Общая характеристика методов, стимулирующих творчество. Классификация методов: 1) методы, позволяющие избежать инерционности в направленности поиска (мозговой штурм А. Осборна, синектика У. Гордона, метод фокальных объектов Э Кунца и Ч. Вайтинга, метод абсурда, метод рекодификации, ПРИЗ и др.); 2) методы, позволяющие систематизировать перебор вариантов решения творческой задачи (морфологический анализ Ф. Цвики, метод контрольных вопросов, метод Дельфи, метод дневников и др.).
Понятие креативности. Психологический портрет творческой личности. Диагностика креативности. Основные подходы к диагностике креативности (опросник Джонсона, тест П. Торренса и др.). Постановка задач для саморазвития.
Возможности эвристического обучения. Классификация методов эвристического обучения (метод эмпатии; смыслового, образного и символического видения; эвристических вопросов, гиперболизации, инверсии и др.). использование методов эвристического обучения при решении конкретных творческих задач.
Этапы творческого процесса (подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт, разработка). Барьеры креативности.
Воздействие искусством. Особенности психодинамического и гуманистического воздействия искусством.
Тренинг креативности как форма обучения, направленная на расширение сознания и расшатывания стереотипности мышления. Проблемная ситуация как предметная основа тренинга креативности (мышления).
Тренинг принятия группового решения творческих задач. «Алгоритмы» творчества. Расширение внутренней свободы самовыражения путем осознания барьеров мышления.
Оценка эффективности креативного тренинга.
Основная литература
1. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
|
2. Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. – СПб., 2003.
3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
4. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
5. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
6. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
7. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
8. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
9. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
10. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
Дополнительная литература
1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – СПб., 1994. - 316 с.
2. Дофман Л.Я., Ковалев Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве// Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – с.101-106.
|
3. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия, 1996.
4. Зельцерман Б., Рогалёва Н. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества (в 2-ух частях). – Рига, 1997. С.125, 144.
5. Психогимнастика в тренинге./ Под ред. Н.Ю. Хрящёвой– СПб., 1999. - 256 с.
6. Ромек В.Г. Тренинг Уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2003.
7. Краткий тест творческого мышления (фигурная форма): Пособие для школьных психологов. – М.: Интор, 1995.
8. Попова Л.В. Проблема реализации одаренных женщин// Вопросы психологии. – 1996. – № 2. – С. 31
9. Разумникова О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности// Вопросы психологии. – 2002, № 1. – С. 111-125.
10. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности// Вопросы психологии. – 1999, № 5. – С.130-139.
11. Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – № 2. – С.144-160.
12. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. – № 4. – с. 123-132.
13. Туник Е. Опросник креативности Джонсона// Школьный психолог. – 2000. – № 47. – С.8.
14. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления// Школьный психолог. – 2001. – № 45 (книга в газете).
15. Эврестическое обучение// В кн.: Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 356-366.
Тема 13. Полихудожественное воспитание и развитие личности