Тема 3. Феномен таланта в социокультурном контексте




Общий эколого-культурологический подход. Понятие экологии как культурной Среды формирования личности (Д.С.Лихачев), «Вмещающего ландшафта» Л.Н.Гумилева, «Национального космоса» Г.Д.Гачева, представление о пространстве П.Флоренского, ноосферы В.Вернадского, других ученых, исследователей, философов, писателей, художников, композиторов, изучавших особенности разных видов художественного мышления и видов искусства. Ноосферная ориентация концепции: С.С.Аверинцев, М.М.Бахтин, В.И.Вернадский, Г.Д.Гачев, Л.Н.Гумилев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, А.М.Панченко, Н.К.Рерих, В.Н.Торопов, П.А.Флоренский, Т. де Шарден.

Феномен таланта в контексте культуры. (В.Ф.Овчинников, О.А.Кривцун). Аналитическая психология, неофрейдизм, теории массовой культуры о субъекте творческой деятельности как сложившемся феномене в контексте культуры.

Типологические характеристики творческой личности в контексте культуры: менталитет своего народа; его духовный потенциал; творческие устремления.

Талант как социокультурный феномен: слагаемые таланта (Н.А.Бердяев, Ф.Гальтон, В.Ф.Овчинников, К.К.Платонов); типологическая структура творческого потенциала личности - гениальность, талантливость, одаренность, посредственность (Ф.Гальтон, Н.В.Гончаренко, А.Моль, В.Ф.Овчинников); «пульсация талантливости» (В.И.Вернадский); сохранение творческой энергии, активности («пассионарной энергии духа» по Л.Н.Гумилеву).

Эволюция статуса художника в истории культуры (по О.А.Кривцуну): проблемы становления профессионального самосознания художника; положение художника в социальной иерархии как фактор мотивации творчества.

Изучение процессов психологической эволюции человека на материале искусства. Словарь нового историко-антропологического мышления: менталитет; сознание и подсознание культуры; ценностные ориентации; автоматизмы и навыки поведения; неявные установки мысли; культура воображения эпохи.

Многосоставность искусства и спектр структур исторической психологии человека с особыми формами «сцепления»: рационального и безотчетного, архетипического и новаторского. Кристаллизация в творениях искусства невербализуемых моментов психики человека. Реконструкция форм психической пластичности человека в истории; наблюдение тенденций эволюции его психики.

Характеристики произведений искусства как источника реконструкции эволюционирующих психологических структур внутреннего мира человека. Зависимость типов художественных биографий от исторических эпох.

Основная литература

1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.

3. Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калинингад: Янтар.сказ, 1999.

4. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.

5. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

6. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

7. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.

8. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.

9. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.

10. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.

11. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.

12. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.

13. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

14. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Византия и Россия - два типа духовности // Новый мир. - 1988. - № 9.

2. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001. - (Психология и культура).

3. Бердяев Н.А. Душа России. - М., 1990. - 7-34.

4. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. - Т.1. - С. 111 - 170.

5. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. - М., 1996.

6. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991. - С. 17-74, 198-200.

7. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. - М., 1992.

8. Колупаев Г.П., Клюжев В.М., Лакосина Н.Д., Журавлев Г.П. Экспедиция в гениальность. - М.: Новь, 1999.

9. Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.311-394.

10. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. - М., 1984.

11. Торопов В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. - М., 1995. - Т.1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: