Тема: Диагностика и развитие художественно-творческих способностей школьников




План

1. Методы диагностики художественно-творческих способностей младших школьников.

2. Методы психодиагностики креативности подростков и юношей.

3. Обработка и анализ результатов исследования креативности креативности

4. Концепции творческого интеллекта Дж.Гилфорда и Э.Торренса.

5. Тренинг развития креативности (С.В.Гиппиус).

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Дать определение диагностике художественных способностей младших школьников в процессе интеграции искусств:

· методы изучения воображения («Закончи фигуру», «Завершение рассказа»); воображение в играх, сочинительстве сказок, историй (Дж.Родарри);

· методы изучения психодиагностики мышления младшего школьника (Р.С.Немов); методы изучения развития речи (лексическая абстракция Л.В.Щербы).

2. Раскрыть особенности психодиагностики полихудожественных способностей подростков и юношей.

1. Дать определение методов творческих решений; управляемого воображения:

· «Игрушки для воображения»; «Образ буквы» (символа);

· «Образ звука»; «Образ незнакомого слова» («звуковая клякса» - лексическая абстракция);

· конструирование вербального образа (В.Я.Пропп, Д.Б.Богоявлекская).

4. Раскрыть психологические особенности методов исследования креативности: опросник Джонсона, тест идей, проба Кулюткина, числовой квадрат, числа и буквы, тест Мюнстенберга на восприятие, тесты памяти и др.

5. Определить методы диагностики творческих способностей личности.

6. Дать характеристику методам психодиагностики креативности школьников (тест Э.Торренса).

Задание для самостоятельной работы

Выразить эстетические эмоции в различных интегративных модальностях. Используя «Словарь эстетических эмоций» В.Г.Ражникова, провести данный эмоциональный пласт: в графический ряд по звуковой и смысловой окраске (интонации) слова; в цветовую гамму (эмоциональный аспект - ассоциативный ряд); в музыкальную импровизацию («музыкальная клякса»); в представление на языке невербальных коммуникаций: движении, пластике, жестах, мимике (изображение маски); в вербальные понятия с определенной интонацией в голосе, передающей данное настроение; в небольшие литературные жанры (стихи, рассказы, сказки); в мини-постановки придуманных историй с использованием интонации, музыкальной импровизации, движения, пластики, мимики, жестов.

Основная литература

1. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.

2. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

3. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - С. 111- 144.

4. Немов Р.С. Психология. Кн. Ш. Психология образования. - М., 2009. - С.65-87.

5. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.

6. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.

7. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.

8. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.

9. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.

10. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

11. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.

12. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

13. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

14. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.

Дополнительная литература

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - С.183-188.

2. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.

3. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М.: Институтт практической психологии, 1998.

4. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И.Копытина. - СПб: Питер, 2001.

5. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1999. - С. 91-97.

6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.

7. Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. - Июль. - 1995. - С. 32-35.

8. Фаворова Ю.С. Культура и творчество. Курс лекций, тренинг и программа спецкурса: Учебное пособие. - Мурманск: МГПИ, 2001. - С.44-71.

 

Практическое занятие 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: