Методологическая основа и научные принципы построения содержания художественно-творческого развития личности. Метапринципы художественнно-творческого развития: аксиологический (В.П.Зинченко, В.А.Малахов, К.К.Платонов, В.В.Франкл, и др.); антропологический (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Ф.Каптерев, А.Ф.Лазурский, К.Д.Ушинский); синергетический (П.К.Анохин, Б.Ительсон, Н.Н.Моисеев, И.Р.Пригожин, Б.П.Юсов и др.).
Духовность как аксиологический метапринцип. Идеи Л.Н.Толстого о духовно-нравственном самосовершенствовании человека, к которым он неоднократно возвращался в течение своей жизни. Дефиниции духовности: «человеческое в человеке» (М.М.Бахтин, С.М.Даниель, М.С.Каган и др.); «стремление к истине, красоте, добру и справедливости» (Ф.М.Достоевский, А.Ф.Лосев и др.); «наличие у человека смысложизненных целей и идеалов» (К.А.Абульханова-Славская, Э.В.Ильенков, Н.И.Киященко и др.); «способность личности к творческому самопознанию» (В.И.Андреев, Н.А.Бердяев и др.). Духовность как показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов: в котором концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Путь духовного освоения как «восхождение» личности по пути обретения «истины, добра и красоты», а также других высших ценностей. Духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание и направленность человеческого бытия и «человеческое» в каждом индивиде. Психологическая и духовная сущность художественного творчества в целостном контексте человеческой деятельности как сила, целостно творящая культуру. Художник и целостность бытия (отражение макрокосма в микрокосме).
|
Антропологический метапринцип как философско-педагогическая стратегия художественно-творческого развития личности. Изучение личности в единстве трех сущностных ипостасях: природной, социальной и культурной. Изучение человека в трех измерениях: как существо природное, социальное и культурное. Культура - исторически конкретная система способов и результатов сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности. Понятие экологии культуры (Д.С.Лихачев) каккультурной среды, в которой живет и развивается человек, основы российской культуры, среди которых первостепенное значение имеет родной язык и исторические традиции духовной жизни народа.
Синергетический метапринцип как основа восстановления целостности личности, сочетающей целостное мышление и целостное знание о мире с целостной душой. Развитие личности в системе целостного мировоззрения: Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, А.Ф.Лосев, Е.И. и Н.К.Рерихи, К.Э.Циолковский и др.. Психологические аспекты целостного мировоззрения в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищева, Н.Н.Поддьякова, С.Л.Рубинштейна и др. Основные идеи синергетики - саморазвитие на всех уровнях материальности; пространственно-временной континуум; необходимость восстановления целостности личности, сочетающей целостное мышление и целостное знание о мире с целостной душой. Отношений между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией - переходное состояние от одного уровня упорядоченности к другому, более высокому типу гармонии.
|
Конкретно-научные методы психологии искусства: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и пр. Исследования психологией искусства процессов художественного творчества и реализации в них: способностей и характера личности; ее интеллекта и эмоций; мотивационных факторов; межличностных отношений.
Специфические методы исследования в психологии искусства. Методы исследования креативности: опросник Джонсона, тест идей, проба Кулюткина, числовой квадрат, числа и буквы, тест Мюнстенберга на восприятие, тесты памяти и др. Методы диагностики творческих способностей личности. Музыкотерапия как метод воздействия (Петрушин В.И.), способствующий нормализации психической жизни человека. Музыкально-психологические формы преодоления стрессовых ситуаций и музыкально-философский тренинг, формирующий личность. Арт-терапия как метод лечения посредством художественного творчества (А.И.Копытин). Терапия творческим самовыражением (М.Е.Бурно). Тренинг развития креативности (режиссера С.В.Гиппиуса), направленный на развития памяти, внимания, творческого мышления, навыков невербального общения, снятие мышечных зажимов.
Основная литература
1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.
|
3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
6. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.
7. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
8. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
9. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
10. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.
11. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
12. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
13. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.
Дополнительная литература
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 567 с.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. - С. 262-322.
3. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 1996, № 2. - С. 3-9.
4. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. - 180 с.
5. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Сов. писатель, 1988.- 448 с.
6. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. - Москва, 1995. - 107с.
7. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
8. Мелик-Пашаев А.А. Творчество художника и вопросы акмеологии // Искусство в школе. - 1995. - № 4. - С.27-30.
9. Моисеева А.М. Эстетико-педагогический процесс как условие реализации целостности человека // Педагогика искусств в творческом поиске: Сб. материалов Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». - М.-Самара, 1996. - С.30-32.
10. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999.
11. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой). Учебное пособие к курсу «Методология музыкально-педагогического образования» по специальности 030700 - Музыкальное образование / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. - М., 1998. - 156 с.
12. Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1997. - 19 с.
13. Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход. // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара “Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях”. - М.- Самара, 1996. - С.52-55.