Культурно-досуговая деятельность




Культурно-досуговая деятельность в старшей логопедической группеохватывает организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной познавательной и художественно-творческой деятельности детей.

Старших дошкольников необходимо не только приучать самостоятельно организовывать свой отдых дома и в детском саду, заниматься рисованием, лепкой, конструированием, рассматривать картинки в книгах или слушать чтение книг, слушать музыку или запись литературных произведений, собирать коллекции; проводить эксперименты; участвовать в работе студий и кружков; но и регулярно посещать с родителями выставки, музеи, киноцентры и театры; приучаться к таким активным формам отдыха, как поход или экскурсия.

Необходимо расширять представления детей о государственных праздниках, привлекать их к активному участию в праздничных утренниках, украшении группы и детского сада к праздничным датам. Прививать детям желание поздравлять окружающих с праздниками, делать своими руками подарки, преподносить сюрпризы. Следует помнить о том, что к чтению стихов на праздничных утренниках детей с речевой патологией можно лишь тогда, когда их речевое развитие достигло определенного уровня, и большая часть звуков уже поставлена и введена в речь. В первый период работы желательно делать акцент на игры, танцы, пляски, хороводы, хоровое пение

 

Примерный перечень развлечений и праздников

Праздники: Осенний карнавал, Новогодний карнавал, День защитника Отечества, «8 марта», «9 мая», Летний карнавал, дни рождения детей.

Развлечения: День знаний, фольклорные праздники«Прощание с зимой»,

«Встреча весны», День защиты детей, День семьи.

Театрализованные представления по сюжетам русских народных сказок.

Концерты: «Наши таланты», «Спорт и музыка».

Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности,

Учебно-дидактический материал

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

· Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения иосмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

· Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

· Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

· Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и наэтой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формироватьдоступные родовые и видовые обобщающие понятия.

· Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоениюпонимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

· Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаковпредметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?

· Обогащатьактивный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательнымиприлагательными, прилагательными с ласкательным значением.

· Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечитьпонимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

· Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать ихиспользование в речи.

· Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительныхместоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

· Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫЯЗЫКА

И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

 

· Развитие просодической стороны речи

· Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

· Закрепить навык мягкого голосоведения.

· Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

· Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

· Коррекция произносительной стороны речи

· Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой исвободной речевой деятельности.

· Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

· Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированныхи сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной рече-вой и игровой деятельности.

· Работа над слоговой структурой слова

· Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.

· Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

· Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

· Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих издвух слогов, одного слога, трех слогов.

· Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

· Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

· Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

· Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

· Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие поартикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

· Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласныхиз начала слова, согласных из конца и начала слова.

· Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков(в случае, когда написание слова не расходится сего произношением).

· Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

· Закрепить понятия: звук, гласный звук, согласный звук.

· Сформировать понятия: звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

 

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

· Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается отбуквы.

· Познакомить с буквами А, О, У, И, К, Г, Х, М, Н, П, Т, Б, Д, Г, Ф, В,, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.

· Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладыванияиз шнурка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкомуслою манки, песка и в воздухе. Учить узнавать«зашумленные» изображенияпройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающимиэлементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

· Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.

· Сформировать навыки осознанного чтения слов с пройденными буквами.

· Познакомить с некоторыми правилами правописания(раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание «жи»-«ши» с буквой И).

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

· Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

· Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задаватьвопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

· Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания опредметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказыватьо содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

· Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и короткихтекстов.

· Совершенствовать умение«оречевлять» игровую ситуацию и на этойоснове развивать коммуникативную функцию речи.

 

Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Живые буквы», «Подними сиг-нал», «Слушай и считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого больше?»

Рекомендуемые картины для рассматривания и обучения рассказыванию: «Повара», «На перекрестке», «На стройке», «Золотая рожь», «В пекарне», «Зима в городе», «Мы дежурим», «Мы играем в магазин», «На почте», «На прививку», «На музыкальном занятии», «Корова с теленком», «Лошади и жеребята» и др.

Рекомендуемые серии картинок: «Котенок», «Воришка», «Подарок».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: