Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение дидактических игр «Прогулка в осенний лес», «Найди такой же», «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало»;
- организация проблемных ситуаций «Что наденем на прогулку»;
- организация игр с водой и песком;
- рассматривание и обговаривание модель последовательности одевания;
- ситуативные разговоры о зависимости одежды от времени года;
- проблемные ситуации «Как гулять, если на улице дождь?»;
- лексические упражнения на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (листочки, тучки);
- рассматривание книг и иллюстраций по теме «Осень»;
- проведение игр на развитее моторики рук «Солнышко и дождик».
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о важности самостоятельного мытья рук, пользовании полотенцем;
- ситуативные разговоры «Учимся одеваться»;
- использование потешек о воде, умывании;
- игровые ситуации на обучение порядку одевания и раздевания.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки);
- мотивирование детей к приему пищи («Маша и каша», музыка Т.Назаровой, слова Н. Найденовой);
- использование потешек о приеме пищи;
- рассказ о важности витаминов в холодное время года.
Прогулка
- наблюдения за осенними изменениями в природе, погодой, за солнцем и облаками на небе, за одеждой людей осенью, рассматривание листочков на прогулке;
- подвижные игры «Солнышко и дождик», «За листочком беги», «По тропинке» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (привлечение детей к отдельным поручениям к труду на огороде, сборе листье);
|
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- рассматривание книжек, картинок на осеннюю тематику;
- использование игровых ситуаций «Как гулять, если на улице ветер (дождик)?»;
- проведение игр «Чего не стало», «Чудесный мешочек»;
- заучивание потешки: «Дождик, дождик»;
- чтение Е.И. Тесеевой «Листопад»;
- проведение игр с палочками и листочками»;
- ситуативные разговоры о признаках осени (погода, одежда людей, игры детей).
Вечерняя прогулка:
- игры с осенними листьями «Чей листочек дальше улетит?», «Осенний листопад» и др.;
- наблюдения за трудом взрослых на огороде;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 3-4 лет
Тема: «Краски осени»
Программное содержание:
1. Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья).
2. Закрепление знаний об изменении в одежде людей осень, об играх детей в осенний период.
3. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Ситуативный разговор «Осень наступила»
Учить проводить сравнение погоды, листьев по форме, размеру, окрасу, особенностям времени года. Закреплять знание признаков осени.
|
«Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Проблемная ситуация «Зачем нужен зонтик»
Систематизировать знания детей об осенних изменениях в погоде. Закрепить названия осенней одежды. Познакомить с назначением зонта.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассматривание сюжетной картины «Осень»
Формировать умения отвечать на вопросы полным простым предложением, с помощью педагога рассказывать о картине. Обогащать речь детей словами с противоположным значением. Чтение «Листопад» М.Пришвин.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование «Листья желтые кружатся»
Упражнять детей в правильном пользовании кистью (обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая в краску по мере надобности). Слушание Т. Попатенко «Листопад».
«Художественное творчество» (аппликация, художественный труд)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Коллективная аппликация «Осенний листопад»
Формировать навыки наклеивания (намазывать клеем обратную сторону формы, набирать его на кисть немного, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
|
- для слушания - «Листопад», муз. Т.Попатенко, «Грустный дождик» муз. Д.Кабалевского;
- для пения - «Осенью» в обработке Н. Метлова, Н. Плакиды.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- уборочный инвентарь на участок;
- иллюстрации об осени;
- атрибуты для дидактических игр «Найди в букете такой же листочек», «Оденься на прогулку»;
- раскраски, трафареты листьев;
- выставку семейных фотографий «Я люблю осень»;
- осени листья;
- картинки с изображением осенней одежды;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Прогулка в осеннем лесу»;
- сюжетные картинки на тему «Осень).
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- погулять в парке, понаблюдать за осенними изменениями в природе (птицы, деревья, трава ветер);
- принять участие в фотовыставке «Я люблю осень»;
- собрать природный материал и опавшие листья и изготовить из них поделку для выставки;
- рассматривание книг, иллюстраций об осени;
- поговорить с ребенком о том, что интересного он видел на улице;
- привлекать ребенка к посильному участию в труде взрослых на огороде, в саду.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- рассматривание иллюстраций на тему «Осень в гости к нам пришла»;
- проведение дидактических игр «Оденься на прогулку», «Найди такой же листок», «Какого листочка не хватает» и др.;
- разговоры «Чем опасна холодная погода», «Как не простудиться», «Что делать если простудился»;
- рисования с использованием трафаретов листьев;
- организация сюжетно-ролевой игры «Прогулки в осеннем парке»;
- рассматривание картины «Осень золотая»;
- рассматривание моделей правильной последовательности при одевании на прогулку;
- разучивание потешек, приговорок по теме;
- организация ситуативных разговоров «Если прошел дождь», «Мишка забыл дома зонтик»;
- рассматривание семейной фотовыставки «Краски осени»;
- рассматривание иллюстраций об осенних изменениях в природе, одежде людей, играх детей.
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах умывания;
- игровые проблемные ситуации с целью формирования элементарных навыков закаливания «Полоскание рта прохладной водой после приема пищи»;
- игровые ситуации с дидактической куклой «Маша простудилась»;
- игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом;
- использование потешек о воде, умывании.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (пользоваться салфеткой, столовой и чайной ложками);
- беседа «Чтоб здоровье нам беречь, витамины нужно есть»;
- разговоры о труде взрослых, выращивающих овощи;
- использование потешек о приеме пищи;
Прогулка:
- наблюдения явлениями осени (дождик, лужи, солнце, цвет листьев, бабочки, насекомые), за одеждой людей, за листопадом;
- подвижные игры «Листопад», «Раз, два, три к дереву беги», «Солнце и дождик» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке - уборка на участке (правила обращения с инвентарем), сбор листьев на участке граблями, составление осеннего букета и др.;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- организация сюжетно-ролевой игры «Прогулки в осеннем лесу»;
- дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось»;
- организация танцев с листочками;
- игры с природным материалом;
- работа с раскрасками на осеннюю тематику;
- чтение К. Бальмонт «Осень». А. Кольцов «Дуют ветры». А. Плещеев «Осень наступила»;
- рассматривание семейной выставки осенних букетов.
Вечерняя прогулка:
- целевая прогулка в парк;
- наблюдения за изменениями на участке;
- подвижные игры «Найди свое дерево», «Подбери листья по величине» и др.;
- выкладывание узоров на асфальте из собранных листьев.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 4-5 лет
Тема: «Краски осени»
Программное содержание:
1. Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы).
2. Расширение представлений детей об осенних праздниках, изменении в одежде людей осенью, осенних забавах детей.
3. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Проблемная ситуация «Что нам осень принесла»
Закреплять представления об овощах. Учить обследовать баклажан, кабачок, редьку (форма, цвет, вкус), классифицировать. Учить составлять загадки об овощах.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Ситуативный разговор «Почему нельзя жечь сухие листья»
Формировать представления о правилах поведения в осеннем лесу. Познакомить с особенностями листопада. Закреплять знание моделей «Безопасное поведение в осеннем лесу».
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование «Осенние веточки»
Учить создавать композицию из бумаги и природных материалов. Познакомить с разными способами соединения деталей.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассказывание из коллективного опыта «Как мы гуляли в парке»
Уточнять представления детей о двух временах года - лете и осени. Формировать навыки рассказывания из опыта.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование по замыслу «Что нам осень принесла»
Формировать умения рисования карандашами, рассказывать о своей работе, представляя ее на выставке детских работ.
«Художественное творчество» (аппликация, художественный труд)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Коллективная аппликация «Роняет лес осенний свой убор»
Закреплять умения вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания – «Осень» муз. Ю.Чичкова, сл. И.Мазнина;
- для пения – «Осень в гости к нам идет», муз. и сл. Е. Гомоновой.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- иллюстрации на осеннюю тематику;
- трафареты и раскраски на осеннюю тематику;
- настольно-печатные игры по сезонам года;
- дидактические игры «Что бывает такого цвета», «Подбери по цвету и по форме»;
- осенние букеты, составленные на прогулке;
- выставку поделок «Осенняя фантазия»;
- музыкальные произведения «Времена года» П.И.Чайковский;
- книги об осени.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- погулять в осеннем парке;
- отразить впечатления от посещения парка в рисунках;
- принять участие в выставке «Осенняя фантазия»;
- подбор пословиц и поговорок об осени;
- составление рассказа «Что мне нравится в осени»;
- привлекать детей к посильной работе дома или на садовом участке.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение бесед об утренней погоде;
- заполнение календаря природы;
- проведение дидактических игр «Что хорошо, что плохо», «Опасно-безопасно», «С какого дерева листочек», «Когда это бывает », «Детки на ветке »;
- проведение бесед «Что ты знаешь об осени»;
- рассматривание книг, иллюстраций об осени;
- чтение стихов об осени;
- составление букетов из осенних листьев;
- рассматривание семейной выставки «Осенняя фантазия»;
- проведение беседы о правилах поведения в осеннем лесу;
- рассматривание выставки «Дары осени»;
- организация сюжетно-ролевых игр «Путешествие в осенний лес», «Сбор урожая» и др.;
-составление рассказов с опорой на модели «Осень наступила»;
- работа с трафаретами, раскрасками на осеннюю тематику;
- отгадывание и загадывание загадок об осени.
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах умывания;
- игровые проблемные ситуации с целью формирования элементарных навыков закаливания, самомассажа;
- игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом;
- проблемные ситуации «Что надеть на прогулку»;
- использование потешек о воде, умывании.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (брать пищу понемногу, правильно пользоваться ложкой, вилкой и др.);
- рассказ воспитателя о блюдах, которые дети едят;
- игры «Угадай на вкус»;
- использование потешек о приеме пищи;
Прогулка:
- наблюдения за явлениями погоды (дождик, лужи, солнце, цвет листьев, бабочки, насекомые), за одеждой людей, листопадом;
- подвижные игры «Листопад», «Раз, два, три к дереву беги», «Найди пару», «У медведя во бору», «Прятки» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (уборка на участке, правила обращения с инвентарем);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- организация сюжетно-ролевых игр «Путешествие в осенний лес», «Сбор урожая» и др.;
- организация театрализованной деятельности (этюды с осенними листьями);
- работа с трафаретами, раскрасками;
- изготовление гербария из листьев;
- заучивание стихотворения М.Садовского «Что умеет осень»;
- чтение Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», И. Соколов- Микитов «Листопадничек»;
- проговаривание с детьми поговорок и пословиц об осени, стихи и песни.
Вечерняя прогулка:
- целевая прогулка на огород;
- русская народная игра «Карусели»;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
игра «Найди свое дерево» группировать листья по цвету, размеру, форме. «Подбери листья по величине», «Третий лишний» и др.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 5 -6 лет
Тема: «Краски осени»
Программное содержание:
1. Расширение представлений детей об осени (изменения в природе, одежде людей, праздниках).
2. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.
3. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Осень наступила»
Закреплять знание осенних изменений в природе. Формировать умения одеваться по погоде. Дать знания о том, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть.
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Разговор «Краски осени»
Систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе. Познакомить с цветами спектра. Разучить стихотворение «Каждый охотник желает знать …».
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Признаки осени»
Формировать представления о том, что похолодание изменяет жизнь растений, животных и человека. Дать знания о том, как животные и птицы готовятся к зиме.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Заготовка листьев для аппликации
Познакомить с правилами засушивания листьев. Закреплять знание названий деревьев.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассказывание по теме «Осень наступила»
Формировать навыки рассматривания картины И.Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Воспитывать чуткость к художественному слову. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихов.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование «Осенний лес»;
Закреплять приемы рисования кистью и красками, умения строить композицию рисунка. Учить связно и последовательно описывать свой рисунок, оценивать работы сверстников.
Художественное творчество» (аппликация, художественный труд)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Аппликация «Осенний ковер»
Совершенствовать навыки вырезания частей круглой и овальной формы. Учить составлять изображения из частей (цветы, ягоды, листья). Развивать чувство ритма.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания – «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.Чайковского;
- для пения – «Падают листья», муз. М.Красева, сл. М. Ивенсен, «Осень» муз. и сл. Е. Гомоновой.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- картину Е.Левитана «Золотая осень»;
- картины из серии «Что перепутал художник?»;
- настольно-печатные игры по сезонам года;
- выставку книг «Времена года», «Рассказы о природе»;
- дидактические игры «Что где растет», «Найди себе пару», «Что лишнее?», «Расскажи без слов»;
- модели безопасного обращения с инвентарем (граблями, лопатой, носилками);
- выставку осенних букетов;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Путешествие в осенний лес»;
- осенние листья;
- раскраски на осеннюю тематику;
- книги детских рассказов об осени.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- погулять с ребенком по городу, парку, акцентируя внимание ребенка на красках осени;
- повторять пословицы и поговорки об осени;
- привлекать к посильной работе дома или на садовом участке;
- чтение книг об осени с последующим обсуждением;
- принять участие в выставке «Дары осени»;
- принять участие в фотовыставке «Осень золотая»;
- придумывание рассказов «Необыкновенное осеннее приключение».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение бесед об утренней погоде;
- заполнение календаря природы;
- организация сюжетно-ролевых игр «Лесная аптека», «Путешествие в осенний лес»;
- проведение дидактических игр «С какого дерева листочек», «Хорошо – плохо», «Вершки и корешки», «Четыре времени года»;
- проведение бесед «Почему природа должна быть чистой»;
- рассказывание по моделям «Правила поведения в осеннем лесу»;
- игровые ситуации «Что в природе изменилось»;
- отгадывание и составление загадок об осени;
- обыгрывание ситуации «Собери урожай»;
- рассматривание иллюстраций и репродукций картин об осени;
- рассматривание выставки «Дары осени»;
- рассматривание фотовыставки «Осень золотая»;
- разговоры о приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах умывания;
- игровые проблемные ситуации с целью формирования элементарных навыков закаливания, самомассажа;
- игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом, одеваться по погоде;
- использование потешек о воде, умывании.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (правильно пользоваться вилкой, ножом, салфеткой и др.);
- разговоры о правилах посадки за столом;
- рассказ воспитателя о необходимости витаминов в холодное время года;
Прогулка:
- наблюдения за осенними изменениями в природе (погода, облака, ветер, небо и др.), за одеждой людей осенью, за трудом людей в осенний период;
- подвижные игры «Собери урожай», «Ловишки», «Сделай фигуру», «Листопад»;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (работа на цветнике и в огороде, очистка грядок от стеблей растений, пересадка цветов);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- организация театрализованной деятельности (осенние этюды);
- изготовление поделок для осенней выставки овощей и поделок из пригодного материала;
- рассматривание иллюстраций по осенней тематике;
- составление осенних букетов, организация выставки;
- чтение стихов про осень (А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»);
- чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника. Осень».
Вечерняя прогулка:
- экскурсия в осенний парк;
- совместные действия по подготовке к зиме грядок на огороде детского сада;
- игры «городки»;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 6-7 лет
Тема: «Краски осени»
Программное содержание:
4. Расширение представлений детей об осени, последовательности осенних месяцев (значение листопада для жизни растений зимой, влияние сезонных изменений на жизнь растений, животных, человека).
5. Закрепление знаний правил безопасного, экологически грамотного поведения в природе.
6. Формирование представлений об отображении осени в произведениях искусства.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Мы веселые туристы»
Расширение правил экологически грамотного, безопасного поведения в осеннем лесу. Знакомство с «полезными» советами для туриста (как не заблудиться, как развести костер и др.).
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Игровая ситуация «Следопыты»;
Закреплять знания о подготовке деревьев к зиме. Познакомить со строением листа. Использование элементов ТРИЗ «Что было бы, если бы не было леса».
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Кто как к зиме готовится»
Уточнить представления о том, как растения и животные готовятся к зиме (изменение окраски, заготовка припасов на зиму, облетание листьев и др.).
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Изготовление коллективного макета «Осенний лес».
Привлекать детей к подготовке природного материала, созданию замысла, обсуждению содержания макета, распределению обязанностей для участия в коллективной работе.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассматривание картины И.Горлова «Осень»
Формирование навыков составления сюжетного рассказа по картине.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Чтение рассказа К.Ушинского «Четыре желания»
Формирование навыков пересказу с творческими дополнениями.
«Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Коллективное рисование «Цветы гжели»
Закрепить знания о гжельской росписи. Развитие эстетического чувства цвета.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование восковыми мелками «Улицы осеннего города»
Закреплять умения передавать особенности осенних изменений в природе, навыки рисования красками.
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Коллективная аппликация «Краски осени»
Совершенствовать навыки использования природного материала для изготовления коллективной работы.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания – «Осень» муз. А. Вивальди (1 и 2 части);
- для пения - «Осень» муз. А.Арутюнова, сл.Четвернина.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- природный материал для поделок;
- иллюстрации об осени, профессиях людей;
- дидактические игры «Разложи по порядку», «Какое время года», «Назови действие», «Назови месяц», «Подбери одежду для прогулки» и др.;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр « Туристы», «Следопыты»;
- гербарии листьев и семян;
- выставка семейных работ «Золотая осень»;
- выставка «Осень глазами русских художников»;
- аудиотека на тему «Осень»;
- новые книги об осени, журналы, энциклопедии;
- модели правильного поведения в природе;
- модели правил «Выживания в лесу»;
- лото «Животные», «Растения».