1 Иероним последние годы жизни провел в Палестине, занимаясь
толкованием священных книг христиан. Епифаний, епископ Саламинский, родился
в Палестине.
2 О кумранских сектантах см.: Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983;
Он же. Рукописи Мертвого моря. М., 1960. С. 268, где автор разбирает
свидетельство писателя IV в. Филострата о ессеях: Филострат пишет, что
"Христа как Господа, сына Бога, они не ожидают и не признают, что он
возвещен в Законе и пророках, но ждут его, считая только пророком и
справедливым человеком". В данном случае Филострат объединяет секту ессеев с
иудео-христианской сектой эбионитов, не различая их учений.
3 Danlelou J., Marrou H. Nouvelle Histoire d'Eglise. Vol. 1. P., 1963.
P. 88-89.
4 Перед этим Ириней говорил об учениях, согласно которым земной мир
создан злыми силами.
5 Согласно Иринею, Керинф считал, что Иисус отличался от остальных
людей справедливостью, благоразумием и мудростью (1.26).
6 Почитание эбионитами Ветхого завета сказалось и в том, что во II в.
эбионит Симмах предпринял новый перевод его на греческий, стараясь быть
ближе к оригиналу (о Симмахе упоминает Евсевий).
7 Учение эбионитов охарактеризовано в книгах: Danlelou J. Theologie du
iudeo-christianism. Tournae, 1958; Strecker S. Das ludenchristentum in den
Pseudoclementinae. В., 1958.
8 Danielou J. Op. cit. P. 33 f. См. также: Apocryfy Novego Testamento.
P. 96.
9 Erhardt A. A. Iudeo-Christians in Egypt: The Epistulae Apostolorum
and the Gospel of Hebrews // Studia Evangelica. Bd 3. В., 1963. S. 361.
10 Отрывки из иудео-христианских евангелий собраны в книге: Preuschen
E. Op. cit. S. 11-16. Е. Преушен придерживается трехчленного деления
иудео-христианских евангелий.
11 Наиболее ясно такое восприятие знамения с голубем выражено в
Евангелии от Иоанна: там Иоанн Креститель сразу признает Иисуса Сыном божиим
и говорит своим ученикам: "Я видел Духа, сходящего с неба как голубя и
|
пребывающего в Нем" (1.32).
12 Подробнее об этом см.: Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего
Ближнего Востока. М., 1986. С. 125-126.
13 В Евангелии от Иоанна ко всем уверовавшим в Христа применено
выражение "дети Божий" (1.12-13).
14 Такое отношение к жертвоприношениям появилось в среде переселенных в
Вавилонию иудеев после разрушения Первого храма Навуходоносором.
15 В тексте Септуагинты, который цитируется в послании, вместо слова
"тело" стоит слово "уши" - "ты открыл мне уши". Смысл фразы в
Послании к евреям заключается в том, что Иисус принес в жертву свое тело и
тем самым сделал ненужными все жертвоприношения.
16 Иосиф Флавий знал об Иисусе, но, как правоверный иудей, мессией
его не признавал. Место это, без сомнения, подлинное: верующий переписчик,
если бы он делал вставку, не мог употребить оборот, ставивший под сомнение
мессианство Иисуса. Ср. со свидетельством Флавия об Иисусе, дошедшим в
арабском переводе (см.: История древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова, В.
Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Т. IV. М., 1983. С. 117).
17 Об Иуде, брате Иисуса, упоминает Евсевий Кесарийский. Он пишет о
преследованиях, которым подверглись его внуки.
18 Упоминание братьев и сестер Иисуса вызвало споры среди христианских
писателей. Ориген считал их детьми Иосифа от первого брака; ортодоксальная
церковь утверждает, что это - двоюродные братья Иисуса.
19 Отзвук этой традиции можно увидеть в Первом послании к Коринфянам
(15.7). Там сказано, что Иисус явился Иакову, но в отличие от апокрифа после
|
ряда других явлений.
20 В "Деяниях апостолов" (главы 22-26) подробно рассказывается о
пребывании Павла в Палестине, о споре его с иудеями; он был арестован
римскими провинциальными властями, чтобы спасти его от разъяренной толпы. В
конце концов Павел, обладавший римским гражданством, был отправлен в столицу
империи для решения своей участи. Провинциальный наместник не рискнул сам
осудить римского гражданина (в восточных провинциях в I в. римских граждан
было немного)
21 Русская православная церковь на этом основании называет апостола
Андрея Первозванным. Согласно поздней легенде, Андрей проповедовал в
северном Причерноморье и даже дошел до Киева и Новгорода. Особое почитание
Андрея противостояло особому почитанию Петра римско-католической церковью.
22 О существовании христиан в Палестине во II в. свидетельствует Лукиан
в своем произведении "О кончине Перегрина". Герой этого произведения -
бродячий философ Перегрин примкнул к палестинским христианам. Когда он был
посажен в темницу, к нему приезжали посланцы христиан Малой Азии, что
указывает на тесные связи христиан Палестины и Малой Азии.
23 О времени и месте возникновения иудео-христианских евангелий см.:
Danielou J. Op. cit. P. 68. Эрхардт считает, что первоначальный текст
Евангелия евреев был создан между 65 и 100 гг. (Erhardt A. A. Op. cit. S.
363).
24 Pines Sh. The Jewish Christians of Early Centuares of Christianity
according to New Source. lerusalim, 1966.
25 Толанд Д. Назарянин, или иудейское язычество и магометанское
христианство//Английские материалисты XVII в. Т. 1. М" 1967. С. 241-250.
26 Pines Sh. Op. cit. P. 70-77,
|
Евангелие от Петра.
1 См.: Мк. 1.16. Согласно Евангелию от Иоанна, первым за Иисусом пошел
Андрей, который затем привел брата своего Симона, названного Иисусом Кифой
(1. 41-42).
2 В других новозаветных евангелиях право прощать грехи дано Иисусом
всем апостолам (Ин. 20.23); в Первом послании к Коринфянам (3.11) символом
камня, положенного в основание веры, предстает сам Иисус, тот же образ
(камень в основании – Иисус) употреблен в Первом послании, автором которого
церковь считает Петра (2.4).
3 В различных преданиях Петр выступает как проповедник в разных
регионах Римской империи - в ридуи Сирийской, в Малой Азии, оттуда
отправился в Рим, где был распят на кресте во время преследований христиан
императором Нероном (об этих преследованиях см.: Тацит. Annales. XV. 44). В
Новом завете о пребывании Петра в Риме ничего не сказано; Первое послание
Петра адресовано христианам малоазийских провинций (1.1).
4 Возможно, в этом сравнении отражено иудео-христианское представление
об Иисусе как о праведном человеке.
5 В частности, разрабатывался сюжет о борьбе Петра с Симоном Магом,
который считался основателем секты симониан, по учению близких к гностикам.
Симон упомянут в «Деяниях апостолов» (8.9-24); о нем рассказывали и
христианские писатели II-III вв. (Юстин, Ипполит).
6 Ориген. Com. In Matth. 10.17.
7 «Книгой Иакова» Ориген называет рассказ Иакова о детстве Марии,
обычно называемый в научной литературе Протоевангелие Иакова. В нем Иосиф
говорит перед женитьбой на Марии, что у него уже есть сыновья (9: 2) - см.
ниже.
8 Haeraetic. Fabularum Compend. II.
9 После смерти царя Ирода, вассала Рима, основные районы Палестины были
превращены в 6 г. до н. э. в римскую провинцию, а окраинные - переданы в
управление его сыновьям; так, Галилея и Перея находились под властью Ирода
Антипы вплоть до 40 г. н. э. Ирод Антипа носил титул тетрарха (четверовласт-
рид).
10 О казни проповедника Иоанна Иродом Антипой рассказывает и иудейский
историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (XVIII. 5.2).
11 О том, что эта версия достаточно рано появилась среди иудеев,
свидетельствует фраза из Евангелия от Матфея: «И пронеслось слово сие (т. е.
о краже тела. – Сост.) между Иудеями до сего дня» (28.15).
12 Этот перевод разбирает Zann Th. Forschungen zur Gesichte des Neuen
Testament Kanons und altkirchliche Literatur. L., 1881. S. 216.
13 Так, И. Д. Амусин пишет, что члены кумранской общины считали
иерусалимское священство «нечестивым, а сам храм - оскверненным этим
священством» (см.: Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983. С. 134).
14 См., например: Жебелев С. А. Евангелия канонические и
апокрифические. Пг” 1919. С. 23-28; Riddel D. V. The Gospels: Their Origin
and Growth. Chicago, 1939. P. 246.
15 Ж. Даньелу подробно рассматривает «мистерию креста» в учении
иудео-христиан и гностиков (Danielou J. Theologie du iudeo-christianism. P.
291-292).
16 Ср. Евангелие от Филиппа (91-92): крест отождествляется с деревом;
воскресение произошло благодаря «древу жизни» (91-92). В гностическом
Евангелии Истины говорится, что Иисус был пригвожден ко древу и стал плодом
Знания Отца (крест становится плодоносящим деревом).
17 Правда, Евангелие от Луки начинается от первого лица, обращающегося
к некоему Феофилу, но потом автор исчезает из повествования; в Евангелии от
Иоанна в конце указано, что писал евангелие ученик, о котором Иисус сказал,
что тот пребудет, «пока риду» (21.23), но в самом рассказе его авторство
нигде не подчеркнуто, рассказ объективизирован, содержание его не зависит от
того, чему был этот автор свидетелем.
18 Аналогичное восприятие засвидетельствовано в Евангелии от Иоанна,
самом литургичном из новозаветных евангелий. Уверовавшие в Иисуса самаритяне
называют его «Спаситель мира» (4.42). В этом евангелии образ Иисуса
сакрализуется с самого начала.
19 См.: Донини А. У истоков христианства. М., 1979; в письмах Бар-Кохбы
упоминаются галилеяне, но, насколько их можно отождествить с христианами,
неясно (о письмах см.: Yadin Y. More on the Letters of Bar Kohkba //
Biblical Archeologist. 1961. XXIV. 3).
20 Об этих свидетельствах см.: Амусин И. Д. Тексты Кумрана. М., 1971.
С. 91.
21 Точки зрения о том, что Евангелие от Петра явилось переработкой
Евангелия евреев, придерживался Гольтцман (Holtzmann Н. I. Lehrbuch der
historisch-kritische Einleitung in den Neuen Testament. Freiburg, 1886.. S.
538); голландский ученый Ван-ден-Берг Ван-Эйсинга считал это евангелие
греческой переработкой первоначального арамейского евангелия (см.:
Ван-денБерг Ван-Эйсинга. Первоначальная христианская литература. М., 1929.
С. 12). Даньелу считает Евангелие от Петра одним из ранних
иудео-христианских евангелий (Op. Cit. P. 31-32).
22 Ориген. Contr. Cels. IV. 22.
23 Harnack A. von. Bruchsstucke des Evangeliens und der Apocalypse des
Petrus. Leipzig, 1893. S. 36.
24 Интересно, что сохранилось раннесредневековое изображение Христа,
вручающего книгу (евангелие?) апостолу Петру (Lelpoldt J., Moren S. Heilige
Schriften. Leipzig, 1953. Taf. 12).
Протоевангелие Иакова.
1 История всемирной литературы. Т. 1 М., 1983. С. 511.
2 Отзвук того, что Мария не воспринималась первоначально как дева,
содержится в словах Евангелия от Матфея (1.25) о том, что Мария родила
первенца (Иисуса).
3 Полемика с этой легендой содержится в гностическом Евангелии от
Филиппа: "Некоторые говорили, что Мария зачала от духа святого. Они
заблуждаются. Того, что они говорят, они не знают. Когда (бывало, чтобы)
женщина зачала от женщины?" Для автора этого евангелия "дух" (как в
арамейском евангелии) - женское начало. Но при этом Филипп пишет: "Мария -
дева, которую сила не осквернила" (17). По-видимому, автор вообще не
признавал плотского рождения Иисуса.
4 С точки зрения хронологии (если принимать церковную дату рождения
Иисуса) существование у Иосифа взрослых сыновей к моменту рождения сына
Марии очень мало вероятно: Иаков погиб в 62 г., причем нигде не сказано, что
он был очень стар.
5 "И жена облачена была в порфиру и багряницу, украшена золотом,
драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей,
наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее" (Откр. Ин. 17:4).
6 См. в Ветхом завете: жене, подозреваемой в измене, жрец дает выпить
"горькую воду, наводящую проклятье" (Числа. 5.24).
7 Ср. другой вариант имени отца Захарии в Евангелии евреев (и
комментарии к этому месту).
8 Самостоятельность предания об Иоанне следует, в частности, из того,
что Ирод видит в нем мессию, будущего царя Израиля.
9 См.: Кобяк Н. А. Индексы "ложных" и "запрещенных" книг и славянские
апокрифические евангелия. М., 1983.
10 Так, в "Метаморфозах" Апулея герой их Луций обращается к Исиде как к
"вечной заступнице рода человеческого", "охранительнице смертных", "матери
несчастных" (Met. XI.25).