Тема 1. Предмет, задачи, основные проблемы и концепции психологии художественного творчества




Предмет, задачи и основные направления психологии искусства (О.А.Кривцун, Б.С.Мейлах). Предмет психологии искусства - свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Исследование художественного творчества и личности художника; восприятие художественных произведений; особенности структуры художественных произведений.

Основные проблемы психологии искусства. Изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей. Анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей). Воздействие искусства на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.

Проблематика психологии художественного творчества. Исследование роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности. Определение индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способностей, одаренности, таланта, гениальности и пр.). Изучение особенностей социальной фацилитации - влияний, оказываемых на личность творческим коллективом. Определение факторов, способных стимулировать творческую активность, - групповой дискуссии, мозговой атаки, некоторых психофармакологических средств, и пр.

Важнейшие положения психологии художественного творчества. Роль осознанных и неосознаваемых мотивов. Природа и сфера действий интенции творческой личности. Переживание и его художественное воссоздание. Представления о необходимости наличия биологических (психофизиологических, нейродинамических и т.д.) предпосылок художественной одаренности, творческой деятельности (Ауэрбах, Тандлер). Интенция художника как внутренняя предрасположенность его: к неким темам, способам художественной выразительности, к характерным языковым и композиционным приемам.

Проблема переживания и его художественного воссоздания - одна из главных проблем психологии искусства. Ослабления внешней реальности и укрепления своего воображаемого мира, как не менее важной реальности. Соответствия между каждым новым замыслов и его художественным претворением. Вдохновение и мастерство.

Психология художественного творчества и нейросемиотика. Нейродинамика творческой деятельности (Ауэрбах, Тандлер - наблюдения о некоторых особенностях строения мозга музыкантов и писателей - значительное развитие височных извилин мозга, поперечной извилины, лобных долей мозга): взаимодействие механизмов возбуждения и торможения; их влияние на процессы художественного творчества. Проблема изношенности и истощенности психики в результате продолжительных творческих усилий. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии (П.В.Симонов).

Основные направления психологии искусства. Междисциплинарный характер психология искусства. Значение для психологического анализа трех направлений: ассоциативной психологии, гештальтпсихологии и теории бессознательного. Воздействие на психологию искусства: психологизма, выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания (В.Вундт, последователи А.А.Потебни); антипсихологизма, отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта (формальной школы, структурализма).

Основные концепции: психологическая концепция З.Фрейда (1856-1939), разработка новой «археологию личности», гипотеза об основе любых форм человеческой активности - стремление к удовольствию. Работы З.Фрейд «Леонардо да Винчи» и «Достоевский и отцеубийствро». Сконцентрированность фрейдовского анализа на отыскании в художественных творениях знаков-символов, на психологии художественной личности, а не психологии художественного текста Концепция К.Юнга (1875-1961) - критика З.Фрейда за гипертрофию роли индивидуальных сексуальных комплексов в творчестве и деятельности отдельных личностей. Толкование психических комплексов в качестве архетипов, выступающих как всеобщие образы, формы, идеи, представляющие собой доопытные формы знания, бессознательные мыслеформы. Претворение коллективных образов в формах народного фантазирования и творчества (теория мифа). Доверие к бессознательному (по Юнгу) - это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Психологические теории искусства - М.Пруста, Дж.Джойса, Д.Лоуренс, В.Вулф

Основные работы по психологии искусства Л.С.Выготский (1896-1934). Особенность художественно-психологического анализа Л.С.Выготского. Изучении разных аспектов психологии художественного текста - произведение литературы, музыки, изобразительного искусства - как образование, воплотившее угасающий в нем творческий процесс и предопределяющее характер воздействия данного произведения. Механизмы художественного смыслообразования, теория катарсиса в искусстве Л.С.Выготского.

Психология искусства о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей.

Основная литература

1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.

3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.

4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

5. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

6. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.

7. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.

8. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.

9. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.

10. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.

11. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.

12. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

13. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.

Дополнительная литература

1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001. - (Психология и культура).

2. Арт-терапия /Сост. и общая редакция А.И.Копытина. - СПб: Питер, 2001.

3. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. - Калинингад: Янтар.сказ, 1999.

4. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб.заведений, фак. педагогики и психологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.

6. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.

  1. Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.311-394.
  2. Кузин В.С. Психология. Учебник. - 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Высшая школа, 1999.
  3. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  4. Мелик-Пашаев А.А. Творчество художника и вопросы акмеологии // Искусство в школе. - 1995. - № 4. - С.27-30.
  5. Панов В.И. Экопсихологический аспект проявления и развития одаренности детей//Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: Материалы Северо-Западной региональной научно-практической конференции 23-24 марта 2011 года /Под ред. В.Л. Ситникова, В.Н. Виноградова, Е.Е. Туник. – СПб: АППО, 2011. – С. 114-119.

12. Практикум по арт-терапии /Под ред. А.И.Копытина. - СПб: Питер, 2001.

  1. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999.
  2. Туник Е.Е. Тест Е.Торренса: диагностика креативности. Методическое руководство. – СПб: ГП «ИМАТОН», 2004. – 191 с.
  3. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Достоевский и отцеубийство // Его же. Художник и фантазирование. - М., 1995.
  4. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М., 1996.

17. Юркевич В.С. Основные направления работы с одаренными детьми //Одаренные дети - достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007 г.). – М.: ООО «АЛВИАН», 2007. – С.6-8.

18. Яковлев Е.Г. Художник: Личность и творчество // Эстетика. - М.: 1999. - С. 132-291.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: