Гений, талант и парадоксы. Понятие «талант» «креативность». Формирование и развитие таланта. Гениальность как высшая степень проявлений личности. Психологический феномен гениальности. Гении «от Бога»и гений «от себя».
Гениальность и талант как история болезни. Психологические предпосылки гениальности и таланта. Вклад генотипа в вариативность интеллекта. Гений в генетических исследованиях. Особенности анатомофизиологического строения нервной системы, определяющей генной программой. Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями. Оптимальные условия для развития и самореализации дарований.
Подагрическая стимуляция мозга - нарушение гомеостаза, обусловленное повышением в крови содержания мочевой кислоты - как один из механизмов, повышающих деятельность до уровня талантливости и гениальности.
Гиперадреналиновый синдром Марфана - повышенный выброс в кровь адреналина - как особая форма диспропорционального гигантизма, обусловленный системным дефектом соединительной ткани талантов и гениев.
Синдром Морриса - повышение содержания в организме половых гормонов андрогенов - связанный с сочетанием гипоманиакальной стимуляции и подагрической, характеризует гиперурикемически-циклотимических талантов и гениев.
Гипоманиакально-депрессивный механизм стимуляции умственной активности - наличие своеобразных поведенческих реакций с резкими подъемами и спадами настроения - связанный с психозами на высоте приступа мании или депрессии без нарушения сознания гениев и талантов.
Гигантолобые и высоколобые гении - увеличение лобных долей мозга - ярко выделяющиеся своей броской внешностью (да Винчи, Бах, Рахманинов, Тургенев, Шопен, Рубенс, Рембрандт, Бетховен, Шуберт, Григ, Штраус, Чайковский, Паганини, Вагнер, Брамс, Россини, Римский-Корсаков, Скрябин, Шостакович, Прокофьев, Гете, Лист, Гюго, Шекспир, Вольтер и т. д.)
|
Особенности строения мозга гениальных людей. Исследования сотрудников НИИ мозга РАМН генетически закрепленных свойств психики мозга. Исследования, проведенные Н.П. Бехтеревой в Институте мозга человека РАН и процесс творчества.
Способности, креативность и гений. Способность к творчеству и интеллектуальные способностями. Креативность как важнейший фактор одаренности. Креативность как ценностно-личностная созидательная категория, неотъемлемая сторона человеческой духовности и условия творческого саморазвития и самоактуализации личности.
Факторы эффективности творческого процесса, связанные с комбинацией различных способностей: способности к быстрому и постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети); способности к формированию открытого, постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов какого-либо явления или понятия; способности к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору; способности к формированию новых понятий (узлов).
Вдохновении, интуиция и творческое воображение как психологический феномен
Основная литература
1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
2. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
|
3. Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 3-90.
4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
5. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
- Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
7. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
- Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
9. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
10. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.
- Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. - СПб.: Талисман, 1995. - 228 с.
- Эфроимсон В.П. Между гениальностью и психопатией // Химия и жизнь, 2004. - № 10. - С. 44-48.
Дополнительная литература
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 535.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
3. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. - М., 1996.
4. Зорин В. Знакомьтесь: я - гений // Свет (Природа и человек). – 1998, № 4. - С. 70.
5. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999.
6. Смирнова И. Как гений создает шедевры? // Наука и религия. 2001.- № 2. -С. 30.
7. Эфроимсон В.П. «Божий дар» или естественный феномен? // Народное образование. 1991. № 2. С. 137-143.
8. Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности: В 2-х частях. - М.: Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова АН СССР, Московское общество испытателей природы, 1982. - 439 с.