№ п/п | Перечень вопросов | Формируемые компетенции |
ОПК-2, ПК-2,3,4,5,7 | ||
МОДУЛЬ 1. Введение в педагогическую деятельность | ||
Возникновение и становление профессии учителя | + | |
Профессия педагога и её значение в современном обществе | + | |
Гуманистическая направленность деятельности учителя | + | |
Сущность и структура педагогической деятельности | + | |
Характеристика видов и функций педагогической деятельности | + | |
Профессионально-ценностные характеристики педагогической деятельности | + | |
Профессионально-значимые качества личности педагога и их влияние на уровень реализации педагогической деятельности | + | |
Структура профессиональных способностей педагога | + | |
Понятие и структура профессиональной компетентности педагога | + | |
Содержание теоретической готовности педагога | + | |
Содержание практической готовности педагога | + | |
Нравственно-психологический образ педагога. Требования к современному педагогу | + | |
Общая и профессиональная культура педагога | + | |
Профессионально-педагогическая культура и её структура | + | |
Педагогическое мастерство учителя | + | |
Театральная педагогика в деятельности учителя | + | |
Речевое искусство педагога | + | |
Сущность и содержание педагогического мастерства и творчества | + | |
Сущность и значение общения в профессиональной деятельности педагога | + | |
Стили общения и стили педагогического руководства | + | |
Этика профессиональной деятельности учителя | + | |
Педагогический такт и его сущность | + | |
Условия и источники педагогического творчества | + | |
Этика педагогического конфликта | + | |
Правовая основа профессиональной деятельности учителя | + | |
Система непрерывного педагогического образования | + | |
Общая характеристика ФГОС ВПО, содержание основных положений документа | + | |
Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога | + | |
Самообразование и самовоспитание как формы профессионального развития педагога | + | |
Профессиональное развитие педагога, его движущие силы | + | |
Имидж и карьера педагога | + |
№ п/п | Перечень вопросов | Формируемые компетенции |
ОПК-2, ПК-2,3,4,5 | ||
МОДУЛЬ 2. Общие основы педагогики | ||
Становление педагогики как науки. | + | |
Аксиологические основы педагогики: понятие о ценностях, классификация педагогических ценностей. | + | |
Объект, предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики. | + | |
Взаимодействие педагогики с другими науками. | + | |
Система педагогических наук. | + | |
Понятие о педагогической антропологии и её роли в повышении эффективности педагогического процесса | + | |
Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. | + | |
Движущие силы развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности. | + | |
Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности. | + | |
Роль деятельности и общения в развитии личности. | + | |
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Мотивы и структура самовоспитания. | + | |
Сущность образования как педагогической категории. | + | |
Образование как процесс и результат педагогической деятельности. | + | |
Генезис образования как социального явления. | + | |
Российские и международные документы по образованию. | + | |
Понятие о методологии педагогической науки. | + | |
Методологические принципы научно-педагогического исследования. | + | |
Теоретические методы педагогического исследования. | + | |
Эмпирические методы педагогического исследования. | + | |
Структура педагогического исследования. | + |
Семестр (зачет)
№ п/п | Перечень вопросов | Формируемые компетенции |
ОПК-2, ПК-4 | ||
МОДУЛЬ 5. История педагогики и образования | ||
Предмет и задачи курса «История педагогики и образования». | + | |
Педагогика первобытного общества | + | |
Педагогика Древнего Востока | + | |
Педагогика Античного Общества | + | |
Педагогика в Средние Века и в Эпоху Возрождения (V-XVII вв.) | + | |
Основные периоды развития образования в Древней Руси | + | |
Особенности семейного воспитания. «Домострой» как образец педагогического мышления | + | |
Организация первых школ на Руси, содержание и методы работы в них | + | |
Я. А. Коменский о роли образования в формировании личности. Содержание образования | + | |
Дидактические принципы Я. А. Коменского. Анализ книги «Великая дидактика» | + | |
Эпоха Просвещения в истории педагогики и образования. Выдающиеся мыслители и политические деятели Просвещения об образовании | + | |
Социально-политические и философские взгляды Дж. Локка. Концепция воспитания джентльмена. Педагогический анализ работы «Мысли о воспитании» | + | |
Жизнь и педагогическая деятельность Ж.–Ж. Руссо. Социально-политические и философские взгляды Руссо. Теория естественного и свободного воспитания. Педагогический анализ романа «Эмиль или о воспитании» | + | |
Этапы жизни и педагогической деятельности И. Песталоцци. Теория элементарного образования И. Песталоцци. Основные идеи развивающего обучения | + | |
Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега. Правила развивающего и воспитывающего обучения | + | |
Просветительные реформы в XVIII — первой половине XIX вв. Начало организации государственной системы образования | + | |
Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в. России и его представители | + | |
Педагогическая концепция ненасильственной педагогики Л.Н. Толстого | + | |
Идея народного воспитания — основа педагогической системы К.Д.Ушинского (на материале работы «О народности в общественном воспитании») | + | |
Ушинский К. Д. о роли труда в психическом и воспитательном значении для ребенка | + | |
Дидактические идеи К.Д.Ушинского. Ушинский о методах обучения и воспитания | + | |
Реформирование системы народного образования в послереволюционной России. Основные документы об образовании | + | |
Школьная политика и педагогическая мысль в России середины XX в. | + | |
Первые опыты коллективного воспитания в педагогической деятельности А. С. Макаренко. Методы коллективного воспитания. Личность и коллектив. Современная критика педагогических взглядов А. Макаренко | + | |
Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского, Сухомлинский о коллективе как условии для развития личности. Межличностное общение в коллективе. Коллективная общественно-трудовая деятельность | + | |
Российская школа и педагогика в период реформации образования (конец XX - XXI вв.) | + | |
Зарубежная школа и педагогика XX в. Основные педагогические течения | + | |
Современная педагогика в России и за рубежом. Основные направления развития педагогической мысли | + |
№ п/п | Перечень вопросов | Формируемые компетенции |
ОПК-2, ПК-3,4,5,7 | ||
МОДУЛЬ 4. Теория и методика воспитания | ||
Характеристика воспитания как процесса целенаправленного формирования личности. Цели и задачи воспитания. | + | |
Закономерности процесса воспитания. | + | |
Системный подход к рассмотрению воспитательного процесса. Принципы воспитания. | + | |
Воспитание базовой культуры личности. | + | |
Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. | + | |
Характеристика методов формирования сознания личности. | + | |
Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. | + | |
Характеристика методов стимулирования, мотивации деятельности и поведения личности | + | |
Характеристика методов контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании | + | |
Критерии оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания | + | |
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития и воспитания личности | + | |
Система семейного воспитания. Методы и правила семейного воспитания | + | |
Взаимодействие семьи, образовательных и культурно-просветительских учреждений в воспитании личности | + | |
Признаки и структура коллектива | + | |
Динамика и этапы развития детского коллектива | + | |
Динамика развития «малой группы» по Л.И. Уманскому, А.В. Петровскому и др. | + | |
Педагогическое руководство процессом формирования коллектива | + | |
Проблема взаимоотношения коллектива и личности | + | |
Авторитет и лидерство в детском коллективе. Проблема лидерства в современных общественных условиях воспитания | + | |
Диагностика, прогнозирование и проектирование воспитательного процесса | + | |
Содержание воспитания в современной школе | + | |
Основные проблемы воспитания в современных образовательных учреждениях | + | |
Назначение классного руководителя в современной школе. Функции, должностные обязанности и права | + | |
Содержание деятельности классного руководителя | + | |
Планирование работы классного руководителя. Назначение и функции плана. Требования к планированию | + | |
Работа классного руководителя с родителями учащихся. Основные задачи. Формы работы с родителями | + | |
Виды и структура плана воспитательной работы | + | |
Особенности организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС | + | |
Воспитательная система класса – как сложное социально-педагогическое явление | + | |
Воспитательная система класса и ее основные компоненты | + | |
Этапы развития воспитательной системы, критерии оценки | + | |
Сущность и задачи педагогической диагностики личности и коллектива. | + | |
Характеристика форм воспитательной работы | + | |
Технология подготовки и проведения воспитательных дел по Н.Е. Щурковой, И.П. Иванову и др. | + | |
Классный час в системе работы классного руководителя (воспитателя) | + |
Семестр (экзамен)
№ п/п | Перечень вопросов | Формируемые компетенции |
ОПК-2, ПК-2,3,4,6 | ||
МОДУЛЬ 5. Теория обучения | ||
Понятие и функции обучения. | + | |
Основные концепции обучения. | + | |
Гносеологические основы процесса обучения. | + | |
Движущие силы и закономерности процесса обучения. | + | |
Системный подход к рассмотрению процесса обучения. Структура учебного процесса. | + | |
Понятие закономерности обучения Характеристика основных законов и закономерностей обучения. | + | |
Понятие принципа обучения. Основные принципы и правила реализации принципов педагогического процесса. | + | |
Сущность процесса обучения. | + | |
Виды обучения и их характеристика. | + | |
Назначение и структура деятельности преподавателя. | + | |
Деятельность обучающихся в процессе обучения. | + | |
Сущность содержания образования. Исторический характер содержания образования. | + | |
Характеристика федерального государственного образовательного стандарта и его компонентов. Отражение в нем потребностей общества и личности в образовании. | + | |
Основные положения ФГОС ОО | + | |
Учебный план образовательного учреждения. Его сущность, структура. | + | |
Основные теории формирования содержания образования. | + | |
Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС | + | |
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. | + | |
Требования к разработке основной образовательной программы общеобразовательной организации в условиях ФГОС | + | |
Учебные программы. Структура и способы изложения учебного материала в программах. | + | |
Учебник, его основные функции и структура. Учебные пособия. | + | |
Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Классификация методов обучения. | + | |
Характеристика методов обучения по источнику получения знаний. | + | |
Характеристика методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности обучающихся. | + | |
Характеристика методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения. | + | |
Средства обучения. Выбор методов и средств обучения. | + | |
Понятие форм обучения и форм организации обучения. Генезис форм обучения. | + | |
Формы организации учебного процесса. Урок как основная форма организации учебной работы. | + | |
Типология и структура уроков. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе. | + | |
Структура современного урока на основе системно-деятельностного подхода | + | |
Диагностика качества обучения | + | |
Виды, формы и методы контроля | + | |
№ п/п | Перечень вопросов | Формируемые компетенции ОПК-2, ПК-2,3,4,7 |
МОДУЛЬ 6. Основы вожатской деятельности | ||
Темы эссе | ||
Детство – это лучшая пора | + | |
Когда детский лагерь – самое лучшее место на земле | + | |
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (Aнтуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц») | + | |
«Слова только мешают понимать друг друга» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц») | + | |
«Когда даёшь себя приручить, иногда случается и плакать» (Антуан Де Сент- Экзюпери «Маленький принц») | + | |
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» (А.С. Макаренко) | + | |
«Чтобы изменить людей, их надо любить» (И. Песталоцци) | + | |
«Учатся у тех, кого любят» (И. Гете) | + | |
«Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» (Э. Бомбек) | + | |
«Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя» (В. А. Сухомлинский) | + | |
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж.-Ж. Руссо) | + | |
Как я могу помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера? | + | |
Как я могу помочь детям справляться со своими страхами и стрессом? | + | |
Дети и социальные сети | + | |
«Как вести за собой» (А.Н. Лутошкин) | + | |
5 семестр | ||
№ п/п | Перечень вопросов | Формируемые компетенции ОПК-2, ПК-2,3,4,7 |
МОДУЛЬ 7. Педагогические технологии | ||
Педагогическая технология как научная дисциплина | + | |
Научные основы педагогических технологий | + | |
Методологические подходы к образовательному процессу | + | |
Технология, педагогическая техника, мастерство | + | |
Основные качества современных педагогических технологий | + | |
Специфические черты и признаки технологии обучения | + | |
Классификация педагогических технологий | + | |
Основные характеристики технологий (описание, анализ, экспертиза) | + | |
Современное традиционное обучение | + | |
Педагогика сотрудничества | + | |
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили | + | |
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) | + | |
Игровые технологии | + | |
Интерактивные технологии | + | |
Проблемное обучение | + | |
Технология современного проектного обучения | + | |
Технология программированного обучения | + | |
Технологии модульного обучения | + | |
Педагогика свободы Л.Н. Толстого | + | |
Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) | + | |
Технология саморазвития (М. Монтессори) | + | |
Система развивающего обучения Л.В. Занкова | + | |
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова | + | |
Технология коллективного воспитания А.С. Макаренко | + | |
Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова | + | |
Технология дистанционного обучения | + | |
Технология портфолио | + | |
Понятие, сущность, виды педагогических задач | + | |
Проектирование и процесс решения педагогических задач | + |
Перечень вопросов | ОПК-2, ПК-5 |
МОДУЛЬ 8. Социальная педагогика | |
Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности | + |
Категории и принципы социальной педагогики | + |
Понятие, сущность и составляющие процесса социализации | + |
Воспитание и социальное воспитание. Личностный подход в социальном воспитании | + |
Факторы социализации. Мегафакторы и макрофакторы | + |
Факторы социализации. Мезофакторы и микрофакторы | + |
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребёнка | + |
Основные функции семьи | + |
Социальный статус семьи и её типология | + |
Нормативно-правовая база по защите прав семьи | + |
Семейное воспитание | + |
Социально-педагогическая деятельность с семьей | + |
Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения | + |
Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя, наркотических средств | + |
МОДУЛЬ 9. Нормативно-правовое обеспечение образования | ||
«Нормативно-правовое обеспечение образования» как педагогическая дисциплина. Объект, предмет, цели и задачи курса | ОПК-2, ПК-3,7 + | |
Нормативно-правовое обеспечение дальнейшей модернизации образования в РФ. | + | |
Федеральное законодательство РФ, регулирующее отношения в области общего и профессионального образования | + | |
Характеристика Национальной Доктрины развития образования России на период до 2025г. | + | |
Краткая характеристика ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» | + | |
Сравнительная характеристика ФЗ «Об образовании» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» | + | |
Законодательство Республики Алтай, регулирующее отношения в области общего и профессионального образования | + | |
Устав как основной документ образовательного учреждения, его структура и содержательная характеристика | + | |
Трудовой договор как основной документ, регулирующий трудовые отношения | + | |
Характеристика локальной нормативно-правовой базы общеобразовательного учреждения | + | |
Конвенция о правах ребенка как основной международный документ по защите детства | + | |
ФЗ «Об образовании в РФ» о субъектах образовательного процесса | + | |
Характеристика учебно-методической документации общеобразовательного учреждения | + | |
Характеристика финансово-хозяйственной документации общеобразовательного учреждения | + | |
Конвенция Международной организации труда как основополагающий документ, регулирующий и регламентирующий трудовые отношения | + | |
Федеральный государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по ФЗ «Об образовании в РФ» | + | |
Правовое образование и правовое воспитание обучающихся | + | |
Правовая культура педагогических и руководящих работников, понятие и содержание | + | |
Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических и руководящих работников | + | |
Охрана труда и техника безопасности в образовательном учреждении: нормативно-правовое регулирование | + | |
Санитарно-гигиенические требования и их нормативно-правовое обеспечение | + | |
ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» как основной документ, регулирующий отношения в сфере высшего профессионального образования | + | |
Порядок проведения конкурсных выборов на вакантные должности в системе образования | + | |
Правовые компетенции органов коллегиального управления образовательных учреждений | + | |
Типовое положение об учреждениях общего и профессионального образования | + | |
Основные положения Устава ГАГУ | + | |
Официально-деловой стиль в нормативно-правовой практике руководителя образовательного учреждения | + |
Семестр (экзамен)
№ п/п | Перечень вопросов | Формируемые компетенции |
ОПК-2, ПК-3,7 | ||
МОДУЛЬ 10. Управление образовательными системами | ||
«Управление образовательными системами» как педагогическая дисциплина. Предмет, цели и задачи курса | + | |
Образовательное учреждение как система и объект управления | + | |
Характеристика основных функций управления образовательными системами | + | |
Характеристика аналитической функции управления | + | |
Органы коллегиального управления общеобразовательного учреждения, их структура и компетенции | + | |
Должностные функции руководителя образовательного учреждения | + | |
Компетенции и ответственность администрации общеобразовательного учреждения | + | |
Культура управленческого труда: понятие и содержание | + | |
Планирование как функция управления. Виды планирования в общеобразовательном учреждении | + | |
Организация деятельности педагогического коллектива | + | |
Мотивация как специфическая функция управления | + | |
Контроль в общеобразовательном учреждении: цели, задачи и порядок осуществления. | + | |
Характеристика объектов и субъектов контроля в общеобразовательном учреждении | + | |
Стимулирование как управленческая функция. Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий | + | |
Стили управления | + | |
Личностные и профессионально значимые компетенции руководителя современного образовательного учреждения | + | |
Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения | + | |
Государственная регистрация, лицензирование и государственная аккредитация общеобразовательного учреждения | + | |
Действия директора по обеспечению охраны труда в образовательном учреждении | + | |
Организация мониторинга педагогического процесса и деятельности учреждения | + | |
Методики и технологии планирования и рационального использования рабочего времени руководителя | + | |
Принципы создания и деятельности органов самоуправления образовательного учреждения | + | |
Должностные функции заместителей директора общеобразовательного учреждения | + | |
Квалификационные требования, предъявляемые к руководящим должностям в сфере образования | + | |
Действия директора общеобразовательного учреждения по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта и новых образовательных технологий | + | |
Порядок предоставления платных образовательных услуг | + | |
Работа директора образовательного учреждения с нормативно-правовыми актами сферы образования и трудовым законодательством РФ | + | |
Управленческие конфликты: причины и пути их разрешения | + | |
Действия директора по созданию нормативно-правового пространства общеобразовательного учреждения | + | |
Номенклатура дел общеобразовательного учреждения как объект управленческой деятельности | + | |
Распределение обязанностей между членами администрации. Делегирование управленческих полномочий | + | |
Система повышения квалификации работников ОУ | + | |
Система работы руководителя общеобразовательного учреждения с кадрами. | + | |
Профессиональная этика руководителя образовательного учреждения | + | |
Порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения | + | |
Актуальные проблемы управления современным образовательным учреждением | + |