Синтез искусств - основа содержания предметов эстетического цикла (Кириллова Г., Яковлева Е). Принцип межпредметной интеграции - вертикальный тематизм (концепция И.В.Кошминой).
Изучение основ экранной культуры в начальной школе (Л.И.Баженова Л.И.). Педагогические модели, использующие различные виды искусства и медиа в эстетическом воспитании школьников и реализация дидактических задач: образовательных (изучение теории и истории искусства, средств массовой информации); воспитательных (рассмотрение с учащимися нравственных и философских проблем на материале различных художественных произведений и медиатекста); развивающих (активизация воображения, образного мышления в процессе анализа произведений литературы, музыки, ИЗО, театра, экранных искусств; развитие перцептивных способностей, ассоциативного мышления в практике художественно-творческой деятельности). Развитие школьников в области экранных искусств (Е.А.Захарова).
Невербальные коммуникации в процессе полихудожественного развития (М.С.Андрианов). Взаимосвязь региональных особенностей социоприродной и национальной среды и художественного воспитания детей Кольского Заполярья (Л.С.Беляева, Л.С.Вагинова).
Новые образовательные интегрированные программы школьников и пути их реализации: Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова «Москвичек» (художественно-эстетическое и музыкальное воспитание дошкольников); Т.В.Воробьева «Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста»; О.А.Куревина «Синтез искусств» (программа подготовки дошкольников); В.В.Алеев, Т.И.Науменко «Интегрированные уроки искусства» (1-4 классы); А.Г.Схиртладзе «Мир искусства» (интегрированный курс для младшего школьного возраста); Л.Н.Алексеева «Музыка для всех и каждого» (1-4 классы); Е.А.Ермолинская «Изобразительное развитие школьников» (1-11 классы); Б.М.Неменский «Изобразительные искусства и художественный труд» (концепция и программа непрерывного курса) (1-12 классы); О.А.Куревина, Е.А.Лутцева «Эстетическое мышление и художественный труд» (1-4 классы); Е.А.Бондаренко, М.А.Фоминова «Медиакультура» (1-11 классы); Ю.Н.Усов «Основы экранной культуры» (1-11 классы) и др.
|
Концепции образовательной области «Искусство» в школе А.А.Мелика-Пашаева, З.Н. Новлянской и Б.П.Юсова.
Основная литература
1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.
3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
- Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.
- Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
- Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
- Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
- Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.
- Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
- Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
- Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.
- Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html.
Дополнительная литература
|
1. Алеев В.В., Науменко Т.И. Интегрированные уроки искусства (1-4 классы) // Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». - М.: Просвещение, 1995. - С. 192-222.
2. Алексеева Л.Н. Концепция и программа курса «Музыка для всех и каждого» (1-4) // Образовательная программа «Школа 2100» и пути ее реализации. - Вып. 3, 1999. - С. 159-171.
3. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 89-100.
|
4. Баженова Л. Изучение основ экранной культуры в начальной школе // Искусство в школе. -1998. - № 6. - С. 12-15.
5. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств - основа содержания предметов эстетического цикла (из опыта работа) // Искусство в школе. - 1997. - № 5. - С. 44- 45.
6. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 1999.
7. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М.: Институт практической психологии, 1998.
8. Куревина О.А. Программа подготовки дошкольников по курсу «Синтез искусств» // Образовательная программа «Школа 2100» и пути ее реализации. - Вып. 3.-1999. - С. 125-131.
9. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, РАО, 2004. – 528 с.
10. Схиртладзе А.Г. Программа «Мир искусства»: Интегрированный курс для младшего школьного возраста. - М.: МИРОС, 1996.