Структура полихудожественного образования (по Б.П.Юсову): «экология культуры», культурная среда; экология социума; экология природы, вселенной, космоса, сферы мысли, знаний, наук, единство искусства и мироздания.
Определение возможностей синтеза искусств и теоретическое обоснование уровней взаимодействия и интеграции искусств в художественно-творческом развитии личности в трудах Б.Г.Ананьева А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, В.В.Ванслова, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Л.В.Горюновой, А.Я.Зися, М.С.Кагана, Д.Б.Кабалевского, Е.В.Квятковского, Б.М.Кедрова, Т.А.Костогрыз, Б.Т.Лихачева, В.В.Медушевского, Б.М.Неменского, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сухомлинского, Т.И.Суховой, В.Н. и С.Т.Шацких, Г.П.Шевченко, Л.В.Школяр, Ю.У.Фохта-Бабушкина, Д.Б.Эльконина, Б.П.Юсова и др.
Уровни взаимодействия искусств (по Б.П.Юсову): межпредметное взаимодействие, взаимное иллюстрирование, интеграция.
Психолого-педагогическая система художественной модальности (экосистема, экзисистема). Полихудожественное развитие личности как целостный интегрированный психолого-педагогический процесс.
Иерархическая организация компонентов развития как отличительная черта полихудожественого подхода. Иерархический принцип (Б.М.Кедров), образующий пространственную, восходящую, многомерную модель. Пять восходящих слоев (компонентов) иерархической структуры видов художественного творчества: слой обобщенных картин (тиражная, массовая, технизированная культура); слой звуко-двигательный (танец, движение, театр, жест, мимика, звук, живое пение); слой знаковый (устная речь, живое слово, проза литературная, проза легендарная или устная традиция, ручная письменность, рисованный знак); слой визуально-символический: форма (рисунок), цвет (живопись), пространство (архитектоника); слой резонансный (аромат-структура, композиция, звук-ритм (вибрация, интонация), свет - радуга - цвет).
|
Перспективные направления художественного образования на современном этапе. Разные подходы в решении проблемы взаимодействия искусств. Интегрированные программы: Музыка и музыкальное движение-танец (Е.П.Кабкова); Литературно-творческое и речевое развитие (Т.И.Сухова), Изобразительная и пространственная Среда (Л.Г.Савенкова), «Сказка игры» (для подготовительных классов), «Космос театра» (1-11 классы), «На пути к образу» (для старших классов) (Т.Г.Пеня), Кинотворчество (Е.А.Захарова), «Живой мир искусства» (Е.П.Кабкова, Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Б.П.Юсов) и др.
Основные принципы концепции Б.П.Юсова. Особенности интегрированных программ полихудожественного развития детей. Содержание, формы и методы преподавания искусства в процессе комплексного взаимодействия и интеграции. Методические принципы интегрированных программ полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. Виды детской творческой деятельности в процессе синтеза искусств. Критерии полихудожественного развития.
Основная литература
1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.
3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
|
4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
6. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.
7. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
8. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
9. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
10. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.
11. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
12. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
Дополнительная литература
1. Живой мир искусства: Интегрированная программа полихудожественного развития школьников (1- 4 классы) / Под общ. ред. Б.П.Юсова. - Мурманск, 1995.
|
2. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. - Москва, 1995.
3. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и Среда. (Природа - пространство - архитектура) 1-11 классы: Интегрированная программа полихудожественного развития. - М., 1995.
4. Сухова Т.И. Полихудожественное литературно-творческое развитие школьников (1-11 классы): Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. - М: АПН НИИ ХВ, 1994.
5. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990.
6. Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. - 1999. - № 4. -С.6-8.
7. Кабкова Е.П. Программа музыкального развития.(1-10 класс). Программа музыкально-двигательного развития школьников (1-4 классы): Интегрированные программы полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. - М., 1991.
8. Пеня Т.Г. Космос театра (1-11 классы); На пути к образу (для старших классов); Сказка игры (для подготовительных классов) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». - М.: Просвещение, 1995. - С. 76- 191.