План
10. Интеграция искусств - основа содержания предметов эстетического цикла.
11. Межпредметные связи в начальной школе.
12. Принципы межпредметной интеграции.
13. Художественная подготовка дошкольников в процессе взаимодействия искусств.
14. Полихудожественное развитие школьников в области экранных искусств.
15. Концепция образовательной области «Искусство» в школе Б.П.Юсова
16. Концепция образовательной области «Искусство» в школе А.А.Мелика-Пашаева, З.Н. Новлянской.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Дать определение принципов вертикальный тематизм по концепция И.В.Кошминой.
2. Раскрыть психологические основы художественной подготовки дошкольников в процессе взаимодействия искусств (концепция О.А.Куревиной).
3. Определить психологические основы организации занятий эмоционально-экспрессивного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4. Раскрыть особенности полихудожественного развития школьников в области экранных искусств на примере программы Ю.Н.Усова и др.
5. Определить психологические особенности невербальной коммуникации в процессе художественно-творческого развития.
6. Охарактеризовать основные концепции образовательной области «Искусство» в школе А.А.Мелика-Пашаева, З.Н. Новлянской и Б.П.Юсова.
Задание для самостоятельной работы
2. Написать сочинение на тему «Времена года в различных видах искусства»: сопоставление времен года в творчестве композиторов, писателей, художников с временными отрезками жизни человека (детство, юность, зрелость, старость), планеты Земля, Вселенной и космоса.
3. Проанализировать одну из интегрированных программ: О.А.Куревина «Синтез искусств» (программа подготовки дошкольников); А.Г.Схиртладзе «Мир искусства» (интегрированный курс для младшего школьного возраста); Б.М.Неменский «Изобразительные искусства и художественный труд» (концепция и программа непрерывного курса) (1-12 классы); О.А.Куревина, Е.А.Лутцева «Эстетическое мышление и художественный труд» (1-4 классы).
|
Основная литература
1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.
3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
6. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.
7. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
8. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
9. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
|
10. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.
11. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
12. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
13. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.
14. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html.
Дополнительная литература
1. Алеев В.В., Науменко Т.И. Интегрированные уроки искусства (1-4 классы) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». - М.: Просвещение, 1995. - С. 192-222.
2. Алексеева Л.Н. Концепция и программа курса «Музыка для всех и каждого» (1-4) // Образовательная программа «Школа 2100» и пути ее реализации. - Вып. 3, 1999. - С. 159-171.
3. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 89-100.
4. Баженова Л. Изучение основ экранной культуры в начальной школе // Искусство в школе. -1998. - № 6. - С. 12-15.
5. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств - основа содержания предметов эстетического цикла (из опыта работа) // Искусство в школе. - 1997. - № 5. - С. 44- 45.
|
6. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 1999.
7. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М.: Институт практической психологии, 1998.
8. Куревина О.А. Программа подготовки дошкольников по курсу «Синтез искусств» // Образовательная программа «Школа 2100» и пути ее реализации. - Вып. 3.-1999. - С. 125-131.
9. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, РАО, 2004. – 528 с.
10. Схиртладзе А.Г. Программа «Мир искусства»: Интегрированный курс для младшего школьного возраста. - М.: МИРОС, 1996.
Содержание лабораторных занятий по теме
«Стимулирование творчества активными методами обучения»
Лабораторное занятие 1