Программное содержание:
1. Расширение представлений о детском саде (музыкальный зал, физкультурный зал и др.), профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медицинская сестра).
2.Уточнение знаний правил поведения в детском саду (спокойно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила, открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).
3. Формирование доброжелательных взаимоотношений со сверстниками (общаться спокойно, без крика, играть дружно, делиться с другими детьми), желания возвращаться в детский сад.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Ситуативный разговор «Уголок строителя в нашей группе»
Закреплять умения выделять цвет, форму, величину деталей настольного и напольного строительного материала. Знакомить с элементарными образцами построек (домики, башенки и др.).
«Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Целевая прогулка по детскому саду (музыкальный зал)
Развивать умение ориентироваться в помещении музыкального зала, чувство безопасности. Учить называть и обследовать предметы, находящиеся в зале, делать простейшие обобщения (музыкальные инструменты, погремушки, флажки и др.).
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Ситуативный разговор «Гости к нам пришли»
Знакомить детей с образцами обращения к взрослым, зашедшим в группу (Здравствуйте, Проходите, пожалуйста, До свидания, Приходите к нам еще). Учить обращать свою речь к собеседнику, совершенствовать умение внятно произносить гласные и некоторые согласные звуки.
|
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Лепка «Тарелочки»
Учить преобразовывать круглую форму в диск, расплющивать шар пальчиком.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование «Башенка»
Упражнять детей в различении и назывании основных строительных деталей. Учить строить по образцу. Формировать навыки анализа созданных построек.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания - «Солнышко» муз. М.Раухвегера, сл.А. Барто, «Дождик» муз. Н.Любарского;
- для пения - «Солнышко-ведрышко» муз. В.Карасевой, сл. Народные.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- бумагу, карандаши, шаблоны;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Магазин» и др.;
- оборудование для элементарногоэкспериментирование с водой и песком;
- дидактическую куклу;
- музыкальные инструменты, ширму для организации «концертов для друзей и любимых игрушек»;
- схемы, алгоритмы умывания, проведения закаливания.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
|
- показывать и называть реальные предметы ближайшего окружения ребёнка, пополняя активный запас детей новыми словами;
- комментировать свои действия во время выполнения домашней работы и поощрять детей помогать взрослым и повторять их действия и речевые комментарии;
- привлекать детей к выполнению посильных поручений дома;
- стихи о лете для чтения и заучивания с детьми;
- создать альбом «Я в детском саду» для формирования портфолио ребенка.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение упражнений имитационно-подражательного характера с элементами дифференциации звуков («Как мышки - как мишки» и др.);
- проведение осмотров помещений групповой комнаты (уголок изобразительной деятельности, игровой уголок, музыкальный уголок, книжный уголок и др.);
- использование заданий на ориентировку в помещении своей группы;
- проведение игровых ситуаций с целью закрепления элементарных правил поведения в детском саду;
- использование игровых ситуации с дидактической куклой с целью закрепления последовательности одевания и раздевания;
- использование трудовых поручений по подготовке материалов для игр, рисования, лепки и т.д.;
- проведение дидактических игр на формирование умений группировать предметы по нескольким сенсорным признакам;
- организация простейших опытов по обследованию предметов;
- использование образцов словесных формул речевого этикета (при обращении к взрослым, пришедшим в детский сад и т.д.);
- рассматривание картинок, иллюстраций с изображением летних явлений природы, фотографий детей в детском саду;
|
- использование художественного слова в общении с детьми;
- организация и проведение пальчиковой гимнастики, игр в пальчиковый театр;
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах умывания;
- игровые проблемные ситуации с целью формирования элементарных навыков закаливания «Полоскание рта прохладной водой после приема пищи»;
- игровые ситуации с дидактической куклой на обучение порядку одевания и раздевания;
- игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом «Как ходить без шнурков», «Нужно ли застегивать сандалии?» и др.;
- использование потешек о воде, умывании;
- ситуативные разговоры с целью называния цветов одежды детей, сравнения по размерам, согласования существительных с числительными один и много.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (пользоваться салфеткой, столовой и чайной ложками);
- рассказ воспитателя о блюдах, которые дети едят, их пользе;
- разговоры о труде повара;
- использование потешек о приеме пищи;
Прогулка:
- наблюдения за предметами ближайшего окружения, сравнение их по размерам, форме (высокие низкие дома, деревья; прямоугольные окна, круглые мячи и т.д.), за осенними изменениями в природе (похолодало, пожелтели листья);
- подвижные игры «Бегите ко мне», «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Догони мяч» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- организация сюжетно-ролевой игры «Дом», «Магазин»;
- организация театрализованной деятельности по знакомым сказкам с использованием пальчикового театра;
- слушание «Дождик», муз. Н.Любарского;
- чтение «Мойдодыр» К.И.Чуковского;
- дидактические игры с предметами на ознакомление с осязаемыми свойствами предметов;
- наведение порядка в игровой комнате.
Вечерняя прогулка:
- народная ролевая игра «Гуси-гуси»;
- катание на трехколесном велосипеде по прямой;
- наблюдения за осенними изменениями в природе;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
с детьми 4-5 лет
Тема: «Здравствуй, детский сад»
Программное содержание:
1. Формирование навыков выделения произошедших изменений в детском саду (покрашен забор, появилась новая мебель, новые игрушки в группе, новые растения на участке).
2. Расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (медицинская сестра, повар, дворник).
3. Формирование дружеских отношений между детьми (взаимопомощь, сочувствие, желание быть справедливым).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Моя любимая игрушка»
Учить называть, обследовать и описывать игрушку, выделяя ее внешние особенности (цвет, форма, материал из которого она сделана). Рассказывать о том, как можно играть с этой игрушкой.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Кто работает в нашем детском саду»
Познакомить с особенностями труда работников детского сада (медицинская сестра, повар, дворник). Объяснить значимость их труда, сформировать положительное отношение к их труду.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Изготовление коллективного макета «Наш детский сад»
Учить составлять из полосок бумаги изображения разных предметов. Формировать навыки взаимодействия при создании коллективной работы.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Кто трудится в нашем детском саду»
Развивать словарный запас детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении (обогащение словаря детей существительными, обозначающими профессии, глаголами, характеризующими трудовые действия). Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, не отклоняясь от их содержания.
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Лепка «Цветы для наших взрослых»
Формировать навыки прищипывания с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование «Домик для любимой игрушки»
Учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки. «Три поросенка». Формирование навыков конструирования по схеме (рассматривание вариантов построек, их анализ, подбор строительного материала).
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания – «Бабочка», муз. Э.Грига;
- для пения - «Если добрый ты», муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского;
- для игры на детских музыкальных инструментах - «Солнышко и дождик» (2 пьесы разного характера);
- для танцевально-игрового творчества - «Как мы летом отдыхали».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- атрибуты для самостоятельных творческих игр «Больница», «Дом», «Детский сад»;
- модели, раскрывающие содержание труда повара медсестры, врача, шофера;
- раскраски, иллюстрации по теме;
- фигурки взрослых животных и их детенышей для игры в «Лесной детский сад»;
- «Алгоритм самомассажа»;
- иллюстрации и фотографии по теме «Ах, какое было лето!».
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- поощрять рассказы ребенка о том, как прошел день в детском саду, с кем и как играл, что интересного узнал;
- участвовать в конкурсе рисунков (фотографий) «Ах, какое было лето!»;
- познакомиться с приемами самомассажа;
- привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений;
- поговорить о правилах дорожного движения;
- прогулки в парке, лесу с целью наблюдения за неживой природой.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение бесед об утренней погоде;
- заполнение календаря природы;
- проведение дидактических игр «Парные картинки», «Чудесный мешочек» и др.;
- рассматривание фотовыставки «Ах, какое было лето!»;
- проведение лексических упражнений на употребление предлогов пространственного значения «Что изменилось», «Что не так» и др.);
- проведение упражнений на закрепление навыков правильного звукопроизношения;
- моделирование игровых ситуаций на закрепление правил поведения в детском саду и на улице;
- проведение игр с использованием спортивного оборудования;
- проведение пальчиковой гимнастики;
- проведение бесед «Какая наша группа», «Как мы играем в игрушки»;
- проведение ситуативных разговоров о сезонных изменениях в природе «Как мы гуляли в парке», «Какие стали деревья» и др.;
- проведение ситуативных разговоров о необходимости вести здоровый образ жизни;
- проведение самомассажа;
- организация элементарного экспериментирования с водой и песком в уголке экспериментальной деятельности;
- использование образцов словесных формул речевого этикета (здороваться, прощаться, называть по имени отчеству сотрудников, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную помощь).
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах умывания;
- игровые проблемные ситуации с целью формирования элементарных навыков закаливания, самомассажа;
- игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом «Аккуратно сложили одежду», «Мой друг – расческа» и др.;
- использование потешек о воде, умывании.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (брать пищу понемногу, правильно пользоваться ложкой, вилкой и др.);
- рассказ воспитателя о блюдах, которые дети едят;
- разговоры о пользе продуктов, о витаминах;
- использование потешек о приеме пищи;
Прогулка:
- наблюдения за предметами ближайшего окружения, за особенностями погоды, за эпизодическим трудом в детском саду (покраска, побелка, мытье окон, замена электроламп, озеленение и уборка участка;
- подвижные игры «Лохматый пес», «Цветные автомобили». «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Прятки» и др.
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (работа на цветнике и в огороде, сгребание листьев и др.);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- организация сюжетно-ролевых игр;
- организация театрализованной деятельности по знакомым сказкам;
- проведение этюдов для развития воображения, исполнительских качеств;
- совместные действия по уходу за игрушками в игровом уголке, по уходу за обитателями уголка природы;
- чтение произведений с описанием лета, растений, особенностях смены времен года (И.Бунин «Листопад», А.Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч», М Горький «Воробьишко» и др.);
- игры со строительным материалом;
- рассматривание знакомых и незнакомых книг в книжном уголке.
Вечерняя прогулка:
- игры на развитие ритмического слуха («Кто как идет» и др.);
- экскурсия на улицу, наблюдение за работой светофора;
- игры с песком «Строительство дороги»;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
с детьми 5-6 лет
Тема: «День знаний»
Программное содержание:
1. Расширение представлений о детском саде, профессиях работников детского сада (медицинская сестра, кухонный работник, повар и др.).
2. Развитие познавательной мотивации, интереса к школе, книгам, желание стать первоклассником.
3. Формирование дружеских взаимоотношений между детьми (привычку играть сообща, трудиться, заниматься, умение самостоятельно находить общие интересные дела).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «День знаний»
Формировать представление детей о празднике «День знаний». Познакомить со школьными принадлежностями (тетрадь, книга, портфель, пенал, линейка, ластик, ручка, карандаш), их названием, назначением, правилами безопасного пользования.
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Незнайка-первоклассник»
Закреплять знание названий школьных принадлежностей. Использовать игровой прием «Что в портфеле у Незнайки. Угадай на ощупь». Формировать умения обследовать предметы разной формы.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Откуда взялась книжка?»
Формировать представления о том, что любая вещь создана трудом взрослых. Дать знания о труде типографских работников. Воспитывать бережное отношение к книгам.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Изготовление закладок для книг
Закрепить знания детей о необходимости бережного обращения с книгами. Познакомить с назначением закладок для книг. Формировать навыки работы с бумагой (работать по готовой выкройке).
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Как мы живем в детском саду»
Учить отвечать на вопросы о событиях из коллективного опыта. Формировать навыки рассказывания из коллективного опыта на тему «Как мы живем в детском саду» по плану воспитателя.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Формировать навыки восприятия и проведения анализа содержания стихотворения. Учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
«Художественное творчество» (рисование, декоративно-прикладное искусство)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование на тему «Подарки первокласснику»
Знакомить с цветовым строением и элементами композиции дымковской игрушки. Учить добиваться большего разнообразия при украшении шаблонов дымковских игрушек.
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Лепка «Карандашница»
Совершенствовать умение лепить из целого куска пластилина ленточным способом. Учить делать предметы устойчивыми.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование «Новая школа»
Учить устанавливать связь между создаваемыми постройками и явлениями окружающей жизни. Учить создавать постройку школы, выделяя основные части и характерные детали конструкции.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания - «Наши игрушки», муз. Л.Сидельникова, сл. З.Петровой;
- для пения - «Детский сад», муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной;
- танцевально-игровое творчество «Воспоминание о лете».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- детские журналы, материалы для ремонта книг;
- схемы правильной посадки за столом;
- музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха, для импровизации с инструментами, для импровизации с 3-мя и более куклами в театре би-ба-бо;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа»;
- выставку школьных принадлежностей в уголке школьника;
- образцы различных фигур из бумаги и шаблоны для их вырезания;
- дорожные знаки;
- поместить подборку фотографий «Мы в детском саду».
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- посетить с ребенком школьный базар, рассказать о своих школьных годах, учителях, о своих школьных друзьях, рассмотреть фотографии;
- прогуляться с ребенком в детский парк, понаблюдать за окружающим, обратить внимание на изменения в природе;
- побеседовать с ребенком о правилах поведения с незнакомыми людьми (не разговаривать с незнакомцами, не брать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю);
- привлекать ребенка к выполнению посильных трудовых поручений дома.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение бесед об утренней погоде,
- заполнение календаря природы;
- проведение экскурсии по групповым помещениям «Опасно – безопасно»;
- проведение ситуативных разговоров о необходимости вести здоровый образ жизни;
- проведение самомассажа;
- проведение дидактических игр «Угадай фигуру на ощупь «Чудесный мешочек» и др.;
- использование образцов словесных формул речевого этикета (прощание, приветствие, просьбы, извинения);
- проведение лексических упражнений на актививзацию словаря;
- проведение упражнений на закрепление навыков правильного звукопроизношения;
- проведение ситуативных разговоров «Школа», «Зачем человеку учиться?» и др.;
- организация проблемных ситуаций «Друг забыл дома ручку, учебник»;
- организация упражнений с мячом;
- проведение пальчиковой гимнастики;
- рассматривание картин, иллюстраций о лете;
- чтение стихотворений о лете;
- проведение разговоров о правилах поведения в природе.
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах умывания;
- проблемные ситуации «Вещи в шкафу поссорились»;
- игровые проблемные ситуации с целью формирования элементарных навыков закаливания, самомассажа;
- игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом;
- использование потешек о воде, умывании.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (правильно пользоваться вилкой, ножом, салфеткой и др.);
- разговоры о правилах посадки за столом;
- рассказ воспитателя о труде повара;
- разговоры «Все ли продукты полезны?»;
- использование потешек о приеме пищи;
- организация дежурства.
Прогулка:
- наблюдения за предметами ближайшего окружения, за особенностями погоды, за транспортом;
- подвижные игры Ловишки», «Уголки», «Не оставайся на полу», «Сбей кеглю» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (работа на цветнике и в огороде, сгребание листьев и др.);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- организация сюжетно-ролевых игр «Школа», «Библиотека»;
- организация театрализованной деятельности по знакомым сказкам;
- совместные действия по уходу за игрушками в игровом уголке, по уходу за обитателями уголка природы, по ремонту книг в книжном уголке;
- чтение произведений с описанием лета, растений, особенностях смены времен года;
- игры со строительным материалом;
- слушание песен о школе, школьных годах, о друзьях;
- дидактические игры на закрепление навыков работы с условными обозначениями «Назови знак», «Где я стою?» и др.;
- проведение упражнений на формирование навыков звукового анализа слов.
Вечерняя прогулка:
- экскурсия на улицу, наблюдение за транспортом;
- игры с использованием знаков дорожного движения;
- организация катания на самокатах;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
с детьми 6-7 лет
Тема: «День знаний»
Программное содержание:
1. Развитие познавательного интереса, интереса к школе, книгам.
2. Закрепление знаний детей о школе, о школьных принадлежностях, профессии учителя (кто и чему учит в школе, предметы, изучаемые в школе).
3. Формирование дружеских взаимоотношений между детьми (привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, распределять обязанности, помогать друг другу).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Я – будущий первоклассник»
Формировать знания детей о правилах поведения в школе (спокойно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила, открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку, правильно сидеть за партой и др.). Познакомить с предметами, изучаемыми в школе.
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование из деталей конструктора «Школа»
Учить самостоятельно определять, какие детали более всего подходят для постройки. Учить создавать модель здания школы по предложенной схеме.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Экскурсия в школу
Формировать представления о правилах правильной посадки за партой во время чтения и письма. Познакомить с основными помещениями школы (классом, физкультурным залом, библиотекой).
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Изготовление подарка первокласснику «Носовой платочек»
Учить вышивать простыми стежками по контуру рисунка, нанесенного на ткань. Формировать навыки подбора цветных ниток в соответствии с рисунком.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Как мы ходили в гости в школу»
Формировать навыки участия в диалоге с воспитателем, сверстниками, быть корректным собеседником. Формировать навыки творческого рассказывания по предложенной теме «Самая лучшая школа».
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Заучивание стихотворения А.Л. Барто «В школу»
Учить анализировать содержание стихотворения. Обращать внимание на выразительные средства. Совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
«Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Искусствоведческая беседа «Путешествие в мир Златоустовской гравюры»
Знакомство детей с особенностями данного вида искусства. Учить выделять характерные признаки, словесно выражать свое отношение к данному виду искусства.
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Лепка «Подарок учителю»
Развивать навыки декоративной лепки. Учить использовать стеку для украшения декоративной пластины.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование из строительного материала «Школьный стадион»
Упражнять детей в строительстве различных зданий по предварительной зарисовке. Развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания - «Наши игрушки», муз. В.Сидельникова, сл. М.Петровой;
- для пения - «Я хочу учиться», муз. Долухоняна, сл. М.Петровой;
- танцевально-игровое творчество «Воспоминания о лете».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа», «Библиотека»;
- материалы для самостоятельного рисования на прогулке мелом на асфальте, выкладывания изображений из камушков, для экспериментирования с бумагой (включая технику «оригами»);