Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (пользоваться салфеткой, столовой и чайной ложками);
- беседа «Чтоб здоровье нам беречь, витамины нужно есть»;
- разговоры о труде взрослых, выращивающих овощи;
- использование потешек о приеме пищи;
Прогулка:
- наблюдения за трудом взрослых на огороде (сбор урожая, подготовка к зиме, правила пользования орудиями труда);
- подвижные игры «Собери урожай», «Поймай комара» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (помощь в сборе урожая);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- организация сюжетно-ролевой игры «Магазин фруктов»;
- организация театрализованной деятельности по сказке «Репка» с использованием настольного театра;
- дидактические игры «Чудесный мешочек», «Собери урожай»;
- трудовая деятельность «Готовим витаминный салат»;
- настольные игры «Разрезные картинки»;
- лексические упражнения на описание овощей и фруктов;
- наведение порядка в игровой комнате.
Вечерняя прогулка:
- целевая прогулка на огород;
- наблюдения за сбором урожая;
- подвижная игра «У медведя во бору»;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
с детьми 4-5 лет
Тема: «Урожай»
Программное содержание:
1. Закрепление навыков использования обобщающих понятий (овощи, фрукты, ягоды)
2. Развитие умений различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи, ягоды (капуста, лук, морковь, картофель малина, смородина, вишня яблоко, груша).
3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
|
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Овощи и фрукты»
Учить называть, обследовать и описывать знакомые овощи и фрукты, выделяя внешние особенности (цвет, форма, вкус). Рассказывать о том, какие блюда можно приготовить с данным овощем (фруктом).
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Вкусно и полезно»
Формировать представления о пользе овощей и фруктов. Учить отвечать на вопросы полным ответом.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Изготовление макета «Наш огород»
Совершенствовать навыки конструирования из бумаги, приклеивания к основной форме деталей. Создавать композицию из растительных форм и геометрических фигур.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассказывание по набору игрушек «Жили – были овощи»
Активизировать лексику детей на основе углубления знаний об овощах, которые растут под землей и над землей. Формировать навыки самостоятельного связного рассказывания по набору игрушек (муляжи овощей и фруктов).
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Лепка «Корзинка для овощей»
Обучать способам кругового налепа.
«Художественное творчество» (конструирование)
|
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование из деталей конструктора «Забор на огород»
Формировать навыки огораживания небольших пространств деталями конструктора, установленными горизонтально и вертикально.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания - «По малину в сад пойдем» муз. А. Филиппенко, сл.Т.Волгиной;
- для пения – «Варись, варись, кашка», муз. Е Туманян, сл. А. Рождественской.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин овощей и фруктов»;
- модели «Оказание первой помощи»;
- новые книги, иллюстрации с изображением овощей и фруктов;
- новые муляжи овощей;
- трафареты овощей, грибов, фруктов;
- альбом по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями;
- выставку даров природы;
- альбомы иллюстраций блюд, приготовленных из овощей и фруктов;
- кубики, мозаика, разрезные картинки с изображением овощей и фруктов;
- выставка фотографий «Мы любим овощи и фрукты».
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- поговорить с ребенком об овощах и фруктах;
- посетить огород, сад, продуктовый магазин;
- загадывание загадок об овощах и фруктах;
- рассказывать о том, из каких овощей делают салат;
- привлекать к посильной помощи по сбору урожая;
- совместное изготовление салатов;
|
- совершить прогулку в лес за грибами;
- принять участие в составлении «Книги витаминных рецептов»;
- составление с детьми кулинарной книги семьи (салаты)
- принять участие в выставках «Мы любим овощи и фрукты», «Осенняя фантазия» (поделки из фруктов и овощей).
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение бесед об утренней погоде;
- заполнение календаря природы;
- проведение дидактических игр «Съедобное - несъедобное», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Найди по описанию», «Что растет в огороде (саду)?», «Узнай по запаху»;
- проведение беседы о правилах первой помощи при травмах на огороде «Помоги себе сам»;
- использование пословиц, поговорок, загадок об овощах, фруктах;
- рассматривание выставки «Дары осени»;
- лексические упражнения на согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже «Что какое»;
- лексические упражнения на формирование умений правильно употреблять форму родительного падежа существительных «Чего не стало»;
- рассматривание иллюстраций с изображением овощей, фруктов;
- организация сюжетно-ролевых игр «Магазин овощи-фрукты», «Семья» и др.;
- проведение пальчиковой игры «Мы капусту рубим, рубим…»;
-составление описательного рассказа «Расскажи о фруктах и овощах» с опорой на схемы;
- игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп».
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах умывания;
- игровые проблемные ситуации с целью формирования элементарных навыков закаливания, самомассажа;
- игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом;
- проблемные ситуации «Что надеть на прогулку»;
- использование потешек о воде, умывании.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (брать пищу понемногу, правильно пользоваться ложкой, вилкой и др.);
- рассказ воспитателя о блюдах, которые дети едят;
- игры «Угадай на вкус»;
- использование потешек о приеме пищи;
Прогулка:
- наблюдения за сбором урожая на огороде детского сада, за трудом взрослых на огороде, за осенними изменениями в природе;
- подвижные игры «Лохматый пес», «Цветные автомобили», «Найди пожарную машину», «У медведя во бору», «Прятки» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (сбор овощей на огороде);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- организация сюжетно-ролевых игр «Овощной магазин», «Семья» и др.;
- организация театрализованной деятельности;
- совместные действия по уходу за игрушками в игровом уголке, по уходу за обитателями уголка природы;
- чтение Э.Мошковская «Чужая морковка», Ю.Тувим «Овощи», Н.Егоров «Редиска, тыква, морковка»;
- экспериментирование - сравнение сушеных и свежих фруктов;
- работа с трафаретами (обвести, раскрасить);
- рассматривание выставки даров природы, альбомов иллюстраций блюд, приготовленных из овощей и фруктов;
- рассматривание знакомых и незнакомых книг в книжном уголке.
Вечерняя прогулка:
- целевая прогулка на огород;
- русская народная игра «Карусели»;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
с детьми 5-6 лет
Тема: «Урожай»
Программное содержание:
1. Уточнение названий, отличительных признаков и качеств овощей, фруктов, ягод.
2. Ознакомление детей с пользой овощей, фруктов и ягод, их значением и влиянием для здоровья человека.
3. Систематизация знаний об использовании овощей, фруктов и ягод в пищу, о заготовке овощей, фруктов и ягод своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Польза овощей и фруктов»
Уточнять знания об использовании овощей и фруктов в пищу, о приготовлении овощных, фруктовых салатов. Знакомить с правилами обращения с кухонной техникой.
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Проблемная ситуация «Как сохранить пользу овощей и фруктов»
Познакомить детей с пользой свежих и консервированных овощей и фруктов. Уточнять знание отличительных признаков и качеств овощей, фруктов, ягод.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Все ли полезно»
Формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано (ядовитые и лекарственные растения). Учить устанавливать причинно-следственные связи «сезон – растительность – труд людей».
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей»
Совершенствовать навыки работы с бумагой. Учить комбинировать разные виды бумаги (сама корзинка, ручка корзинки).
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассказывание «Овощи и фрукты»
Формировать навыки рассказывания по картине. Учить составлять описательные монологические высказывания с использованием схем, моделей.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Чтение «Овощи» (Ю.Тувим)
Воспитывать чуткость к художественному слову. Формировать навыки выразительного чтения стихов.
«Художественное творчество» (рисование, декоративно-прикладное искусство)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование натюрморта «Дары осени»
Знакомить детей с натюрмортом. Учить рассматривать репродукции картин, составлять натюрморт. Передавать характерные особенности овощей, фруктов и ягод.
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Лепка «Овощи с нашего огорода»
Формировать навыки лепки по замыслу (самостоятельно определять содержание своей работы, доводить замысел до конца). Упражнять в использовании комбинированных способов лепки.
«Художественное творчество» (конструирование, художественный труд)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование «Овощехранилище»
Формировать умение создавать различные по величине постройки. Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания – «Жатва» из цикла «Времена года» П.Чайковского, «Что у осени в корзине», муз. Е. Тиличеевой;
- для пения – «Песенка лошадки», муз. И. Тмарина, сл. В. Берестова.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- муляжи, иллюстрации овощей, фруктов;
- схемы приготовления овощных (фруктовых) салатов, соков;
- плакаты «Правила безопасного поведения на огороде (фруктовом саду)»;
- книгу «Лекарственные растения Урала»;
- тематические книжки-раскраски «Овощи», «Фрукты»;
- выставку фотографий, рисунков «Дары осени»;
- выставку овощей и поделок из пригодного материала;
- атрибуты теневого театра «Вершки и корешки»;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Супермаркет»;
- схемы, модели для самостоятельного составления описательных рассказов;
- альбомы, открытки, картины, фотографии о сельском труде;
- схемы для конструирования из бумаги;
- книги об овощах и фруктах.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- принять участие в выставке поделок из овощей и фруктов;
- изготовление салатов из овощей и фруктов;
- привлекать детей к посильному участию в работе на даче;
-посещение выставки цветов и плодов;
- придумывание загадок про дары осени;
- принять участие в фотовыставке «А у нас на огороде вырос …».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение бесед об утренней погоде;
- заполнение календаря природы;
- рассматривание иллюстраций лекарственных и ядовитых растений;
- проведение разговоров о лекарственных и ядовитых растениях;
- проведение дидактических игр «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Чего не стало»;
- рассматривание и обговаривание схем приготовления овощных (фруктовых) салатов, соков;
- ситуативные разговоры о правилах безопасного поведения на огороде (фруктовом саду);
- создание книги «Лекарственные растения Урала»;
- работа в раскрасках «Овощи», «Фрукты»;
- проведение бесед о фруктах, произрастающих в жарких странах;
- использование пословиц и поговорок по теме;
- придумывание загадок про овощи и фрукты;
- рассматривание схем составления описательного рассказа по теме «Овощи» («Фрукты»);
- составление книги детских рассказов «Урожай»;
- организация сюжетно-ролевых игр «Овощной магазин», Едем на дачу»;
- проведение дидактических игр «Угадай, что где растёт?», «Что раньше, что потом?» (семечко – росток- цветок- плод), «Угадай на вкус» и др.
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах умывания;
- игровые проблемные ситуации с целью формирования элементарных навыков закаливания, самомассажа;
- игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом;
- использование потешек о воде, умывании.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (правильно пользоваться вилкой, ножом, салфеткой и др.);
- разговоры о правилах посадки за столом;
- рассказ воспитателя о блюдах из овощей и фруктов;
- рассказ воспитателя на тему «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»;
- рассматривание условных обозначений для обеденной зоны «Осторожно – нож!», «Осторожно – вилка!»;
- использование потешек о приеме пищи;
- организация дежурства.
Прогулка:
- наблюдения за предметами ближайшего окружения, за особенностями осенней погоды, за сбором урожая на огороде, за трудом детей и взрослых на огороде;
- подвижные игры «Собери урожай», «Сделай фигуру», Огуречик, огуречик»;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (работа на цветнике и в огороде, сбор урожая на огороде детского сада);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- организация театрализованной деятельности (драматизация сказки «Вершки и корешки»);
- совместные действия по подготовке к зиме грядок на огороде детского сада;
- игры с бумагой, изготовление макета «Наш огород»;
- изготовление поделок для осенней выставки овощей и поделок из пригодного материала;
- рассматривание выставки репродукций картин с натюрмортами.
Вечерняя прогулка:
- экскурсия на огород;
- рисование мелками на асфальте «Синьор помидор», «Мадам тыква» и др.;
- совместные действия по подготовке к зиме грядок на огороде детского сада;
- организация катания на самокатах;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
с детьми 6-7 лет
Тема: «Урожай»
Программное содержание:
1. Ознакомление детей с природными сообществами «Сад», «Поле» (причинно-следственные связи внутри природного сообщества).
2. Расширение представлений детей о видах садов, о растениях, их разновидностях, об урожае в лесу.
3. Воспитание уважения к труду взрослых в саду, на полях, в огороде.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Правила поведения в лесу»
Дать знания о том, что можно собирать в лесу. Закрепление знаний схем-моделей правил поведения в лесу.
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Дары осени»
Упражнять детей в различении овощей и фруктов по форме, запаху, цвету. Закреплять знания о фруктах, овощах и злаках.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассматривание картины «Уборка урожая в поле»
Познакомить детей со злаками. Дать знания о том, какие блюда готовят из разных злаков.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Изготовление поделок из овощей и фруктов.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассказывание «Как хлеб на стол пришел»
Совершенствование навыков построения монологического высказывания по схеме.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Чтение рассказа К.Ушинского «Хлеб»
Дать знания о пользе хлеба. Сформировать представление о правилах пользования хлебом.
«Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Украшение вазы для фруктов (гжель)
Знакомство детей с особенностями данного вида искусства. Учить выделять характерные признаки, словесно выражать свое отношение к данному виду искусства.
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Лепка с натуры «Фрукты»
Совершенствование навыков использования приемов оттягивания, сглаживания и др.
«Художественное творчество» (конструирование, художественный труд)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Строительство по схеме «Хранилище для овощей».
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания - Р.Шумана «Весёлый крестьянин»;
- для пения - Г.Струве «Весёлая песенка».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Лесная аптека»;
- картины, отражающие уборку урожая;
- игрушки и муляжи для игры в магазин «Овощи, фрукты»;
- «Лото», «Домино», с изображением овощей и фруктов;
- атрибуты для игр с сельскохозяйственной тематикой (транспорт, наборы животных, гербарии);
- выставка поделок из природного материала «Дары осени»;
- пальчиковый театр «Колосок»;
- выставка хлебобулочных изделий;
- иллюстрации, картинки с изображением сохи, плуга, труда крестьян в поле.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- принять участие в выставке поделок из овощей и фруктов «Богатый урожай»;
- проведение разговоров о правилах культуры поведения в природе;
- сочинить сказку об овощах и фруктах;
- прогуляться в детский парк, собрать природный материал для изготовления работ на «Осеннюю ярмарку»;
- поговорить с детьми о съедобных и несъедобных грибах и съедобных и ядовитых лесных ягодах;
- принять участие в фотовыставке «У нас в саду»;
- приготовить вместе с детьми сок или овощное блюдо.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- проведение бесед об утренней погоде,
- заполнение календаря природы;
- проведение ситуативных разговоров о съедобных и несъедобных грибах и съедобных и ядовитых лесных ягодах;
- организация сюжетно-ролевых игр «Лесная аптека», «Экологи»;
- рассматривание фотографий и иллюстраций о людях сельскохозяйственного труда, репродукции картин.
- организация дидактических игр «Лото», «Домино» с изображением овощей и фруктов, «Найди по описанию», «Что растет в огороде (саду)?»;
- организация дидактических игр на закрепление правил поведения в природе «Путаница», «Что напутал художник» и др.;
- организация элементарного экспериментирования «Угадай по запаху, угадай на вкус»;
- проведение речевых игр «Как называется сок?», «Как называется варенье?», «Один - много»;
- составление описаний натюрморта из овощей и фруктов (составленного совместно с детьми);
- создание группового коллажа по теме «Во саду ли в огороде»;
- составление альбома фотографий и детских рисунков «Праздник урожая»;
- составление загадок об овощах и фруктах.
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах умывания, ухода за одеждой;
- игровые проблемные ситуации с целью закрепления элементарных навыков закаливания, самомассажа;
- игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом;
- использование потешек о воде, умывании.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (столовый этикет);
- разговоры о необходимости соблюдения правильной осанки;
- разговоры о пользе овощей и фруктов;
- использование пословиц об овощах и фруктах.
Прогулка:
- наблюдения за машиной, привозящий хлеб в детский сад, наблюдения в огороде за овощами и фруктами; экскурсия в хлебный отдел продуктового магазина.
- подвижные игры «Поезд с овощами», «Перемени предмет», «Чья команда быстрее» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- труд на участке (работа на цветнике и в огороде, сгребание листьев, помощь малышам, сбор урожая и др.);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- создание книжки-малышки «Безопасность на природе»;
- изготовление гербария «Лекарственные растения»;
- проведение викторины «Забавные загадки об овощах и фруктах»;
- рассказы о труде людей в саду, на полях осенью;
- организация дидактических игр «Чего больше?», «Поровну ли?», «На какую фигуру похож?», «Четвертый лишний» и др.;
- слушание А.Островский «Хорошо у нас в саду»;
- чтение рассказа Н.Носова «Огурцы», В.Сутеева «Мешок яблок»;
- заучивание стихов «Помидоры», «Урожай», «Морковь», «Картошка».
Вечерняя прогулка:
- экскурсия на огород;
- проведение народной игры «Осень спросим»;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Примерный план
образовательной работы
С детьми 1,5-3 лет
Тема: «Краски осени»
4. Формирование элементарных представлений об осени (изменения в природе - пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно, изменения в одежде людей, на участке детского сада).
5. Уточнение представлений об овощах и фруктах, о сборе урожая.
6. Знакомство с многообразием красок золотой осени, формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Ситуативный разговор «Листопад, листопад, листья падают, кружат»
Познакомить с листопадом. Упражнять в формировании листьев по величине, цвету, форме и их обозначении в речи.
«Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Ситуативный разговор «Как одеваются дети осенью»
Познакомить детей с предметами осенней одежды и обуви, их назначением и цветом. Учить подбирать одежду в соответствии с погодой. Проведение дидактической игры «Оденем куклу на прогулку».
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рассматривание картины «Осень»
Формировать навыки понимания небольшого рассказа взрослого по сюжетной картине. Закреплять знание признаков осени.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование «Дождик»
Формировать навыки рисования палочек, не выходя за пределы ограничительной линии, закрепление названий цветов.
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Аппликация «Падают листья»
Формировать навыки рассматривания и обследования осенних листьев. Учить наклеивать готовые листья на бумагу, пользоваться салфеткой.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания - «Осенью» муз.С. Майкапара;
- для пения - «Дождик» р.н.мелодия, обр. В.Фере.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- книги и иллюстрации по теме «Осень»;
- атрибуты для игры «Оденем куклу на прогулку»;
- модель последовательности одевания (осенняя одежда);
- шаблоны для самостоятельного рисования (раскрашивание) листьев, деревьев, дождика;
- осенние листья, палочки для игр «С листочками» (муз.А.Гречанинова), «С палочками» («дождик капает»).
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- наблюдение за осенними листьями (цвет, форма, как падают, кружатся);
- поучаствовать в семейной фотовыставке «Краски осени»;
- поучаствовать в семейной выставке «Осенние листья»;
- чтение и рассматривание книг об осени;
- закреплять с детьми порядок одевания;
- понаблюдать за трудом взрослых на огороде, привлечь к совместной деятельности.