Диагностика художественно-творческих способностей детей
Дошкольного возраста
Художественно-творческие способности: современные условия ориентации художественного развития детей; художественная деятельность в процессе интеграции искусств. Проблемы и поиски в изучении художественно-творческих способностей. Общие принципы и условия диагностики художественно-творческого развития детей.
Методика определения уровней развития эстетических способностей детей 3-7 лет (Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова). Тестовые задания: по измерению способностей опознания выразительности формы (Э.Торренс, Д.Векслер, Х.Айзенк и др): тесты «Ветки», «Раковины - цветы», «Джоконда», «Кто есть кто», «Лица»; по определению способности к синестезии (тесты «Малюма» и «Текете»; «Громкий - тихий»); на одушевление и преображение формы («Фигурки» - «Кубики» - А.П.Ершовой; «Клее»); по измерению способности воспринимать и создавать эстетическую выразительность художественной формы (тесты «Пейзаж»; «Матисс» («Нотюрморты»); «Царевич»; «Замки» и «Коврики»); по изучению качества эмоционально-эстетических предпочтений (тесты «Слова»; «Бабочка»; «Ван Гог»); по измерению характеристик восприятия как показателей общего развития ребенка (задания «Круги» по типу невербальных тестов Э.Торренса; «Придумай рассказ»; «Чернильные пятна» Г.Роршаха; «Угадай рисунок», «Складывание фигур» Д.Векслера).
Развитие знаково-символической деятельности и воображения дошкольников (Е.Е.Сапогова). Развитие замещающей деятельности как основы воображения («Нарисуем вместе»; «Художник»). Развитие моделирования как основы функционирования механизмов воображения («Говорящие рисунки»; «Вещи и знаки»; «Какое у вас настроение?»; «Игра на руках и пальцах»; «Пантомима»; «Подбери цвет»; «Времена года»).
|
Развитие моделирования и элементов экспериментирования как основы функционирования механизмов воображения («Иероглифы»; «Веселый клоун»; «Подберем имя»; «Индейские маски»; «Как появились буквы»; «Сказки наизнанку») Развитие креативных и эвристических возможностей старших дошкольников как основа творческой деятельности («Зеркало»; «Далеко - близко»; «Скульптор»; «Театральный гример»; «Нарисуем музыку»).
Основная литература
1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
2. Немов Р.С. Психология. Кн. Ш. Психология образования. - М., 2009. - С.65-87.
3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
- Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.
- Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
- Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
- Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
- Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
- Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
- Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.
Дополнительная литература
|
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т.1. - М.: Мир, 1996. - С.436-442.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - С.183-188.
3. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - С. 111- 144.
5. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1999. - С. 91-97.
6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.
7. Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. - Июль. - 1995. - С. 32-35.
8. Сапогова Е.Е. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. - Тула: Приокское книжное издательство, 1995. - С. 46-49, 62-75.
9. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика) - М., 1993.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. средн. и высш. учебн. заведений и работников дошк. учреждений. - М.: Академия, 1999. - С. 76-79.