Характеристика детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим нарушением речи). Педагогические принципы построения программы.




Содержание

Целевой раздел.

Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Характеристика детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим нарушением речи)……………………………………………………………………….3

Педагогические принципы построения программы……………………………… ….3

Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры……………….5

Содержательный раздел.

Организация режима пребывания воспитанников в ДОУ……………………………13

Коррекционная и образовательная деятельность. Годовой план работы учителя-логопеда………………………………………………………………………………….14

Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы…..15

Культурно-досуговая деятельность…………………………..………………… …….23

Примерный перечень развлечений и праздников……………………………...………24

Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности, учебно-дидактический материал…………………………………………………………………24

Организация предметно-пространственной и развивающей среды………………….27

Организационный раздел.

Основные направления коррекционной и образовательной деятельности…………29

Система коррекционной и образовательной деятельности. Организация образовательной деятельности………………………………………………………….29

Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда…………………………………..31

Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса ……..31

Особенности предметно-пространственной развивающей среды ………………….32

Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей………………………………..33

Интегрированные занятия в системе работы логопункта …………………………..36

Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………………………….39

Диагностика развития ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР, ФФНР) с 5 до 8 лет………………………………………………………………………41

Специальная и методическая литература. Технологии………………………………..44

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы…………….45

Документация учителя-логопеда………………………………………………………..46

Дополнительный раздел.

Краткая презентация Программы………………………………………………………46

 

1. Целевой раздел.

Пояснительная записка. Цели и задачи программы.

Характеристика детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим нарушением речи). Педагогические принципы построения программы.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с ОНР» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; «Программы логопедической работы по преодолению воспитания фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 8 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией (ОНР, ФФНР). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

●охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

●осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

●создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

●обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

●воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

●взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

●воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

●развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

●пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

●учет государственной политики;

●особенности контингента детей и кадрового состава группы;

●учет запроса родителей;

●особенности региона.

Логопункт посещают дети шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

У дошкольников в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

 

Оценка здоровья детей старшей группы

Общая численность детей – 17.

 

Группа здоровья Логопедическое заключение
    ОНР-2-3 ОНР-3 Системное недоразвитие речи Моторная алалия, темповая ЗРР Стертая дизартрия Другие диагнозы
              ФФНР–10  

 

Таким образом, у детей отмечается нарушение речи (общее недоразвитие речи II или III уровни речевого развития), задержка речевого развития и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

 

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

 

Индивидуальные особенности

детей, посещающих логопункт (5-8 лет)

 

пол Тип темперамента Социально-эмоциональная сфера Познавательная сфера
ж м
    Сангвинический – 13 Холерический – 1 Флегматический – 2 Меланхолический - 1 Агрессивность – 2 Застенчивость – 1 Гиперактивность - 2 Вторичная задержка интеллектуального развития - 1

Планируемые результаты освоения программы дошкольниками, целевые ориентиры

 

Как уже отмечалось, главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО изадачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам для детей, посещающих логопункт, в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

· свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

· в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

· использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

· использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

· способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;

· составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

· дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;

· умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

4. Развитие литературной речи:

· способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;

· способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.

5. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

· эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

· называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы;

· способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;

· знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров;

· знаком с произведениями детских писателей и поэтов.

6. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

· способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

· способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

· правильно употребляет соответствующие термины.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: