Е. Инструкции для интервьюера




Следует продумать последовательные инструкции для интервьюера] пользованию анкеты. Обычно эти инструкции берутся в скобки и заглавными буквами. (см. примеры в Приложении.)

V. ПРОВЕДЕНИЕ ФОКУС-ГРУППЫ

А. Ход дискуссии

В любом интервью (качественном или количественном) – обсуждении в фокус-группе или интервью один на один - должна соблюдаться логическая последовательность вопросов. Так респондентам или участниками дискуссии легче сконцентрироваться на вопросах и следить за их ходом.

И на этот раз пусть здравый смысл будет вашим советчиком. Будьте готовы изменить порядок вопросов, если подготовленный заранее план] по какой-то причине не срабатывает.

Основные требования, которые определяют порядок работы в фокус - группе:

· Вопросы следуют в логическом порядке.

· Дискуссия должна быть организована так, чтобы у участников была возможность привыкнуть к окружающей обстановке, почувствовать себя комфортно при общении с модератором и другими участниками до н обсуждения.

· Участников следует подготовить к обмену мыслями, дать им понят предполагается открытое и честное участие каждого, - до того, как бу дут заданы наиболее существенные вопросы, на которые, как правило, отвечать труднее всего.

· Дискуссия завершается логично и вежливо.

При проведении фокус-группы выделяют пять этапов:

1. Вступление (20 минут в двухчасовой дискуссии)

Вступление нужно, чтобы расположить участников к беседе. Для этого оно должно быть организовано следующим образом:

Дайте возможность участникам сначала послушать вас и привыкнуть к вам, не вынуждая говорить их самих.

Дайте им понять, что исследование, в котором они принимают участие, является важным и что для модератора опыт и мысли участников очень ценны.

Объясните им, что работа в группе предполагает не оценку знаний каждого, а исследование проблемы, в котором каждый принимает участие, обмениваясь мыслями с другими и сообщая свои идеи и мнения модератору

Поясните, что в ходе обсуждения кто-то будет согласен с мнением других, кто-то не согласен, что на это будет влиять опыт каждого участника; что нет ни одного человека, который имел бы один и тот же опыт что для модератора очень важно знать, в какой момент тот или иной участник согласен или не согласен с выраженным мнением.

Представьте наблюдателей, если таковые есть, и объясните необходимость их присутствия. Объясните причину использования каких-либо технических средств, таких, например, как магнитофон.

Дайте участникам возможность представиться, представьте команду исследователей. Это позволит в какой-то мере разрядить обстановку.

1.Фоновые вопросы (15 минут)

2. Основные вопросы (1 час)

3. Дополнительные вопросы, относящиеся к делу, но менее важные (15 минут)

Такое распределение времени вполне логично: от обсуждения относительно простых вопросов, когда участники привыкают друг к другу фокус-группа перейдет к более сложным вопросам, когда участники уже более сконцентрированы и внимательны. Затем, когда все уже устанут, можно ответить на менее важные, но ценные вопросы. Большую часть времени вам необходимо выделить на основные вопросы.

5. Окончание дискуссии: (10 минут)

Во время обсуждения найдите время, чтобы просмотреть сценарий и убедиться, что все важные вопросы были заданы и на них были получены ответы. Если присутствуют наблюдатели, вы можете обсудить эту проблему с ними. Последние минуты посвятите упущенным вопросам или новым вопросам, которые могли появиться в ходе дискуссии. Поблагодарите участников за помощь и закончите дискуссию.

Б. Составление сценария дискуссии

Модератор, который будет вести дискуссию, должен составить сценарий с тщательно проработанными вопросами, которые необходимо задать. Такая запись дисциплинирует модератора, он принимает сознательное решение о порядке вопросов и их формулировках. Важно убедиться, что дискуссия будет протекать в логической последовательности, что вопросы сформулированы объективно.

Необходимо уделить время каждому конкретному вопросу и составлению общего сценария дискуссии - это поможет модератору лучше осознать

мать стоящие перед ним информационные задачи. Таким образом, во время дискуссии он будет стараться максимально их решить.

Всегда полезно попросить еще одного специалиста просмотреть сценарий, чтобы убедиться, что никакие ключевые вопросы или важные блоки не были упущены.

В. Работа модератора

Задача модератора заключается в том, чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями. Вот несколько советов, как это сделать. Соотнесите эти советы с культурными традициями, существующими в вашей стране. Не бойтесь экспериментировать, чтобы найти правильные решения.

· Очень важно быть хорошо подготовленным к дискуссии. Выучите сценарий наизусть. Если вы твердо знаете, какая именно информация вам нужна, вы будете более внимательно анализировать те сведения, которые получаете, и лучше взаимодействовать с участниками для получения нужной информации.

· Убедитесь в том, что участники удобно устроились. Подумайте, какие стулья, стол, освещение помогут создать уютную обстановку Вы можете предложить участникам закуски или напитки - это будет зависеть от времени проведения дискуссии.

· Обращайтесь к участникам вежливо и уважительно.

· Поощряйте обмен мнениями и дискуссию между самими участниками. Цель дискуссии в фокус-группе - создать атмосферу, способствующую проведению разговора, сконцентрированного на одной теме. Обсуждение в группе будет неполным, если участники будут обращаться только к модератору

· Помогайте участникам выслушать мнение других, не перебивая их, чтобы и модератор, и каждый из участников мог высказать свою точку зрения.

· Поощряйте всех участников к тому, чтобы они высказались по всем обсуждаемым вопросам. Вы не сможете выслушать мнение каждого по каждому поводу но не забывайте соблюдать баланс мнений. Если вы видите, что один или два человека начинают доминировать, надо очень вежливо перестроить их на выслушивание других мнений.

· Это можно сделать так «Благодарю вас за ваше желание поделиться с нами вашими мыслями. А сейчас хотелось бы услышать мнение других по этому вопросу». Если в группе есть один или два очень скромных человека, постарайтесь поощрить их к высказыванию своих мнений. Наблюдая за людьми внимательно, вы можете заметить, что они часто дают понять с помощью глаз или жестов, что у них тоже есть соображения по данному поводу Когда вы заметите это, попросите их поделиться со всеми своими мыслями.

· Во многих культурах контакт глазами является важным сигналом того, что вы обращаете внимание на человека, даже когда он молчит Если это присуще и вашей культуре, используйте такой прием, чтобы предоставить возможность высказаться всем желающим.

· Очень важным инструментом общения, в том числе и для вашего собственного самовыражения, может выступать язык тела. Например, если человек отклонился назад, во многих культурах это может служить сигналом его отделения от группы, несогласия с тем, что говорится. И наоборот, наклон вперед показывает вовлеченность и интерес к тому что происходит Вы должны внимательно следить за собой, поскольку ваши глаза и тело являются инструментом передачи информации и должны выражать ваш неподдельный интерес и уважение к тому о чем говорят люди.

· Следите за временем. Предварительно определите время, необходимое для каждого блока вопросов. Положите часы на стол рядом со сценарием и следите за временем. Если дискуссия начинает отклоняться в сторону своевременно переведите ее в нужное русло. Делайте это вежливо. Вы можете сказать следующее; «То, что вы говорите - очень интересно. И это напомнило мне об одном вопросе, который я хотел задать...» Затем задайте ваш вопрос.

· Обращайтесь к людям по именам. Это лучший способ продемонстрировать ваше внимание к ним. В некоторых случаях хорошо помогает использование именных карточек с указанием имени или имени и отчества. Если у вас это не принято, вы можете записать имена участников во время представления.

· В начале дискуссии очень важно обратить внимание участников на то, что различный опыт, которым они обладают, будет часто приводить к разногласиям между ними. Но в этом и состоит ценность дискуссии, поскольку вы пригласили сюда людей именно для обмена мыслями, опытом и мнениями по тем или иным вопросам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: