1.8.1 Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.
3. Немов Р.С. Психология. Кн. Ш. Психология образования. - М., 2009.
4. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
5. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
6. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
7. Синкевич И.А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развития школьников // Психология обучения. – М., 2009. - № 9 октябрь. – С. 44-56.
8. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.
9. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
10. Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
11. Синкевич И.А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств // Психология обучения. – М., 2011. - № 7 июль. – С. 5-16.
12. Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
|
13. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
14. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.
15. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html.
Дополнительная литература
1. Алексеева В. Самое важное, не невидимое (религия и искусство в школе) // Искусство в школе. - 1999. - № 2. - С. 48-50.
2. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001. - (Психология и культура).
3. Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. - Мурманск: МГПИ, 2000.
4. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. - Калинингад: Янтар.сказ, 1999.
5. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб.заведений, фак. педагогики и психологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
6. Ванслов В.В. Что такое искусство. - М.: Изобр. искусство, 1988.
7. Вернадский В.И Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989.
8. Ветлугина Н.А. Ребенок и художественное творчество. - М.: Просвещение, 1989.
9. Ветрова Т. Когда мы думаем стихами // Искусство в школе. - 1999. - № 3. - С. 3-9.
10. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990.
|
11. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратной связи» // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - С. 191 - 213.
12. Воронкова Л.П. В поисках истины и красоты. (Культурология П.А.Флоренского). - М., 1992.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
14. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
15. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Сов. писатель, 1988.
16. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.
17. Гмызина Э.В. Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000.
18. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т.1. - М.: Мир, 1996.
19. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. -М.: Магистр, 1993.
20. Давыдова М. Комплексное использование различных видов искусств на уроках чтения // Искусство в школе. - 1996. - № 1. - С. 34.
21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
22. Дьяченко О.М., Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А.Венгера. - М.: ИНТОР, 1996. - С.78-89.
23. Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства. - М.: ГИТИС, 1995.
24. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.
25. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
26. Изобразительное искусство и художественный труд (I-4 классы): Книга для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. - М.: Просвещение, 1991.
|
27. Кабкова Е.П. Музыкальное развитие школьников // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. - С.126-133.
28. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств - основа содержания предметов эстетического цикла (из опыта работа) // Искусство в школе. - 1997. - № 5. - С. 44- 45.
29. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство эстетического и нравственного развития школьников // Начальная школа. - 1990. - № 8. - С. 24 - 28.
30. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. - М., 1995.
31. Колупаев Г.П., Клюжев В.М., Лакосина Н.Д., Журавлев Г.П. Экспедиция в гениальность. - М.: Новь, 1999.
32. Коротеева Е. Связь музыки и живописи в развитии художественно-образного мышления школьников // Искусство в школе. - 1996. - № 1. - С. 35- 38.
33. Кошмина И. Как начать работу по введению духовной музыки в школе // Искусство в школе. - 1995. - № 4. - С. 59- 60.
34. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 1999.
35. Коэн В. Метод «музыкальных зеркал» // Искусство в школе. - 1999. - № 4. - С. 14-16.
36. Кравцов С.П. Мир глазами волшебника // Начальная школа. - 1992. - № 5-6. - С.57 - 59.
37. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. -М.: Институтт практической психологии, 1998.
38. Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.311-394.
39. Кузин В.С. Психология. Учебник. - 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Высшая школа, 1999.
40. Кузнецова М. Танец - пластический образ эпохи // Искусство в школе. - 1999. - № 4. - С.52.
41. Куриленко Л.В. Взаимосвязь уроков музыки и чтения как важнейшее условие гармоничного развития учебно-познавательной деятельности первоклассников // Начальная школа. - 1994. - № 4. - С. 21-24.
42. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
43. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
44. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
45. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
46. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
47. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусство // Искусство в школе. - 1999. - № 4. - С. 3-6.
48. Мелик-Пашаев А.А. О психологическом облике художника // Искусство в школе. - 1991, № 3. - С.51.
49. Мелик-Пашаев А.А. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. - 1996. - № 4. - С. 30- 35.
50. Мелик-Пашаев А.А. Творчество художника и вопросы акмеологии // Искусство в школе. - 1995. - № 4. - С.27-30.
51. Мелик-Пашаев А.А. Цвет как выразительное средство в изобразительной деятельности детей // Искусство в школе. - 1992. - № 3-4. - С.7-13.
52. Мелик-Пашаев А.А. Что значит «быть поэтом»? // Искусство в школе. - 1999. - № 1. - С.47-55.
53. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. - М.: Искусство в школе, 1995.
54. Недумова М.А. «Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир» // Начальная школа. - 1999. - № 6. - С. 84-86.
55. Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: УРАО, 2000.
56. Николаева Е. Музыкальные и музыкально-педагогические воззрения в русских народных пословицах и загадках // Искусство в школе. - 1999. - № 3. - С. 16-21.
57. Новлянская З.Н. Освоение художественной формы на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 1.
58. Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калинингад: Янтар.сказ, 1999.
59. Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями искусства // Начальная школа. - 1997. - № 11. - С. 23.
60. Педагогика искусств в творческих поисках: Сб. материалов Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». - М. - Самара, 1996.
61. Педагогика творчества: Сб тезисов докладов VII международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество» - СПб: СПбГТУ, 2000.
62. Пеня Т.Г. Комплекс искусств в формировании художественно-творческих способностей учащихся // Начальная школа. - 1987. - № 3. - С.75-80.
63. Пеня Т.Г. Театрально-творческое развитие // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. - С.72-93.
64. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: ВЛАДОС, 1997.
65. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999.
66. Печко Л.П. Искусство как среда эстетического развития в школе // Эстетическая среда и развитие культуры личности: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: ИХО РАО, Елец: ЕГПИ, 1999. - С.71-81.
67. Платонов К.К. Занимательная психология. - СПб: Питер Пресс, 1997.
68. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
69. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И.Копытина. - СПб: Питер, 2001.
70. Психология детства в художественной литературе Х1Х -ХХ веков: Хрестоматия-практикум / Сост. и предисл. Г.А.Урунтаева, биогр. Очерки М.В.Наумлюк. - М.: Академия, 2001.
71. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999.
72. Развитие и диагностика способностей // Под ред. В.Н.Дружинина и В.В.Шадрикова. - М.: Наука, 1991.
73. Рождественская Н.В. Психология сценической деятельности // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - 653 -672.
74. Савенков А.И. Задачи для развития объемно-пространственного мышления школьников // Начальная школа. - 1998. - № 7. - С. 59.
75. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и Среда. (Природа - пространство - архитектура) 1-11 классы: Интегрированная программа полихудожественного развития. - М., 1995.
76. Савенкова Л.Г. Освоение художественной организации предметно-пространственной среды // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. - С.109-122.
77. Савенкова Л.Г. Предметно-пространственная художественная деятельность и среда как комплексный фактор полихудожественного развития личности // Когда все искусства вместе. - М., 1995. - С.85-107.
78. Сапогова Е.Е. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. - Тула: Приокское книжное издательство, 1995.
79. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А.Венгера. - М.: ИНТОР, 1996.
80. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 1999.
81. Станиславский К.С. Работа над образом и над собой // Полн.собр.соч.: В 8 т. - М., 1954. - Т.2.
82. Сухова Т.И. Литературно-творческое развитие // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. -С.51-71.
83. Сухова Т.И. Модальности полихудожественного литературно-речевого развития школьников // Когда все искусства вместе: Пособие для учителя. - М., 1995. - С.50-84.
84. Сухова Т.И. Полифоническое литературно-речевое развитие школьников // Комплексное полихудожественное развитие школьников. Вып. 3. - М., 1994. - С. 28-52.
85. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. Том I. - М., 1985.
86. Тихонов Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны» // Начальная школа. - 1995. - № 10. - С. 29-31.
87. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика) - М., 1993.
88. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. средн. и высш. учебн. заведений и работников дошк. учреждений. - М.: Академия, 1999. - С. 76-79.
89. Фаворова Ю.С. Культура и творчество. Курс лекций, тренинг и программа спецкурса: Учебное пособие. - Мурманск: МГПИ, 2001. - С.44-71.
90. Шарден Т. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.
91. Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. - 1999, № 4. - С.6-8.
92. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. - М.: Аквариум, 1997.
93. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. - М. - К.: ЗАО «Совершенство» - «Port-Royal», 1997.
94. Юнг К.Г. Духовная проблема современного человека // Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с анг. - СПб.: Универсальная книга, 1997.
95. Яковлев Е.Г Художник: Личность и творчество // Эстетика. - М.: 1999. - С. 132-291.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
· Педагогическая библиотека.
· https://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека
· https://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки
· https://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева
· https://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ
· www.//flogiston.ru