При перевозке грузов на воздушном транспорте самыми трудоемкими операциями при проведении погрузочно-разгрузочных работ являются операции по загрузке/выгрузке грузов в/из воздушного судна. В настоящее время при перевозке грузов на грузовых и на пассажирских воздушных судах, оборудованных специальными загрузочными средствами, грузы, как правило, перевозятся в контейнерах и на поддонах. В этом случае операции по загрузке и выгрузке груза из самолета полностью механизированы и значительно более эффективны, так как сокращают время погрузки/ разгрузки и обеспечивают при этом более надежную сохранность перевозимого груза.
При подготовке и заключении договора на перевозку грузов в контейнерах (на поддонах) учитывается:
• общий объем перевозок грузов в контейнерах;
• количество контейнеров (поддонов), выделяемых в качестве обменного фонда, предоставляемых в разовое пользование или на условиях аренды;
• оборудование контейнерных площадок;
• порядок и режим работы перевозчика и отправителя;
• условия, характерные для контейнерных и пакетных перевозок.
Перевозка грузов в контейнерах осуществляется под пломбой отправителя или перевозчика. Первый вариант предполагает доставку грузов отправителем в аэропорт в скомплектованных контейнерах или отправитель сам производит комплектование контейнеров в аэропорту. Второй вариант - груз доставляется и сдается в аэропорт россыпью, а затем комплектуется в контейнеры (на поддоны) персоналом, работающим на складе.
Аэропорт может предоставить авиационные контейнеры, предприятиям и организациям в разовое пользование или на условиях аренды, сроки и условия которой определяются договором. Передача контейнеров в разовое пользование оформляется актом.
|
К перевозке в контейнерах (на поддонах) принимаются грузы, габаритные размеры и масса которых обеспечивают загрузку (разгрузку), размещение и крепление грузов в контейнерах (на поддонах).
Размеры отдельного места груза, перевозимого в контейнере, не должны превышать размеров дверного проема контейнера и его внутренних размеров.
Размеры отдельного места груза, перевозимого на поддоне, не должны превышать размеров поддона, ограниченных скобками швартовочных узлов, и допустимой высоты для данного типа поддона и воздушного судна.
Масса груза не должна превышать величины грузоподъемности для данного типа контейнера (поддона).
Укладка груза на поддон производится таким образом, чтобы груз не закрывал скобки швартовочных узлов. Масса и высота укладываемого груза на поддоне зависят от типа воздушного судна и не должны превышать допустимых величин для данного типа поддона.
Грузы в контейнере (на поддоне) размещаются так, чтобы их общий центр тяжести совпадал с геометрическим центром днища контейнера (поддона). Отклонение центра тяжести не должно превышать - 5% длины и 10% ширины контейнера (поддона).
При укладке в контейнер (на поддон) грузов, превышающих допустимую нагрузку на пол контейнера (поддона), для обеспечения равномерного распределения нагрузки используют деревянные настилы.
Двери загруженного контейнера должны свободно открываться и
закрываться, для чего при укладке груза необходимо оставлять свободное пространство не менее 50 мм между грузом и дверью контейнера.
|
В контейнере груз крепится швартовочными ремнями, на поддонах швартовочными сетками и натяжными ремнями. Груз в контейнере (на поддоне) должен быть уложен и закреплен так, чтобы исключить возможность любого его перемещения внутри контейнера и на поддоне.
После загрузки груза, контейнер (поддон) опломбируют. Эту операцию производит приемосдатчик или отправитель (при перевозке контейнера под пломбой отправителя).
Двери контейнера пломбируются одной пломбой, а поддон с четырех сторон в местах разъема швартовочных сеток.
Пломбы навешиваемые на контейнер (поддон) должны соответствовать ГОСТу: «Пломбы. Конструкция и размеры» и должны иметь установленные знаки.
Контейнеры (поддоны) с неясными оттисками пломб, а также с неправильно навешенными пломбами к перевозке не принимаются.
На каждый скомплектованный контейнер (поддон) приемосдатчик оформляет карточку-ярлык в двух экземплярах (Рисунок 1).
Первый экземпляр карточки-ярлыка вкладывается в карман контейнера (поддона) для перевозочной документации и следует с грузом в аэропорт назначения. Второй экземпляр карточки-ярлыка передается для составления «Почтово-грузовой ведомости». При перевозке контейнера под пломбой отправителя, отправитель вкладывает внутрь каждого скомпленктованного контейнера опись, заверенную печатью, спецификацию или фактуру на загруженный груз с указанием в ней наименования груза, количества загруженных мести цены.
Контейнеры с грузом, при перевозке под пломбой отправителя, прибывшие в аэропорт назначения в исправном виде с исправными пломбами, выдаются получателю груза по количеству контейнеров после наружного осмотра каждого контейнера и пломб. В авиагрузовой накладной отправителя груза делается отметка о том, что груз прибыл в исправном контейнере с исправными пломбами и выдан без проверки. Получатель расписывается в приеме контейнера.
|
Груз, прибывший в исправном контейнере (на поддоне) с исправной пломбой аэропорта отправителя разукомплектовывается и хранится в аэропорту до выдачи его получателю.
Если в процессе разукомплектовки исправных контейнеров, прибывших с исправными пломбами аэропорта отправления, обнаружится утрата, недостача, порча или повреждение груза, в аэропорту назначения составляется акт о неисправностях, в котором указывается соответствие фактического наличия груза к количеству груза, отраженного в перевозочных документах. При выдаче груза получателю составляется Коммерческий акт. Ответственность за неисправность перевозки в данном случае несет аэропорт отправления.
Если в аэропорт назначения прибыл загруженный контейнер (поддон) без пломб, с нарушенной пломбой или с неисправностями, в результате которых могло произойти повреждение груза или имеется доступ к вложенному грузу, или с какими-либо другими неисправностями, влияющими на сохранность груза, перевозчик составляет Акт о неисправностях
«Акт о неисправностях» составляется в момент приема-сдачи контейнера (поддона) и подписывается начальником смены, бортпроводником (бортоператором) и бригадиром грузчиков. Разукомплектование контейнера (поддона) производится в присутствии бортпроводника (бортоператора).
Типы авиационных контейнеров и поддонов
Контейнеры делятся на универсальные (универсальные унифицированные и универсальные авиационные), предназначенные для перевозки грузов широкой номенклатуры и специализированные - для грузов, требующих особых условий транспортировки, и авиационные контейнеры для пассажирских и грузовых воздушных судов.
Авиационные контейнеры могут перевозиться как пассажирскими, так и грузовыми воздушными судами.
Контейнеры (поддоны) должны отвечать требованиям государственных стандартов или техническим условиям на их изготовление. Контейнеры (поддоны) должны иметь паспорта завода-изготовителя, которые хранятся у владельца контейнеров (поддонов).
Не допускается перевозка грузов в контейнерах (на поддонах), техническое состояние которых не обеспечивает безопасность полетов воздушного судна и сохранность грузов.
Допустимы размеры авиационных поддонов и контейнеров приведены в Таблице
К техническим неисправностям контейнера относятся:
• перекосы контейнера;
• отсутствие или повреждение приспособлений для швартовки грузов внутри контейнера;
• повреждение обшивки;
• неисправность замка, пломбировочного устройства, дверных петель и фитингов;
• вдавливания от роликов напольной механизации в дно контейнера;
• прогиб днища контейнера.
К техническим неисправностям поддона относятся:
• перекос поддона;
• отсутствие или неисправность швартовочных сеток;
• неисправность натяжных ремнец, фитингов и других приспособлении;
• повреждение настила поддона.
Конкретные значения неисправностей указаны в «Регламенте технического обслуживания авиационных контейнеров и поддонов».
Типы контейнеров и поддонов, для перевозки грузов на отечественных и иностранных ВС:
Авиационный поддон пан-1.5; пан-3.0 предназначен для перевозки багажа, почты и грузов пассажирскими ВС (ИЛ-86,96)