Тема: Феномен таланта в социокультурном контексте




План

1. Талант как социокультурный феномен.

2. Творческая личность в контексте культур.

3. Личностный аспект в русской культуре и его доминанты.

4. Творческая одаренность и свойства личности.

5. Распределение и концентрация таланта на географическом пространстве русской культуры

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Дать определение слагаемых таланта в социокультурном контексте (Н.А.Бердяев, В.Ф.Овчинников, К.К.Платонов);

2. Определить типологическую структуру личности: одаренность, талант, гений (Ф.Гальтон, Н.В.Гончаренко, А.Моль, В.Ф.Овчинников); «пульсация талантливости» (В.И.Вернадский); сохранение творческой энергии, активности («пассионарной энергии духа» по Л.Н.Гумилеву).

3. Раскрыть творческое своеобразие мировых культур (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев); типологические черты русской духовности (Н.А.Бердяев, В.О.Ключевский, Н.О.Лосский); гениальность и святость (Н.А.Бердяев, В.Н.Торопов).

4. Раскрыть доминанты личностного аспекта в русской культуре: имя и культура (Д.С.Лихачев, М.М.Бахтин); доминанта творчества в русской культуре (С.С.Аверинцев, Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, Д.С.Лихачев, В.Ф.Овчинников, В.С.Соловьев).

5. Определить концентрацию таланта на географическом пространстве русской культуры (Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев, Д.С.Лихачев, В.Ф.Овчинников, Я.А.Пономарев).

Задание для самостоятельной работы

Подготовить реферативное сообщение по одной из тем:

1. Социальная «вертикаль» в генерации таланта (В.Ф.Овчинников).

2. Творческие акценты различных социальных слоев (Н.А.Бердяев, Э.Радзинский).

3. Социодемографические факторы творчества: женщина и творчество (Н.А.Бердяев, Д.И.Маскевич); возраст и творчество-проблема творческого долголетия (Н.В.Гончаренко, В.Ф.Овчинников); смерть и творчество - проблема духовного бессмертия (А.П.Лаврин, В.Ф.Овчинников).

Основная литература

1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.

3. Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калинингад: Янтар.сказ, 1999.

4. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.

5. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

6. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

7. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.

8. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.

9. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.

10. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.

11. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.

12. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.

13. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

14. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Византия и Россия - два типа духовности // Новый мир. - 1988. - № 9.

2. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001. - (Психология и культура).

3. Бердяев Н.А. Душа России. - М., 1990. - 7-34.

4. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. - Т.1. - С. 111 - 170.

5. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. - М., 1996.

6. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991. - С. 17-74, 198-200.

7. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. - М., 1992.

8. Колупаев Г.П., Клюжев В.М., Лакосина Н.Д., Журавлев Г.П. Экспедиция в гениальность. - М.: Новь, 1999.

9. Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.311-394.

10. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. - М., 1984.

11. Торопов В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. - М., 1995. - Т.1.

Практическое занятие № 2

Тема: Психологические основы восприятия искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: