Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования «Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.Ф.2
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности
«050706-Педагогика и психология»
(код и наименование специальностей)
Утверждено на заседании кафедры
психологии факультета
педагогики и психологии
(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)
Зав. кафедрой
________________И.А. Синкевич
2008г.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: И.А.Синкевич, доцент кафедры психологии (МГПУ)
1.2 Рецензенты:
О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)
Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)
Пояснительная записка
Противоречивые и сложные процессы во всех сферах жизнедеятельности людей высветили ряд проблем, связанных с духовным и нравственным климатом общества. В этих условиях возникла острая необходимость определения главных направлений в образовательной системе, учитывающих тот глобальный кризис, который проявляется в сфере социальных взаимоотношений и ставит перед человеком огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, эмоциональное, духовное, физическое напряжение. Характер развития психолого-педагогических наук обуславливается сегодня ситуацией реального перехода человеческого сообщества в исторически новое состояние.
|
В познании духовной субстанции, ввозможности улучшать ее качество важная роль принадлежит феномену искусства, которое, являясь опытом эстетического восприятия и моделирования мира, хранит в себе целостность культуры народа, нации, этноса и в процессе художественного творчества осуществляет передачу накопленного опыта, информации и познания. В психолого-педагогическом аспекте исследование восприятия различных видов искусства открывает новые возможности духовного, художественного развития личности.
УМК «Психология художественного творчества» разработан на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс является базовым, теоретическим и практическим, в системе творческой подготовки студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «050706-Педагогика и психология».
Цель курса «Психология художественного творчества» заключается в формировании художественной культуры будущего педагога, как части культуры духовной; осознание места и значимости теоретической и практической подготовки специалиста к психолого-педагогическому творчеству и освоению различных видов художественно-творческой деятельности. Цель данной дисциплины может быть определена как комплекс приобретенных в процессе ее изучения новых способностей.
Сверхзадачей курса является осуществление связей разных видов искусства на основе единых духовных корней, как звеньев «креатосферы» - сферы духовного раскрытия личности в художественном творчестве.
Основные задачи:
|
1. Раскрыть основные направления мировоззренческого содержания художественно-творческого развития будущих учителей.
2. Обеспечить прочность знаний, умений, навыков в освоении принципов и методов психологии художественного творчества, овладении специальной лексикой, средствами художественной выразительности, знаниями функции искусства и творчества и умениями раскрывать их варианты применения в педагогической деятельности.
3. Осуществить психолого-педагогический подход к различным видам художественной деятельности.
4. Приобщить студентов к различным видам художественного творчества, приобрести практические навыки художественно-творческой деятельности, владеть рефлексией проявления собственной творческой активности в тренингах и практической работе.
5. Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания, полученные студентами при изучении дисциплин культурологического характера, психолого-педагогических и специальных дисциплин.
Успешность достижения цели обучения студентов может быть обеспечена при условии организации межпредметных связей с такими дисциплинами, как «Введение в профессию», «Педагогика», «Культурология», «Эстетика», «Социология» и с психологическими дисциплинами: «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология» и др.
В результате изучения курса по выбору «Психология художественного творчества» студенты должны знать:
· основные направления, подходы, теории в психологии искусства и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций;
|
· современные программы развития художественно-творческих способностей детей в процессе интеграции искусств;
· основные категории и понятия психологии художественного творчества;
· новые технологии психологии художественного творчества;
· сущность, специфику и основные компоненты психолого-педагогической деятельности и др.
Студенты должны быть готовы решать практические психолого-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса по выбору «Психология художественного творчества».
Для этого они должны уметь:
· применять методы психологии художественного творчества и интерпретировать полученные результаты в исследовательских целях;
· осуществлять процесс художественно-творческого развития детей в образовательных учреждениях в социокультурном контексте;
· придерживаться современных концепций психокоррекционной работы с детьми;
· анализировать собственную художественно-творческую деятельность с целью совершенствования и эффективности для каждого конкретного случая и др.
Структура дисциплины составляет два раздела:
Первый раздел - «Теоретические основы психологии художественного творчества»- ориентирует студентов на специфику научного психологического знания, необходимость его для профессиональной деятельности преподавателя мировой художественной культуры, изобразительного искусства и черчения. В программе рассматриваются основные подразделы психологии художественного творчества: литературного творчества, театрального искусства и сценической деятельности, музыкального и изобразительного творчества и т.д.
Второй раздел « Психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности» позволяет студентам практически осваивать основные средства художественной выразительности посредством диагностики художественно-творческих способностей и тренингов развития креативности, которые дают возможность получить личностно окрашенную обратную связь, осознать феномен творчества и развития умения и навыка управления его механизмами и латентными факторами, оптимизирующими творческий процесс.
В ходе работы студенты получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеры, препятствующие актуализации их собственных творческих ресурсов.
В рамках второго раздела программы исследуется психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности на материале интегрированных программ. Специально организованная художественная среда предполагает наличие специального художественного оборудования, инструментов и материалов и возможность их свободного использования как в индивидуальном творчестве, так и в совместном с учениками, студентами, преподавателем и т.д.
Программа включает лекционный и практический курсы. Первый направлен на осознание специфики восприятия художественной информации различных видов искусства, а также на приобретение знаний теоретических основ психологии художественного творчества. Второй - на приобретение практического опыта решения творческих задач в процессе интеграции искусств.
Практические занятия проводятся в форме тренинга, дискуссий, художественных мастерских, на которых студенты приобретают навыки в использовании художественной информации на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности.
Организация учебного процесса предполагает использование технических средств обучения: слайды, аудио- и видеомагнитофон и учебные видеофильмы, альбомы, книги и репродукции по искусству и др.
Принципами системы профессиональной подготовки студентов к художественно-творческому развитию личности являются следующие:
· целостность и этапность подготовки (единство ценностно-ориентационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-преобразовательного и эмоционально-мотивационного компонентов);
· творческая доминанта (художественно-творческое развитие и учебно-творческий тренинг в процессе подготовки);
· гедонизм («очеловечивание» целей учебно-воспитательного процесса, удовольствие и наслаждение как стимул для раскрепощения и творческого самовыражения);
· межпредметные связи и синтез искусств, взаимосвязь методов (музыкальных, словесных, изобразительных) и приемов (аллегория, метафора, аранжировка, импровизация, имитация и т.д.);
· адекватность выбора организационных форм, методов и средств психологии художественного образования поставленным целям и задачам профессиональной деятельности будущего учителя с учетом социокультурной адаптации детей;
· интонационность искусства, способствующая развитию у студентов «внутреннего слуха», восприимчивости к выразительным возможностям материала конкретного вида искусства в целостном интегрированном психолого-педагогическом процессе художественно-творческого развития личности.
В связи с этим на практических занятиях формируются следующие умения:
1. Художественно-конструктивные умения (умение моделировать психолого-педагогические задачи по творческому развитию школьников сучетом формирования художественных способностей, по развитию эмоциональной культуры школьников посредством воздействия произведений искусства, по активизации и развитию воображения, фантазии школьников в продуктивной и репродуктивной художественно-творческой деятельности).
2. Профессионально-творческие или художественные умения (способность перенесения данной художественной формы в иную художественную модальность по всему диапазону полифонии, освоение внешнего и внутреннего пространства различных видов искусства через рисунок, движение, жест, слово, диалог «внутри картин», развитие полифонического воображения, сочинение рассказов, сказок по заданным ощущениям и др.).
3. Художественно-организаторские умения (моделирование психолого-педагогических задач по художественно-творческому развитию школьников с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, организация собственной психолого-педагогической деятельности, моделирование психолого-педагогической задачи по художественно-творческому развитию детей с учетом генетических особенностей формирования пространственных представлений и художественных способностей и др.).
4. Художественно-коммуникативные умения (создание атмосферы эмоционально-духовного контекста на уроке, субъект-субъектные отношения между учениками и произведениями искусства, личностные отношения основанные на принятии друг друга как ценностей самих по себе).
5. Художественно-исследовательские умения (анализ художественных закономерностей, жанрово-стилевых особенностей произведений искусства, диагностика стартового уровня художественно-творческих способностей детей, диагностика собственной художественно-педагогической деятельности и пути ее совершенствования, определение уровня эмоционального воздействия художественного образа в условиях взаимодействия искусств).
На практических занятиях организуется деятельность будущих учителей с учетом возможноститрансформировать полученные знания в различных дисциплинах эстетического цикла, при написании курсовых и дипломных работ и на педагогической практике.
Целостность, комплексность курса «Психология художественного творчества» находится во взаимодействии с изучением специфики психологии каждого вида искусства, входящего в материал программы. В процессе художественно-творческой деятельности личности вместе с художественным освоением мира происходит познание, открытие себя, самосовершенствование, принятие себя как целостности, уникальности, единственности.
Итоговая аттестация - экзамен по теоретическим вопросам, зачетная выставка-иллюстрация художественно-творческих работ (творческих сочинений, рисунков, коллажей, музыкальных фрагментов, мини-спектаклей и т.д.)
В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Извлечение из ГОС ВПО
Объем дисциплины и виды учебной работы
№п/п | Шифр и наименование специальности | Курс | Семестр | Виды учебной работы в часах | |||||||
Трудоёмкость | Всего аудит. | ЛК | ПР/СМ | ЛБ | Сам. работа | ||||||
«050706-Педагогика и психология» | Зачет |
Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).