нал», «Слушай и считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого больше?»
Рекомендуемые картины для рассматривания и обучения рассказыванию: «Повара», «На перекрестке», «На стройке», «Золотая рожь», «В пекарне», «Зима в городе», «Мы дежурим», «Мы играем в магазин», «На почте», «На прививку», «На музыкальном занятии», «Корова с теленком», «Лошади и жеребята» и др.
Рекомендуемые серии картинок: «Котенок», «Воришка», «Подарок».