Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
В условиях логопункта учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и в письменной форме в специальных тетрадях по итогам индивидуальных и фронтальных занятий с логопедом. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Задания подбираются в соответствии с изучаемыми темами и требованиями программы. Для детей логопункта родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации. На эти особенности организации домашних занятий с детьми родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках-раскладушках. Специально для родителей детей, посещающих логопункт, в методический комплект к Программе включены материалы для оформления родительского уголка. Материалы родительского уголка помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
План взаимодействия с родителями воспитанников
Месяц | Содержание работы | Наглядная информация |
сентябрь | Индивидуальное собеседование (сбор анамнеза) | Стенд «Зачем нужны домашние логопедические задания?» |
октябрь | Родительское собрание по результатам обследования детей «Результаты обследования речи воспитанников. Задачи коррекционно-развивающей работы на 2015-2016 гг. Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР и ФФНР». Индивидуальные консультации родителей | Стенд «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!» |
ноябрь | Практикум «Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика». Индивидуальные консультации родителей | Стенд «Язычок-путешественник: артикуляционные упражнения для дошкольников» |
декабрь | Родительское собрание «Логопедическая работа во 2-м периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда»» Индивидуальные консультации родителей | Стенд «Вместе весело дышать!» |
январь | Открытые индивидуальные занятия по звукопроизношению | Стенд «Веселые игры со звуками» |
февраль | Консультация «Развитие функционального базиса навыков чтения и письма» | Стенд «Как пополнять словарный запас у детей» |
март | Родительское собрание «Промежуточные результаты коррекционной работы». Открытое занятие по развитию лексико-грамматического строя «Путешествие в город Красивой речи» | Выставка детских работ «Моя мамочка». Рисунки и рассказы о маме и бабушке |
апрель | Индивидуальные консультации родителей | Стенд «Посмотри и расскажи» |
май | Родительское собрание «Результаты логопедической работы за учебный год»:обсуждение, рекомендации на лето | Стенд «Занимательные прогулки(игры для развития связной речи, и не только)» |