№ п/п
| Перечень вопросов
| Формируемые компетенции
|
ОПК-2, ПК-2,3,4,5,7
|
МОДУЛЬ 1. Введение в педагогическую деятельность
|
| Возникновение и становление профессии учителя
| +
|
| Профессия педагога и её значение в современном обществе
| +
|
| Гуманистическая направленность деятельности учителя
| +
|
| Сущность и структура педагогической деятельности
| +
|
| Характеристика видов и функций педагогической деятельности
| +
|
| Профессионально-ценностные характеристики педагогической деятельности
| +
|
| Профессионально-значимые качества личности педагога и их влияние на уровень реализации педагогической деятельности
| +
|
| Структура профессиональных способностей педагога
| +
|
| Понятие и структура профессиональной компетентности педагога
| +
|
| Содержание теоретической готовности педагога
| +
|
| Содержание практической готовности педагога
| +
|
| Нравственно-психологический образ педагога. Требования к современному педагогу
| +
|
| Общая и профессиональная культура педагога
| +
|
| Профессионально-педагогическая культура и её структура
| +
|
| Педагогическое мастерство учителя
| +
|
| Театральная педагогика в деятельности учителя
| +
|
| Речевое искусство педагога
| +
|
| Сущность и содержание педагогического мастерства и творчества
| +
|
| Сущность и значение общения в профессиональной деятельности педагога
| +
|
| Стили общения и стили педагогического руководства
| +
|
| Этика профессиональной деятельности учителя
| +
|
| Педагогический такт и его сущность
| +
|
| Условия и источники педагогического творчества
| +
|
| Этика педагогического конфликта
| +
|
| Правовая основа профессиональной деятельности учителя
| +
|
| Система непрерывного педагогического образования
| +
|
| Общая характеристика ФГОС ВПО, содержание основных положений документа
| +
|
| Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога
| +
|
| Самообразование и самовоспитание как формы профессионального развития педагога
| +
|
| Профессиональное развитие педагога, его движущие силы
| +
|
| Имидж и карьера педагога
| +
|
№ п/п
| Перечень вопросов
| Формируемые компетенции
|
ОПК-2, ПК-2,3,4,5
|
МОДУЛЬ 2. Общие основы педагогики
|
| Становление педагогики как науки.
| +
|
| Аксиологические основы педагогики: понятие о ценностях, классификация педагогических ценностей.
| +
|
| Объект, предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики.
| +
|
| Взаимодействие педагогики с другими науками.
| +
|
| Система педагогических наук.
| +
|
| Понятие о педагогической антропологии и её роли в повышении эффективности педагогического процесса
| +
|
| Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
| +
|
| Движущие силы развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности.
| +
|
| Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности.
| +
|
| Роль деятельности и общения в развитии личности.
| +
|
| Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Мотивы и структура самовоспитания.
| +
|
| Сущность образования как педагогической категории.
| +
|
| Образование как процесс и результат педагогической деятельности.
| +
|
| Генезис образования как социального явления.
| +
|
| Российские и международные документы по образованию.
| +
|
| Понятие о методологии педагогической науки.
| +
|
| Методологические принципы научно-педагогического исследования.
| +
|
| Теоретические методы педагогического исследования.
| +
|
| Эмпирические методы педагогического исследования.
| +
|
| Структура педагогического исследования.
| +
|
№ п/п
| Перечень вопросов
| Формируемые компетенции
|
ОПК-2, ПК-4
|
МОДУЛЬ 5. История педагогики и образования
|
| Предмет и задачи курса «История педагогики и образования».
| +
|
| Педагогика первобытного общества
| +
|
| Педагогика Древнего Востока
| +
|
| Педагогика Античного Общества
| +
|
| Педагогика в Средние Века и в Эпоху Возрождения (V-XVII вв.)
| +
|
| Основные периоды развития образования в Древней Руси
| +
|
| Особенности семейного воспитания. «Домострой» как образец педагогического мышления
| +
|
| Организация первых школ на Руси, содержание и методы работы в них
| +
|
| Я. А. Коменский о роли образования в формировании личности. Содержание образования
| +
|
| Дидактические принципы Я. А. Коменского. Анализ книги «Великая дидактика»
| +
|
| Эпоха Просвещения в истории педагогики и образования. Выдающиеся мыслители и политические деятели Просвещения об образовании
| +
|
| Социально-политические и философские взгляды Дж. Локка. Концепция воспитания джентльмена. Педагогический анализ работы «Мысли о воспитании»
| +
|
| Жизнь и педагогическая деятельность Ж.–Ж. Руссо. Социально-политические и философские взгляды Руссо. Теория естественного и свободного воспитания. Педагогический анализ романа «Эмиль или о воспитании»
| +
|
| Этапы жизни и педагогической деятельности И. Песталоцци. Теория элементарного образования И. Песталоцци. Основные идеи развивающего обучения
| +
|
| Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега. Правила развивающего и воспитывающего обучения
| +
|
| Просветительные реформы в XVIII — первой половине XIX вв. Начало организации государственной системы образования
| +
|
| Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в. России и его представители
| +
|
| Педагогическая концепция ненасильственной педагогики Л.Н. Толстого
| +
|
| Идея народного воспитания — основа педагогической системы К.Д.Ушинского (на материале работы «О народности в общественном воспитании»)
| +
|
| Ушинский К. Д. о роли труда в психическом и воспитательном значении для ребенка
| +
|
| Дидактические идеи К.Д.Ушинского. Ушинский о методах обучения и воспитания
| +
|
| Реформирование системы народного образования в послереволюционной России. Основные документы об образовании
| +
|
| Школьная политика и педагогическая мысль в России середины XX в.
| +
|
| Первые опыты коллективного воспитания в педагогической деятельности А. С. Макаренко. Методы коллективного воспитания. Личность и коллектив. Современная критика педагогических взглядов А. Макаренко
| +
|
| Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского, Сухомлинский о коллективе как условии для развития личности. Межличностное общение в коллективе. Коллективная общественно-трудовая деятельность
| +
|
| Российская школа и педагогика в период реформации образования (конец XX - XXI вв.)
| +
|
| Зарубежная школа и педагогика XX в. Основные педагогические течения
| +
|
| Современная педагогика в России и за рубежом. Основные направления развития педагогической мысли
| +
|
№ п/п
| Перечень вопросов
| Формируемые компетенции
|
ОПК-2, ПК-3,4,5,7
|
МОДУЛЬ 4. Теория и методика воспитания
|
| Характеристика воспитания как процесса целенаправленного формирования личности. Цели и задачи воспитания.
| +
|
| Закономерности процесса воспитания.
| +
|
| Системный подход к рассмотрению воспитательного процесса. Принципы воспитания.
| +
|
| Воспитание базовой культуры личности.
| +
|
| Понятие о методах, приемах и средствах воспитания.
| +
|
| Характеристика методов формирования сознания личности.
| +
|
| Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
| +
|
| Характеристика методов стимулирования, мотивации деятельности и поведения личности
| +
|
| Характеристика методов контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
| +
|
| Критерии оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
| +
|
| Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития и воспитания личности
| +
|
| Система семейного воспитания. Методы и правила семейного воспитания
| +
|
| Взаимодействие семьи, образовательных и культурно-просветительских учреждений в воспитании личности
| +
|
| Признаки и структура коллектива
| +
|
| Динамика и этапы развития детского коллектива
| +
|
| Динамика развития «малой группы» по Л.И. Уманскому, А.В. Петровскому и др.
| +
|
| Педагогическое руководство процессом формирования коллектива
| +
|
| Проблема взаимоотношения коллектива и личности
| +
|
| Авторитет и лидерство в детском коллективе. Проблема лидерства в современных общественных условиях воспитания
| +
|
| Диагностика, прогнозирование и проектирование воспитательного процесса
| +
|
| Содержание воспитания в современной школе
| +
|
| Основные проблемы воспитания в современных образовательных учреждениях
| +
|
| Назначение классного руководителя в современной школе. Функции, должностные обязанности и права
| +
|
| Содержание деятельности классного руководителя
| +
|
| Планирование работы классного руководителя. Назначение и функции плана. Требования к планированию
| +
|
| Работа классного руководителя с родителями учащихся. Основные задачи. Формы работы с родителями
| +
|
| Виды и структура плана воспитательной работы
| +
|
| Особенности организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС
| +
|
| Воспитательная система класса – как сложное социально-педагогическое явление
| +
|
| Воспитательная система класса и ее основные компоненты
| +
|
| Этапы развития воспитательной системы, критерии оценки
| +
|
| Сущность и задачи педагогической диагностики личности и коллектива.
| +
|
| Характеристика форм воспитательной работы
| +
|
| Технология подготовки и проведения воспитательных дел по Н.Е. Щурковой, И.П. Иванову и др.
| +
|
| Классный час в системе работы классного руководителя (воспитателя)
| +
|
№ п/п
| Перечень вопросов
| Формируемые компетенции
|
ОПК-2, ПК-2,3,4,6
|
МОДУЛЬ 5. Теория обучения
|
| Понятие и функции обучения.
| +
|
| Основные концепции обучения.
| +
|
| Гносеологические основы процесса обучения.
| +
|
| Движущие силы и закономерности процесса обучения.
| +
|
| Системный подход к рассмотрению процесса обучения. Структура учебного процесса.
| +
|
| Понятие закономерности обучения Характеристика основных законов и закономерностей обучения.
| +
|
| Понятие принципа обучения. Основные принципы и правила реализации принципов педагогического процесса.
| +
|
| Сущность процесса обучения.
| +
|
| Виды обучения и их характеристика.
| +
|
| Назначение и структура деятельности преподавателя.
| +
|
| Деятельность обучающихся в процессе обучения.
| +
|
| Сущность содержания образования. Исторический характер содержания образования.
| +
|
| Характеристика федерального государственного образовательного стандарта и его компонентов. Отражение в нем потребностей общества и личности в образовании.
| +
|
| Основные положения ФГОС ОО
| +
|
| Учебный план образовательного учреждения. Его сущность, структура.
| +
|
| Основные теории формирования содержания образования.
| +
|
| Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС
| +
|
| Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
| +
|
| Требования к разработке основной образовательной программы общеобразовательной организации в условиях ФГОС
| +
|
| Учебные программы. Структура и способы изложения учебного материала в программах.
| +
|
| Учебник, его основные функции и структура. Учебные пособия.
| +
|
| Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Классификация методов обучения.
| +
|
| Характеристика методов обучения по источнику получения знаний.
| +
|
| Характеристика методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности обучающихся.
| +
|
| Характеристика методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения.
| +
|
| Средства обучения. Выбор методов и средств обучения.
| +
|
| Понятие форм обучения и форм организации обучения. Генезис форм обучения.
| +
|
| Формы организации учебного процесса. Урок как основная форма организации учебной работы.
| +
|
| Типология и структура уроков. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе.
| +
|
| Структура современного урока на основе системно-деятельностного подхода
| +
|
| Диагностика качества обучения
| +
|
| Виды, формы и методы контроля
| +
|
№ п/п
| Перечень вопросов
| Формируемые компетенции
ОПК-2, ПК-2,3,4,7
|
МОДУЛЬ 6. Основы вожатской деятельности
|
Темы эссе
|
| Детство – это лучшая пора
| +
|
| Когда детский лагерь – самое лучшее место на земле
| +
|
| «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (Aнтуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
| +
|
| «Слова только мешают понимать друг друга» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
| +
|
| «Когда даёшь себя приручить, иногда случается и плакать» (Антуан Де Сент- Экзюпери «Маленький принц»)
| +
|
| «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» (А.С. Макаренко)
| +
|
| «Чтобы изменить людей, их надо любить» (И. Песталоцци)
| +
|
| «Учатся у тех, кого любят» (И. Гете)
| +
|
| «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» (Э. Бомбек)
| +
|
| «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя» (В. А. Сухомлинский)
| +
|
| «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж.-Ж. Руссо)
| +
|
| Как я могу помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера?
| +
|
| Как я могу помочь детям справляться со своими страхами и стрессом?
| +
|
| Дети и социальные сети
| +
|
| «Как вести за собой» (А.Н. Лутошкин)
| +
|
5 семестр
|
№ п/п
| Перечень вопросов
| Формируемые компетенции
ОПК-2, ПК-2,3,4,7
|
МОДУЛЬ 7. Педагогические технологии
|
| Педагогическая технология как научная дисциплина
| +
|
| Научные основы педагогических технологий
| +
|
| Методологические подходы к образовательному процессу
| +
|
| Технология, педагогическая техника, мастерство
| +
|
| Основные качества современных педагогических технологий
| +
|
| Специфические черты и признаки технологии обучения
| +
|
| Классификация педагогических технологий
| +
|
| Основные характеристики технологий (описание, анализ, экспертиза)
| +
|
| Современное традиционное обучение
| +
|
| Педагогика сотрудничества
| +
|
| Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
| +
|
| Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
| +
|
| Игровые технологии
| +
|
| Интерактивные технологии
| +
|
| Проблемное обучение
| +
|
| Технология современного проектного обучения
| +
|
| Технология программированного обучения
| +
|
| Технологии модульного обучения
| +
|
| Педагогика свободы Л.Н. Толстого
| +
|
| Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
| +
|
| Технология саморазвития (М. Монтессори)
| +
|
| Система развивающего обучения Л.В. Занкова
| +
|
| Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
| +
|
| Технология коллективного воспитания А.С. Макаренко
| +
|
| Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова
| +
|
| Технология дистанционного обучения
| +
|
| Технология портфолио
| +
|
| Понятие, сущность, виды педагогических задач
| +
|
| Проектирование и процесс решения педагогических задач
| +
|
МОДУЛЬ 9. Нормативно-правовое обеспечение образования
|
|
| «Нормативно-правовое обеспечение образования» как педагогическая дисциплина. Объект, предмет, цели и задачи курса
| ОПК-2, ПК-3,7
+
|
| Нормативно-правовое обеспечение дальнейшей модернизации образования в РФ.
| +
|
| Федеральное законодательство РФ, регулирующее отношения в области общего и профессионального образования
| +
|
| Характеристика Национальной Доктрины развития образования России на период до 2025г.
| +
|
| Краткая характеристика ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
| +
|
| Сравнительная характеристика ФЗ «Об образовании» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
| +
|
| Законодательство Республики Алтай, регулирующее отношения в области общего и профессионального образования
| +
|
| Устав как основной документ образовательного учреждения, его структура и содержательная характеристика
| +
|
| Трудовой договор как основной документ, регулирующий трудовые отношения
| +
|
| Характеристика локальной нормативно-правовой базы общеобразовательного учреждения
| +
|
| Конвенция о правах ребенка как основной международный документ по защите детства
| +
|
| ФЗ «Об образовании в РФ» о субъектах образовательного процесса
| +
|
| Характеристика учебно-методической документации общеобразовательного учреждения
| +
|
| Характеристика финансово-хозяйственной документации общеобразовательного учреждения
| +
|
| Конвенция Международной организации труда как основополагающий документ, регулирующий и регламентирующий трудовые отношения
| +
|
| Федеральный государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по ФЗ «Об образовании в РФ»
| +
|
| Правовое образование и правовое воспитание обучающихся
| +
|
| Правовая культура педагогических и руководящих работников, понятие и содержание
| +
|
| Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических и руководящих работников
| +
|
| Охрана труда и техника безопасности в образовательном учреждении: нормативно-правовое регулирование
| +
|
| Санитарно-гигиенические требования и их нормативно-правовое обеспечение
| +
|
| ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» как основной документ, регулирующий отношения в сфере высшего профессионального образования
| +
|
| Порядок проведения конкурсных выборов на вакантные должности в системе образования
| +
|
| Правовые компетенции органов коллегиального управления образовательных учреждений
| +
|
| Типовое положение об учреждениях общего и профессионального образования
| +
|
| Основные положения Устава ГАГУ
| +
|
| Официально-деловой стиль в нормативно-правовой практике руководителя образовательного учреждения
| +
|
№ п/п
| Перечень вопросов
| Формируемые компетенции
|
ОПК-2, ПК-3,7
|
МОДУЛЬ 10. Управление образовательными системами
|
| «Управление образовательными системами» как педагогическая дисциплина. Предмет, цели и задачи курса
| +
|
| Образовательное учреждение как система и объект управления
| +
|
| Характеристика основных функций управления образовательными системами
| +
|
| Характеристика аналитической функции управления
| +
|
| Органы коллегиального управления общеобразовательного учреждения, их структура и компетенции
| +
|
| Должностные функции руководителя образовательного учреждения
| +
|
| Компетенции и ответственность администрации общеобразовательного учреждения
| +
|
| Культура управленческого труда: понятие и содержание
| +
|
| Планирование как функция управления. Виды планирования в общеобразовательном учреждении
| +
|
| Организация деятельности педагогического коллектива
| +
|
| Мотивация как специфическая функция управления
| +
|
| Контроль в общеобразовательном учреждении: цели, задачи и порядок осуществления.
| +
|
| Характеристика объектов и субъектов контроля в общеобразовательном учреждении
| +
|
| Стимулирование как управленческая функция. Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий
| +
|
| Стили управления
| +
|
| Личностные и профессионально значимые компетенции руководителя современного образовательного учреждения
| +
|
| Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения
| +
|
| Государственная регистрация, лицензирование и государственная аккредитация общеобразовательного учреждения
| +
|
| Действия директора по обеспечению охраны труда в образовательном учреждении
| +
|
| Организация мониторинга педагогического процесса и деятельности учреждения
| +
|
| Методики и технологии планирования и рационального использования рабочего времени руководителя
| +
|
| Принципы создания и деятельности органов самоуправления образовательного учреждения
| +
|
| Должностные функции заместителей директора общеобразовательного учреждения
| +
|
| Квалификационные требования, предъявляемые к руководящим должностям в сфере образования
| +
|
| Действия директора общеобразовательного учреждения по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта и новых образовательных технологий
| +
|
| Порядок предоставления платных образовательных услуг
| +
|
| Работа директора образовательного учреждения с нормативно-правовыми актами сферы образования и трудовым законодательством РФ
| +
|
| Управленческие конфликты: причины и пути их разрешения
| +
|
| Действия директора по созданию нормативно-правового пространства общеобразовательного учреждения
| +
|
| Номенклатура дел общеобразовательного учреждения как объект управленческой деятельности
| +
|
| Распределение обязанностей между членами администрации. Делегирование управленческих полномочий
| +
|
| Система повышения квалификации работников ОУ
| +
|
| Система работы руководителя общеобразовательного учреждения с кадрами.
| +
|
| Профессиональная этика руководителя образовательного учреждения
| +
|
| Порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения
| +
|
| Актуальные проблемы управления современным образовательным учреждением
| +
|