На современном этапе возникла необходимость определения главных направлений в образовательной системе, учитывающих кризис в сфере социальных взаимоотношений и проблем, связанных сдуховным и нравственным климатом общества. В связи с этим перед высшей школой стоят задачи по подготовке специалистов, владеющих широким кругозором психолого-педагогических знаний по художественно-творческому воспитанию и развитию школьников на основе различных методик и способов практического применения с использованием современных технологий.
Успешность достижения цели обучения студентов обеспечивается при условии организации межпредметных связей с дисциплинами «Введение в профессию», «Педагогика», «Культурология», «Эстетика», «Социология» и с психологическими дисциплинами: «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология» и др.
В результате изучения курса «Психология художественного творчества» студенты изучают: основные направления, подходы, теории в психологии искусства и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; основные категории и понятия психологии художественного творчества; современные программы развития художественно-творческих способностей школьников в процессе интеграции искусств; современные информационные, аудио-видео технологии психологии художественного творчества; сущность, специфику и основные компоненты психолого-педагогической деятельности и др.
Студенты решают практические психолого-педагогические задачи, используя знания курса «Психология художественного творчества» и осваивают умения: применять методы психологии художественного творчества и интерпретировать полученные результаты в исследовательских целях; осуществлять процесс художественно-творческого развития школьников в социокультурном контексте; придерживаться современных концепций психокоррекционной работы со школьниками с использованием элементов креативной психотерапии; анализировать собственную художественно-творческую деятельность с целью развития творческого, профессионального и личностного потенциала студентов.
|
Раздел «Теоретические основы психологии художественного творчества» ориентирует студентов на специфику научного психологического знания и необходимость для профессиональной деятельности педагога и раскрывает основные подразделы психологии художественного творчества (литературного творчества, театрального искусства и сценической деятельности, музыкального и изобразительного творчества и т.д.).
Раздел «Психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности» позволяет студентам практически освоить основные средства художественной выразительности посредством диагностики художественно-творческих способностей и тренингов развития креативности, которые дают возможность получить личностно окрашенную обратную связь, осознать феномен творчества и развития умения и навыка управления его механизмами и латентными факторами, оптимизирующими творческий процесс. В ходе работы студенты знакомятся с понятиями «креативность», «пассионарность», а также барьерами, препятствующими актуализации их собственных творческих ресурсов.
|
В рамках второго раздела курса исследуется психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности на материале интегрированных программ. Специально организованная художественная среда предполагает наличие различных инструментов и материалов и возможность использовать их в индивидуальном творчестве и в совместном с учениками, студентами, преподавателем и т.д.
Лекционный курс занятий направлен на осознание специфики восприятия художественной информации различных видов искусства, а также на приобретение знаний теоретических основ психологии художественного творчества и представлен следующим образом: традиционные; проблемные; лекции – дискуссии; лекции – обсуждение; лекции – сценарии и др.
Практический курс направлен на развитие художественно-творческого, профессионального и личностного потенциала студентов и на приобретение практического опыта решения творческих задач в процессе интеграции искусств. Практические занятия проводятся в форме тренинга, дискуссий, художественных мастерских, на которых студенты приобретают навыки в использовании художественной информации на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности. Организация и проведение практических занятий представлена следующим образом: традиционные; в малых группах; кейс-практики; деловые игры; презентации; мини-сценарии; семинары; коллоквиумы.
На практических занятиях организуется деятельность будущих учителей с учетом возможноститрансформировать полученные знания в различных дисциплинах эстетического цикла, при написании курсовых и дипломных работ и на педагогической практике. Практические занятия проводятся в форме тренинга развития креативности, дискуссий, художественных мастерских, на которых студенты приобретают навыки в использовании художественной информации на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности. На практических занятиях предлагались студентам для психологического анализа различные видео и DVD-фильмы: научно-познавательные; фильм-опера; фильм-балет, метаморфозы живописи и др.
|
Организация учебного процесса предполагает использование современных технологий: учебных видеофильмов по различным видам искусства; компьютерной графики; кейс-технологий и др. Традиционно используются на практических занятиях книги по различным видам искусства, альбомы с репродукциями по искусству и др.
Организационное и техническое обеспечение занятий по курсу «Психология художественного творчества» предполагает использование следующих видео и DVD-фильмов: «Андрей Рублев. Троица»; «Язык живописи»; «Метаморфозы живописи»; «Художник и его мир»; «Леонардо да Винчи»; «Код да Винчи»; «Сверхчеловек»; «Лицо человека», «Мужчина и женщина»; фильм-опера «Травиата»; фильм-балет «Золушка» и др.
На лекционных и практических занятиях используются аудиозаписи музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов: И.С.Баха, А.Вивальди, Т.Альбинони, Д.Чимароза, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, Д.Бортнянского, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, М.Мусоргского и др. Современные технологии знакомят студентов с мировой классической музыкальной культурой прошлого и современности, «оживорворяя» пространство лекционного или практического занятия. При выполнении художественно-творческих заданий студентам предлагается выразить эстетические эмоции в различных интегративных модальностях, используя «Словарь эстетических эмоций» В.Г.Ражникова:
· графически (по звуковой и смысловой окраске слова);
· в цветовой гамме (эмоциональный аспект - ассоциативный ряд);
· в музыкальной импровизации («музыкальные кляксы»);
· на языке невербальных коммуникаций (движении, пластике, жестах, мимике - изображении маски);
· вербально (передавая интонационно настроение);
· в литературных жанрах (стихах, рассказах, сказках);
· в мини-постановках придуманных историй (с использованием музыкальной импровизации, движения, пластики, мимики, жестов).
Практические занятия позволяет организовать различные формы самостоятельной и индивидуальной работы студентов МГПУ (факультеты ПиМНО, ФПиП, ФКиИск):
- Подготовка реферативных сообщений с использование информационных технологий.
- Выполнение художественно-творческих заданий с использованием элементов компьютерной графики; музыкальных и литературных зарисовок.
- Составление психологического анализа просмотренных видео и DVD-фильмов (резюме, психологическая рефлексия).
- Написание сочинений на творческие темы: по портретной живописи («Я думаю о Вас»); по просмотренным спектаклям; после посещения концертов и др.; на тему «Времена года в жизни и различных видах искусства» и др.
- Исследование освоения пространственных компонентов в условиях взаимодействия искусств через: пластическое упражнение; «оживотворение» картин.
- Анализ интегрированных программ полихудожественного развития школьников на основе комплексного взаимодействия и интеграции искусств.
- Выполнение творческих заданий с элементами арт-терапии, музыкальной психотерапии; сказкотерапии, игротерапии, драматерапии и др.
- Проведение тренингов развития креативности.
- Составление психологического анализа картин известных художников (с элементами арт-терапии).
- Проведение контент-анализа жизненного пути творческих личностей художников, музыкантов, композиторов, поэтов, писателей, артистов и др.
В целях активизации художественно-творческой деятельности студентов используются такие формы организации занятий, как посещение Мурманского драматического театра, Концертного зала филармонии, Художественного музея; проведение регламентированных дискуссий, театрализованных занятия; проводятся заседания круглых столов по темам «Психология в системе комплексных исследований художественного творчества» и «Современные концепции художественно-творческого развития личности в процессе интеграции искусств».
Формы самостоятельной и индивидуальной работы по курсам «Психология художественного творчества»: выполнение контрольных работ и тестовых заданий, помогающих студентам проверить приобретенные знания, апробировать способы решения психологических задач и создать собственные; знакомство с конкретными методическими приемами и процедурами психологического исследования художественно-творческих способностей детей для написания курсовых работ и выполнения творческих заданий на педагогической практике и др.
В процессе изучения курса «Психология художественного творчества» осуществляется контроль трех ключевых компонентов: содержания и результатов его усвоения; образовательных технологий и средств обучения; организации и управления качеством обучения.
Диагностические процедуры представлены следующим образом: стартовая диагностика; промежуточная диагностика; итоговая диагностика развития художественно-творческих способностей студентов.
Целостность, комплексность курса «Психология художественного творчества» находится во взаимодействии с изучением специфики психологии каждого вида искусства, входящего в материал программы. В процессе художественно-творческой деятельности личности вместе с художественным освоением мира происходит познание, открытие себя, самосовершенствование, принятие себя как целостности, уникальности, единственности.
Итоговая аттестация – зачет по теоретическим вопросам и зачетная выставка-иллюстрация художественно-творческих работ (творческих сочинений, рисунков, коллажей, музыкальных фрагментов, мини-спектаклей и т.д.), написание сочинений: по портретной живописи; по просмотренным спектаклям; после посещения концертов классической музыки; на тему «Времена года в различных видах искусства» и др.
Проведение психологического анализа картин художников с использованием элементов арт-терапии. Контент-анализ жизненного пути творческих личностей (художников, музыкантов, поэтов, писателей, композиторов и др.). Анализ творческих работ студентов с использованием элементов арт-терапии, музыкальной терапии, сказкотерапии, игротерапии, драматерапии, цветотерапия и др.
В рамках КПВ «Психология художественного творчества» используется технология модульного обучения – личностно-ориентированная технология, которая позволяет:
· оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы обучающихся;
· совместить жесткое управление познавательной деятельностью студентов с широкими возможностями для самоуправления
Модуль – это целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий, интегрированных в определенный модуль - проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, «полного усвоения» и др.
Правила конструирования модуля:
· наличие комплексной цели, в которой заданы качественные характеристики (познавательные и личностные) результата изучения модуля;
· конкретизация цели в предметных учебных элементах, заданных стандартом образования; программа и рекомендации технологических приемов ее изучения; конкретизация цели в эталонах и критериях уровней усвоения, в заданиях итогового контроля; эталоны решений для организации самоконтроля и взаимоконтроля
Системы действий преподавателя и студента:
1. Представление учебного курса «Психология художественного творчества» как системы, то есть первичное структурирование содержания. Преподаватель выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса. Следующее действие состоит в отборе содержания по каждой стержневой линии для каждого курса. Отобранный материал сводится в таблицу. Преподаватель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому курсу, и по восходящей от курса к курсу.
2. Составление технологической карты, включающей: стержневые линии; ведущие знания; второстепенные знания; сопутствующее повторение; трудноусваемые темы; внутрипредметные связи; межпредметные связи; пути преодоления затруднений.
3. Создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей программы. Каждому модулю дается название, которое отражает суть выбранной для него крупной темы (или раздела). Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения.
4. Выделение в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет законченный блок информации, то есть выстраивается система модулей.
5. Градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль. В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель (КДЦ) - интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) - частные цели (ЧДЦ) с подобранным под каждую из них содержанием.
6. Построение самого модуля: формулировка интегрирующей цели; разработка заданий для входногоконтроля (цель - установить готовность студентов к работе); определение ЧДЦ и создание учебных элементов (УЭ): целевая установка, алгоритмы действий студента, проверочные задания для контроля и коррекции усвоения знаний и умений; составление резюме, обобщающего ход выполнения заданий; задания выходногоконтроля (выявление степени овладения содержанием модуля); разработка структурно-логических схем обобщения материала модуля и возможных ошибок студентов при их построении.