Предприятия туризма и их виды




Туризм как явление существует с древних времен, однако современную коммерческую форму приобрел в сер. XIX в., А массовый характер в сер. ХХ в. после второй мировой войны. Этому способствовал целый ряд экономических (развитие сферы услуг, рост доходов населения, появление среднего класса, потребительская культура), демографических (рост численности населения и продолжительности жизни, урбанизация, изменение ценностей), политических (глобализация, межправительственные договоренности по упрощению туристских формальностей), технологических (усовершенствование транспортных перевозок, информационные и коммуникационные технологии) факторов.

В истории туризма в зависимости от изменения таких факторов, как мотивации путешествий, способа путешествий и развития транспортных средств, количества путешествующих и охват туризмом разных слоев населения выделяют четыре этапа развития:

1) зарождение туризма;

2) становление организованного туризма;

3) формирование индустрии туризма;

4) этап массового туризма и глобализации туристической индустрии[14].

Данная периодизация является устоявшейся, каждый из этапов в научной литературе рассматривается как данность. Итак, исторически, со временем туризм приобрел черты хозяйственной деятельности, а на современном этапе развития экономических систем, туризм как сектор экономики способствует активному преодолению диспропорций экономического и социального развития отдельных регионов, хозяйственной и социодемографической депрессивности, оживляет традиционные хозяйственные промыслы местного населения, интегрирует местное хозяйство в мировую экономическую систему и тому подобное. Стоит также отметить, что международный туризм для целого ряда развивающихся стран, является основной статьей экспорта услуг одним из основных источников поступления в эти страны иностранной валюты; выступает стабилизирующим рычагом формирования их бюджетов и кредитно-финансовых взаимоотношений с другими государствами.

Туризм, как и любая система состоит из двух частей, а именно: субъекта туризма (непосредственно туриста) и объекта туризма (таких основных элементов, как туристический предприятие, регион и туристическая индустрия).

Однако современная методология исследований туристических предприятий, как объекта осуществляющих туристическую деятельность предлагает достаточно ограниченное определение данного понятия, без учета наличия других диверсифицированных субъектов туристической индустрии и нивелируя взаимозависимость между ними, которая также является результатом производства туристического продукта[15].

Учитывая это, под «туристическим предприятием» нами предлагается понимать любой субъект туристической деятельности, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которые создают комплексный туристический продукт и / или предоставляют характерные и сопутствующие туристические услуги.

Согласно законодательству субъектами, осуществляющими и / или обеспечивающими туристическую деятельность (субъектами туристической деятельности), являются юридические и физические лица, которые создают туристический продукт, предоставляют туристические услуги (перевозки, временного размещения, питания, экскурсионного, курортного, спортивного, развлекательного и другого обслуживания) или осуществляют посредническую деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг и т.д.

К таким субъектам туристической деятельности относят:

- туристических операторов (туроператоров);

- туристических агентов (турагентов);

- других субъектов предпринимательской деятельности, предоставляющих услуги по временному размещению (проживанию), питанию, экскурсионных, развлекательных и других туристических услуг;

- гидов-переводчиков, экскурсоводов, спортивных инструкторов, проводников и других специалистов туристического сопровождения;

- физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с туристическим сопровождением, кроме лиц, работающих на соответствующих должностях предприятий, учреждений, организаций, которым принадлежат или которые обслуживают объекты посещения;

- физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности и предоставляющих услуги по временному размещению (проживанию), питанию и т.д..

В свою очередь ряд ученых субъектов туристической деятельности классифицируют по функциональной направленности на тех, которые непосредственно осуществляют туристическую деятельность (туристические операторы, туристические агенты) и тех, которые обеспечивают ее осуществление (субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги по временному размещению (проживанию), питанию, экскурсионных, развлекательных и других туристических услуг)[16].

Учитывая ограниченную концепцию, М. Бойко, И. Михайличенко считают традиционными туристическими предприятиями туроператоров и туристических агентов, статус которых устанавливается в зависимости от выполняемых ими функций на рынке туристических услуг относительно потребителей и операторов туристического рынка - продуцентов, производящих определенные компоненты туристического и гостиничного продуктов, предоставляющих услуги по перевозкам, экскурсионные, торговые, оздоровительные, организации питании и т.д.[17].

Субъектами на рынке туристических услуг, Ж.А. Богданова видит 2 категории функционалов:

1) субъекты, осуществляющие и обеспечивающие туристическую деятельность (туристические операторы и туристические агенты)

2) другие субъекты, то есть те, которые предоставляют сопутствующие услуги, в частности по временному размещению, питанию, экскурсионные, развлекательные и другие виды туристических услуг и т.д.[18].

Другая категория ученых к субъектам туристической деятельности относят туристических операторов, туристических агентов, других субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательства по предоставлению услуг по временному размещению, питанию, экскурсионных, развлекательных и других туристических услуг, специалистов туристического сопровождения[19].

Учитывая вышеуказанные положения, туристические предприятия в контексте производства и реализации туристического продукта стоит делить на:

1) туристические предприятия - продуценты туристического рынка, непосредственно производят туристический продукт (или его компоненты) и туристические услуги, обслуживают туристов и путешествующих лиц;

2) туристические предприятия, которые создают комплексный туристический продукт, включающий сопутствующие товары и услуги, осуществляют организационную и посредническую деятельность по туристическому обслуживанию.

На основе проведенного критического анализа существующих субъектных дефиниций под туристическим предприятием следует понимать любой субъект туристической деятельности (юридическое и физическое лицо), который производит комплексный туристский продукт и / или предоставляет связанные с этим туристские услуги в полном объеме.

При этом в специальной экономической литературе значительное количество экспертов разделяют предприятия туристической индустрии по критерию принадлежности к обслуживанию туристов на три вида:

• первичные - функционируют непосредственно для обслуживания туристов (туроператоры, транспортные предприятия специального назначения, гостиничные предприятия, турбазы, дома отдыха и др.)

• вторичные - функционируют для удовлетворения потребностей туристов и местных жителей (предприятия ресторанного хозяйства, торговли, бытового и коммунального обслуживания, находящихся в курортных районах и т.д.);

• третичные - функционируют для обслуживания всего населения страны, но одновременно предоставляют услуги туристам (междугородные транспортные предприятия и др.)[20].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: