План
1. Психологические законы воздействия искусства на человека.
2. Театр как практическая психология.
3. Воссоздание индивидуальности в процессе перевоплощения актера.
4. Работа актера над образом и над собой.
5. Взаимодействие психологии творчества и сценической педагогики.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Раскрыть психологические основы и закономерности воздействия искусства на человека.
2. Представить концепцию Ю.Г.Клименко о театре как практической психологии.
3. Раскрыть психологический аспект воссоздания индивидуальности в процессе перевоплощения актера (П.В.Симонов).
4. Работа актера над образом и над собой по К.С.Станиславскому - «раскрытие сердца для самого широкого восприятия жизни».
5. Л.В.Грачев о взаимодействии психологии творчества и сценической педагогики - «воспитание» чувств.
Задание для самостоятельной работы
Подготовить реферативное сообщение на одну из тем:
1. Взаимосвязь социологии и психологии искусства.
2. «Искусство - обобщенная техника чувства» (Л.С.Выготский).
3. Искусство как познание. Искусство как прием.
4. Искусство и психоанализ (Л.С.Выготский).
5. Искусство как катарсис (катарсическая теория искусства).
6. Храмовое действо как синтез искусств (П.А.Флоренский).
7. Р.Арнхейм об искусстве как терапии.
8. Психология сценической деятельности (Н.В.Рождественская)
9. Внеречевое общение в жизни и в искусстве (А.Я.Бродецкий).
Основная литература
1. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
2. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
3. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
|
4. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
5. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.
6. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
7. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
8. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб.заведений, фак. педагогики и психологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
9. Клименко Ю.Г. Театр как практическая психология // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - С. 689-732.
10. Рождественская Н.В. Психология сценической деятельности // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - С.653-673.
11. Соснова М.Л. Искусство актера: Учебное пособие для вузов. – М: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. – 432 с.
12. Симонов П.В., Ершов П.М. Воссоздание индивидуальности в процессе перевоплощения актера // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - С. 594 - 613.
Дополнительная литература
1. Арнхейм Р. Искусство как терапия // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - С. 731-748.
2. Грачев Л.В. «Воспитание» чувств // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - С. 614-625.
|
3. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- С. 61-129.
4. Станиславский К.С. Работа над образом и над собой // Полн.собр.соч.: В 8 т. - М., 1954. - Т.2.
Практическое занятие № 4
Тема: Психологический аспект музыкального творчества
План
1. История музыкальной психологии.
2. Основные направления музыкальной психологии.
3. Личность и деятельность музыканта.
4. Познавательные процессы в деятельности музыканта.
5. Психологические основы восприятия музыкального искусства.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Дать определение учения о мимесисе и концепции катарсиса в искусстве(Аристотель).
2. Дать характеристику основных направлений музыкальной психологии: Б.М.Теплова, Г.М.Когана, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского и др.
3. Определить психологические особенности музыкального творчества композиторов и исполнителей.
4. Определить психологические особенности развития музыкального воображения и связь его с жизненным опытом слушателя (Г.Г.Нейгауз, В.Г.Ражников, К.С.Станиславский).
5. Раскрыть психологические основы восприятия музыкального искусства, определить модели восприятия (Г.В.Иванченко).
6. Определить психологический аспект общения в процессе музыкальной деятельности (Э.Берн, Р.Бернс, А.К.Маркова, Б.А.Матис, А.Б.Орлов).